г. Чита |
Дело N А78-5620/2007-С2-20/288 |
"19" декабря 2007 г. |
-04АП-4949/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 декабря 2007 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 декабря 2007 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Доржиева Э.П.,
судей: Рылова Д.Н., Желтоухова Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черкашиной С.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу заявителя по делу Открытого акционерного общества "Ксеньевский прииск"
(наименование лица, подавшего апелляционную жалобу и его процессуальное положение)
на Решение Арбитражного суда Читинской области от 15 ноября 2007 г. по делу N А78-5620/2007-С2-20/288, по заявлению Открытого акционерного общества "Ксеньевский прииск" к Читинскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о признании незаконным постановления N 25-10/07 от 28 сентября 2007 года, принятое судьей М.И. Анисимовым
(фамилии, инициалы судей, принявших решение)
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился, извещен:
от ответчика: Завацкий В.П. (доверенность от 17.12.2007 г.. за N 60);
Ковязина Е.Б. (доверенность от 11.01.2007 г.. за N 1);
установил:
Открытое акционерное общество "Ксеньевский прииск" обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением к Читинскому межрегиональному управлению по технологическому и экологическому надзору Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) о признании незаконным и отмене постановления N 25-10/07 от 28 сентября 2007 года о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30000 руб.
Решением от 15 ноября 2007 г.. суд частично удовлетворил заявленные требования, в обоснование указав, что административным органом не были учтены смягчающие вину обстоятельства. При вынесении оспариваемого постановления наказание назначено в пределах максимальной санкции, хотя доказательств наличия отягчающих обстоятельств административным органом не представлено. Состав административного правонарушения в действиях общества подтверждается материалами дела, процессуальных нарушений при производстве по административному делу допущено не было.
Не согласившись с указанным решением, Открытое акционерное общество "Ксеньевский прииск" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований об отмене и признании незаконным постановления о назначении наказания в размере 20 000 рублей, принять по делу новый судебный акт. Считают, управлением были допущены существенные нарушения при привлечении общества к административной ответственности. Законный представитель общества не был извещен о времени и месте составления протокола. Кроме того, в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, т.к. план был согласован с органом ГО и ЧС муниципального образования в соответствии с постановлением Главы администрации Читинской области от 26.09.2000 г.. N 684.
Представитель ответчика в судебном заседании не согласился с апелляционной жалобой. Пояснил, что план должен быть согласован с органами ГО и ЧС на уровне субъекта федерации. Постановление Главы администрации Читинской области от 26.09.2000 г.. N 684 не может быть принято во внимание, т.к. нормативными правовыми актами, имеющими большую юридическую силу, были установлены иные требования. Общество было извещено о времени и месте составления протокола и вынесения постановления. Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель заявителя в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, что подтверждается почтовым уведомлением от 03.12.2007 г..
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 АПК РФ, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие надлежащим образом извещенных лиц, участвующих в деле.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
23 августа 2007 года Могочинской межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства организациями, эксплуатирующими опасные объекты, в ходе которой было установлено, что на складе ГСМ ОАО "Ксеньевский прииск", расположенного по адресу: п. Ксеньевка Могочинского района Читинской области, ул. Кооперативная,55 не имеется должным образом утвержденного и согласованного Плана по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, что свидетельствует о нарушении законодательства в области промышленной безопасности.
31 августа 2007 года и.о. Могочинского межрайонного прокурора вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ОАО "Ксеньевский прииск" по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ и материалы административного производства переданы в Читинское межрегиональное управление по технологическому и экологическому надзору.
28 сентября 2007 года управлением вынесено постановление N 25-10/07, в соответствии с которым ОАО "Ксеньевский прииск" привлечено к административной ответственности по ч.1 ст.9.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным.
В соответствии с ч.1 ст.9.1 КоАП РФ, нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В соответствии со ст.14 Федерального закона N 68-ФЗ от 21.12.1994 года "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (с изменениями и дополнениями) организации обязаны:
а) планировать и осуществлять необходимые меры в области (защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
б) планировать и проводить мероприятия по повышению устойчивости функционирования организаций и обеспечению жизнедеятельности работников организации r чрезвычайных ситуациях;
в) обеспечивать создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществлять обучение работников организаций способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях;
г) создавать и поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях;
д) обеспечивать организацию и проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ на подведомственных объектах производственного и социального назначения и на прилегающих к ним территориях в соответствии с планами предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
е) финансировать мероприятия по защите работников организаций подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций;
ж) создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;
з) предоставлять в установленном порядке информацию в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также оповещать работников организаций об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайных ситуаций;
и) предоставлять в установленном порядке федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, участки для установки специализированных технических средств оповещения и информирования населения в местах массового пребывания людей, осуществлять в установленном порядке распространение информации в целях своевременного оповещения и информирования населения о чрезвычайных ситуациях, подготовки населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций путем предоставления и (или) использования имеющихся у организаций технических устройств для распространения продукции средств массовой информации, а также каналов связи, выделения эфирного времени и иными способами.
Статьей 10 Федерального закона N 116 "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" предусмотрено, что в целях обеспечения готовности к действиям по локализации и ликвидации последствий аварии организация, эксплуатирующая опасный производственный объект, обязана планировать и осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В соответствии с пунктом 2 Правил организации мероприятий по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.04.02 г. N 240, в организациях, имеющих опасные производственные объекты, для осуществления мероприятий должен быть план по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов (далее именуется -план), разработанный и согласованный в установленном порядке в соответствии с предъявляемыми требованиями к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации.
Согласно пункта 6 Основных требований по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.08.00 г. N 613 ( с дополнениями) планы по предупреждению и ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на региональном уровне разрабатываются организациями, осуществляющими разведку месторождений, добычу нефти, а также переработку, транспортировку, хранение нефти и нефтепродуктов, по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, территориальными органами федерального горного и промышленного надзора России, Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Требования к разработке и согласованию планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории Российской Федерации, определяемые Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, согласовываются с федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими регулирование деятельности в соответствующей сфере.
Пунктами 14-17 Правил разработки и согласования планов по предупреждению и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на территории РФ, утвержденных Приказом МЧС РФ от 28 декабря 2004 года N 621 устанавливается, что в соответствии с классификацией ЧС(Н) организации разрабатывают Планы, соответствующие уровню возможной ЧС(Н): локального, местного территориального, регионального и федерального, а на акваториях - локального (объектового), регионального и федерального, а также Календарные планы для нижестоящих уровней возможных ЧС(Н), вплоть до объектового уровня, которые используются при составлении соответствующих Планов в подсистемах РСЧС и их звеньях, Планов регионов, а также непосредственно в организациях при реагировании на ЧС(Н).
Планы и Календарные планы организаций для локального уровня утверждаются ее руководителем и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления, по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, а Календарные планы организаций для местного уровня утверждаются их руководителям и органом, специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны, задачи по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в составе или при органе исполнительной власти местного самоуправления.
Планы и Календарные планы организаций для территориального уровня утверждаются их руководителями и территориальным органом МЧС России по субъекту Российской Федерации по согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Планы организаций подлежат экспертизе на предмет их соответствия требованиям нормативно-правовых документов, использованных при их разработке, специализированным требованиям и ограничениям, предусмотренным соответствующими нормативно-правовыми актами и нормативно-техническими документами, в том числе установленными в субъектах Российской Федерации в области защиты населения и территорий от ЧС(Н).
Органы исполнительной власти, утверждающие Планы, организуют проведение экспертизы в соответствии с требованиями нормативно-правовых документов, регламентирующих эти работы.
Экспертная оценка Планов проводится на основании соглашения (договора) между экспертной организацией и организациями, представляющими Планы на утверждение, причем экспертиза Планов воинских частей производится на безвозмездной основе.
Не допускается проведение экспертной оценки Планов, организациями, участвовавшими в их разработке.
Таким образом, План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов должен пройти экспертизу и быть согласован с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Доводы общества о том, что в действиях общества отсутствует состав вменяемого административного правонарушения, т.к. административному органу был представлен план, согласованный с органом ГО и ЧС муниципального образования в соответствии с постановлением Главы администрации Читинской области от 26.09.2000 г.. N 684, не принимаются.
Вышеуказанные нормативные правовые акты были опубликованы в установленном порядке. О требованиях, содержащихся в них, заявителю было известно, в связи чем общество направляло в Управление МЧС по Читинской области план для согласования.
Письмом от 26.06.2007 г.. в согласовании плана было отказано, т.к. план не отвечал предъявляемым требованиям.
Обществом не представлены доказательства, что ими были предприняты все возможные меры по приведению плана в соответствие с установленными требованиями и согласованию с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти.
Учитывая, что План ликвидации аварийных разливов нефти и нефтепродуктов на складе ГСМ ОАО "Ксеньевский прииск" не утвержден начальником ГУ МЧС России по Читинской области, не прошел экспертизу, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу о наличии в действиях (бездействии) общества состава административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст.9.1 КоАП РФ.
Доводы ОАО "Ксеньевский прииск" о том, что склад ГСМ рассчитан на 40 тонн нефтепродуктов, в связи с чем, План ликвидации следует согласовывать с органом специально уполномоченным решать задачи гражданской обороны при исполнительной власти местного самоуправления судом во внимание, приняты быть не могут, поскольку, в соответствии с паспортом опасного производственного объекта склада ГСМ составляет 900 тонн. Кроме того, п.6 Постановления Правительства РФ от 21.08.2000 г.. N 613, п.15 Приказа МЧС РФ от 28 декабря 2004 года N 621 установлено обязательное согласование таких планов с соответствующими территориальными органами федеральных органов исполнительной власти вне зависимости от объема разлива нефти и нефтепродуктов.
Процессуальных нарушений при производстве по административному делу допущено не было.
В соответствии со ст.28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол. При составлении протокола об административном правонарушении физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в протоколе. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу. Физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
Такие же требования предъявляются и при вынесении прокурором постановления о возбуждении дела об административном правонарушении.
Постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 31.08.2007 г.. было вынесено в присутствии законного представителя общества Алексеева В.М. Права и обязанности ему разъяснились, копия постановления выдана, объяснения им давались.
В соответствии с приказом от 29.08.2007 г.. Алексеев В.М. с 30.08.2007 по 02.09.2007 на период командировки директора общества Остапчука С.Т. исполнял обязанности директора ОАО "Ксеньевский прииск", следовательно, 31.08.2007 г.. являлся законным представителем общества.
О времени и месте рассмотрения материалов административного дела и вынесения постановления 28.09.2007 г.. Общество извещалось телеграммой от 19.09.2007 г.., т.е. было извещено надлежащим образом.
При рассмотрении административного дела участвовали представители общества Стрельников А.В. и Печкин А.А., действующие по доверенности. Учитывая, что общество было надлежащим образом извещено о времени и месте рассмотрения материалов административного дела, необходимости указания в доверенности полномочий на представление интересов по конкретному делу не имелось.
Оспариваемое постановление вынесено в пределах срока давности и отвечает предъявляемым требованиям.
Таким образом, при производстве по делу об административном правонарушении существенных нарушений, которые могли повлиять на всестороннее, полное и объективное рассмотрение дела, а также привести к ущемлению законных прав общества, в том числе, на представление возражений и квалифицированную юридическую защиту, допущено не было.
Суд первой инстанции правомерно, установив наличие смягчающих обстоятельств и отсутствие отягчающих, указал, что следует применить санкцию в минимальном размере.
Доводы апелляционной жалобы не принимаются по вышеуказанным мотивам.
Суд апелляционной жалобы не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ
1.Решение Арбитражного суда Читинской области от 15.11.2007 г.., принятое по делу N А78-5620/2007-С2-20/288, оставить без изменения, а апелляционную жалобу ОАО "Ксеньевский прииск" без удовлетворения.
2.Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий |
Э.П. Доржиев |
Судьи |
Е.В. Желтоухов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А78-5620/2007
Истец: ОАО "Ксеньевский прииск"
Ответчик: Ростехнадзор Забайкальского края, Ростехнадзор по Читинской области
Хронология рассмотрения дела:
19.12.2007 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-4949/07