г. Владивосток |
Дело N А51-9459/2011 |
25 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления оглашена 20 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 октября 2011 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего О.Ю. Еремеевой
судей З.Д. Бац, А. В. Пятковой
при ведении протокола секретарем судебного заседания Н.В. Ивановой
при участии
от Владивостокской таможни: Домашенко Ю.Г., доверенность от 25.01.2011 N 23, сроком действия до 28.02.2012, удостоверение ГС N 075477;
Сапчугова В.С., доверенность от 25.01.2011 N 25, сроком действия до 20.01.2012, удостоверение ОС N 021055;
от ООО "Альтерна": Соколов А.Е., доверенность от 09.03.2011, сроком действия до 31.12.2011, паспорт;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Владивостокской таможни
апелляционное производство N 05АП-6774/2011
на решение от 24.08.2011
судьи О.П. Хвалько
по делу N А51-9459/2011 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению ООО "Альтерна" (ИНН 2537083510, ОГРН 1102537003843)
к Владивостокской таможне (ИНН 2540015767, ОГРН 1052504398484)
об отмене постановления от 30.05.2011 по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Альтерна" (далее - заявитель, ООО "Альтерна", общество) обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни (далее - таможенный орган, таможня, ответчик) от 30.05.2011 N 10702000-83/2011 по делу об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ).
Решением от 24.08.2011 заявление удовлетворено. Суд пришёл к выводу, что при наличии противоречивых выводов экспертов и не устраненных противоречий таможенным органом в ходе проведения проверки последним достоверно не доказано, что ввезённый обществом автомобиль является грузопассажирским и должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 8703 32 199 0 ТН ВЭД.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 24.08.2011, Владивостокская таможня просит его отменить, считает, что судом необоснованно не принято в качестве доказательства представленное таможней заключение от 04.04.2011 N 791/2011, свидетельствующее о том, что ввезённый товар является грузопассажирским автомобилем, а не грузовым. Данные о технических характеристиках товаров, на основании которых экспертом, сделан вывод о типе транспортного средства (грузопассажирский), соответствуют данным, полученным в ходе таможенного досмотра товара, проведенного в рамках таможенного контроля по ДТ. Заключения эксперта, представленные ООО "Альтерна", таможня считает полученными с нарушением действующего законодательства и недопустимыми доказательствами по делу.
В заседании арбитражного суда апелляционной инстанции представители Владивостокской таможни поддержали доводы апелляционной жалобы.
ООО "Альтерна" в судебном заседании и в письменном отзыве на апелляционную жалобу с доводами не согласно, решение суда просит оставить в силе.
Исследовав материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, проверив правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции установил следующее:
25.10.2010 из Республики Корея на т/х Оушен Прайд по коносаменту N DWOPSVV1002030 в адрес ООО "Альтерна" прибыл товар - автомобиль грузовой - фургон б/у HYUNDAI GRAND STAREX, кузов N KMFWBH7J8U010936, задекларированный обществом в ДТ N 10702020/011110/0019187.
В графе 33 ДТ товар классифицирован в подсубпозиции 8704 21 910 0 ТН ВЭД ТС: "Моторные транспортные средства для перевозки грузов с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) с полной массой транспортного средства не более 5 т, с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 2500 см, новые".
В ходе таможенного досмотра (АТД N 10702020/031110/005766) установлено, что ввезённый автомобиль HYUNDAI GRAND STAREX, год выпуска 05.07.2008, VIN KMFWBH7JP8U010936, кузов N KMFWBH7J8U010936, дизельный двигатель N D4CB-7219013 имеет пять дверей, 2 посадочных места (включая водителя). В кузове автотранспортного средства имеются изменения, предположительно произведенные кустарным способом.
В процессе осуществления таможенного контроля таможенным органом установлено, что обществом заявлены недостоверные сведения о товаре (описание и код ТН ВЭД). Таможенный орган пришел к выводу о том, что заявленный декларантом товар следует классифицировать по коду ТН ВЭД 8703 32 199 0, по которому ставка пошлины составляет 30%, что влечёт, соответственно, доначисление таможенных платежей на сумму 245692 руб. 92 коп.
По факту недостоверного указания в ДТ N 10702020/011110/0019187 кода товара, повлекшего занижение размера таможенных платежей, что также послужило основанием для неприменения запретов и ограничений, установленных законодательством о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, Владивостокской таможней возбуждено в отношении ООО "Альтерна" дело об административном правонарушении.
16.05.20011 таможенным органом составлен протокол по делу об административном правонарушении N 10702000-101/2011 об административном правонарушении, в котором действия общества квалифицированы по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения административного дела таможней 30.05.2011 вынесено постановление по делу об административном правонарушении N 10702000-83/2011, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере одной второй суммы неуплаченных таможенных пошлин, налогов, что составило 122846 руб. 46 коп.
Не согласившись с вынесенным таможней постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Согласно ст. 150 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее - ТК ТС) товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством таможенного союза.
На основании ст. 181 ТК ТС при помещении под таможенные процедуры, за исключением таможенной процедуры таможенного транзита, таможенному органу представляется декларация на товары. В таможенной декларации указываются основные сведения, закрепленные в пункте 2 статьи 181 ТК ТС, в том числе сведения о товарах: наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности, наименование страны происхождения, наименование страны отправления (назначения), описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера), количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения, таможенная стоимость, статистическая стоимость.
В соответствии с ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ заявление декларантом либо таможенным брокером (представителем) при декларировании товаров и (или) транспортных средств недостоверных сведений о них влечет административную ответственность. Эта норма применима в случае, если такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или занижения их размера.
В рассматриваемом случае объективную сторону вмененного обществу административного правонарушения образует заявление декларантом в ДТ недостоверных сведений о коде товара, не соответствующих ТН ВЭД ТС.
Спорный товар классифицирован обществом в подсубпозиции 8704 21 910 0 ТН ВЭД ТС: "Моторные транспортные средства для перевозки грузов с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем) с полной массой транспортного средства не более 5 т, с рабочим объемом цилиндров двигателя не более 2500 см, новые".
Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки с целью установления правильности классификации товара, заявленного в ДТ N 10702020/011110/0019187, таможенным органом в адрес ОТН и ПТ Владивостокской таможни направлен запрос.
Согласно ответу от 03.03.2011 в соответствии с распоряжением ФТС России N 229-р от 22.12.2009 "О классификации в соответствии с ТН ВЭД отдельных товаров" грузовые автофургоны, имеющие цельнометаллический кузов и единое внутреннее пространство салона, классифицируются в товарной позиции 8704 ТН ВЭД ТС при одновременном выполнении всех требований, предъявляемых к их конструкции и компоновке: количество мест для сидения пассажиров, расположенных в одном ряду с сидением водителя, не превышает двух; салон не содержит других сидений для пассажиров, приспособлений для их крепления, а также приспособлений крепления ремней безопасности для пассажиров этих сидений; отсутствуют оконные проемы в боковых стенках грузовой части салона (пространство от спинки сиденья водителя до задней стенки кузова), застекленные или имеющие вставки из любых материалов, закрепленные любым способом: наклеиванием, сваркой и т.д.
Грузовые автофургоны могут иметь следующие конструктивные особенности: пространство салона может быть разделено перегородкой любой конструкции из любого материала; в боковых стенках грузовой части салона могут располагаться одна или две (с разных сторон кузова) двери, имеющие окна; в задней стенке кузова может располагаться дверь/двери, имеющая окно/окна; грузовая часть салона может иметь освещение; в случае отсутствия двери в задней стенке кузова в ней может быть расположено окно.
Автофургоны, не удовлетворяющие вышеперечисленным требованиям, классифицируются в товарной позиции 8702 или 8703 ТН ВЭД ТС в зависимости от количества мест для сидения.
Владивостокской таможней в ходе таможенного оформления спорного товара произведен таможенный досмотр (акт таможенного досмотра N 10702020/081210/006275), а также назначена и проведена экспертиза в ЭКС - региональном филиале ЦЭКТУ г. Владивостока.
Заключением эксперта от 19.11.2010 N 4736/2010 установлено, что во внутреннем пространстве кузова транспортного средства присутствуют места для крепления второго ряда сидений и ремней безопасности. Боковые оконные проемы в задней части кузова транспортного средства имеют вставки, не закрепленные заводским способом.
Также согласно имеющемуся в материалах дела заключению эксперта ЭКС филиала ЦЭКТУ г. Владивостока N 791/2011 от 01.04.2011, данный автомобиль имеет цельнометаллический закрытый кузов с пятью дверями: две передних боковых двери для водителя и пассажира, две боковых сдвижных двери с оконными проемами с остеклением, форточками и с полимерной обивкой (с подлокотниками) по своему дизайну относящаяся к транспортным средствам, перевозящих пассажиров и задняя дверь с остеклением. В передней внутренней части автомобиля в одном ряду с сидением водителя установлено сидение для пассажира, оборудованное ремнем безопасности. На панели пола в задней части салона уложено полимерное покрытие и установлены петли для крепления груза. На панели пола салона за перегородкой под полимерным покрытием находится еще одно термошумоизоляционное покрытие (заводское) с технологическими прорезями и следами установки ряда сидений. В панели пола имеются места с отверстиями с нарезанной резьбой для установки сидений. Отверстия для установки сидений заглушены при помощи болтов. На средних стойках, за боковыми сдвижными дверями имеются отверстия с резьбой в верхней части и ниши в нижней части для крепления ремней безопасности. В результате этого эксперт пришёл к выводу, что представленный на исследование автомобиль марки (модели) "HYUNDAI GRAND STAREX", VIN KMFWBH7JP8U010936 ранее комплектовался вторым рядом сидений и был изготовлен в грузопассажирском варианте.
В свою очередь в подтверждение своей позиции ООО "Альтерна" представило заключение эксперта Приморской торгово-промышленной палаты N 0201110055 от 01.11.2010, полученное перед подачей ДТ N 10702020/011110/0019187, в котором указано, что ввезённый ООО "Альтерна" автомобиль HYUNDAI GRAND STAREX являлся грузовым фургоном. Аналогичный вывод содержит проведенная обществом после подачи ДТ повторная автотехническая экспертиза (серия 10 N 0202800056 от 22.11.2010).
Оценив заключения экспертиз, представленные обществом и таможенным органом в подтверждение позиций каждого из них, суд первой инстанции при наличии противоречивых выводов экспертов и не устраненных противоречий, допущенных таможенным органом в ходе проведения проверки, признал не обоснованным вывод таможенного органа о том, что ввезённый автомобиль является грузопассажирским и должен классифицироваться в товарной подсубпозиции 8703 32 199 0 ТН ВЭД: "Автомобиль грузопассажирский с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1500 см, но не более 2500 см3, новый". Соответственно, суд посчитал, что таможенным органом не доказан факт недостоверного декларирования сведений о количестве, свойствах и характеристиках товара, повлекших указание в декларации ненадлежащего кода Товарной номенклатуры, и признал неустановленным наличие в действиях ООО "Альтерна" состава вменяемого административного правонарушения по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
Коллегия апелляционной инстанции считает данный вывод суда не соответствующим фактическим обстоятельствам. Оценивая представленные обществом заключения, суд апелляционной инстанции считает, что они в силу ст. 68 АПК РФ являются недопустимыми доказательствами по делу в силу следующего.
Из представленного обществом заключения экспертизы N 0201110055 от 01.11.2010 следует, что единственным вопросом, поставленным эксперту на разрешение, являлся вопрос определения объема, мощности двигателей, дата выпуска представленных на исследование автомобилей. Каких-либо иных вопросов, в том числе, касающихся определения типа транспортных средств перед экспертом не ставилось и не исследовалось. Надлежащим образом обоснованное указание на то, что исследуемые в рамках экспертизы транспортные средства являются грузовыми, в названном заключении также отсутствует. Ссылка на тип транспортного средства - грузовой - фургон сама по себе не является выводом, сделанным по результатам экспертного исследования, предметом которого данный вопрос не является.
Поскольку в ходе проведенного экспертом исследования были установлены только данные относительно объема, мощности, даты выпуска двигателя, а также даты выпуска спорных автомобилей, без надлежащего установления типа транспортного средства, следовательно, заключение эксперта N 0201110055 от 01.11.2010 не может рассматриваться в качестве доказательства правильности определения типа транспортных средств, задекларированных ООО "Альтерна" в ДТ N10702020/011110/0019187.
Повторное заключение экспертизы N 0202800056 от 22.11.2010 также не может быть признано в качестве надлежащего доказательства.
В нарушение ст. 25.9 КоАП РФ в указанном заключении отсутствует ссылка на разъяснение эксперту положений указанной статьи, включая его права и обязанности, предупреждение об ответственности за дачу заведомо ложных пояснений и заключения, что не позволяет принять указанное заключение в качестве допустимого доказательства по делу.
В свою очередь заключениями экспертиз от 19.11.2010 N 4736/2010, от 01.04.2011 N 791/2011, представленными таможней, установлено, что во внутреннем пространстве кузова транспортного средства присутствуют места для крепления второго ряда сидений и ремней безопасности. Боковые оконные проемы в задней части кузова транспортного средства имеют вставки, не закрепленные заводским способом. Автомобиль имеет две боковых сдвижных двери с оконными проемами с остеклением, форточками и с полимерной обивкой (с подлокотниками) по своему дизайну относящаяся к транспортным средствам, перевозящих пассажиров и заднюю дверь с остеклением. Учитывая установленные особенности, по результатам экспертиз экспертами сделан вывод, что спорное транспортное средство являлся грузовым фургоном.
Оценив в соответствии со ст. 71 АПК РФ представленные лицами, участвующими в деле, доказательства, коллегия приходит к выводу, что спорное транспортное средство подлежит классификации в подсубпозиции 8703 32 199 0 ТН ВЭД ТС: "Автомобиль грузопассажирский с поршневым двигателем внутреннего сгорания с воспламенением от сжатия (дизелем или полудизелем), с рабочим объемом цилиндров двигателя более 1500 см, но не более 2500 см(3), новый".
В силу ч.ч. 1, 2 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств того, что у общества отсутствовала реальная возможность по соблюдению требований закона суду не представлено.
Таким образом, Владивостокская таможня, установив, что декларантом в ДТ N 10702020/011110/0019187 заявлены недостоверные сведения о коде товара, не соответствующие ТН ВЭД ТС, что повлекло занижение размера подлежащих уплате таможенных платежей, правомерно привлекла ООО "Альтерна" к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ.
На основании вышеизложенного, согласно ч. 3 ст. 211 в удовлетворении требования общества о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни от 30.05.2011 по делу об административном правонарушении N 10702000-83/2011 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ следует отказать. В соответствии со ст. 270 АПК РФ решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 24.08.2011 по делу N А51-9459/2011 отменить.
В удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Владивостокской таможни от 30.05.2011 по делу об административном правонарушении N 10702000-83/2011 по части 2 статьи 16.2 КоАП РФ отказать.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
О.Ю. Еремеева |
Судьи |
З.Д. Бац |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-9459/2011
Истец: ООО Альтерна
Ответчик: Владивостокская таможня