г. Челябинск |
|
24 октября 2011 г. |
N 18АП-9995/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 г.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Тимохина О.Б.,
судей Арямова А.А., Костина В.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сусловой М.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Шуховский полигон ТБО" на решение Арбитражного суда Курганской области от 12 августа 2011 года по делу N А34-2327/2011 (судья Шестакова Л.П.).
В судебном заседании приняли участие представители:
Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области - Демидов В.Я. (паспорт, доверенность от 11.01.2011 N 10).
Муниципального унитарного предприятия "Шуховский полигон ТБО" (далее - заявитель, предприятие, МУП "Шуховский полигон ТБО") обратилось в Арбитражный суд Курганской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Курганской области (далее - заинтересованное лицо, УФАС, антимонопольный орган, управление) о признании недействительным решения от 07.04.2011 N 12, согласно которому в действиях предприятия установлено нарушение части 1 статьи 14 Федерального закона от 26.07.2006 N135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N135-ФЗ, Закон о защите конкуренции), а также о признании незаконным и отмене постановления УФАС от 14.06.2011 N28, которым заявитель привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде наложения административного штрафа в размере 100 000 рублей.
По делу в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Центр" (далее - третье лицо, общество, ООО "Центр").
Определением суда от 14.07.2011 (т. 1, л.д. 1-2) по ходатайству МУП "Шуховский полигон ТБО" заявления объединены в одно производство
Решением суда от 12 августа 2011 года (резолютивная часть объявлена 09.08.2011) в удовлетворении заявленных требований отказано.
Предприятие не согласилось с таким судебным актом и обжаловало его в апелляционном порядке - в жалобе просит его отменить, признать решение УФАС не соответствующими действующему законодательству, а также отменить постановление от 14.06.2011 N 28.
В обоснование жалобы предприятие ссылается на то, что в отличие от общества не осуществляет деятельность на рынке сбора, транспортировки твердых бытовых отходов (далее - ТБО) на территории Курганской области, в связи с чем, не является по отношении к ООО "Центр", осуществляющему такую деятельность, хозяйствующим субъектом - конкурентом, что не может квалифицироваться как нарушение части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившееся в недобросовестной конкуренции в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации. В решении УФАС отсутствуют указания на конкретные действия заявителя, признанные таким нарушением.
Предприятие, указывая в письме от 22.12.2010 N 223 и рекламном объявлении в газете "Курган и курганцы" о том, что при отказе предприятий от транспортировки ТБО они могут обратиться к МУП "Шуховский полигон ТБО", заявитель имел ввиду, что он сможет организовать работу по заключению договоров по схеме, когда сдатчик ТБО заключает отдельный договор на вывоз и транспортировку ТБО со специализированной автомобильной организацией, а с МУП "Шуховский полигон ТБО" будет заключен договор на сбор и размещение ТБО на Шуховский полигон, что полностью соответствует буквальному тексту пункта 2 постановления Администрации города Кургана от 17.12.2009 N 11573.
Кроме того, предприятие имеет лицензию N ОП-55-000640 (45) от 26.11.2009 на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности.
На данный момент договор, заключенный заявителем с УГАДН по Курганской области, остается в силе.
В силу вышеизложенного предприятие полагает, что постановление от 14.06.2011 N 28 подлежит отмене как незаконное.
Кроме того, у заинтересованного лица и суда были все основания для применения в данном случае положений статьи 2.9 КоАП РФ.
Заявитель представил письменный отзыв на жалобу, по мотивам которой отверг ее доводы.
Третье лицо отзыв на жалобу не представило.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом; в судебное заседание представители заявителя и третьего лица не явились.
С учетом мнения представителя управления, в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей МУП "Шуховский полигон ТБО" и ООО "Центр".
В судебном заседании представитель антимонопольного органа возражал против доводов апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве на нее.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, выслушав представителя заинтересованного лица, не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, в связи с обращением ООО "Центр" УФАС в отношении МУП "Шуховский полигон ТБО" возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.
По результатам рассмотрения дела управлением принято решение от 07.04.2010 N 12, в соответствии с которым в действиях предприятия установлено нарушение части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции, выразившееся в недобросовестной конкуренции в части распространения ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации (т. 1, л.д. 7-11, 63-66).
МУП "Шуховский полигон ТБО" выдано предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном статей 14.33 Кодекса.
Антимонопольным органом 31.05.2011 составлен протокол N 27 об административном правонарушении по части 1 статьи 14.33 КоАП РФ в отношении предприятия (т. 1, л.д. 89-90).\
14 июня 2011 года УФАС постановлением N 28 привлекло МУП "Шуховский полигон ТБО" к названной административной ответственности (т. 1, л.д. 91-93).
Не согласившись с названным решением и постановлением по делу об административном правонарушении, предприятие обратилось с настоящими заявлениями в арбитражный суд.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из соответствия принятого УФАС решения действующему законодательству, отсутствия нарушения прав и интересов предприятия этим ненормативным правовым актом, а также законности привлечения заявителя к установленной административной ответственности, не усмотрев при этом оснований для признания совершенного административного правонарушения малозначительным.
Оценив в порядке статьи 71 АПК РФ все имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, суд апелляционной инстанции считает, что выводы суда первой инстанции являются правильными, соответствуют обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Из материалов дела усматривается, что согласно выписке из ЕГРЮЛ основным видом деятельности МУП "Шуховский полигон ТБО" является удаление и обработка твердых отходов (т. 1, л.д. 16-20, 119-123).
На осуществление деятельности предприятием получена лицензия от 26.11.2009 N ОП-55-000640 (45) (т. 1, л.д. 33-36)
МУП "Шуховский полигон ТБО" распространило среди хозяйствующих субъектов г. Кургана письмо на фирменном бланке от 22.12.2010 N 223 со следующим текстом: "С 1 января 2011 года постановлением Департамента государственного регулирования цен и тарифов Курганской области от 11 ноября 2010 года N39-1 установлен и вводится в действие тариф на утилизацию (захоронение) твердых бытовых отходов для потребителей МУП "Шуховский полигон ТБО" (г. Курган) в размере 55 руб. 30 коп. за куб.м. В пункте 2 постановления от 17.12.2009 за N11573 предприятию МУП "Шуховский полигон ТБО" предписано заключить договоры с юридическими и физическими лицами на сбор и размещение ТБО на Шуховском полигоне. В связи с изменением тарифа и указанием руководителя Администрации г. Кургана просим Вас вновь заключить договор на захоронение ТБО. Для сведения ставим Вас в известность, что при заключении договора на транспортировку ТБО со сторонними организациями, услуга и оплата по захоронению (утилизации) не должна включаться, т.к. данные предприятия не имеют специализированных полигонов. Предприятие ООО "Центр" осуществляющее транспортировку ТБО, договор на 2011 год по захоронению отходов с нами не заключало. При отказе предприятий от транспортировки отходов Вы можете обратиться к нам по оказанию данной услуги" (т. 1, л.д. 52).
В газете "Курган и курганцы" от 13.01.2011 и от 20.01.2011 МУП "Шуховский полигон ТБО" разместило рекламное объявление со следующим текстом: "МУП "Шуховский полигон ТБО" заключает договоры по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов 1-4 класса опасности с юридическими и физическими лицами города и области на 2011 г.. Обращаться по тел. 600-636". Данная реклама оплачена предприятием по платежному поручению от 24.12.2010 N 531 (т. 1, л.д. 40-41, 44).
Между МУП "Шуховский полигон ТБО" и муниципальным дошкольным образовательным учреждением г. Кургана "Детский сад комбинированного вида N 114 "Белочка" заключен договор от 30.12.2010 N 1 на оказание услуг на прием твердых бытовых отходов (т. 1, л.д. 46-47).
С УГАДН Курганской области Федеральной службы по надзору в сфере транспорта МУП "Шуховский полигон ТБО" заключен договор от 13.01.2011 N 2 на оказание услуг на прием и захоронение твердых бытовых отходов (т. 1, л.д. 48-49).
Пунктами 1.1. названных договоров установлено, что МУП "Шуховский полигон ТБО" принимает на себя выполнение работ по принятию, транспортировке и захоронению отходов 4-5 классов опасности и захоронению твердых бытовых отходов на полигоне, из контейнеров/баков, согласно адресам, указанным в приложении N 1.
Согласно выписки из ЕГРЮЛ одним из видов экономической деятельности ООО "Центр" является удаление и обработка твердых отходов. Общество имеет соответствующую лицензию (т. 1, л.д. 55-61).
В силу статьи 4 Закона N 135-ФЗ под конкуренцией понимается соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.
Недобросовестная конкуренция - любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц), которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.
Указанные положения находятся во взаимосвязи с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 14 Закона о защите конкуренции не допускается недобросовестная конкуренция, в том числе: распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.
В соответствии с пунктом 74 части 1 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I-IV класса опасности подлежит лицензированию.
Из материалов дела следует, что МУП "Шуховский полигон ТБО" имеет лицензию от 26.11.2009 N ОП-55-000640(45), сроком действия до 26.11.2014, в рамках которой, согласно приложению к ней, предприятие может осуществлять деятельность исключительно по размещению отходов IV-го класса опасности.
Из приложения к лицензии N ОП-55-000741 (45) от 25.06.2010, выданной ООО "Центр", общество вправе осуществлять деятельность исключительно по сбору и транспортировке отходов IV-го класса опасности.
Как следует из письма Управления Росприроднадзора по Курганской области от 24.02.2011 N 01-05-69/525, по вопросу расширения сферы деятельности в части сбора и транспортировки отходов I-IV класса опасности с целью получения лицензии на осуществление вышеуказанной деятельности предприятие не обращалось.
Следовательно, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что МУП "Шуховский полигон ТБО" и ООО "Центр" являются хозяйствующими субъектами-конкурентами.
Поэтому апелляционный суд соглашается с судом первой инстанции в части правильности выводов антимонопольного органа, содержащихся в оспоренном решении УФАС о том, что действия МУП "Шуховский полигон ТБО" по распространению письма от 22.12.2010 N 223, а также по размещению рекламы в газете "Курган и курганцы", содержащих информацию о заключении договоров по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке отходов при отсутствии у МУП "Шуховский полигон ТБО" лицензии на осуществление такой деятельности, содержат признаки нарушения части 1 статьи 14 Закона N135-ФЗ.
Таким образом, оснований для удовлетворения требований предприятия в части признания недействительным решения УФАС от 07.04.2011 N 12 у суда первой инстанции не имелось.
Доводы подателя апелляционной жалобы в этой части судом апелляционной инстанции признаются несостоятельными по вышеназванным мотивам и основаниям.
Кроме того, судом проверено и подтверждено наличие события и состава инкриминированного предприятию административного правонарушения, а также установлено, что порядок привлечения к административной ответственности антимонопольным органом не нарушен, наказание назначено в пределах санкции части 1 статьи 14.33 КоАП РФ.
При этом суд мотивированно не усмотрел оснований для применения статьи 2.9. Кодекса, что не подлежит переоценке апелляционным судом.
В связи с изложенными обстоятельствами суд первой инстанции правомерно не усмотрел оснований для удовлетворения заявленных требований в части оспаривания предприятием постановления от 14.06.2011 N 28.
Таким образом, доводы апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку основаны на неверном толковании норм права и опровергаются имеющимися в деле доказательствами.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Аргументированных доводов, основанных на доказательственной базе и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, заявителем на момент рассмотрения апелляционной жалобы не представлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании частей 3 и 4 статьи 270 АПК РФ, не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба МУП "Шуховский полигон ТБО" удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 176, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Курганской области от 12 августа 2011 года по делу N А34-2327/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Муниципального унитарного предприятия "Шуховский полигон ТБО" - без удовлетворения.
Возвратить Муниципальному унитарному предприятию "Шуховский полигон ТБО" из федерального бюджета 1 000 (одна тысяча) рублей государственной пошлины, ошибочно уплаченной платежным поручением N 398 от 06.09.2011 по апелляционной жалобе.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
О.Б. Тимохин |
Судьи |
А.А. Арямов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А34-2327/2011
Истец: МУП "Шуховский полигон ТБО"
Ответчик: Управление Антимонопольной службы по Курганской области, Управление Федеральной антимонопольной службы по Курганской области
Третье лицо: ООО "Центр"