г. Чита |
Дело N А10-1064/2010 |
"01" октября 2010 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 30 сентября 2010 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 октября 2010 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Доржиева Э.П., судей Желтоухова Е.В., Никифорюк Е.О., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Паньковой Н.М, рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Строительное управление Сибирского военного округа" на решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июня 2010 года по делу N А10-1064/2010, по заявлению открытого акционерного общества "Строительное управление Сибирского военного округа" к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия о признании недействительным решения (суд первой инстанции Рабдаева Л.Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: Туманов-Соколов О.В. (доверенность N 08/1 от 26.0809);
Гвоздевский Ю.Н.(генеральный директор);
от ответчика: не явился, извещен;
от третьих лиц: не явились, извещены.
установил:
Открытое акционерное общество "Строительное управление Сибирского военного округа" (ОАО "СУ СибВО", общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Республике Бурятия (Управление Росреестра по Республике Бурятия) о признании недействительным решения об аннулировании земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028 и образовании новых земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:032805:36 и 03:24:032805:37.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "Производственно-ремонтное предприятие" (ОАО "ПРП"), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Бурятия (ТУ Росимущества в Республике Бурятия), Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации и Министерство обороны Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 09 июня 2010 года в удовлетворении заявленного требования отказано. В обоснование суд указал, что ТУ Росимущества в Республике Бурятия не имело право распоряжаться имуществом Министерства обороны Российской Федерации, в связи с чем Распоряжение от 13.03.2009 N 095-р об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, с кадастровым номером 03:24:032805:0028, издано с нарушением Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 и N 1054. Заявитель не представил в суд доказательств, что при разделе земельного участка нарушены права и законные интересы ОАО "Строительное управление Сибирского военного округа" в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. На момент принятия приказа N 413 от 18.05.2009 объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28 не существовало. Оспариваемым решением Управления Росреестра по Республике Бурятия от 23 марта 2009 года об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, образованные в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28, не могли быть нарушены права и законные интересы заявителя, так как вновь образованные земельные участки находились в собственности Российской Федерации. Иных доказательств нарушения своих прав и законных интересов заявителем не представлено. В данном случае нарушаются права и законные интересы Министерства обороны Российской Федерации и само министерство вправе обратиться в суд с заявлением о нарушении его прав и законных интересов. Кроме того, право собственности на спорные земельные участки оспорено не было. Заявителем нарушен трехмесячный срок на обжалование решения государственного органа, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ходатайств о его восстановлении не заявлялось. Уважительных причин для пропуска срока на обжалование решения судом не установлено и заявителем не указано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, ОАО "СУ СибВО" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. Указано, что ОАО "СУ СибВО" установленный для обращения в суд трехмесячный срок не пропускало. О нарушении его прав стало известно в феврале 2010 года, заявление в суд подано 25 марта 2010 года. Суд первой инстанции подтвердил факт незаконного раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028 и образования новых земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:032805:36 и 03:24:032805:37. Вывод суда о том, что на момент принятия приказа N 413 объекта недвижимости участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028 не существовало, юридического значения для разрешения дела не имеет, поскольку указанных официальных данных о данном факте, ни в Министерстве обороны Российской Федерации, ни у заявителя не было.
Представители заявителя в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержали, пояснили, что земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:0028 в результате незаконных действий гражданина Ванчикова В.М., не имеющего соответствующих полномочий, был разделен на два других земельных участка, которым присвоены кадастровые номера 03:24:032805:36 и 03:24:032805:37. Граница разделенных участков прошла через середину имущественной базы открытого акционерного общества "Строительное управление Сибирского военного округа". В результате указанного разделения часть земельного участка, которая должна была быть передана заявителю, в нарушение требований Земельного кодекса Российской Федерации перешла в собственность ОАО "ПРП". Оспариваемыми действиями затронуты наши права и законные интересы, выразившиеся в невозможности пользоваться всем земельным участком, который в свою очередь должен был быть оформлен в нашу собственность. На земельном участке с кадастровым номером 03:24:032805:0028 находились и находятся объекты недвижимого имущества - производственно-ремонтная база, участвующая в ремонтной деятельности по осуществлению функций государственного оборонного заказа. По 413 приказу земельный участок вошел в имущественный комплекс ОАО "СУ СибВО", выпущены акции примерно на 18 млн. руб. из них, примерно 8 млн. руб. акций относится к стоимости имущества спорного земельного участка. Примерно 1,7 гектара земли выбыли из оборота общества. Имеются свидетельства о регистрации права собственности на объекты недвижимого имущества, находящегося на спорном земельном участке. Просят решение суда первой инстанции отменить, заявленные ОАО "СУ СибВО" требования удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 672000 29 18275 5 от 31.08.2010. Представитель ТУ Росимущества в Республике Бурятия в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 672000 29 18279 3 от 31.08.2010. Представитель Департамента имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается информацией сайта Почта России о вручении. Представитель Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением N 672000 29 18278 6 от 02.09.2010. Представитель ОАО ПРП о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, что подтверждается заказным письмом от 26.08.10 и телеграммой от 21.09.2010. Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
09.08.2006 Распоряжением ТУ Росимущества по Республике Бурятия N 265-р ФГУ "Управление Сибирского военного округа" в постоянное (бессрочное) пользование предоставлены земельные участки для нужд Министерства обороны Российской Федерации, в том числе земельный участок, площадью 88 908 кв.м., с кадастровым номером 03:24:032805:0022, в границах, указанных в кадастровой карте (плане) земельного участка N 24/06-1646/2 от 22.03.2006, расположенный по адресу (местоположение: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка). Наименование ориентира - жилой дом, почтовый адрес ориентира - г. Улан-Удэ, район Октябрьский, ул. Боевая, дом 6.
24.11.2006 Распоряжением ТУ Росимущества по Республике Бурятия N 370-р утвержден проект раздела границ земельного участка, с кадастровым номером 03:24:032805:0022, с формированием самостоятельных земельных участков, в том числе земельного участка, площадью 38 038 кв.м., с кадастровым номером 03:24:032805:28.
05.10.2007 земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:28 поставлен на кадастровый учет. Местоположение земельного участка: участок находится примерно в 80 м по направлению на запад от ориентира - жилой дом, расположенного за пределами участка, адрес ориентира: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Конечная, дом 22. Вид разрешенного использования: занимаемый зданиями и сооружениями гарнизона "Комушка". Правообладателем земельного участка является Российская Федерация (Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия).
28.04.2008 на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению Федеральным имуществом от 09.06.2005 N 192-р "О предоставлении земельного участка, находящегося в государственной собственности", Распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия от 24.11.2006 N 370-р "Об утверждении проекта границ раздела земельного участка, находящегося в федеральной собственности" выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:0028. Собственность Российской Федерации.
26.06.2006 на основании Распоряжения Федерального агентства по управлению федеральным имуществом N 2351-р за федеральным государственным унитарным предприятием "Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации" закреплено на праве хозяйственного ведения, в том числе следующее недвижимое имущество: казарма, медпункт по адресу: г. Улан-Удэ, в/г N 2 "Комушки", инвентарный номер 245; штаб, столовая, по адресу: г. Улан-Удэ, в/г N 2 "Комушки", инвентарный номер 247; овощехранилище по адресу: г. Улан-Удэ, в/г N 2 "Комушки", инвентарный номер 248; КПП, склад, гараж по адресу: г. Улан-Удэ, в/г N 2 "Комушки", инвентарный номер 246.
19.03.2009 с заявлением о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28, в территориальный отдел по г. Улан-Удэ Управления Роснедвижимости по Республики Бурятия обратился Ванчиков В.М. на основании доверенности от 10.03.2009, выданной Департаментом имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации. К заявлению о постановке на государственный кадастровый учет объектов недвижимости от 19.03.2009 приложен межевой план, подготовленный ООО "Геоинформ".
23.03.2009 Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия принято решение об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28. В результате образовалось два земельных участка N 03:24:032805:36 и N 03:24:032805:37.
03.04.2009 на основании распоряжения ТУ Росимущества по Республике Бурятия "О предоставлении земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование" N 265-р от 09.08.2006 выдано свидетельство о государственной регистрации права на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:36, расположенный по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Конечная, категории земель: земли населенных пунктов, занимаемый зданиями и сооружениями гарнизона "Комушка", площадью 17000 кв.м. Собственность Российской Федерации.
08.12.2009 на основании передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации" от 15.05.2009, Приказа Министра обороны Российской Федерации N 403 от 15.05.2009 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации" - ОАО "Производственно-ремонтное предприятие" выданы свидетельства о государственной регистрации права: - на земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:36, - на нежилое помещение - казарму, медпункт по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Конечная, дом N 3Г, - на нежилое - контрольно-пропускной пункт, склад, гараж по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Конечная, дом N 3В, - на нежилое - штаб, столовая по адресу: Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Конечная, дом N 3Д.
13.03.2009 на основании Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 г. N 136-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 05.06.2008 г.. N 432 "О федеральном агентстве по управлению государственным имуществом "Положением о территориальном управлении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Республике Бурятия, утвержденным приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 01.02.2005 г.. N 37, Приказом Федерального агентства по управлению федеральным имуществом от 25 июля 2008 г.. N 186 "Об осуществлении Территориальным управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по республике Бурятия функций Федерального агентства по Управлению государственным имуществом", с учетом Свидетельства о государственной регистрации права собственности РФ от 28 апреля 2008 г.. серии 03- ААN418078, запись регистрации N03-03-01/127/2007-2009 в ЕГРП года вынесено Распоряжение ТУ Росимущества в Республике Бурятия N095-р "Об утверждении схемы расположения земельных участков, находящихся в федеральной собственности".
Данным распоряжением утверждена схема расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка, из земель населенных пунктов, с кадастровым номером 03:24:032805:0028, общей площадью 38038 кв.м., разрешенный вид использования - для размещения зданий и сооружений гарнизона "Комушка", расположенного по адресу (установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка): г. Улан-Удэ, Октябрьский район, ориентир - жилой дом, ул. Конечная, 22, участок находится примерно в 80 м. от ориентира по направлению на запад:
1) Земельный участок А - площадью 16603 кв.м., в том числе земельный участок А/1 - площадью 1119 кв.м.;
2) Земельный участок Б - площадью 2201 кв.м.;
3) Земельный участок В - площадью 19234 кв.м.
В пункте 2 указанного распоряжения указано: сформировать земельные участки, указанные в пункте 1 распоряжения:
- земельный участок А общей площадью 16603 кв.м., для размещения зданий и сооружений, в том числе земельный участок А/1 общей площадью 1119 кв.м. для установления сервитута;
- земельный участок Б общей площадью 2201 кв.м., для размещения зданий и сооружений;
- земельный участок В общей площадью 19234 кв.м., для размещения зданий и сооружений.
20.04.2009 Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия принято решение N Ф24/09-1488 "О приостановлении проведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости", где указано, что имеются противоречия между сведениями недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости. Земельный участок, подлежащий разделу, аннулирован на основании заявления N 0324/101/09-1165 от 19.03.2009 (пункт 1 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
Федеральное государственное унитарное предприятие "Строительное управление Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации" реорганизовано в форме преобразования в открытое акционерное общество "Строительное управление Сибирского военного округа", о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 18.06.2009.
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственно-ремонтное предприятие Министерства обороны Российской Федерации" реорганизовано в форме преобразования в открытое акционерное общество "Производственно-ремонтное предприятие", о чем в единый государственный реестр юридических лиц внесена запись от 25.06.2009.
ОАО "Строительное управление Сибирского военного округа", полагая, что решение Управления Росреестра по Республике Бурятия об аннулировании земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028 и об образовании новых земельных участков с кадастровыми номерами 03:24:032805:36 и 03:24:032805:37 не соответствует закону и нарушает права заявителя, обратилось в суд с заявлением о признании его недействительным.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Пропуск срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 г. N 16228/05).
Восстановление пропущенного срока осуществляется в соответствии со статьей 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Для восстановления пропущенного процессуального срока необходимо наличие ходатайства лица, участвующего в деле, признание судом уважительности причин пропуска срока и возможность в силу закона его восстановления.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) государственных органов незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту. Несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, то есть в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока. Если пропуск срока обусловлен уважительными причинами, такие ходатайства подлежат удовлетворению. Отсутствие уважительных причин к восстановлению срока является основанием для отказа в удовлетворении этого ходатайства.
Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации не предусмотрен какой-либо перечень уважительных причин для восстановления установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации срока, поэтому право установления наличия таких причин и их оценки принадлежит суду.
Оспариваемое решение Управления Роснедвижимости по Республике Бурятия об осуществлении государственного кадастрового учета объектов недвижимости, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28, принято 23.03.2009.
20.04.2009 Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия принято решение N Ф24/09-1488 "О приостановлении проведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости" по заявлению ОАО "СУ СибВО", где указано, что имеются противоречия между сведениями недвижимости, содержащимися в представленных заявителем документах, и кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости. Земельный участок, подлежащий разделу, аннулирован на основании заявления N 0324/101/09-1165 от 19.03.2009 (пункт 1 части 2 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости").
06.11.2009 Управление Роснедвижимости по Республике Бурятия письмом N ис/1974 сообщило начальнику 1063 Хозрасчетного участка о том, что аннулирование земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28 произведено на основании заявления гражданина Ванчикова В.М. за N 0324/101/09-1165 от 19.03.2009 и проведения землеустроительных работ по разделу данного земельного участка с образованием двух земельных участков, заказчиком которых являлась Российская Федерация (Министерство обороны Российской Федерации).
В арбитражный суд ОАО "СУ СибВО" обратилось с настоящим заявлением 25.03.2010.
Довод заявителя, в том числе изложенный в апелляционной жалобе, о необходимости исчисления срока с февраля 2010 года - с момента получения доверенности на Ванчикова В.М., не может быть принят во внимание, так как обществу о нарушении прав и законных интересов должно было быть известно с 20.04.2009 - с даты принятия Управлением Роснедвижимости по Республике Бурятия решения N Ф24/09-1488 "О приостановлении проведения государственного кадастрового учета объектов недвижимости" по заявлению ОАО "СУ СибВО".
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о пропуске обществом установленного срока подачи заявления в отсутствие уважительных причин, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
По существу заявленного требования суд также не находит оснований для его удовлетворения.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт или действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными (часть 2). В резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок (пункт 3 части 5 этой же статьи).
Из системного толкования приведенных норм следует, что необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта или действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение таким актом, действием (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В пункте 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации", разъяснено, что основанием для признания недействительным ненормативного акта является одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов юридического лица.
Изучив представленные в материалы дела документы, а также доводы, изложенные ОАО "СУ СибВО" в обоснование заявленных требований, суд апелляционной инстанции приходит к мнению об обоснованности выводов Арбитражного суда Республики Бурятия об отсутствии доказательств, свидетельствующих о нарушении оспариваемым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Территория, находящаяся в пределах границ земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28, из ведения собственника - Российской Федерации не выбывала, так как после раздела на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:032805:36 и 03:24:032805:37 также зарегистрировано право собственности Российской Федерации.
Нарушение своих прав и законных интересов ОАО "СУ СибВО" связывает с незаконностью решения о разделе земельного участка и связанных с этим правовыми последствиями.
В обоснование своих доводов заявитель ссылается на Распоряжение ТУ Росимущества в Республике Бурятия от 13.03.2009 N 095-р об утверждении схемы расположения земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:0028, согласно которому было сформировано три самостоятельных земельных участка: земельные участки "А" и "Б", занятые объектами Улан-Удэнского КЭЧ района, земельный участок "В", занятый объектами Филиала ФГУП СУ СибВО ХРУ 1063.
Вместе с тем, из данного распоряжения следует, что земельные участки сформированы для размещения зданий и сооружений, но владельцы этих зданий и сооружений не указаны, также как не указано в отношении каких лиц принималось это распоряжение.
Из письменных пояснений ТУ Росимущества в Республике Бурятия следует, что данное распоряжение было принято в нарушение Постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.2008 N 1053 и N 1054, которыми установлено, что Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных сил РФ на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений.
В соответствии со статьей 70 Земельного кодекса Российской Федерации государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Законом "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно пункту 2 статьи 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на учет осуществляется, если иное не установлено настоящим Федеральным законом, на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о кадастровом учете и необходимых в соответствии с настоящим Федеральным законом для осуществления такого учета документов.
Состав документов, необходимых для государственного кадастрового учета объекта недвижимости, установлен статьей 22 Закона "О государственном кадастре недвижимости".
На основании пункта 2 части 1 статьи 22, части 12 статьи 38 названного Закона при постановке на кадастровый учет земельного участка с заявлением в орган кадастрового учета представляется межевой план, форма и требования к подготовке которого установлены уполномоченным органом.
Межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках (часть 1 статьи 38 Закона "О государственном кадастре недвижимости").
Для осуществления кадастрового учета Ванчиковым В.М. были представлены заявление о постановке на государственный кадастровый учет земельных участков, образованных в результате раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28, и межевой план.
В статье 20 названного Закона приведен перечень лиц, имеющих право на обращение с заявлением о кадастровом учете. Одновременно частью 2 названной статьи предусмотрено, что с заявлениями о постановке на учет объектов недвижимости вправе обратиться собственники таких объектов или любые иные лица.
В письме Минэкономразвития РФ от 18.12.2009 N Д23-4298 также указано, что в соответствии с ч.2 ст.20 Закона о кадастре с заявлениями о постановке на учет земельных участков вправе обратиться собственники таких земельных участок или любые иные лица.
Учитывая, что после раздела земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28, собственником которого являлась Российской Федерации, на вновь образованные земельные участки с кадастровыми номерами 03:24:032805:36 и 03:24:032805:37 также было зарегистрировано право собственности Российской Федерации, необходимости в согласовании границ земельного участка с ОАО "СУ СибВО" не имелось. Кроме того, в материалах дела отсутствуют документы, подтверждающие наличие прав заявителя на указанные земельные участки либо на смежные.
В судебное заседание представлен Приказ Министра обороны Российской Федерации от 18.05.2009 года N 413 "Об условиях приватизации ФГУП "Строительное управление Сибирского военного округа Министерства обороны Российской Федерации". В приложении к данному приказу установлен состав подлежащего приватизации имущественного комплекса, в том числе и земельный участок с кадастровым номером 03:24:032805:28. Однако, на момент принятия приказа N413 объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 03:24:032805:28 не существовало.
Согласно статье 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним -юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Довод заявителя о том, что на земельном участке, принадлежащим в настоящее время третьему лицу ОАО "Производственно-ремонтное предприятие" на праве собственности, расположено общежитие, принадлежащее КЭЧ Улан-Удэнского гарнизона, судом не может быть принято, так как прав и законных интересов заявителя не нарушено, а нарушаются права и законные интересы Министерства обороны РФ и само министерство вправе обратиться в суд с заявление о нарушении прав и законных интересов.
Право собственности на спорные земельные участки оспорено не было.
В суд апелляционной инстанции заявителем были представлены копии свидетельств о государственной регистрации права хозяйственного ведения на недвижимое имущество: контрольно-технический пункт, мастерскую и ремонтно-механическую мастерскую; передаточного акта подлежащего приватизации имущественного комплекса ФГУП "Строительное управление Сибирского военного круга Министерства обороны Российской Федерации"; государственного акта на пользование землей.
Все указанные объекты недвижимости расположены на земельном участке 03:24:032805:37, находящимся в пользовании ОАО "СУ СибВО" и являющимся собственностью Российской Федерации.
Доказательств наличия объектов ОАО "СУ СибВО" на земельном участке 03:24:032805:36, переданном ОАО "Производственно-ремонтное предприятие", заявителем также не представлено.
Учитывая, что заявитель не доказал, что оспариваемым решением нарушаются его права и законные интересы, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда первой инстанции.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Республики Бурятия от 09.06.2010 г.., принятое по делу N А10-1064/2010, оставить без изменения, апелляционную жалобу Открытого акционерного общества "Строительное управление Сибирского военного округа" без удовлетворения.
2.Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
3.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А10-1064/2010
Истец: ОАО "Строительное управление СибВО", ОАО Строительное управление СибВО
Ответчик: ОАО "Производственно-ремонтное предприятие", Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Бурятия, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии РБ
Третье лицо: Военный прокурор Сибирского военного округа, Департамент имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации, Департамент имущественных отношений Министерства обороны РФ, Министерство Обороны Российской Федерации, Министерство обороны РФ, ОАО "Производственно-ремонтное предприятие", Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в РБ, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Республики Бурятия