город Москва |
Дело N А40-22638/11-87-141 |
18 октября 2011 г. |
N 09АП-24451/2011-ГК |
Резолютивная часть постановления объявлена 11.10.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Левиной Т.Ю.,
судей Савенкова О.В., Кораблева М.С.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Петуховой К.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
ЗАО "Русская тройка"
на решение Арбитражного суда города Москвы
от 28 июля 2011 года по делу N А40-22638/11-87-141,
принятое судьей Агеевой Л.Н.
по иску ЗАО "Русская тройка"
к Министерству обороны Российской Федерации
о признании недействительным договора в части
и взыскании неосновательного обогащения
при участии в судебном заседании:
от истца Донченко А.И. по дов. от 29.09.2011 N 99-РГ;
Хлебцов В.Ю. по дов. от 03.09.2011 N 100-РГ
от ответчика представитель не явился, извещен
УСТАНОВИЛ:
ЗАО "Русская тройка" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском (с учетом принятого судом в порядке ст.49 АПК РФ уточнения иска) к Министерству обороны Российской Федерации о признании недействительным (ничтожным) договора купли-продажи от 16.09.2009 N 18 высвобождаемого военного имущества на аукционе в части условия об оплате налога на добавленную стоимость в сумме 15 751 967,80руб. и применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания суммы 15 751 967,80руб.
Решением суда от 28.07.2011 исковые требования в части признания недействительным (ничтожным) договора купли-продажи от 16.09.2009 N 18 высвобождаемого военного имущества на аукционе в части условия об оплате налога на добавленную стоимость в сумме 15 751 967,80руб. удовлетворены, в остальной части иска отказано.
На указанное решение ЗАО "Русская тройка" подана апелляционная жалоба, в которой заявитель просит решение суда отменить в части отказа в удовлетворении требований о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде взыскания в сумме 15 751 967,80руб., принять новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в указанной части.
В обоснование доводов жалобы заявитель ссылается на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, неправильное применение норм материального права.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы (в том числе, с учетом правил п. п. 4 - 16 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 N 12), явку представителя в судебное заседание не обеспечил, дело рассмотрено в порядке п. 5 ст. 156, ст. 266 АПК РФ в его отсутствие.
В судебном заседании апелляционного суда представитель истца поддержал доводы, изложенные в жалобе и письменных пояснениях.
При отсутствии возражений от лиц, участвующих в деле, законность и обоснованность обжалуемого решения проверена судом апелляционной инстанции только в обжалуемой части согласно п. 5 ст. 268 АПК РФ.
Девятый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в порядке ст.ст.268, 269 АПК РФ, исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, оценив объяснения лиц, участвующих в деле, считает, что обжалуемое решение подлежит отмене в части, исходя из следующего.
Как следует из материалов дела, 16.09.2009 между ФГУ "Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации" (продавец) и ЗАО "Русская Тройка" (покупатель) был заключен договора купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества на аукционе N 18 с дополнительным соглашением N 1 (л.д. 10-16 том 1) предметом которого является недвижимое военное имущество: здания, строения и сооружения, расположенные по адресу: Приморский край, г. Владивосток, ул. Крыгина, д. 29б, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации.
Согласно условиям договора (пункт 3.1.) установленная по итогам аукциона цена продажи имущества составляет 103 262 900 руб., в том числе НДС 15 751 967 руб. 80 коп.
В соответствии с условиями договора, истец перечислил на счет ФГУ "Центральное управление материальных ресурсов и внешнеэкономических связей Министерства обороны Российской Федерации" денежные средства на общую сумму 103 262 900 руб., в том числе НДС в сумме 15 751 967 руб. 80 коп., что подтверждается платежными поручениями (л.д. 24-25 том 1). Приобретенное по договору недвижимое имущество было передано истцу балансодержателем данного имущества - ГУ "1976 Отделение морской инженерной службы" по акту приема-передачи от 23.10.2009 (л.д. 27-28 том 1).
Судом первой инстанции установлено, что начисление налога на добавленную стоимость на выкупную стоимость высвобождаемого военного имущества, подлежащего реализации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о приватизации, не соответствует пп. 3 п. 2 ст. 146 Налогового кодекса РФ, согласно которому не признается объектом налогообложения НДС передача имущества государственных и муниципальных предприятий, выкупаемого в порядке приватизации, в связи с чем договор купли-продажи высвобождаемого недвижимого военного имущества на аукционе от 16.09.2009 N 18, в части включения в него условий об уплате 15 751 967,80руб. НДС является ничтожной сделкой в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ.
Однако судом первой инстанции необоснованно не применены последствия недействительности сделки в соответствующей части.
В соответствии с п. 2 ст. 167 Гражданского кодекса РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке. Статья 1103 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что правила, предусмотренные главой о неосновательном обогащении, подлежат применению также к требованиям о возврате исполненного по недействительной сделке. В соответствии со ст. 1102 Гражданского кодекса РФ, лицо, которое без установленных законом оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Поскольку спорная сумма - 15 751 967,80руб., уплаченная истцом в составе стоимости выкупаемого имущества, фактически не является налогом, она подлежит возврату в порядке, установленном ст. 36 Закона РФ "О приватизации государственного и муниципального имущества" N 178-ФЗ от 21.12.2001, согласно которой возврат денежных средств по недействительным сделкам купли-продажи государственного или муниципального имущества осуществляется на основании вступившего в силу решения суда за счет денежных средств, поступивших по другим сделкам приватизации, соответственно, федерального имущества, государственного имущества субъектов Российской Федерации, муниципального имущества.
Обязанность по возврату неправомерно полученных сумм НДС возникла у Российской Федерации, в лице его органа - Министерства обороны РФ, в связи со следующим:
- Под приватизацией государственного имущества согласно ст. 1 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" понимается возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц;
- Правительство Российской Федерации согласно ст. 6 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" вправе наделить федеральный орган исполнительной власти полномочиями на осуществление функций по приватизации федерального имущества.
- Правительство РФ Постановлением от 29 декабря 2008 года N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" в п.1 установило,
что решения о высвобождении недвижимого военного имущества, находящегося у Вооруженных Сил РФ, а также у организаций, подведомственных Министерству обороны РФ, принимает Министерство обороны РФ;
- Согласно ст. 6 Федерального закона N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" по специальному поручению Правительства Российской Федерации от его имени функции по продаже приватизируемого федерального имущества могут осуществлять специализированное государственное учреждение или специализированные государственные учреждения;
- Правительство РФ Постановлением от 29 декабря 2008 года N 1054 "О порядке высвобождения недвижимого военного имущества Вооруженных Сил Российской Федерации" в п.2 установило,
что функции по продаже приватизируемого федерального имущества осуществляет ФГУ "ЦУМР и ВЭС Минобороны России";
- Министерство обороны РФ Приказом от 20 июля 2009 года N 745 "О реализации высвобождаемого военного имущества Вооруженных Сил РФ" уполномочивает ФГУ "ЦУМР и ВЭС Минобороны России" на проведение аукциона по продаже недвижимого военного имущества;
- Ст. 182 ГК РФ предусматривает, что сделка, совершенная одним лицом (представителем) от имени другого лица (представляемого) в силу полномочия, основанного на указании закона либо акте уполномоченного на то государственного органа, непосредственно создает, изменяет и прекращает гражданские права и обязанности представляемого;
- Согласно ст. 125 ГК РФ от имени Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
В случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане;
- Согласно ч. 3. ст. 214 ГК РФ, от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 Гражданского кодекса РФ;
- Согласно п. 1. Положения о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны РФ является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил РФ и подведомственных Министерству обороны РФ;
- Согласно п.п. 71 п.7 Положения о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны РФ осуществляет в пределах своей компетенции правомочия собственника имущества, закрепленного за Вооруженными Силами, а также правомочия в отношении земель, лесов, вод и других природных ресурсов, предоставленных в пользование Вооруженным Силам;
- Подпункт 81 пункта 7 указанного Положения о Министерстве обороны РФ устанавливает, что Министерство обороны РФ реализует высвобождаемые из наличия Вооруженных Сил вооружение и военную технику, запасные части и комплектующие изделия к ним, а также боеприпасы и другое имущество в порядке, установленном законодательством Российской Федерации";
- В соответствии с п. 9, п.п. 31 п. 10 Положения о Министерстве обороны РФ, утв. Указом Президента РФ от 16.08.2004 N 1082, Министерство обороны РФ, возглавляемое Министром обороны РФ, является главным распорядителем средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Минобороны России и реализацию возложенных на него полномочий;
- Пункт 12.1 части 1 статьи 158 Бюджетного Кодекса РФ устанавливает, что главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств;
- В соответствии со п. 8. ст. 5 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" средства от реализации высвобождаемого недвижимого имущества подлежат перечислению указанными в настоящей статье получателями средств федерального бюджета (ФГУ "ЦУМР и ВЭС Минобороны России") на лицевые счета по учету средств, полученных от приносящей доход деятельности, открытые в установленном порядке в территориальных органах Федерального казначейства федеральным органам исполнительной власти (Министерство обороны РФ), в ведении которых они находятся, для последующего перечисления ими (Министерство обороны РФ) указанных средств в доход федерального бюджета.
При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене в указанной части.
Расходы по государственной пошлине подлежат распределению в соответствии со ст.110 АПК РФ.
В соответствии со статьями 266-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Москвы от 28 июля 2011 года по делу N А40-22638/11-87-141 отменить в части отказа во взыскании 15 751 967 рублей 80 копеек и распределения судебных расходов.
Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства обороны Российской Федерации в пользу ЗАО "Русская тройка" (ОГРН 1047796851585) 15 751 967 рублей 80 копеек, 107 759,84руб. расходов по уплате государственной пошлины за подачу иска и апелляционной жалобы, в остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий |
Т.Ю. Левина |
Судьи |
О.В. Савенков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-22638/2011
Истец: ЗАО "Русская тройка"
Ответчик: Министерство обороны, Министерство Обороны Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
04.02.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1568/12
08.10.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-28362/13
28.05.2013 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-22638/11
04.12.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 10295/12
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10295/12
20.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10295/12
25.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10295/12
13.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-1568/12
18.10.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-24451/11