21 октября 2011 г. |
Дело N А72-5207/2011 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 21 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Юдкина А.А., Драгоценновой И.С.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Оразовой Ж.К.,
с участием в судебном заседании:
представителя Министерства экономики Ульяновской области - Минеевой О.А. (доверенность от 30.12.2010 N 48),
представитель открытого акционерного общества "Континент" - не явился, извещён надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2011 года в помещении суда апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Континент"
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 августа 2011 года по делу N А72-5207/2011 (судья Семенова М.А.),
принятое по заявлению открытого акционерного общества "Континент", г.Ульяновск,
к Министерству экономики Ульяновской области, г.Ульяновск,
об отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Континент" (ОГРН 1057325077479, ИНН 7325056369) (далее - ОАО "Континент", общество) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене постановления Министерства экономики Ульяновской области (далее - Министерство) от 30.06.2011 N 63-ц о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 100000 руб. в связи с малозначительностью правонарушения (л.д.2).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 23.08.2011 по делу N А72-5207/2011 в удовлетворении заявленных требований отказано (л.д.97-100).
В апелляционной жалобе общество просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт (л.д.107).
Министерство апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
На основании статей 156 и 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу по имеющимся в деле материалам и в отсутствие представителя общества, надлежащим образом извещенного о месте и времени судебного разбирательства.
В судебном заседании представитель министерства отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителя министерства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела, уведомлением от 13.05.2011 N 1116 ОАО "Континент" обязано явиться 27.05.2011 в 10 час 30 мин в Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области на составление протокола об административном правонарушении по факту нарушения Стандартов раскрытия информации, предусмотренных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140, за 2010 год и за 1 квартал 2011 года в сфере осуществления деятельности по производству тепловой энергии.
27.05.2011 в присутствии полномочного представителя общества заместителем директора Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области составлен протокол N 64-пр об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ; представителю общества разъяснены права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, в том числе частью 1 статьи 25.1 КоАП РФ (л.д.45-48).
27.05.2011 заместителем директора Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области вынесено два предписания об устранении обществом выявленных нарушений в срок до 15.06.2011 с предоставлением соответствующих доказательств исполнения требований предписаний в административный орган (согласно почтовым уведомлениям предписания от 27.05.2011 получены обществом 02.06.2011) (л.д.40, 41).
06.06.2011 директор Департамента административного обеспечения Министерства экономики Ульяновской области вынес определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, возбужденного в отношении общества по части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ (рассмотрение дела назначено на 30.06.2011 в 14 час 10 мин, о чем общество, согласно почтовому уведомлению (л.д.51), уведомлено 14.06.2011.
Постановлением от 30.06.2011 N 63-ц ОАО "Континент" привлечено к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в сумме 100000 руб. (л.д.52-55).
Общество, соглашаясь с фактом правонарушения, считает правонарушение малозначительным, в связи с чем, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд и просило суд применить статью 2.9 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, отказав в удовлетворении заявленных требований, правильно применил нормы материального права.
В силу пункта 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 АПК РФ).
Как видно из материалов дела, тариф на тепловую энергию на 2010 год, производимую ОАО "Континент", утвержден приказом Министерства от 24.02.2010 N 06-17 в размере 510 руб./Гкал (без учета НДС).
Тариф на тепловую энергию, поставляемую обществом потребителям, утвержден приказом Министерства экономики Ульяновской области от 11.11.2010 N 06-309 в размере 590 руб./Гкал (без учета НДС).
Таким образом, общество осуществляет регулируемый вид деятельности - производство тепловой энергии и является теплоснабжающей организацией, осуществляющей деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии.
В соответствии с пунктом 13 статьи 14 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" теплоснабжающие организации, теплосетевые организации обязаны раскрывать информацию в соответствии с утвержденными Правительством Российской Федерации стандартами раскрытия информации субъектами естественных монополий.
Свободный доступ к информации о регулируемых товарах и услугах обеспечивается теплоснабжающими организациями в соответствии со стандартами раскрытия информации, утвержденными Правительством Российской Федерации, путем ее опубликования в средствах массовой информации, включая сеть "Интернет", и предоставления информации на основании письменных запросов потребителей регулируемых товаров и услуг.
Состав и порядок раскрытия информации теплоснабжающими и теплосетевыми организациями установлен Стандартами раскрытия информации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2009 N 1140 (далее - Стандарты).
Требования к раскрытию указанной информации, в том числе к формам и срокам ее раскрытия, установлены пунктами 12-14, 15 Положения о порядке предоставления организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, информации, подлежащей свободному доступу, утвержденного приказом Министерства от 21.06.2010 N 06-65 (далее - Приказ от 21.06.2010 N 06-65).
Пунктом 11 Стандартов, установлено, что в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии раскрытию подлежит информация:
а) о ценах (тарифах) на регулируемые товары и услуги и надбавках к этим ценам (тарифам);
б) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемой деятельности);
в) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемых организаций и их соответствии государственным и иным утвержденным стандартам качества; г) об инвестиционных программах и отчётах об их реализации;
д) о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения;
е) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров и (или) оказание регулируемых услуг;
ж) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 21 Стандартов информация, указанная в пунктах 14-16 Стандартов раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 дней со дня сдачи годового бухгалтерского баланса в налоговые органы и должна соответствовать годовой бухгалтерской отчётности за отчетный год.
В соответствии с нормами статьи 15 Федерального закона от 21.11.1996 "О бухгалтерском учете", пунктом 5 приказа Минфина Российской Федерации от 06.07.1999 N 43н (ред. от 08.11.2010) "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99)" организации обязаны представлять годовую бухгалтерскую отчетность в течение 90 дней по окончании года.
В соответствии с пунктом 21 Стандартов, информация, указанная в пункте 18 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией ежеквартально.
Пунктом 15.3 Приказа от 21.06.2010 N 06-65 информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения раскрывается регулируемой организацией ежеквартально, в срок до 30 числа месяца следующего за последним месяцем отчётного квартала.
Пунктом 4 Стандартов установлено, что информация, подлежащая раскрытию в соответствии со Стандартами, размещается регулируемой организацией на выбранных ею сайтах в сети Интернет из числа указанных в подпункте "б" пункта 3 Стандартов и должна быть доступна в течение 5 лет.
В соответствии с пунктом 5 Стандартов в официальных печатных изданиях (со ссылкой на адрес сайта в сети Интернет, на котором информация размещается в полном объеме) подлежит опубликованию информация об инвестиционных программах и отчетах об их реализации, информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам регулируемых организаций, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение к системе теплоснабжения.
Согласно пункту 7 Стандартов регулируемые организации в течение 5 рабочих дней со дня опубликования информации в официальных печатных изданиях (размещения на сайте в сети Интернет) в соответствии с настоящим документом сообщают в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации (орган местного самоуправления), уполномоченный осуществлять контроль за соблюдением Стандартов раскрытия информации, о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации.
Таким образом, информация, подлежащая свободному доступу за 2010 год и за первый квартал 2011 года, должна была быть размещена ОАО "Континент" в срок до 30.04.2011:
1) на сайте в сети Интернет (п. 14-16, 18 Стандартов);
2) в официальных печатных изданиях (п. 16, 18 Стандартов).
ОАО "Континент" в срок не позднее 30.04.2011 должно было раскрыть информацию, указанную в пунктах 14-16, 18, 21 Стандартов, в сроки и порядке, установленные Приказом от 26.06.2010 N 06-65, на сайте в сети Интернет, из числа указанных в подпункте "б" пункта 3 Стандартов - в полном объеме, а также в печатном издании, из числа указанных в подпункте "а" пункта 3 Стандартов - перечисленных в пунктах 40, 51 Стандартов.
Кроме того, общество, в соответствии с пунктом 7 Стандартов, должно было сообщить в Министерство о раскрытии соответствующей информации с указанием официального печатного издания и (или) адреса сайта в сети Интернет, которые используются для размещения этой информации, в срок до 06.05.2011.
27.05.2011 ОАО "Континент" представлена газета "Ульяновская правда" (стр. 7, 8) от 25.05.2011 N 56 (23.033), содержащая сведения о раскрытии информации о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам.
Документального подтверждения, что обществом надлежащим образом раскрыта информация об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемых организаций, информация об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров, информация об инвестиционных программах, информация о наличии (отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам и услугам (в сети Интернет) не представлено.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод, что ОАО "Континент" нарушило установленные стандарты раскрытия информации о регулируемой деятельности теплоснабжающих организаций и форм её предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации теплоснабжающими организациями.
Довод заявителя о том, что Министерство не дало никаких разъяснений о том, как общество должно подавать информацию, является несостоятельным, поскольку Положение о порядке предоставления организациями коммунального комплекса и субъектами естественных монополий, осуществляющими деятельность в сфере оказания услуг по передаче тепловой энергии, информации, подлежащей свободному доступу, утвержденное приказом Министерства экономики Ульяновской области от 21.06.2010 N 06-65 было официально опубликовано в газете "Ульяновская правда" (т 09.07.2010 N 53, от 14.07.2010 N 54, от 21.07.2010 N 56) и на официальном сайте Министерства экономики Ульяновской области.
С 2011 года раскрытие информации должно проводиться в системе ЕИАС, однако, как пояснил представитель Министерства, общество игнорировало данное требование и подключилось к системе ЕИАС только после составления протокола об административном правонарушении.
Вина ОАО "Континент" в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и не оспаривается обществом.
Согласно части 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ не предоставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В оспариваемом постановлении отражено, что оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ не имеется. Каких-либо уважительных объективных причин, способствовавших совершению административного правонарушения ОАО "Континент" представлено не было. Сотрудники предприятия, ответственные за раскрытие информации, и руководство ОАО "Континент", знали о необходимости исполнения требований постановления Правительства Российской Федерации N 1140.
Суд первой инстанции правомерно признал несостоятельными доводы заявителя о малозначительности совершенного им административного правонарушения.
Согласно статье 3.1 КоАП РФ административное наказание является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений, как самим правонарушителем, так и другими лицами.
Статьей 2.9 КоАП РФ установлено, что при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Существенная угроза охраняемым общественным отношениям может выражаться в пренебрежительном отношении к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права.
В пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" указано, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Такие обстоятельства, как, например, личность и имущественное положение привлекаемого к ответственности лица, добровольное устранение последствий правонарушения, возмещение причиненного ущерба, не являются обстоятельствами, свидетельствующими о малозначительности правонарушения. Данные обстоятельства в силу частей 2 и 3 статьи 4.1 КоАП РФ учитываются при назначении административного наказания.
Согласно пункту 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 указанного Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано.
Применение статьи 2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда.
В данном случае суд не находит рассматриваемые обстоятельства совершенного правонарушения исключительными и не усматривает оснований для признания административного правонарушения малозначительным.
Общество обосновывает свои требования большим размером подлежащего уплате штрафа, однако, суд первой инстанции правомерно учитывал, что теплоснабжение не является основным видом деятельности общества, и основную прибыль общество имеет от других видов деятельности, указанных в Уставе (названные доводы не опровергнуты обществом), а также то, что общество начало устранять допущенные нарушения только после начала административного производства в отношении него, и ничто не препятствовало ему исполнить к сроку установленную Законом обязанность в предоставлении обязательных сведений.
Процессуальных нарушений в ходе административного производства судом не установлено.
Положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права. Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Вопрос о взыскании государственной пошлины по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии с частью 4 статьи 208 АПК РФ заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 23 августа 2011 года по делу N А72-5207/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Континент" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е.Кувшинов |
Судьи |
А.А.Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-5207/2011
Истец: ОАО "Континент"
Ответчик: Министерство экономики Ульяновской области
Хронология рассмотрения дела:
21.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10843/11