24 октября 2011 г. |
Дело N А72-4482/2011 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - не явился, извещен,
от Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области - Миги Людмила Анатольевна, доверенность от 11.01.2011 года N16-04-06/00025,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 августа 2011 года по делу N А72-4482/2011 (судья Бабенко Н.А.),
по заявлению муниципального учреждения администрация муниципального образования "Сенгилеевский район" (ИНН 7316002600, ОГРН 1027300930150), г. Сенгилей Ульяновской области,
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области, р.п. Ишеевка Ульяновской области,
о признании действий налогового органа незаконными, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение администрация муниципального образования "Сенгилеевский район" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконными действий Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области (далее - налоговый орган, инспекция) по выдаче справки N 125025 от 14.06.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.06.2011 без информации по утрате Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области возможности взыскания задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам в общей сумме 11 049 445,51 руб., в том числе по налогу 2 654 468,08 руб., по пеням 8 154 536,23 руб., по штрафам и процентам 120 220,06 руб. как несоответствующих подпункту 10 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации, обязании устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем выдачи справки с указанием информации об утрате возможности взыскания налоговым органом задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам в общей сумме 11 049 445,51 руб., в том числе по налогу 2 654 468,08 руб., по пеням 8 154 536,23 руб., по штрафам и процентам 120 220,06 руб. (л.д. 7 том 1).
Заявитель заявил ходатайство об уточнении требований и просил признать незаконными действия Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области по выдаче справки N 127694 от 18.07.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.07.2011, содержащей данные о задолженности перед бюджетом:
- по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта в сумме 106104,51 руб., состоящей из недоимки по налогу 26638,77 руб., пени 24017,61 руб., задолженность по штрафам 55448,13 руб.,
- на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, в сумме 474, 84 руб., состоящей из пени в сумме 378,64 руб., по штрафам 96,20 руб.,
- на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 47876,80 руб., состоящей из пени в сумме 47169,02 руб. и задолженности по штрафам 707,80 руб.,
- на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 8852,10 руб., состоящей из пени в сумме 8785,15 руб. и задолженности по налоговым санкциям 66,95 руб.,
- по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 258174,05 руб., состоящей из недоимки по налогу в сумме 116947 руб., пени в сумме 109800,71 руб., по штрафам в сумме в 31426,34 руб.,
- по налогу на имущество организаций, в общей сумме 900 руб., в том числе недоимка по штрафам в сумме 900 руб.,
- по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, в общей сумме 11144,84 руб., в том числе по налогу 2 605,20 руб., пени- 2363,11 руб. по штрафам-6 176,53 руб.
- по налогу на имущество предприятий в общей сумме 4198,05 руб., в том числе по налогу-2 175 руб., пени- 2 023,05 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 13 951,33 руб., в том числе по налогу -4464,25 руб., пени -9412,65 руб., по штрафам-74,43 руб.
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 2448,23 руб., в том числе по налогу - 520,23 руб., пени-1823,40 руб., по штрафам-104,60 руб.
- по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) в части пени в сумме - 20,82 руб.
- по налогу с продаж в общей сумме 29192,95руб., в том числе по налогу 5018,50 руб., пени -5 468,15 руб., по штрафам -18 706,30 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 8 871 534,65руб., в том числе по налогу 1 829 667,27 руб. и пени-7 041867,38 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 67208,69 руб., в том числе по налогу -19581,77 руб. и пени - 47626,92 руб.
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 35411,88 руб., в том числе пени-35411,88 руб.
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 67734,53 руб., в том числе по налогу 15348,19 руб. и пени - 52386,34 руб.,
- по единому социальному налогу в федеральный бюджет в общей сумме 1509896,71 руб., состоящей из недоимки по налогу в сумме 749930,71 руб., пени в сумме 755809,75 руб., по штрафам 4156,25 руб.,
- по единому социальному налогу в фонд социального страхования в общей, сумме 2648,60руб., состоящей из пени в сумме 1823,10 руб., и штрафа 825,50 руб.,
- по единому социальному налогу в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 521,29 руб., состоящей из пени в сумме 300,04 руб. и штрафа 221,25 руб.,
- по единому социальному налогу в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в общей сумме 31484,91 руб., состоящей из пени в сумме 30926,66 руб., штрафа 558,25 руб.,
- в общей сумме 10 110 187,19 руб., в том числе по налогу 2 774 426,89 руб., по пеням 7 190 559,58 руб., по штрафам 145 200,72 руб., возможность взыскания которой Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области, утрачена.
Обязать Межрайонную ИФНС России N 2 по Ульяновской области и устранить нарушения прав и законных интересов муниципального учреждения администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" путём возложения на Межрайонную ИФНС России N 2 по Ульяновской области обязанности по выдачи справки согласно Приказа Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206.
Суд первой инстанции принял уточнения в части предмета требований -справки N 127694 от 18.07.2011 г. в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 04.08.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что налоговым органом утрачено право на взыскание задолженности в бесспорном и судебном порядке, в связи с чем оспариваемые действия инспекции, выразившиеся в отражении в справке о состоянии расчетов с бюджетом сведений о наличии задолженности, возможность взыскания которой утрачена, являются незаконными, и допущенное инспекцией нарушение прав и законных интересов заявителя подлежит устранению.
Не согласившись с выводами суда, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Ульяновской области подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что налоговый орган не имеет права исключить из справки о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам задолженность в случае утраты им возможности взыскания такой задолженности, как во внесудебном, так и в судебном порядке.
Суд первой инстанции неправомерно признал незаконными действия инспекции по включению в справку N 127694 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.07.2011 г. задолженности, возможность взыскания которой Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области утрачена.
Форма справки, утвержденная Приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 г. N ММ-3-19/206, не предусматривает полномочий налогового органа произвольно включать в справку о задолженности информацию, предусматривающую об утрате возможности взыскания задолженности по налогам, пеням и штрафам.
В судебном заседании представитель Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области доводы апелляционной жалобы поддержал.
Представитель МУ администрация муниципального образования "Сенгилеевский район" в судебное заседание не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие его представителя.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Межрайонной ИФНС России N 2 по Ульяновской области, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителю налоговым органом выдана справка N 127694 по состоянию на 01.07.2011 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам, в которой указано на наличие у налогоплательщика недоимки:
- по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта в сумме 106104,51 руб., состоящей из недоимки по налогу 26638,77 руб., пени 24017,61 руб., задолженность по штрафам 55448,13 руб.,
- на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, в сумме 474, 84 руб., состоящей из пени в сумме 378,64 руб., по штрафам 96,20 руб.,
- на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 47876,80 руб., состоящей из пени в сумме 47169,02 руб. и задолженности по штрафам 707,80 руб.,
- на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 8852,10 руб., состоящей из пени в сумме 8785,15 руб. и задолженности по налоговым санкциям 66,95 руб.,
- по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 258174,05 руб., состоящей из недоимки по налогу в сумме 116947 руб., пени в сумме 109800,71 руб., по штрафам в сумме в 31426,34 руб.,
- по налогу на имущество организаций, в общей сумме 900 руб., в том числе недоимка по штрафам в сумме 900 руб.,
- по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, в общей сумме 11144,84 руб., в том числе по налогу 2 605,20 руб., пени- 2363,11 руб., по штрафам-6 176,53 руб.,
- по налогу на имущество предприятий в общей сумме 4198,05 руб. , в том числе по налогу-2 175 руб., пени- 2 023,05 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 13 951,33 руб., в том числе по налогу -4464,25 руб. пени -9412,65 руб. по штрафам-74,43 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 2448,23 руб., в том числе по налогу - 520,23 руб., пени-1823,40 руб., по штрафам - 104,60 руб.,
- по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) в части пени в сумме - 20,82 руб.,
- по налогу с продаж в общей сумме 29192,95руб., в том числе по налогу 5018,50 руб., пени -5 468,15 руб., по штрафам -18 706,30 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 8 871 534,65руб., в том числе по налогу 1 829 667,27 руб. и пени-7 041867,38 руб.
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 67208,69 руб., в том числе по налогу -19581,77 руб. и пени-47626,92 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 35411,88 руб., в том числе пени-35411,88 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 67734,53 руб., в том числе по налогу 15348,19 руб. и пени-52386,34 руб.,
- по единому социальному налогу в федеральный бюджет в общей сумме 1509896,71 руб., состоящей из недоимки по налогу в сумме 749930,71 руб., пени в сумме 755809,75 руб., по штрафам 4156,25 руб.,
- по единому социальному налогу в фонд социального страхования в общей, сумме 2648,60руб., состоящей из пени в сумме 1823,10 руб., по штрафам 825,50 руб.,
- по единому социальному налогу в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 521,29 руб., состоящей из пени в сумме 300,04 руб. и штрафа 221,25 руб.,
- по единому социальному налогу в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в общей сумме 31484,91 руб., состоящей из пени в сумме 30926,66 руб., штрафа 558,25 руб. (л.д. 91-92 том 1).
Согласно подпункта 10 пункта 1 статьи 32 Кодекса налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа.
Форма справки об исполнении налогоплательщиком обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней и налоговых санкций вместе с Методическими указаниями по ее заполнению утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@.
Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что задолженность образовалась до 01.01.2007 года.
Налоговым органом не представлено доказательств, подтверждающих принятие мер к взысканию оспариваемых сумм в бесспорном или судебном порядке.
Сроки для взыскания налоговых платежей, предусмотренные статьями 46, 48 Кодекса, истекли и инспекцией утрачена возможность взыскания в бесспорном или судебном порядке недоимки:
- по налогу на прибыль организаций в бюджет субъекта в сумме 106104,51 руб., состоящей из недоимки по налогу 26638,77 руб., пени 24017,61 руб., задолженность по штрафам 55448,13 руб.,
- на доходы физических лиц с доходов, облагаемых по налоговой ставке, установленной п. 1 ст. 224 НК РФ, в сумме 474, 84 руб. состоящей из пени в сумме 378,64 руб., по штрафам 96,20 руб.,
- на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 47876,80 руб., состоящей из пени в сумме 47169,02 руб. и задолженности по штрафам 707,80 руб.,
- на страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в общей сумме 8852,10 руб., состоящей из пени в сумме 8785,15 руб. и задолженности по налоговым санкциям 66,95 руб.,
- по налогу на добавленную стоимость в общей сумме 258174,05 руб., состоящей из недоимки по налогу в сумме 116947 руб., пени в сумме 109800,71 руб., недоимка по штрафам в сумме в 31426,34 руб.,
- по налогу на имущество организаций, в общей сумме 900 руб., в том числе недоимка по штрафам в сумме 900 руб.,
- по налогу на прибыль организаций, зачислявшийся до 1 января 2005 года в местные бюджеты, в общей сумме 11144,84 руб., в том числе по налогу 2 605,20 руб., пени- 2363,11 руб. по штрафам - 6 176,53руб.
- по налогу на имущество предприятий в общей сумме 4198,05 руб., в том числе по налогу - 2 175 руб., пени - 2 023,05 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 13 951,33 руб., в том числе по налогу - 4464,25 руб. пени - 9412,65 руб. по штрафам - 74,43 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 2448,23 руб., в том числе по налогу - 520,23 руб., пени -1823,40 руб., по штрафам - 104,60 руб.,
- по земельному налогу (по обязательствам, возникшим до 1 января 2006 года) в части пени в сумме - 20,82 руб.,
- по налогу с продаж в общей сумме 29192,95 руб. в том числе по налогу 5018,50 руб., пени -5 468,15 руб., по штрафам -18 706,30 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 8 871 534,65руб., в том числе по налогу 1 829 667,27 руб. и пени - 7 041867,38 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 67208,69 руб., в том числе по налогу -19581,77 руб. и пени-47626,92 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 35411,88 руб., в том числе пени-35411,88 руб.,
- по прочим налогам, пошлинам и сборам в общей сумме 67734,53 руб., в том числе по налогу 15348,19 руб. и пени-52386,34 руб.,
- по единому социальному налогу в федеральный бюджет в общей сумме 1509896,71 руб., состоящей из недоимки по налогу в сумме 749930,71 руб., пени в сумме 755809,75 руб., недоимки по штрафам 4156,25 руб.,
- по единому социальному налогу в фонд социального страхования в общей, сумме 2648,60руб., состоящей из пени в сумме 1823,10 руб., по штрафам 825,50 руб.,
- по единому социальному налогу в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в общей сумме 521,29 руб., состоящей из пени в сумме 300,04 руб., недоимки по штрафам 221,25 руб.,
- по единому социальному налогу в территориальные фонды обязательного медицинского страхования в общей сумме 31 484,91 руб., состоящей из пени в сумме 30926,66 руб., недоимки по штрафам 558,25руб.
Судом первой инстанции правильно учтено, что в соответствии с пунктом 4 статьи 69 Кодекса требование об уплате налога должно содержать сведения о сумме задолженности по налогу, размере пеней, начисленных на момент направления требования, сроке уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, сроке исполнения требования, а также мерах по взысканию налога и обеспечению исполнения обязанности по уплате налога, которые применяются в случае неисполнения требования налогоплательщиком.
Во всех случаях требование должно содержать подробные данные об основаниях взимания налога, а также ссылку на положения законодательства о налогах и сборах, которые устанавливают обязанность налогоплательщика уплатить налог.
При этом Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 19 Постановления N 5 от 28.02.2001 "О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации" разъяснил, что отсутствие в требовании указаний на размер недоимки и основания ее возникновения, дату, с которой начинается начисление пени, и ставку пени не позволяет сделать вывод, что досудебное урегулирование в порядке, предусмотренном статьей 69 Кодекса, осуществлено.
Отсутствие в требовании указаний на размер недоимки и основания ее возникновения, дату, с которой начинается начисление пени, и ставку пени не позволяет налогоплательщику определить, за какой налоговый период и в каком объеме он должен внести обязательные платежи, а также обоснованность начисления пени.
Сведения о состоянии расчетов налогоплательщика с бюджетом, содержащиеся в справке N 1127694 по состоянию на 01.07.2011 г.., не отражают реального размера существующих налоговых обязательств.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что у инспекции не имелось правовых оснований для отражения задолженности в справке о расчетах с бюджетом, без указания на невозможность взыскания данной задолженности, и что отражение в справке о расчетах с бюджетом документально не подтвержденных сведений, а также сведений о задолженности, возможность взыскания которой утрачена, нарушает права налогоплательщика, создает препятствия нормальному осуществлению коммерческой деятельности.
Неполная информация о задолженности по налогам, сборам, пеням и штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивает его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности.
Приказ Федеральной налоговой службы от 23.05.2005 N ММ-3-19/206@, утвердивший форму справки, не предусматривающей информацию об утрате возможности взыскания числящегося за налогоплательщиком долга перед бюджетом в принудительном порядке, не может служить препятствием к выдаче справки с отражением в ней реального состояния расчетов по налоговым платежам.
Таким образом, исходя из необходимости соблюдения баланса частных и публичных интересов и отражения в справке объективной информации о состоянии расчетов с бюджетом, в данном случае в справке должны содержаться не только сведения о реально существующей и подтвержденной задолженности, но и указание на утрату инспекцией возможности ее взыскания.
Поскольку судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждено, что сведения, отраженные в справке, выданной инспекцией, не отвечают указанным требованиям, суд первой инстанции правомерно посчитал обоснованным и подлежащим удовлетворению заявление муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" о признании оспариваемых действий инспекции незаконными и устранении допущенного нарушения прав и законных интересов муниципального учреждения Администрации муниципального образования "Сенгилеевский район" путем обязания инспекции выдать справку о состоянии расчетов с бюджетом без указания спорной задолженности, которая не подтверждена и возможность взыскания которой утрачена.
Выводы суда первой инстанции соответствуют правовой позиции, изложенной Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации в Постановлении Президиума от 01.09.2009 г. N 4381/09.
Поэтому ссылку подателя жалобы на указанный судебный акт в обоснование своей позиции апелляционный суд считает неосновательной.
С учетом изложенного оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 04 августа 2011 года по делу N А72-4482/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-4482/2011
Истец: МУ Администрация МО Сенгилеевский район Ульяновской обл., МУ Администрация муниципального образования "Сенгилеевский район"
Ответчик: Межрайонная ИФНС N 2 по Ульяновской области, МИФНС N2 по Ульяновской обл.
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11157/11