г. Саратов |
Дело N А57-6787/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 года
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи А.Ю. Никитина,
судей О.В. Лыткиной, Н.А. Клочковой,
при ведении протокола судебного заседания
секретарем судебного заседания С.С. Ильиной,
при участии в заседании:
лица, участвующие в деле не явились, извещены о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом в порядке части 1 статьи 122, части 1, пункта 3 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, р.п. Татищево),
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 08 августа 2011 года по делу N А57-6787/2011, судья Е.В. Духовнова,
по иску ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице Саратовского филиала (г. Саратов),
к Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области (Саратовская область, р.п. Татищево),
о взыскании задолженности.
УСТАНОВИЛ:
В арбитражный суд Саратовской области обратилось с исковым заявлением Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", г. Москва, в лице Саратовского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ", г. Саратов, к Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, р.п. Татищево, Саратовская область о взыскании задолженности по договору N 639-ИНВ/34 от 30.07.2010 г. в размере 15.177, 07 коп.
Решением арбитражного суда Саратовской области от 08 августа 2011 года. по делу N А57-6787/2011 исковые требования удовлетворены.
С Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области, в пользу Федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (г. Москва, в лице Саратовского филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" взыскана задолженность по договору N 693-ИНВ/34 от 23007.2010 г. в размере 15.177,07 руб. и судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 2.000 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Администрации Татищевского муниципального района Саратовской области подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить решение арбитражного суда Саратовской области от 29 июля 2011 г. по делу N А57-6787/2011 в части взысканных расходов на оплату государственной пошлины.
Заявитель считает, что судом неправомерно не применен подпункт 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, в силу которого органы, входящие в структуру органов государственной власти или местного самоуправления, освобождены от уплаты государственной пошлины, в том числе при подаче апелляционной жалобы.
Федеральное государственное унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" в лице Саратовского филиала представило отзыв на апелляционную жалобу.
Администрация Татищевского муниципального района Саратовской области обратилось с заявлением о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие ее представителя. Ходатайство подлежит удовлетворению.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пунктов 1, 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам, проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, т.к. лица, участвующие в деле, не заявили возражений.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, исследовав материалы дела, арбитражный апелляционный суд не считает, что судебный акт в обжалуемой части подлежит изменению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 101 АПК РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.
В силу положений статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты госпошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются органы государственной власти, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и общественных интересов, в данном случае возмещены понесенные по вине ответчика судебные расходы истцу, в пользу которого состоялось решение.
Таким образом, по смыслу названной нормы, органы местного самоуправления освобождаются от уплаты государственной пошлины в бюджет.
По настоящему делу суд первой инстанции взыскал с ответчика не государственную пошлину в доход бюджета, а сумму в возмещение расходов истца, которые он понес в результате ненадлежащего исполнения ответчиком обязанностей по договору.
Отнесение расходов по государственной пошлине на ответчика судом первой инстанции произведено по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Пункты 2, 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20 марта 1997 года N 6 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами законодательства Российской Федерации о государственной пошлине" разъясняют, что в определенных случаях нормы статьи Налогового кодекса Российской Федерации позволяют освободить участников процесса от уплаты государственной пошлины в бюджет, но не от возмещения судебных расходов, которые правомерно взысканы в пользу истца.
В пункте 7 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 10 мая 2010 года N 139 " О внесении изменений в Информационные письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 мая 2005 года N 901 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" и от 13 марта 2007 года N 117 "Об отдельных вопросах практики применения главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации" указано, что в силу главы 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по уплате государственной пошлине возникают между ее плательщиком - лицом, обращающимся в суд, и государством. Исходя из положений подпункта 1 пункта 3 статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации отношения по поводу уплаты государственной пошлины после ее уплаты прекращаются.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации между сторонами судебного разбирательства возникают отношения по распределению судебных расходов, которые регулируются главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законодательством не предусмотрены возврат заявителю уплаченной государственной пошлины из бюджета в случае, если судебный акт принят в его пользу, а также освобождение государственных органов, органов местного самоуправления от возмещения судебных расходов.
В связи с этим, если судебный акт принят не в пользу государственного органа (органа местного самоуправления), расходы заявителя по уплате государственной пошлины подлежат возмещению этим органом в составе судебных расходов (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 47 статьи 2 и пунктом 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 137-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования" с 1 января 2007 года признан утратившим силу пункт 5 статьи 333.40 Налогового кодекса, согласно которому при принятии судом решения полностью или частично не в пользу государственных органов (органов местного самоуправления) возврат заявителю уплаченной государственной пошлины производился из бюджета.
Таким образом, с 1 января 2007 года подлежит применению общий порядок распределения судебных расходов, предусмотренный главой 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и уплаченная истцом государственная пошлина в соответствии с частью 1 статьи 110 Кодекса взыскивается в его пользу непосредственно с государственного органа (органа местного самоуправления) как стороны по делу.
Освобождение от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влияет на порядок распределения судебных расходов, установленных частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (Определения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 марта 2010 года N ВАС-2242/10, от 1 апреля 2010 года N ВАС-3577/10, от 7 апреля 2010 года N ВАС-3880/10).
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно возместил истцу за счет ответчика расходы по уплате государственной пошлине в части требований о взыскании задолженности по договору на оказание услуг по технической инвентаризации от 30 июля 2010 года N 639-ИНВ/34 независимо от того, что ответчик освобожден от уплаты государственной пошлины.
Согласно Постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 июля 2009 года N 62 "О внесении дополнений в пункт 61.9 главы 12 Регламента арбитражных судов Российской Федерации" считается определенной практика применения законодательства по вопросам, разъяснения по которым содержатся в постановлениях Пленума и информационных письмах Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации".
В порядке пункта 3 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", в соответствии со статьей 148 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации или статьей 133 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на стадии подготовки дела к судебному разбирательству суд должен определить, из какого правоотношения возник спор, и какие нормы права подлежат применению при разрешении дела.
По смыслу статьи 6, части 1 статьи 168, части 4 статьи 170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд не связан правовой квалификацией спорных отношений, которую предлагают стороны, и должен рассматривать заявленное требование по существу, исходя из фактических правоотношений, определив при этом, какие законы и иные нормативные правовые акты следует применить по делу (письмо Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17 ноября 2010 года N 03/724).
Представленные в материалы дела доказательства исследованы полно и всесторонне, оспариваемый судебный акт принят при правильном применении норм процессуального права, выводы, содержащиеся в решении, не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам, не установлено нарушений, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта.
При таких обстоятельствах у арбитражного суда апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены судебного акта в обжалуемой части в соответствии с положениями статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 089 августа 2011 года по делу N А57-6787/2011 в обжалуемой части оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме, через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение.
Председательствующий |
А.Ю. Никитин |
Судьи |
Н.А. Клочкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-6787/2011
Истец: ФГУП "Ростехинвентаризация"
Ответчик: Администрация Татищевского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2011 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-7464/11