г. Пермь
24 октября 2011 г. |
Дело N А60-13649/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2011 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Масальской Н.Г.,
судей Рубцовой Л.В., Назаровой В.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Андреевской Е.И.,
при участии:
от истца, открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога", ответчика, общества с ограниченной ответственностью "ТК ТрансСибУрал" - не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда;
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу ответчика, общества с ограниченной ответственностью "ТК ТрансСибУрал"
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 03 августа 2011 года
по делу N А60-13649/2011
принятое судьей Проскуряковой И.А.,
по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (ОГРН 1037739877295, ИНН 7708503727)
к обществу с ограниченной ответственностью "ТК ТрансСибУрал" (ОГРН 1076674031720, ИНН 6674238191)
о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагонов,
установил:
Открытое акционерное общество "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога" (далее - ОАО "РЖД") обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ТК ТрансСибУрал" (далее - ООО "ТК ТрансСибУрал") о взыскании штрафа за превышение грузоподъемности вагонов N 53789111, N 58011727 в размере 254 230 руб. 00 коп. на основании статей 26, 27, 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, расходов по уплате государственной пошлины в сумме 8 084 руб. 60 коп. (л.д. 5-7)
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 03 августа 2011 года (резолютивная часть от 28.07.2011, судья И.А. Проскурякова) исковые требования удовлетворены. С ответчика в пользу истца взыскан штраф в сумме 254 230 руб. 00 коп., а также 8 084 руб. 60 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины, понесенных при подаче иска (л.д.209 - 214).
Ответчик (ООО "ТК ТрансСибУрал") с решением суда не согласен по основаниям, указанным в апелляционной жалобе, просит его отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований. Заявитель полагает, что судом неправильно применены нормы материального права и нарушены нормы процессуального права, выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, арбитражным судом не проверено реальное соотношение предъявленного штрафа последствиям нарушенного ответчиком обязательства, вынесенное решение нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. По мнению ответчика, в нарушение статей 64, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражным судом не были оценены весовые данные, зафиксированные в ходе проведения комиссионной проверки на станции назначения Нижневартовск-1 и указанные в коммерческих актах N СВР1000844/132 от 22 июля 2010 года, NСВР1000845/133 от 22 июля 2010 года. При рассмотрении дела суд принял во внимание только весовые данные массы груза, зафиксированные истцом в одностороннем порядке на попутной станции Сургут. При этом суд не учел, что данные комиссионной перевески вагонов на станции назначения отличаются от данных взвешивания вагонов на попутной станции Сургут. Кроме того, истец не представил доказательств исправности вагонных весов ВД-30-2-12 (учет. Номер 1) на попутной станции Сургут. Судом не исследована и не учтена дата последней государственной поверки вагонных весов ВД-30-2-12 на попутной станции Сургут. Таким образом, по мнению апеллянта, достоверным доказательством факта перегруза вагонов NN5378911, 58011727 должны служить выводы комиссионной перевески на станции назначения Нижневартовск-1, в соответствии с которым излишек массы груза против грузоподъемности вагона N53789111 отсутствует. Ответчик считает, что применение сотрудниками ОАО "РЖД" при проведении контрольной перевески правил расчета, предусмотренных в Рекомендациях МИ 3115-2008, является обязательным. В нарушение статей 64, 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Арбитражный суд Свердловской области ошибочно установил факт, что повторная перевеска на станции назначения Нижневартовск-1 произведена на вагонных весах М-8300-100-1 в статике и с расцепкой вагонов. В коммерческих актах от 22 июля 2010 года способ и метод контрольной перевески не указан. Справка ООО "УВМ-Нижневартовск" достоверным доказательством признана быть не может, поскольку вагонные весы принадлежат ЗАО "УВМ-Нижневартовск". Указал, что истцом не была произведена на станции назначения Нижневартовск-1 проверка количества мест груза, прибывшего с коммерческим актом попутной станции, перевеска вагонов после выгрузки в порожнем состоянии для сравнения фактической массы тары вагона с данными в ГВЦ. Поскольку истцом не было произведено контрольной перевески порожнего вагона с остановкой и расцепкой, истец свои исковые требования не доказал. По мнению апеллянта, суд ошибочно установил факт, что коммерческие акты NСВР1000844/132 от 22 июля 2010 года и NСВР10000845/133 от 22 июля 2010 года составлены без нарушений. Указанные акты имеют данные, внесенные рукописным способом, что противоречит пункту 2.6 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N45. Считает, что судом первой инстанции не проверено реальное соотношение предъявленного штрафа за превышение грузоподъемности вагона N58011727 (коммерческий акт NСВР10000845/133 от 22 июля 2010 года) последствиям нарушенного ответчиком обязательства, не исследован вопрос о негативности наступивших последствий для истца, тогда как указанные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения вопроса о наличии (отсутствии) оснований для применении пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации. Полагает, что суд не учел, что незначительное превышение грузоподъемности вагона N58011727 (NСВР10000845/133 22 июля 2010 года) не повлекло увеличения размера железнодорожного тарифа либо ухудшение технического состояния какого-либо железнодорожного оборудования истца, поскольку представитель ОАО "РЖД" не смог пояснить, вследствие чего им были допущены к дальнейшей перевозке вагоны с установленными излишками груза. Исходя из необходимости соблюдения баланса имущественных интересов сторон, арбитражный суд должен учитывать также и отсутствие доказательств фактического причинения ущерба. Изложенные обстоятельства, по мнению апеллянта, свидетельствуют о том, что размер начисленного истцом штрафа за превышение грузоподъемности вагона является несоразмерно высоким и подлежит уменьшению.
В дополнении к апелляционной жалобе заявитель указал, что достоверными весовыми данными факта перегруза вагона N 53789111 должны служить выводы комиссионной перевески на станции назначения Нижневартовск-1, поскольку цифровая информация весов подтверждена представителем Грузополучателя. Согласно фактическим весовым данным спорного вагона на станции назначения Нижневартовск-1 излишек массы груза против грузоподъемности вагона N 53789111 отсутствует либо является крайне незначительным. В обоснование возражений ответчик привел соответствующий расчет излишка массы груза против грузоподъемности вагона N 53789111 на станции назначения Нижневартовск-1, с применением положений Рекомендаций МИ 3115-2008. Согласно расчету ответчика, перегруз вагона отсутствует.
Лица, участвующие в деле, в заседание суда апелляционной инстанции 19.10.2011 не явились, в порядке части 2 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации известили арбитражный суд о возможности рассмотрения апелляционной жалобы в отсутствии их представителей.
Истец (ОАО "РЖД") представил письменный отзыв, в котором отклонил доводы апеллянта как несостоятельные. Находя решение суда законным и обоснованным, принятым в соответствии с нормами действующего законодательства, просил оставить его без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба судом рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие участников процесса, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 19.07.2010 на станции отправления Шувакиш Свердловской железной дороги от ООО "ТК ТрансСибУрал" (Грузоотправитель) по железнодорожным накладным N ЭЛ 466019 (вагон N 58011727) и N ЭЛ 465983 (вагон N 53789111) принят к перевозке до станции Нижневартовск груз (напитки газированные, фруктовые и ягодные) в адрес ООО "Кварт" (транспортные железнодорожные накладные - л.д.11, 15).
Предъявленный к перевозке груз погружен в вагоны N 58011727, N 53789111 грузоподъемностью 53 000 кг (технические паспорта вагонов - л.д. 18, 19).
При предъявлении груза к перевозке Грузоотправитель (ответчик) указал в транспортных накладных массу груза: вагон N 58011727 - 48 000 кг, вагон N 53789111 - 48 000 кг.
В пути следования 22.07.2010 на промежуточной станции Сургут при проведении ОАО "РЖД" проверки вагонов на предмет сведений о грузе установлено превышение грузоподъемности вагонов. По вагону N 58011727 (накладная N ЭЛ 466019) фактическая масса груза составила 55 650 кг., превышение массы груза - 6 690 кг., превышение грузоподъемности вагона - 1 690 кг. По вагону N 53789111 (накладная N ЭЛ 465983) фактическая масса груза составила 54 150 кг., превышение массы груза - 5 190 кг., превышение грузоподъемности вагона - 190 кг. (книга перевесок ГУ-78 - л.д. 20). Данные обстоятельства зафиксированы в актах общей формы N 6/964 от 22.07.2010 (л.д.12), N 6/965 от 22.07.2010 (л.д.16), коммерческих актах N СВР1000845/133 от 22.07.2010 (л.д.17), N СВР1000844/132 от 22.07.2010 (л.д.13).
После перевеса указанные вагоны отправлены на станцию назначения Нижневартовск, где произведено повторное взвешивание на вагонных весах М-8300-10-1 заводской N 294, принадлежащих ООО "УВМ-Нижневартовск", с расцепкой вагонов, в присутствии представителя грузополучателя. В ходе повторной перевески также было установлено превышение допустимой грузоподъемности вагона, о чем в коммерческие акты были внесены дополнения, удостоверенные подписью грузополучателя ООО "Кварт".
Истцом на основании статьи 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации начислен штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза, который составил 254 230 руб. (л.д.10, 14).
Уклонение ответчика от уплаты штрафа в указанном размере послужило истцу основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя требования истца в заявленном размере, взыскивая штраф в размере 254 230 руб., суд первой инстанции исходил из доказанности факта перегруза вагонов N 58011727, N 53789111, правомерности начисления штрафа на основании статьи 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, отсутствия оснований для применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к размеру начисленного штрафа.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции находит выводы суда первой инстанции правильными, соответствующими требованиям закона и материалам дела, основанными на всестороннем и полном исследовании доказательств.
Согласно статье 785 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозка грузов, пассажиров и багажа осуществляется на основании договора перевозки.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами (пункт 2 статьи 784 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом Российской Федерации, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон (пункт 1 статьи 793 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 23 Федерального закона от 10.01.2001 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - УЖТ РФ) погрузка грузов, грузобагажа в вагоны, контейнеры осуществляется исходя из технических норм их погрузки, установленных федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, но не должна превышать грузоподъемность вагонов, контейнеров согласно указанным на них трафаретам.
Статьей 26 УЖТ РФ предусмотрено, что при предъявлении грузов для перевозки грузоотправитель должен указать в транспортной железнодорожной накладной их массу, при предъявлении тарных и штучных грузов также количество грузовых мест.
При предъявлении грузобагажа для перевозки отправитель должен указать в заявлении его массу и количество мест.
Определение массы грузов, грузобагажа, погрузка которых до полной вместимости вагонов, контейнеров может повлечь за собой превышение их допустимой грузоподъемности, осуществляется только посредством взвешивания. При этом определение массы грузов, перевозимых навалом и насыпью, осуществляется посредством взвешивания на вагонных весах.
Взвешивание грузов, грузобагажа обеспечивается:
перевозчиками при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего пользования;
грузоотправителями (отправителями), грузополучателями (получателями) при обеспечении ими погрузки и выгрузки в местах общего и необщего пользования и на железнодорожных путях необщего пользования. Осуществляемое перевозчиком взвешивание грузов, грузобагажа оплачивается грузоотправителем (отправителем), грузополучателем (получателем) в соответствии с договором.
Как следует из материалов дела и не оспаривается сторонами, в железнодорожной накладной N ЭЛ 466019 (вагон N 58011727) масса груза определена грузоотправителем в следующих размерах: вес брутто - 86 000 кг., тара - 38 000 кг., вес нетто - 48 000 кг.; в железнодорожной накладной N ЭЛ 465983 (вагон N 53789111) масса груза определена грузоотправителем в следующих размерах: вес брутто - 86 000 кг., тара - 38 000 кг., вес нетто - 48 000 кг.
В соответствии со статьей 27 УЖТ РФ перевозчик имеет право проверять достоверность массы грузов, указанной грузоотправителями в транспортных железнодорожных накладных, в том числе путем взвешивания грузов.
Статьей 26 УЖТ РФ установлено, что только путем взвешивания должна быть определена масса груза, если его погрузка до полной вместимости вагонов, контейнеров повлечет за собой превышение их допустимой грузоподъемности.
Следовательно, ОАО "РЖД" обоснованно проведено контрольное взвешивание груза в пути следования на станции Сургут и повторное взвешивание на станции назначения - Нижневартовск.
Согласно статье 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за превышение грузоподъемности (перегруз) вагона грузоотправитель уплачивает перевозчику штраф в размере пятикратной платы за перевозку фактической массы данного груза.
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации обстоятельства, являющиеся основанием для возникновения ответственности грузоотправителя, удостоверяются коммерческими актами, актами общей формы и иными актами. Коммерческий акт составляется для удостоверения несоответствия наименования, массы, количества мест груза данным, указанным в перевозочном документе.
Согласно пункту 10 Приказа Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 43 "Об утверждении Правил оформления и взыскания штрафов при перевозках грузов железнодорожным транспортом" при обнаружении превышения грузоподъемности перевозчиком составляется акт общей формы на проверку массы груза, при необходимости коммерческий акт о несоответствии массы груза в вагоне, контейнере данным, указанным в перевозочном документе, с учетом погрешности весоизмерительных приборов.
В соответствии с положением пункта 2.1. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 N 45, для удостоверения обстоятельств, связанных с выявлением несоответствия массы груза данным, указанным в транспортной железнодорожной накладной, составляется коммерческий акт.
ОАО "РЖД" по результатам контрольного взвешивания вагонов N 58011727, N 53789111 на весах в пути их следования (ст.Сургут), которым установлен перегруз вагонов, составлены акты общей формы N 6/964, 6/965, коммерческие акты N СВР1000845/133, N СВР1000844/132 и в железнодорожных накладных сделаны соответствующие записи.
Контрольная перевеска вагонов N 58011727, N 53789111 на попутной станции Сургут 22.07.2010 совершена на весах учетный номер N1, дата последней поверки 13.10.2009 (паспорт на весы и гири N 1220 (л.д. 96-98).
Периодичность государственной поверки весов предусмотрена 1 раз в 12 месяцев. Таким образом, срок государственной поверки вагонных весов ВД-30-2-12 на дату 22.07.2010 не истек.
Согласно коммерческим актам N СВР1000845/133, N СВР1000844/132, фактически по вагону N 58011727 вес брутто составляет 90 650 кг., тара - 35 000 кг., вес нетто - 55 650 кг., то есть излишек массы груза составляет 6 690 кг.; по вагону N 53789111 вес брутто составляет 89 150 кг., тара - 35 000 кг., вес нетто - 54 150 кг., то есть излишек массы груза составляет 5 190 кг. Акты подписаны начальником станции, заместителем начальника станции, представителем приемосдатчика.
При повторном взвешивании на станции назначение Нижневартовск вагонных весах М-8300-100-1, заводской N 294, поверка от 03.08.2009, также установлено превышение грузоподъемности вагона: по вагону N 58011727 (накладная N ЭЛ 466019) фактическая масса груза составила 55 220 при грузоподъемности вагона 53 000 кг; по вагону N 53789111 (накладная N ЭЛ 465983) фактическая масса груза составила 54 000 кг., при грузоподъемности вагона 53 000 кг., данные обстоятельства зафиксированы в коммерческих актах N СВР1000845/133 от 22.07.2010, N СВР1000844/132 от 22.07.2010.
Вопреки доводам апеллянта, проверка груза на станции Нижневартовск проведена на исправных весах М-830-100-1, что подтверждено паспортом на весы и гири N 377, свидетельством о поверке N 10148 (л.д.93-95), согласно которым средства измерений соответствуют ГОСТу 29329-92. Доказательств обратного ответчиком не представлено (статьи 9, 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Данные, содержащиеся в справке ООО "УВМ-Нижневартовск" (л.д.92), о том, что взвешивание спорных вагонов 27.07.2010 произведено статическое с расцепкой, ответчиком не опровергнуты.
Довод ответчика, что в спорных вагонах перегруз сверх установленной нормы отсутствует, со ссылкой на Рекомендации МИ 3115-2008 "Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Измерения и учет массы груза при взаиморасчетах между грузоотправителем и грузополучателем", утвержденные ФГУП ВНИИМС Госстандарта России 30.05.2008; Рекомендации государственной системы обеспечения единства измерений МИ 2815-2003 "Масса грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Порядок определения предельных расхождений в результатах измерений массы на станциях назначения и в пути следования, утвержденные ФГУП ВНИИМС Госстандарта России 01.09.2003", судом апелляционной инстанции отклоняются, так как указанные документы носят рекомендательный характер.
Доказательств того, что истец не учел погрешность весоизмерительных приборов, а также того, что расчет истца является неправильным, материалы дела не содержат.
Представленные в материалы дела акты общей формы, коммерческие акты составлены истцом в соответствии с нормами действующего законодательства, Правилами составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных Приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, в связи с чем доводы апеллянта в указанной части подлежат отклонению как необоснованные.
Согласно пункту 2.2 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом от 18.06.2003 N 45, коммерческий акт может быть составлен в пути следования груза - в день обнаружения обстоятельств, подлежащих оформлению коммерческим актом. При невозможности составить коммерческий акт в указанный срок, он должен быть составлен в течение следующих суток.
В силу статьи 119 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации, пункта 2.10 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом коммерческий акт подписывается перевозчиком, а также грузополучателем, если он участвовал в проверке груза. В данном случае, поскольку грузополучатель не участвовал в проверке груза на станции Сургут, то отсутствие его подписи в коммерческом акте не противоречит требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 2.8. Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом составление на станции назначения нового коммерческого акта требуется в том случае, если в накладной содержится отметка о составлении коммерческого акта на попутной станции, а при перевозочных документах, прибывших с грузом его не оказалось.
Поскольку на станции назначения Нижневартовск коммерческий акт в перевозочных документах имелся, в связи с чем необходимость составления перевозчиком нового коммерческого акта на станции назначения - Нижневартовск отсутствовала.
При повторном взвешивании груза на станции назначения присутствовал представитель грузополучателя, в связи с чем в коммерческие акты внесены соответствующие отметки и дополнения, которые подписаны представителем грузополучателя ООО "Кварт".
В соответствии с пунктом 2.6 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом коммерческий акт составляется перевозчиком в трех экземплярах на бланке, предусмотренном настоящими Правилами, и заполняется без помарок, подчисток и каких-либо исправлений на пишущей машинке путем впечатывания на бланке формы ГУ-22 или компьютере на автоматизированных рабочих местах и подлежит строгому учету.
Спорные коммерческие акты составлены машинописным способом на промежуточной станции Сургут. Рукописный текст в коммерческие акты внесен по результатам повторного взвешивания на станции назначения Нижневартовск, что не противоречит Правилам составления актов при перевозке грузов железнодорожным транспортом.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что указанные документы составлены в соответствии с требованиями Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, Правил заполнения перевозочных документов на перевозку грузов железнодорожным транспортом и подтверждают факт превышения грузоподъемности вагонов N 58011727, N 53789111. Доводы апеллянта о ненадлежащим оформлении документов, подтверждающих факт перегруза вагонов, отклонены апелляционным судом как противоречащие материалам дела.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции правомерно признал обоснованными исковые требования истца о взыскании с ответчика штрафа в сумме 127 115 руб. по каждому вагону (л.д.10, 14) и удовлетворил их.
Апеллянтом не доказано наличие обстоятельств, освобождающих от ответственности предусмотренной статьей 102 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства. В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе уменьшить ее размер (пункт 42 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.96 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательства и меры имущественной ответственности за их неисполнение либо ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательства.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
В соответствии с Информационном письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.07.97 N 17 "Обзор практики применения Арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации" критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения договорных обязательств и другие. Перечень критериев для снижения размера штрафных санкций не является исчерпывающим.
Предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушения обязательств является одним из предусмотренных в законе правовых способов, направленных на установление баланса между применяемой к должнику мерой ответственности и оценкой отрицательных последствиях, наступивших для кредитора в результате нарушения обязательства.
Оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные в материалы дела доказательства, приняв отсутствие доказательств несоразмерности заявленного штрафа последствиям нарушенного обязательства, суд первой инстанции, вопреки доводам апеллянта, пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для уменьшения размера штрафа.
С учетом изложенного, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется, решение Арбитражного суда Свердловской области от 03.08.2011 является законным и обоснованным, принято в соответствии с нормами материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит (статья 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы относятся на заявителя.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 03 августа 2011 года по делу N А60-13649/2011 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Н.Г. Масальская |
Судьи |
Л.В. Рубцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-13649/2011
Истец: ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала "Свердловская железная дорога", ОАО "Российские железные дороги" филиал "Свердловская железная дорога", ОАО *Российские железные дороги*
Ответчик: ООО "ТК ТрансСибУрал"