г. Чита |
Дело N А19-9546/08 |
"23" сентября 2009 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 21 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 сентября 2009 года.
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Д. Н. Рылов,
судей Т. О. Лешуковой, Е. О. Никифорюк,
при ведении протокола судебного заседания судьей Д. Н. Рыловым,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2009 года по делу N А19-9546/08 по заявлению Общества с ограниченной ответственностью Строительно-транспортная компания "Иркут" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска о признании незаконным решения N 05-14/128 от 29 декабря 2007 г.,
с участием третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора - Управления Федеральной налоговой службы по Иркутской области.
(суд первой инстанции судья Мусихина Т. Ю.),
при участии в судебном заседании:
от заявителя: не явился;
от заинтересованного лица: Простакишина О. А. - представитель по доверенности N 08/1 от 01.04.2009 г.;
от третьего лица: не явился.
установил:
Общество с ограниченной ответственностью Строительно-транспортная компания "Иркут" (далее - ООО СТК "Иркут", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 АПК РФ, к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска (далее налоговый орган, инспекция) о признании незаконным решения N 05-14/128 от 29 декабря 2007 г. "О привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения" в редакции решения УФНС России по Иркутской области N 26-16/03645-409 от 02.04.2008 г. в части:
привлечения к ответственности:
- по п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 240889 руб.; за неполную уплату налога на прибыль за 2006 г. в виде штрафа в федеральный бюджет в размере 28808 руб., в бюджет субъекта РФ в размере 77560 руб.; за неполную уплату единого социального налога в федеральный бюджет в виде штрафа в размере 17012 руб. 20 коп.;
- по ст. 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 22798 руб. 80 коп;
- по п. 2 ст. 119 НК РФ, за непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 1081084 руб. 40 коп;
- по п. 2 ст. 27 Закона РФ от 15 декабря 2001 г. N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", в виде штрафа в размере 3992 руб. 80 ко. - на выплату страховой части трудовой пенсии и в виде штрафа в размере 1085 руб. на выплату накопительной части трудовой пенсии;
начисления пени:
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 15865 руб. 30 коп.;
- по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 10103 руб. 84 коп.,
- по налогу на добавленную стоимость в сумме 181460 руб. 49 коп;
- по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 13448 руб. 53 коп., в бюджет субъекта РФ в сумме 36207 руб. 69 коп.;
- по ст. 26 Закона РФ от 15.12.2001 г. N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в сумме 4245 руб. 43 коп. - на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 1147 руб. 43 коп. - на выплату накопительной части трудовой пенсии;
предложения уплатить недоимку:
- по налогу на прибыль в ФБ в сумме 144040 руб., в бюджет субъекта РФ в сумме 387801 руб.;
- по единому социальному налогу в ФБ в сумме 85061 руб.;
- по налогу на добавленную стоимость в сумме 1204445 руб.;
- по налогу на доходы физических лиц в сумме 113994 руб.;
- по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 19964 руб., на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 5425 руб.;
предложения уплатить пени;
уменьшения предъявленного к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2006 г. в сумме 23658 руб.;
увеличения предъявленного к возмещению из бюджета в заниженных размерах НДС за 1 квартал 2006 г. на 7706 руб.;
уменьшения НДС, исчисленного к уплате в бюджет за 3 квартал 2006 г. на 101326 руб.;
внесения необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Решением суда первой инстанции, заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
В качестве основания для удовлетворения требований заявителя суд первой инстанции указал на нарушение налоговым органом ст. 101 НК РФ, выразившееся в нарушении процедуры привлечения заявителя к налоговой ответственности, кроме того инспекцией не исследованы обстоятельства исключающие вину ООО СТК "Иркут" в совершении налогового правонарушения.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, налоговый орган обжаловал его в апелляционном порядке.
В апелляционной жалобе поставлен вопрос об отмене решения суда первой инстанции и принятии по делу нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований заявителя, поскольку в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля не были установлены какие-либо новые обстоятельства по оспариваемым налогоплательщиком эпизодам. Налоговый орган полагает, что неизвещение заявителя о времени и месте рассмотрения материалов проверки после проведения дополнительных мероприятий налогового контроля не повлекло нарушения прав налогоплательщика.
Представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявителем и третьим лицом отзывы на апелляционную жалобу не представлены.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ст.ст. 122, 123 АПК РФ. Заявитель и третье лицо своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с п. 2 ст. 200, п. 3 ст. 205, п. 2 ст. 210, п. 2 ст. 215 АПК РФ, неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 АПК РФ, изучив представленные материалы, выслушав доводы представителя заинтересованного лица, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, налоговым органом проведена выездная налоговая проверка деятельности ООО СТК "Иркут" по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты (удержания, перечисления) налогов и сборов: налога на прибыль, налога на добавленную стоимость, налога на доходы физических лиц, единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, транспортного, водного налогов, единого налога на вмененный доход, налога на добычу полезных ископаемых за период с 03.11.2005 г. по 31.12.2006 г., полноты и своевременности перечисления НДФЛ за период с 03.11.2005 г. по 31.05.2007 г.
По результатам выездной налоговой проверки составлен акт от 17.10.2007 г. N 05-14/128, на основании которого, представленных ООО СТК "Иркут" возражений по акту, а также материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, налоговым органом принято решение от 29.12.2007 г. N 05-14/128 о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
С учетом решения УФНС России по Иркутской области, ООО СТК "Иркут", в том числе, привлечено к налоговой ответственности:
по п. 1 ст. 122 НК РФ, за неуплату налога на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 240889 руб.; за неполную уплату налога на прибыль за 2006 г. в виде штрафа в федеральный бюджет в размере 28808 руб., в бюджет субъекта РФ в размере 77560 руб.; за неполную уплату единого социального налога в федеральный бюджет в виде штрафа в размере 17012 руб. 20 коп.;
по ст. 123 НК РФ, за неправомерное неперечисление сумм налога на доходы физических лиц, подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, в виде штрафа в размере 22798 руб. 80 коп;
по п. 2 ст. 119 НК РФ, за непредставление налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость в виде штрафа в размере 1081084 руб. 40 коп;
по п. 2 ст. 27 Закона РФ от 15 декабря 2001 г. N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ", в виде штрафа в размере 3992 руб. 80 ко. - на выплату страховой части трудовой пенсии и в виде штрафа в размере 1085 руб. на выплату накопительной части трудовой пенсии;
Обжалуемым решением заявителю начисления пени по налогу на доходы физических лиц в сумме 15865 руб. 30 коп., по единому социальному налогу в федеральный бюджет в сумме 10103 руб. 84 коп., по налогу на добавленную стоимость в сумме 181460 руб. 49 коп., по налогу на прибыль в федеральный бюджет в сумме 13448 руб. 53 коп., в бюджет субъекта РФ в сумме 36207 руб. 69 коп., по ст. 26 Закона РФ от 15.12.2001 г. N 167 "Об обязательном пенсионном страховании в РФ" в сумме 4245 руб. 43 коп. - на выплату страховой части трудовой пенсии, в сумме 1147 руб. 43 коп. - на выплату накопительной части трудовой пенсии, а так же предложено уплатить указанные суммы пени и недоимку:
по налогу на прибыль в ФБ в сумме 144040 руб., в бюджет субъекта РФ в сумме 387801 руб.;
по единому социальному налогу в ФБ в сумме 85061 руб.;
по налогу на добавленную стоимость в сумме 1204445 руб.;
по налогу на доходы физических лиц в сумме 113994 руб.;
по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, на выплату страховой части трудовой пенсии в сумме 19964 руб., на выплату накопительной части трудовой пенсии в сумме 5425 руб.;
Кроме того, решением налогового органа уменьшен предъявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС за 4 квартал 2006 г. в сумме 23658 руб., увеличен предъявленный к возмещению из бюджета в заниженных размерах НДС за 1 квартал 2006 г. на 7706 руб. уменьшен НДС, исчисленный к уплате в бюджет за 3 квартал 2006 г. на 101326 руб. и предложено внести необходимых исправлений в документы бухгалтерского и налогового учета.
Не согласившись в названной части с решением налогового органа в редакции решения налогового управления, ООО СТК "Иркут" обратилось в суд с заявлением о признании ненормативного акта налогового органа частично незаконным.
Четвертый арбитражный апелляционный суда считает выводы суда первой инстанции законными и обоснованными.
В соответствии с п. 2 ст. 101 НК РФ, руководитель (заместитель руководителя) налогового органа извещает о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка. Лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего представителя.
Согласно п. 6 ст. 101 НК РФ в случае необходимости получения дополнительных доказательств для подтверждения факта совершения нарушений законодательства о налогах и сборах или отсутствия таковых руководитель (заместитель руководителя) налогового органа вправе в срок, не превышающий один месяц, вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. В решении о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля излагаются обстоятельства, вызвавшие необходимость проведения таких дополнительных мероприятий, указываются срок и конкретная форма их проведения.
Статьей 101 НК РФ предусмотрен общий порядок привлечения налогоплательщика к налоговой ответственности, который налоговый орган обязан соблюдать в случае выявления правонарушения в результате проведения любых предусмотренных законодательством мероприятий налогового контроля, в том числе и дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля также должно проводиться по правилам статьи 101 Налогового кодекса Российской Федерации, следовательно, налогоплательщик должен быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов дополнительных мероприятий налогового контроля, иметь возможность участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и представить свои возражения.
Как следует из представленных в материалы дела документов, рассмотрение материалов выездной налоговой проверки было назначено на 23.11.2007 г. После рассмотрения возражений с участием представителя ООО СТК "Иркут" налоговым органом вынесено решение от 23.11.2007 г. N 05-25.5/1 о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Таким образом, 23.11.2007 г. материалы налоговой проверки фактически не были рассмотрены.
Как следует из решения о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля, дополнительные мероприятия были назначены для исследования вопроса правомерности исчисления налога на прибыль, налога на добавленную стоимость за 2006 г.
В рамках проведения дополнительных мероприятий налоговым органом были истребованы документы в соответствии со ст. 93.1 НК РФ, как у заявителя, так и у его контрагентов.
По результатам проведенных дополнительных мероприятий 29.12.2007 г. налоговым органом было принято оспариваемое решение N 05/128 о привлечении заявителя к налоговой ответственности.
Судом первой инстанции установлено, что налоговая инспекция рассмотрела материалы налоговой проверки по результатам проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, без извещения ООО СТК "Иркут" о времени и месте их рассмотрения, и привлекла заявителя к налоговой ответственности, предложив ему уплатить дополнительно начисленные суммы налога, пени и штрафа. Данное обстоятельство подтверждено материалами дела, и налоговой инспекцией не опровергнуто.
В силу п. 14 ст. 101 НК РФ несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных НК РФ, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом. Нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки является основанием для отмены вышестоящим налоговым органом или судом решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. К таким существенным условиям относится обеспечение возможности лица, в отношении которого проводилась проверка, участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки лично и (или) через своего представителя и обеспечение возможности налогоплательщика представить объяснения.
Суд апелляционной инстанции признает не состоятельными доводы налогового органа о соблюдении им условий процедуры принятия решения по итогам налоговой проверки, поскольку на обязательность уведомления налогоплательщика о дате и времени рассмотрения материалов проверки также указывает Конституционный Суд Российской Федерации в Определениях от 12.07.2006 г. N 267-О и от 03.10.2006 г. N 442-О.
Налоговым органом не опровергнуто нарушение существенных условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, а именно необеспечение возможности налогоплательщику присутствовать при рассмотрении материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и представлять свои возражения по выявленным обстоятельствам.
Принимая во внимание вышеизложенное, суд апелляционной инстанции считает правильным вывод суда первой инстанции о том, что исключение возможности участия налогоплательщика, в отношении которого проводится налоговая проверка, в процессе рассмотрения ее материалов лично и (или) через своего представителя, в силу прямого указания закона является безусловным основанием для признания такого решения недействительным.
При этом не имеют значения доводы апелляционной жалобы о том, что в ходе дополнительных мероприятий налогового контроля не были получены иные сведения кроме, изложенных в акте проверки.
Таким образом, несоблюдение налоговым органом процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки, то есть не обеспечение лицу, в отношении которого проводится налоговая проверка, возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, к которым относятся мероприятия дополнительного контроля, лично и (или) через своего представителя повлекло нарушение прав налогоплательщика в силу прямого указания п. 14 ст. 101 НК РФ и является безусловным и достаточным основанием для признания решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому округу г. Иркутска N 05-14/128 от 29.12.2007 г. незаконным.
Указанная правовая позиция изложена в Постановлениях ФАС Восточно-Сибирского округа по делу N А58-478/08, N А58-565/08, N А33-6742/08.
Заявителем апелляционной жалобы не указаны конкретные нормы материального и процессуального права, которые суд первой инстанции нарушил при принятии решения по делу.
Иные доводы апелляционной жалобы, были предметом рассмотрения в суде первой инстанции им дана полная и всесторонняя оценка и они не опровергают правильных и обоснованных выводов суда по данному делу.
При указанных обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имеется оснований, предусмотренных ст. 270 АПК РФ, для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
Рассмотрев апелляционную жалобу на не вступившее в законную силу решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2009 года по делу N А19-9546/08, Четвертый арбитражный апелляционный суд, руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 2 июля 2009 года по делу N А19-9546/08 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в двухмесячный срок в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа.
Председательствующий судья |
Д. Н. Рылов |
Судьи |
Т. О. Лешукова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-9546/2008
Истец: ООО СТК "Иркут", ООО Строительно-траснпортная компания "Иркут" (ООО СТК "Иркут")
Ответчик: ИФНС по Ленинскому округу г. Иркутска, ИФНС России по Ленинскому округу г. Иркутска
Третье лицо: Управление Федеральной Налоговой Службы России по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
23.09.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3236/09