24 октября 2011 г. |
Дело N А55-11848/2011 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2011 года
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Елькиным А.В.,
с участием:
от заявителя - Бородина Светлана Васильевна, доверенность от 26.07.2011 года,
от Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Межрегионального Управления Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Самарской области от 24 августа 2011 года по делу N А55-11848/2011 (судья Гордеева С.Д.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Берег-Недвижимость" (ИНН 6316087369, ОГРН 2086316068188), г. Самара,
к Межрегиональному Управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу, г. Нижний Новгород,
о признании незаконным и отмене постановления от 01 июня 2011 года N 04-11/249/3,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Берег-недвижимость" (далее - заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным и отмене вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по финансовому мониторингу по Приволжскому Федеральному округу (далее - МРУ Росфинмониторинга по ПФО) постановления о назначении административного наказания N 04-11/249/3 от 01.06.2011 г., которым ООО "Берег-недвижимость" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2011 г. заявленные требования удовлетворены.
При принятии судебного акта суд первой инстанции исходил из того, что правила внутреннего контроля обществом должны были быть разработаны не позднее 09.05.2008 г., т.е. в течение месяца со дня государственной регистрации изменений в п. 5.2 устава, предусматривающих возможность общества осуществлять предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества.
Вменяемое Обществу правонарушение считается оконченным в момент истечения установленных законодателем сроков утверждения правил внутреннего контроля, то есть 09.05.2008 г.. Постановление о привлечении Общества к административной ответственности за данное правонарушение принято 01.06.2011 г.
Административным органом пропущен срок давности привлечения общества к административной ответственности за несообщение в МРУ сведений по операциям с денежными средствами, подлежащим обязательному контролю, совершенными в сентябре-октябре 2009 г.
Не согласившись с выводами суда, МРУ Росфинмониторинга по ПФО обратилось в суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, жалобу - удовлетворить.
В апелляционной жалобе указывает, что противоправным деянием по ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ является отсутствие организации и осуществления внутреннего контроля.
Согласно ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства о противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения (а при длящемся правонарушении - со дня обнаружения) административного правонарушения, т.е. в данном случае срок давности привлечения к административной ответственности начинает исчисляться с 14.06.2011 г. (дата составления акта) и истекает 14.06.2012 г. Дело об административном правонарушении N 04-11/249/3 рассматривалось 01.06.2011 г., то есть в пределах срока давности.
Поэтому, по мнению подателя жалобы, срок давности привлечения ООО "Берег-недвижимость" к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ, МРУ Росфинмониторинга по ПФО не пропущен.
Податель жалобы также указывает, что правила внутреннего контроля должны были быть разработаны и утверждены руководителем не позднее 10.07.2010 г. и направлены на согласование в МРУ Росфинмониторинга по ПФО не позднее 16.07.2010 г., то есть административное правонарушение, совершенное ООО "Берег-недвижимость", является оконченным с момента истечения сроков утверждения и направления на согласование правил внутреннего контроля, приведенных нормам Распоряжения Правительства РФ от 10.06.2010 г. N 967-р, а именно, 16.07.2010 г.
Поэтому срок давности привлечения к административной ответственности ООО "Берег-недвижимость" по ч.3 ст. 15.27 КоАП РФ за данное правонарушение истекает 16.07.2011 года. Дело рассматривалось 01 июня 2011 года, т.е в пределах срока давности.
В судебное заседание представитель МРУ Росфинмониторинга по ПФО не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие его представителя.
Представитель ООО "Берег-недвижимость" считает решение суда законным и обоснованным по доводам, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу.
Проверив материалы дела, выслушав представителя ООО "Берег-недвижимость", оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
По факту нарушения обществом требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в части организации и осуществления внутреннего контроля, что повлекло за собою непредставление в установленные законом сроков уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю управлением в отношении заявителя 18.05.2011 г. составлен протокол об административном правонарушении от 18.05.2011 (л.д. 12-16).
Рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, в том числе, протокол об административном правонарушении от 18.05.2011 г.., управление вынесло постановление о назначении административного наказания N 04-11/249/3 от 01.06.2011 г.., которым ООО "Берег-недвижимость" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 3 ст. 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных (КоАП РФ) правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Частью 3 ст. 15.27 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неисполнение законодательства в части организации и(или) осуществления внутреннего контроля, повлекшее непредставление в установленные законом сроки в уполномоченный орган сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона от 07.08.2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Закон N 115-ФЗ, Федеральный закон N 115-ФЗ) операция с денежными средствами или иным имуществом подлежит обязательному контролю в случае, если хотя бы одной из сторон является организация или физическое лицо, в отношении которых имеются полученные в установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом порядке сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму, либо юридическое лицо, прямо или косвенно находящееся в собственности или под контролем таких организации или лица, либо физическое или юридическое лицо, действующее от имени или по указанию таких организации или лица.
Под обязательным контролем в силу статьи 3 данного Закона понимается совокупность принимаемых уполномоченным органом мер по контролю за операциями с денежными средствами или иным имуществом на основании информации, представляемой ему организациями, осуществляющими такие операции, а также по проверке этой информации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
К организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, в соответствии со статьей 5 Закона N 115-ФЗ относятся, в числе прочих, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества.
09.04.2008 г. ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в устав ООО "Берег-Недвижимость", согласно которым предметом деятельности общества является, в том числе, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества (п. 5.2.5 устава).
По утверждению административного органа, с 09.04.2008 г. общество относится к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами, поименованными в ст. 5 Федерального закона N 115-ФЗ и должно осуществлять внутренний контроль в порядке, определенном ст.ст. 3, 4, 7 Федерального закона N 115-ФЗ.
Однако, как утверждает управление, в период с 09.04.2008 г. по 14.04.2011 г. общество осуществляло деятельность в отсутствии постановки на учет в МРУ и не осуществляло внутренний контроль, предусмотренный Федеральным законом N 115-ФЗ.
Судом верно отмечено в решении, что административным органом в ходе судебного разбирательства не были представлены доказательства, опровергающие довод заявителя о том, что им в период с 09.04.2008 г. по 14.04.2011 г. не оказывались предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества.
Судом также правильно указано в решении, что согласно части 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное 15.27 КоАП РФ, составляет один год со дня его совершения.
В силу п. 2 ст. 7 Закона N 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации. Правила внутреннего контроля разрабатываются с учетом рекомендаций, утверждаемых Правительством Российской Федерации, и утверждаются в соответствии с порядком, устанавливаемым Правительством Российской Федерации Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.01.2003 N 6 "О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом". Установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления. Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с ч. 9 ст. 7 Закона N 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации
Согласно Положению о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 N 28 (далее - Положение) постановке на учет подлежат, в частности, организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества (подп. д п. 2 Положения). Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (п. 3 Положения).
Для постановки на учет организация в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляет заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации, а также карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (п. 4 Положения). Федеральная служба по финансовому мониторингу принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней, с даты представления документов (п. 7 Положения).
09.04.2008 г. ИФНС России по Октябрьскому району г. Самара осуществлена государственная регистрация изменений, вносимых в устав ООО "Берег-Недвижимость" согласно которым предметом деятельности общества является, в том числе, предоставление посреднических услуг при покупке, продаже и аренде недвижимого имущества.
Исходя из даты регистрации изменений, ООО "Берег-Недвижимость" в случае оказания посреднических услуг при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества должно было представить карту постановки на учет в МРУ Росфинмониторинга, утвердить правила внутреннего контроля не позднее 10.05.2008 и направить данные правила на согласование в управление не позднее 17.05.2008.
При этом, обязанность по назначению должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, неразрывно связана с обязанностью по утверждению правил внутреннего контроля, поскольку в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 N 164 "Об утверждении формы карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы", при подаче в управление карты постановки на учет указываются сведения о должностном лице, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля.
Таким образом, по смыслу Положения и названного Приказа Росфинмониторинга от 30.11.2005 г. N 164 обязанность по назначению данных лиц общество также должно было исполнить не позднее 10.05.2008 г.
В силу ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
Из содержания ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ следует, что производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению, в частности, при истечении сроков давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку объективная сторона совершенного обществом административного правонарушения выражается в невыполнении в установленный срок предусмотренной действующим законодательством обязанности, что свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения названного административного правонарушения к категории длящихся правонарушений, срок давности привлечения к административной ответственности следует исчислять с момента совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Таким образом, постановление о привлечении ООО "Берег-Недвижмость" к административной ответственности за нарушения, выразившиеся в непредставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу карты постановки на учет, не утверждении правил внутреннего контроля и не назначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, могло быть вынесено не позднее 10.05.2009 г., а за нарушения, выразившиеся в не направлении на согласование в Федеральную службу по финансовому мониторингу правил внутреннего контроля - не позднее 17.05.2008 г.., так как после истечения годичного срока производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению.
В связи с изложенным ссылка МРУ Росфинмониторинга по ПФО, изложенная в апелляционной жалобе, на длящийся характер вменяемого ООО "Берег-Недвижимость" административного правонарушения и, соответственно, на необходимость исчисления срока давности с момента обнаружения правонарушения подлежит отклонению как основанная на неправильном толковании норм материального права.
Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности в соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом суд пришел к правильному выводу о том, что административным органом пропущен срок давности привлечения ООО "Берег-Недвижимость" к административной ответственности, оснований для отмены решения суда не имеется.
Доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 24 августа 2011 года по делу N А55-11848/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции только по основаниям, предусмотренным ч.4 ст.288 АПК РФ.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-11848/2011
Истец: ООО "Берег-Недвижимость"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральная служба по финансовому мониторингу по Приволжскому федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-11287/11