г. Пермь |
|
22 марта 2010 г. |
Дело N А60-50916/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 22 марта 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Риб Л.Х.,
судей Осиповой С.П., Щеклеиной Л.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Лебедевой Н.О.,
при участии:
от заявителя (Открытого акционерного общества "Оборонснабсбыт") - Каримова Р.А. (представитель по доверенности от 15.12.2009 г.., предъявлен паспорт), Осетров А.Н. (представитель по доверенности от 15.12.2009 г.., предъявлен паспорт);
от ответчика (Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу) - представитель не явился;
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя Открытого акционерного общества "Оборонснабсбыт"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 21 января 2010 года по делу N А60-50916/2009,
принятое судьей С.А. Хомяковой
по заявлению Открытого акционерного общества "Оборонснабсбыт"
к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу
об оспаривании действий,
установил:
В Арбитражный суд Свердловской области обратилось Открытое акционерное общество "Оборонснабсбыт" с заявлением о признании незаконными действий Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу, выразившихся в приостановлении с 01.04.2009 г.. срока действия лимита на размещение отходов N 272 от 01.04.2008 г.. в отношении ОАО "Оборонснабсбыт" и требовании оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Решением Арбитражного суда от 21.01.2010 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда, заявитель обратился с апелляционной жалобой, в которой просит принятый судебный акт отменить, заявленные требования удовлетворить, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального и процессуального права. В обоснование жалобы Общество указывает на отсутствие у него обязанности по оформлению лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов, неправомерность действий Уральского управления Ростехнадзора по приостановлению срока действия лимита на размещение отходов.
Ответчик представил письменный отзыв с возражениями на доводы апелляционной жалобы, решение суда первой инстанции оценивает как законное и обоснованное, просит оставить его без изменения, считает, что действие лимита на размещение отходов приостановлено правомерно, поскольку Обществом не представлена лицензия на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Присутствующие в заседании суда апелляционной инстанции представители заявителя поддержали доводы, приведенные в апелляционной жалобе.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку своего представителя в заседание апелляционного суда не обеспечил.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав представленные в дело доказательства, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителей заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, Уральским управлением Ростехнадзора ОАО "Оборонснабсбыт" выдан лимит на размещение отходов N 272 сроком действия с 01.04.2008 г.. по 01.04.2013г. при условии ежегодного представления Технического отчета о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах. Согласно п. 1 Приложения к указанному лимиту одним из условий его действительности является получение в установленном порядке лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
23.06.2009 г.. с сопроводительным письмом от 17.06.2009 г.. N 83 Обществом представлен в Уральское управление Ростехнадзора технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах лимита на размещение отходов (л.д.17-28).
Письмом Управления Ростехнадзора от 28.07.2008 г. N 15/03-14-292 в принятии технического отчета Обществу отказано, срок действия лимита N 272 от 01.04.2008 г.. приостановлен 01.04.2009 г.. в связи с невыполнением условий действия лимита, а именно: не представлена копия лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (л.д. 29).
Общество полагая, что указанные действия Управления являются незаконными, обратилось с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о правомерности действий заинтересованного лица.
Рассмотрев материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к иным выводам.
В соответствии со ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" в целях обеспечения охраны окружающей среды и здоровья человека, уменьшения количества отходов применительно к индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Лимиты на размещение отходов устанавливают в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую среду уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение. Субъекты малого и среднего предпринимательства, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, представляют в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти или органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с их компетенцией отчетность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов в уведомительном порядке.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, представления и контроля отчетности об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов (за исключением статистической отчетности) устанавливает федеральный орган исполнительной власти в области обращения с отходами.
При нарушении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" собственник отходов I - IV класса опасности вправе отчуждать эти отходы в собственность другому лицу, передавать ему, оставаясь собственником, право владения, пользования или распоряжения этими отходами, если у такого лица имеется лицензия на осуществление деятельности по использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов не меньшего класса опасности.
В силу п. 4 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе которой образуются отходы I - IV класса опасности, может быть ограничена или запрещена в установленном законодательством Российской Федерации порядке при отсутствии технической или иной возможности обеспечить безопасное для окружающей среды и здоровья человека обращение с отходами I - IV класса опасности.
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение определении Правилами разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 461) (далее - Правила).
Согласно п.п. 3, 4, 7, 11, 13 Правил лимиты на размещение отходов, разрабатываемые в соответствии с нормативами предельно допустимых вредных воздействий на окружающую природную среду, количеством, видом и классами опасности образующихся отходов и площадью (объемом) объекта их размещения, устанавливают предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки данной территории.
Индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, за исключением обращения с радиоактивными отходами (далее соответственно - индивидуальные предприниматели, юридические лица), на основании методических указаний, утверждаемых Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору (уполномоченный орган), разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и представляют указанные проекты на утверждение в территориальные органы уполномоченного органа.
Для установления нормативов образования отходов и лимитов на их размещение индивидуальные предприниматели и юридические лица представляют в территориальные органы уполномоченного органа: а) заявление об установлении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение с указанием следующих сведений: б) копию лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов (для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов); проект нормативов образования отходов и лимитов на их размещение;
Лимиты на размещение отходов устанавливаются сроком на 5 лет при условии ежегодного подтверждения индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами неизменности производственного процесса и используемого сырья.
При отсутствии такого подтверждения до окончания отчетного года деятельность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в области обращения с отходами может быть ограничена, приостановлена или прекращена в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
Как отмечены выше, основанием для приостановления ранее выданного Обществу лимита послужило отсутствие в организации лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов.
Порядок лицензирования деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, осуществляемой юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями определен Положением о лицензировании деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 августа 2006 г. N 524).
В соответствии с п. 3 названного Положения лицензионными требованиями и условиями осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности являются: а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) принадлежащих ему на праве собственности или на ином законном основании производственных помещений, объектов размещения отходов I - IV класса опасности, специализированных установок по обезвреживанию отходов I - IV класса опасности, специально оборудованных и снабженных специальными знаками транспортных средств, соответствующих установленным требованиям;
б) наличие у индивидуального предпринимателя или работников юридического лица, допущенных к деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности, профессиональной подготовки, подтвержденной свидетельствами (сертификатами) на право работы с отходами I - IV класса опасности; в) проведение лицензиатом - юридическим лицом производственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области обращения с отходами при осуществлении деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности; г) наличие у лицензиата паспортов отходов I - IV класса опасности, в отношении которых осуществляется деятельность по их сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению; д) наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности; е) наличие у соискателя лицензии в соответствии с Федеральным законом "Об экологической экспертизе" положительного заключения государственной экологической экспертизы проектной документации объектов, связанных с размещением и обезвреживанием отходов I - IV класса опасности, в случае, если соискатель лицензии предполагает использовать такие объекты для осуществления деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке и размещению отходов I - IV класса опасности, за исключением тех объектов, которые введены в эксплуатацию или разрешение на строительство которых выдано до вступления в силу настоящего Постановления.
Из системного толкования вышеприведенных норм следует, что требование о необходимости иметь лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию и размещению опасных отходов распространяется только на специализированные организации, для которых эта деятельность является основной производственной деятельностью, осуществляемой с целью получения прибыли. Временное нахождение на территории предприятия производственных отходов, в том числе и опасных, образующихся при осуществлении деятельности непосредственно самой организации, а также их транспортировка до момента их передачи специализированным организациям не может рассматриваться в качестве основной деятельности данного предприятия по размещению отходов, требующей получения соответствующей лицензии.
Из материалов дела видно, что в собственности ОАО "Оборонснабсбыт" находятся сдаваемые в аренду объекты недвижимости складского назначения. В ходе указанной, а также иной производственной деятельности по осуществлению ремонта, эксплуатации транспорта, уборки территории у ОАО "Оборонснабсбыт" образуются отходы, относящиеся к 3-5 классам опасности (твердые бытовые отходы, машинное масло, покрышки), и ртутные лапы.
Общество указанные производственные отходы транспортирует самостоятельно имеющимся у него грузовым автотранспортом. Согласно договорам на оказание услуг по размещению (утилизации) отходов вывозимые обществом отходы сдаются на утилизацию специализированным организациям, имеющим лицензии на осуществление деятельности по обращению с отходами (договор от 01.03.2008 г.., заключенный с ООО "Экотехсервис"; договор от 31.05.2007 г.., заключенный с ООО "ВИЗ-Сталь"; договор от 14.02.2006 г.. с ООО "Экойл"; договор от 01.03.2008 г.., заключенный с МУП "Арамильское ППТБО"; договор от 07.02.2006 г.., заключенный с ООО "Ареалкомпани").
Поскольку отходы образуются в результате осуществления Обществом предпринимательской деятельности, самостоятельной целенаправленной деятельностью по сбору, транспортировке, утилизации отходов Общество не занимается, соответствующей прибыли от этого вида деятельности не получает, следовательно, обязанность по получению лицензии на осуществление деятельности по обращению с опасными отходами у него отсутствует.
С учетом изложенного, требование Управления Ростехнадзора по оформлению Обществом лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов является незаконным, нарушает права и законные интересы заявителя.
Кроме того, действующим законодательством не предусмотрена возможность приостановления срока действия лимита на размещение отходов.
В случае нарушения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение в соответствии с законом может быть ограничена, приостановлена или прекращена в установленном порядке соответствующая деятельность хозяйствующих субъектов. Таким образом, срок действия лимита N 272 от 01.04.2008 г.. приостановлен Управлением Ростехнадзора необоснованно.
В соответствии с ч. 2 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Таким образом, решение суда первой инстанции подлежит отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, ч.ч.1,2 ст.270, ст. 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 21 января 2010 г.. по делу N А60-50916/2009 отменить.
Признать незаконными действия Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу, выразившиеся в приостановлении с 01.04.2009 г.. срока действия лимита на размещение отходов N 272 от 01.04.2008 г.. в отношении ОАО "Оборонснабсбыт" и требовании оформления лицензии на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов и обязать Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов общества.
Взыскать с Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Уральскому федеральному округу в пользу ОАО "Оборонснабсбыт" расходы по оплате госпошлины по заявлению и апелляционной жалобе 4000 (четыре тысячи) рублей.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Судьи |
Л.Х. Риб |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-50916/2009
Истец: ОАО "Оборонснабсбыт"
Ответчик: Уральское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору Уральское управление Ростехнадзора Каменск-Уральский территориальный отдел