г. Чита |
Дело N А19-97/07-38 |
04АП-1099/2007
резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2007 г..
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2007 г..,
резолютивная часть постановления объявлена 14 мая 2007 г..
Полный текст постановления изготовлен 21 мая 2007 г..,
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Шарковой К.Ж.,
судей Юдина С.И. и Куклина О.А.,
при ведении протокола судьей Шарковой К.Ж.,
рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон
апелляционную жалобу Федеральной налоговой службы РФ на определение Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2007 г.. о прекращении производства по делу N А19-97/07-38 по заявлению Федеральной налоговой службы России о признании несостоятельным (банкротом) Закрытого акционерного общества "Тайга-1" (судья Михайлова В.В.),
УСТАНОВИЛ:
Федеральная налоговая служба России обратилась в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением о признании несостоятельным (банкротом) Закрытого акционерного общества "Тайга-1" (далее - ЗАО "Тайга-1") как отсутствующего должника.
Заявление мотивировано тем, что у ЗАО "Тайга-1" обнаружены признаки отсутствующего должника: финансово-хозяйственная деятельность не осуществляется, бухгалтерская отчетность не сдается, операции по расчетным, валютным счетам не осуществляются. Задолженность по уплате обязательных платежей составляет 72033,26 руб., в том числе 28840,24 руб. - налоги, 42393,02 руб. - пени, 800 руб. - штрафы.
Указанные обстоятельства, по мнению заявителя, свидетельствуют о том, что должник является отсутствующим, и соответственно, о распространении на ЗАО "Тайга-1" положений ст. 230 Федерального закона N 127-ФЗ от 26.10.2002 "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве).
Определением Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2007 г.. производство по делу было прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Не согласившись с принятым судом первой инстанции определением, заявитель обжаловал данное определение в арбитражный суд апелляционной инстанции, ссылаясь на необоснованный вывод суда о прекращении производства по делу в связи с отсутствием в достаточном объеме у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, так как финансирование процедуры банкротства отсутствующего должника, проводимой по заявлению ФНС России, осуществляется за счет средств, выделенных из федерального бюджета.
Помимо этого, заявитель указывает на неправомерность довода суда о необходимости представления налоговым органом сведений о наличии у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, в связи с тем, что данной информацией налоговые органы не обладают.
Кроме того, налоговый орган ссылается на отсутствие возможности исключения недействующего юридического лица из Реестра в административном порядке в силу п.4 ст. 21 Закона о банкротстве по причине наличия возражений у уполномоченного органа, являющегося кредитором должника.
Также заявитель со ссылкой на п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.01.2006 N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1. ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" указывает, что не может являться основанием к прекращению производства по делу о несостоятельности (банкротстве) то обстоятельство, что недействующее юридическое лицо может быть исключено регистрирующим органом из Реестра в порядке, предусмотренном Федеральным законом о государственной регистрации.
Извещение о месте и времени проведения судебного заседания в арбитражном суде апелляционной инстанции направлялось по имеющемуся в деле адресу должника. Заказное письмо возвращено органом связи с отметкой о невручении в связи с отсутствием адресата по указанному адресу.
Налоговый орган, надлежащим образом извещенный о месте и времени проведения судебного заседания, представителя не направил. До начала судебного заседания от налогового органа в суд факсимильной связью поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
Дело рассматривается без участия представителей сторон в соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого определения.
Как следует из материалов дела, в связи с неисполнением ЗАО "Тайга-1" обязанности по уплате обязательных платежей, неосуществлением финансово-хозяйственной деятельности, отсутствием ведения операций по расчетным, валютным счетам, невозможности установления местонахождения должника уполномоченный орган обратился в суд с заявлением о признании налогоплательщика банкротом по упрощенной процедуре банкротства как отсутствующего должника.
Согласно заявлению налогового органа, задолженность по уплате обязательных платежей составляет 72033,26 руб., в том числе 28840,24 руб. - налоги, 42393,02 руб. - пени, 800 руб. - штрафы.
В соответствии с приложенными к заявлению о признании должника несостоятельным (банкротом) документами, последняя бухгалтерская отчетность должником 01.01.2002 (л.д.36), налоговая отчетность не представлялась (л.д.8), операции по банковским счетам в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия налоговым органом решения об исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, не производятся (л.д.10,11). Информация о предстоящем исключении должника из Единого государственного реестра юридических лиц опубликована в "Вестнике государственной регистрации" от 08.11.2006 N 44 (95) - л.д.15.
В силу пункта 1 статьей 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" N 129-ФЗ от 08.08.2001 (далее - Закон о регистрации) юридическое лицо, которое в течение последних двенадцати месяцев, предшествующих моменту принятия регистрирующим органом соответствующего решения, не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету, признается фактически прекратившим свою деятельность (недействующим юридическим лицом).
Такое лицо может быть исключено из ЕГРЮЛ в административном порядке на основании решения регистрирующего органа.
Закон о регистрации вступил в силу со дня его официального опубликования, то есть с 06.07.2005. Согласно статье 3 Федерального закона от 02.07.2005 "О внесении изменений в ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и в статью 49 Гражданского кодекса Российской Федерации" двенадцатимесячный срок применяется и в том случае, если он истек до вступления в законную силу настоящего Федерального закона, и порядок исключения недействующих юридических лиц из единого государственного реестра юридических лиц, предусмотренный Законом о регистрации распространяется также на юридические лица, зарегистрированные до вступления в силу Закона о регистрации.
На основании вышеизложенного, должник отвечает признакам недействующего юридического лица.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 "О некоторых вопросах практики применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц" при поступлении заявления налогового органа о принудительной ликвидации или о признании банкротом юридического лица, отвечающего признакам недействующего юридического лица, согласно пункту 1 статьи 21.1 Закона о регистрации, данное заявление возвращается арбитражным судом заявителю применительно к пункту 1 части 1 статьи 129 АПК РФ. Если указанные обстоятельства выясняются в ходе возбужденного по заявлению налогового органа производства по делу о принудительной ликвидации (банкротстве) юридического лица, производство по делу подлежит прекращению на основании пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 3 Информационного письма от 17.01.2006 N 100 указал, что суд рассматривает дело о несостоятельности (банкротстве) в том числе и отсутствующего должника по существу, только когда установит невозможность его исключения в административном порядке из ЕГРЮЛ.
Судом апелляционной инстанции отклоняются доводы налогового органа о невозможности ликвидации должника ввиду наличия задолженности по обязательным платежам в бюджет по следующим основаниям.
Задолженность ЗАО "Тайга-1" по состоянию на 01.11.2006 г. (просроченная свыше трех месяцев) согласно справке налогового органа составила 71015,70 руб., в том числе 28840,24 руб. - налоги, 41375,46 руб. - пени, 800 руб. - штрафы, в подтверждение чего налоговым органом представлена справка о размере задолженности (л.д.14).
В Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.12.2006 N 67 разъяснено, что исключение недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа допускается и в тех случаях, когда указанное лицо имеет задолженность по налогам, сборам, пеням и санкциям перед бюджетами разных уровней.
Таким образом, наличие у общества задолженности по платежам в бюджет не препятствует исключению его из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Невозможность исключения недействующего лица из ЕГРЮЛ в связи с поступлением возражений согласно п. 4 ст.21.1 Закона о регистрации налоговым органом не обоснована.
Законность и обоснованность требований налогового органа по уплате задолженности в заявленном размере согласно п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 материалами дела не подтверждена.
Так, заявитель не представил достаточных доказательств наличия и размера кредиторской задолженности. В заявлении уполномоченного органа не указаны конкретные обязательства, из которых возникло требование, а также сроки исполнения таких обязательств. Решения налогового органа или иные документы (декларация налогоплательщика, акты проверок, акты сверок и т.д.), подтверждающее возникновение обязательства, к заявлению не приложены.
В материалы дела не представлены решения о взыскании налога за счет имущества должника (за исключением решения N 5418 от 25.12.2006), а также решение налогового органа или иные установленные налоговым законодательством документы об исчислении и взыскании (уплате) налога за определенный период.
Отсутствие достаточных доказательств, подтверждающих заявленные требования, просрочку их исполнения, не позволяет проверить обоснованность заявления уполномоченного органа и установить наличие возможности по взысканию задолженности по обязательным платежам и пеням в истребуемой сумме, исходя из положений статей 46, 48 Налогового Кодекса Российской Федерации.
Требования о взыскании сумм налоговых санкций в порядке, установленном статьями 71,100 Закона о банкротстве, допустимо только при наличии вступившего в законную силу решения суда об их принудительном взыскании, вынесенного в соответствии с требованиями главы 26 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Такое решение является основанием для включения взыскиваемой суммы штрафа в реестр требований кредиторов должника. Налоговым органом указанного решения суда не представлено.
Также заявитель не представил доказательств того, что уполномоченным органом не утрачена возможность принудительного взыскания его требований в установленном налоговым законодательством порядке (согласно п.19 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 N 25, п.5 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006).
Налоговым органом не представлено сведений о вероятности обнаружения у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве.
Довод заявителя апелляционной жалобы о невозможности представления налоговым органом при подаче заявления сведений о вероятности обнаружения у должника имущества, за счет которого могут быть покрыты расходы по делу о банкротстве, арбитражным судом апелляционной инстанции отклоняются в силу прямого указания в п.4 Постановления Пленума ВАС РФ от 20.12.2006 N 67 на наличие данной обязанности у налогового органа.
Доказательств целесообразности обращения в суд с заявлением о признании должника банкротом, обосновывающих наличие достаточной вероятности погашения в деле о банкротстве задолженности по обязательным платежам налоговым органом не приведено.
Наличие финансирования деятельности ФНС РФ при реализации мероприятий, связанных с процедурами банкротства, в том числе финансирования процедуры банкротства отсутствующего должника, не является обстоятельством, препятствующим исключению ЗАО "Тайга-1" из ЕГРЮЛ в административном порядке.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что общество отвечает признакам недействующего юридического лица, и правомерно прекратил производство по делу на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса. Данная правовая позиция соответствует разъяснениям Высшего Арбитражного Суда РФ, изложенным в пункте 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 20 декабря 2006 г.. N 67 "О некоторых вопросах применения положений законодательства о банкротстве отсутствующих должников и прекращении недействующих юридических лиц", а также в пункте 3 Информационного письма ВАС РФ от 17 января 2006 г.. N 100 "О некоторых особенностях, связанных с применением статьи 21.1 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При указанных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не установил оснований к отмене обжалуемого судебного акта.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 266, 268-272 АПК РФ, Арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ
Определение Арбитражного суда Иркутской области от 25 января 2007 г.. по делу N А19-97/07-38 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Шаркова К. Ж. |
Судьи |
Куклин О. А. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-97/2007
Должник: ЗАО "Тайга-1"
Кредитор: МРИ ФНС России N 9 по Иркутской области и УОБАО, Управление Федеральной Налоговой Службы России по Иркутской области, ФНС России
Третье лицо: УФНС России по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
21.05.2007 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-1099/07