г. Чита |
Дело N А19-12990/06-8 |
|
N 04АП-1384/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 07 мая 2007 г..
Полный текст постановления изготовлен 15 мая 2007 г..,
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
судей Бурковой О.Н. и Куклина О.А.,
при ведении протокола судьей Шарковой К.Ж.,
рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон
апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы РФ на определение Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2007 г.. о прекращении производства по делу N А19-12990/06-8 по заявлению Федеральной налоговой службы России о признании несостоятельным (банкротом) Общественной кинологической организации "Иркутское городское общество любителей собаководства" (судья Апанасик С.В.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба России обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) Общественной кинологической организации "Иркутское городское общество любителей собаководства" (далее -ОКО "ИГОЛС") как отсутствующего должника.
Заявление мотивировано тем, что у ОКО "ИГОЛС" обнаружены признаки отсутствующего должника: финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется, бухгалтерская отчетность не сдается. Задолженность по уплате обязательных платежей составляет 375311 руб., из них 100520 руб. - налоги, 160674 руб. - пени, 114117 руб. - штрафы.
Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о том, что должник является отсутствующим, и соответственно, о распространении на ОКО "ИГОЛС" положений ст. 230 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2007 г.. производство по делу было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции определением, заявитель обжаловал данное определение в арбитражный суд апелляционной инстанции, ссылаясь на необоснованный вывод суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в достаточном объеме у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, так как финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению ФНС России, осуществляется за счет средств, выделенных из федерального бюджета.
Помимо этого, заявитель указывает на неправомерность довода суда о необходимости представления налоговым органом сведений о наличии у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в связи с тем, что данной информацией налоговые органы не обладают.
Кроме того, налоговый орган ссылается на отсутствие возможности исключения недействующего юридического лица из Реестра в административном порядке в силу п.4 ст. 21 Закона о банкротстве по причине наличия возражений у уполномоченного органа, являющегося кредитором должника.
Также заявитель со ссылкой на п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1. ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указывает, что не может являться основанием к прекращению производства по делу о несостоятельности (банкротстве) то обстоятельство, что недействующее юридическое лицо может быть исключено регистрирующим органом из Реестра в порядке, предусмотренном Федеральным законом о государственной регистрации.
Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени проведения судебного заседания, представителей для участия в судебном заседании не направили. До начала судебного заседания от заявителя поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в его отсутствие. Дело рассматривается без участия представителей сторон согласно пункту 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Заслушав представителя заявителя, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением ОКО "ИГОЛС" обязанности по уплате обязательных платежей, неосуществлением финансово-хозяйственной деятельности, отсутствием ведения операций по расчетным, валютным счетам, невозможности установления местонахождения должника уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о признании налогоплательщика банкротом по упрощенной процедуре банкротства как отсутствующего должника.
Согласно заявлению налогового органа, задолженность по уплате обязательных платежей составляет 375311 руб., из них 100520 руб. - налоги, 160674 руб. - пени, 114117 руб. - штрафы.
В соответствии с приложенными к заявлению о признании должника несостоятельным (банкротом) документами, бухгалтерская и налоговая отчетность должником не представлялась с 2002 года, сведения об открытых счетах в банках отсутствуют.
В силу пункта 1 статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 (далее - Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом).
Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке на основании решения регистрирующего органа.
Закон о регистрации вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 06.07.2005. Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 "О внесении изменений в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона, и порядок исключения недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный Законом о регистрации распространяется также на юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Закона о регистрации.
На основании вышеизложенного, должник отвечает признакам недействующего юридического лица.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица, согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 3 Информационного письма от 17.01.2006 N 100 указал, что суд рассматривает дело о несостоятельности (банкротстве) в том числе и отсутствующего должника по существу, только когда установит невозможность его исключения в административном порядке из ЕГРЮЛ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы налогового органа о невозможности ликвидации должника ввиду наличия задолженности по обязательным платежам в бюджет по следующим основаниям.
Задолженность по налоговым платежам ОКО "ИГОЛС" по состоянию на 14.04.2006 г. (просроченная свыше 3 месяцев) составила 371 692 руб. (100520 - налог, 157055 - пени, 114117 - налоговые санкции), в подтверждение чего налоговым органом представлена справка о размере задолженности (л.д.15).
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Таким образом, наличие у общества задолженности по платежам в бюджет не препятствует исключению его из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Невозможность исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ в связи с поступлением возражений согласно п. 4 ст.21.1 Закона о регистрации налоговым органом не обоснована.
Законность и обоснованность требований налогового органа по уплате задолженности в заявленном размере согласно п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 материалами дела не подтверждена.
Так, заявитель не представил достаточных доказательств наличия и размера кредиторской задолженности. В заявлении уполномоченного органа не указаны конкретные обязательства, из которых возникло требование, а также сроки исполнения таких обязательств. Решения налогового органа или иные документы (декларация налогоплательщика, акты проверок, акты сверок и т.д.), подтверждающее возникновение обязательства, к заявлению не приложены.
В материалы дела не представлены требования налогового органа об уплате налога, решения о взыскании налога за счет имущества должника, а также решение налогового органа или иные установленные налоговым законодательством документы об исчислении и взыскании (уплате) налога за определенный период.
Отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих заявленные требования, просрочку их исполнения, не позволяет проверить обоснованность заявления уполномоченного органа и установить наличие возможности по взысканию задолженности по обязательным платежам и пеням в истребуемой сумме, исходя из положений статей 46, 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Требования о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьями 71,100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое решение является основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника.
Также заявитель не представил доказательств того, что уполномоченным органом не утрачена возможность принудительного взыскания его требований в установленном налоговым законодательством порядке (согласно п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006).
Налоговым органом не представлено сведений о вероятности обнаружения у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
Довод заявителя апелляционной жалобы о невозможности представления налоговым органом при подаче заявления сведений о вероятности обнаружения у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются в силу прямого указания в п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 на наличие данной обязанности у налогового органа.
Доказательств целесообразности обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом, обосновывающих наличие достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам налоговым органом не приведено.
Наличие финансирования деятельности ФНС РФ при реализации мероприятий, связанных с процедурами банкротства, в том числе финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, не является обстоятельством, препятствующим исключению ОКО "ИГОЛС" из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество отвечает признакам недействующего юридического лица, и правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса. Данная правовая позиция соответствует разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г.. N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", а также в пункте 3 Информационного письма ВАС РФ от 17 января 2006 г.. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не установил оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268-272 АПК РФ, Арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 22 января 2007 г.. по делу N А19-12990/06-8 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Шаркова К.Ж. |
Судьи |
Буркова О.Н. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-12990/2006
Должник: ОКО "ИГОЛС", ОКО "Иркутское городское общество"
Кредитор: ИФНС России по Свердловскому округу г. Иркутска, Управление Федеральной Налоговой Службы России по Иркутской области, ФНС России
Третье лицо: ГУ ФНС, ФНС
Хронология рассмотрения дела:
15.05.2007 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1384/07