г. Саратов |
дело N А12-10883/2011 |
20 октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена "13" октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 20 октября 2011 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Луговского Н.В.,
судей Дубровиной О.А., Комнатной О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Жаткиной М.Т.,
при участии в судебном заседании:
от муниципального казенного предприятия "Волжские межрайонные электросети" - Касьян Д.Е. по доверенности N 01/3264 от 07.10.2011 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу муниципального казенного предприятия "Волжские межрайонные электросети" (Волгоградская область, г. Волжский)
на решение арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2011 года
по делу N А12-10883/2011, принятое судьей Романовым С.П.,
по заявлению муниципального казенного предприятия "Волжские межрайонные электросети" (Волгоградская область, г. Волжский)
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (г.Волгоград)
заинтересованное лицо: Колпаков Николай Митрофанович (Волгоградская область, г.Волжский)
об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 15.08.2011 г.. отказано в удовлетворении требования муниципального казенного предприятия "Волжские межрайонные электросети" (далее - МКП "ВМЭС", Предприятие) о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (далее - УФАС России по Волгоградской области, административный орган) о наложении штрафа по делу N 11-09-9.15-04/145 об административном правонарушении от 07.07.2011 г.., которым МКП "ВМЭС" привлечено к административной ответственности по ст. 9.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
МКП "ВМЭС" не согласилось с вынесенным решением и обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
УФАС России по Волгоградской области считает принятое по делу решение законным и обоснованным, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве на апелляционную жалобу.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, открытом, 10.10.2011 г.., был объявлен перерыв до 12 час. 40 мин. 13.10.2011 г.
В соответствии с ч.3 ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проводится в отсутствие представителей УФАС России по Волгоградской области и Колпакова Николая Митрофановича (далее - Колпаков Н.М.), извещенного надлежащим образом о времени и месте проведения судебного заседания.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 15.02.2011 г. в УФАС России по Волгоградской области поступила жалоба гражданина Колпакова Н.М. на неправомерные действия МКП "ВМЭС", выразившиеся в неисполнении требований Стандартов раскрытия информации субъектами оптового и розничного рынка электрической энергии, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.01.2004 г. N 24(далее - Стандарты раскрытия информации правомерном уклонении от заключения договора энергоснабжения.
В результате рассмотрения поступившего заявления Колпакова Н.М. антимонопольным органом было установлено, что МКП "ВМЭС" не раскрыло в сети Интернет информацию, предусмотренную абзацами 15, 16, 17 подп. "б", подп. "в" п. 11, п. 11(1), п. 12 Стандартов раскрытия информации, а именно:
об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии (3 и 4 кварталы 2010 г.);
о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше (3 и 4 кварталы 2010 г.);
о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация) (за 2010 г. и январь 2011 г.);
о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
аннулированных заявок на технологическое присоединение;
выполненных присоединений и присоединенной мощности;
в отношении трансформаторных подстанций напряжением 35 кВ и выше за период с августа 2010 г. по январь 2011 г.
По данному факту 28.03.2011 г.. начальником отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Гаджиевой А.В. в отношении Предприятия составлен протокол об административном правонарушении N 11-01-9.15-04/145 по ст. 9.15 КоАП РФ.
Постановлением от 07.07.2011 г.. о наложении штрафа по делу N 11-09-9.15-04/145 об административном правонарушении МКП "ВМЭС" привлечено к административной ответственности по ст. 9.15 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 руб.
МКП "ВМЭС" оспорило вынесенное в отношении него постановление в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходил из того, что в действиях Предприятия имеется состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Суд апелляционной инстанции считает вывод суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Статьей 9.15 КоАП РФ установлена ответственность за нарушение субъектом оптового рынка электрической энергии и мощности или розничного рынка электрической энергии установленных стандартами раскрытия информации порядка, способов или сроков опубликования информации в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти, в электронных средствах массовой информации, а также порядка, способов или сроков предоставления информации по письменному запросу заинтересованных лиц.
Раскрытие информации относительно предмета электрической энергии закреплено Стандартами раскрытия информации, исполнение требований которых является обязательным для субъектов оптового и розничного рынка электрической энергии.
В соответствии с п. 1 ст. 37 Федерального закона от 26.03.03 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" субъектами розничных рынков являются: потребители электрической энергии; поставщики электрической энергии (энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики, производители электрической энергии, не имеющие права на участие в оптовом рынке в соответствии со статьей 35 названного Закона); территориальные сетевые организации, осуществляющие услуги по передаче электрической энергии; субъекты оперативно-диспетчерского управления в электроэнергетике, осуществляющие указанное управление на уровне розничных рынков.
МКП "ВМЭС" оказывает услуги по передаче электрической энергии потребителям, следовательно, как правильно указал суд первой инстанции, по характеру своей деятельности Паредприятие является субъектом розничного рынка электрической энергии (сетевой организацией), ввиду чего на него распространяются требования Стандартов раскрытия информации.
Пунктом 2 Стандартов раскрытия информации установлено, что субъекты рынков электрической энергии обязаны раскрывать информацию в соответствии с настоящим документом.
Согласно п. 1 Стандартов раскрытия информации под раскрытием информации понимается обеспечение доступа к ней неограниченного круга лиц независимо от цели получения такой информации.
В соответствии с п. 3 Стандартов раскрытия информации субъектами рынков электрической энергии информация раскрывается путем:
опубликования в печатных изданиях, в которых в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации публикуются официальные материалы органов государственной власти (далее - официальные печатные издания);
опубликования в электронных средствах массовой информации;
предоставления по письменному запросу заинтересованных лиц при условии возмещения ими расходов, связанных с предоставлением информации.
При этом в силу п. 3 (1) Стандартов раскрытия информации субъекты рынков электрической энергии могут публиковать в официальных печатных изданиях сведения о составе и характере раскрываемой информации со ссылкой на адрес сайта в информационно - телекоммуникационной сети Интернет, где информация размещается в полном объеме.
В пункте 11 Стандартов раскрытия информации установлен перечень информации, подлежащей размещению в открытом доступе в официальном печатном издании и на своем официальном сайте в сети Интернет.
Согласно абз. 16 подп. "б" п. 11 Стандартов раскрытия информации сетевая организация раскрывает информацию о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально (п. 12 Стандартов).
Подпунктом "в" п. 11 Стандартов раскрытия информации предусмотрено, что сетевая организация обязана раскрывать информацию о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и о регистрации и ходе реализации заявок на технологическое присоединение к электрическим сетям, включая информацию, содержащую сводные данные в разрезе субъектов Российской Федерации о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
аннулированных заявок на технологическое присоединение;
выполненных присоединений и присоединенной мощности.
Пунктом 11(1) Стандартов раскрытия информации установлена обязанность сетевой организации размещать информацию, предусмотренную подпунктом "в" пункта 11 Стандартов в отношении трансформаторных подстанций 35 кВ и выше, ежемесячно на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации.
МКП "ВМЭС" в нарушение абз. 15, 16, 17 подп. "б", подп. "в" п. 11, п. 11(1), п. 12 Стандартов раскрытия информации не раскрыло в сети Интернет следующую информацию:
об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии (3 и 4 кварталы 2010 г.);
о наличии объема свободной для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности с указанием текущего объема свободной мощности по центрам питания 35 кВ и выше (3 и 4 кварталы 2010 г.);
о вводе в ремонт и выводе из ремонта электросетевых объектов с указанием сроков (сводная информация) (за 2010 г. и январь 2011 г.);
о поданных заявках на технологическое присоединение к электрическим сетям и заключенных договорах об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям по сетевой компании с указанием количества:
поданных заявок и объема мощности, необходимого для их удовлетворения;
заключенных договоров об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям, содержащих сведения об объеме присоединяемой мощности, сроках и плате по каждому договору;
аннулированных заявок на технологическое присоединение;
выполненных присоединений и присоединенной мощности;
в отношении трансформаторных подстанций напряжением 35 кВ и выше за период с августа 2010 г. по январь 2011 г.
В соответствии с ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 17.08. 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон N 147-ФЗ) к информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий, подлежащей свободному доступу, относится, в том числе, информация о наличии (об отсутствии) технической возможности доступа к регулируемым товарам (работам, услугам) субъектов естественных монополий и информация о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к инфраструктуре субъектов естественных монополий.
Таким образом, из системного толкования положений Стандартов раскрытия информации и ч. 5 ст. 8 Закона N 147-ФЗ следует, что на сетевые организации возложена, в том числе обязанность размещать информацию об отсутствии доступа к регулируемым товарам (работам, услугам).
При таких обстоятельствах, как правильно указал суд первой инстанции, отсутствие у МКП "ВМЭС" трансформаторных подстанций с уровнем напряжения 35 кВ и выше не снимает с него обязанность разместить информацию об отсутствии технической возможности доступа к вышеуказанным трансформаторным подстанциям, а также об отсутствии свободного для технологического присоединения потребителей трансформаторной мощности по центрам питания 35 кВ и выше, что предусмотрено подпунктом "в", абзацем 16 подпункта "б" пункта 11 Стандартов раскрытия информации.
Кроме того, согласно абз. 15 подп. "б" п. 11 Стандартов раскрытия информации сетевая организация раскрывает информацию об объеме недопоставленной в результате аварийных отключений электрической энергии на официальном сайте сетевой организации или на ином официальном сайте в сети Интернет, определяемом Правительством Российской Федерации, ежеквартально (п. 12 Стандартов раскрытия информации).
В соответствии с п. 2 Правил расследования причин аварий в электроэнергетике, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.10.2009 г. N 846, под аварией понимаются технологические нарушения на объекте электроэнергетики и (или) энергопринимающей установке, приведшие к разрушению или повреждению сооружений и (или) технических устройств (оборудования) объекта электроэнергетики и (или) энергопринимающей установки, неконтролируемому взрыву и (или) выбросу опасных веществ, отклонению от установленного технологического режима работы объектов электроэнергетики и (или) энергопринимающих установок, полному или частичному ограничению режима потребления электрической энергии (мощности), возникновению или угрозе возникновения аварийного электроэнергетического режима работы энергосистемы.
К материалам административного дела приобщены акты расследования технологического нарушения в работе энергосистемы, электростанции, котельной, электрической или тепловой сети N N 53, 54, 55, 56, 57, 58, из которых следует, что в электротехническом оборудовании в августе, сентябре 2010 г. происходили технологические нарушения, следствием которых стал недоотпуск электрической энергии, объемы которого зафиксированы в вышеуказанных актах.
Из отчетов об авариях в электросетях МКП "ВМЭС" за август, сентябрь 2010 г. (письма МКП "ВМЭС" от 09.09.2010 г. N 01/2396 и от 18.10.2010 г. N 01/2810) следует, что указанные технологические нарушения (аварии) связаны с повреждением оборудования, в связи с чем приводили к отклонению от установленного технологического режима работы оборудования.
В связи с чем антимонопольный орган пришел к правомерному выводу о том, что технологические нарушения, факт наличия которых установлен актами и отражен в отчетах об авариях в электросетях МКП "ВМЭС", имеют признаки аварий, следствием которых стал недоотпуск электрической энергии, сведения об объеме которого подлежат размещению на официальном сайте в соответствии с требованиями абз. 15 подп. "б" п.11 Стандартов раскрытия информации.
Факт нарушения Предприятием требований Стандартов раскрытия информации подтверждается протоколом об административном правонарушении от 28.03.2011 г.. N 11-01-9.15-04/145, актом от 10.03.2011 г.., объяснениями Предприятия от 12.05.2011 г.. N 01/1361, постановлением от 07.07.2011 г.. о наложении штрафа по делу N 11-09-9.15-04/145 об административном правонарушении.
С учетом изложенного судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что в действиях Предприятия имеется состав вменяемого ему в вину административного правонарушения.
Процессуальных нарушений антимонопольным органом при привлечении к административной ответственности не допущено.
В апелляционной жалобе Предприятие ссылается на то, что протокол об административном правонарушении от 28.03.2011 г.. N 11-01-9.15-04/145 составлен неуполномоченным лицом.
Указанный довод суд апелляционной инстанции считает несостоятельным по следующим основаниям.
Согласно ч. 1 ст. 28.3 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных настоящим Кодексом, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 настоящего Кодекса, в пределах компетенции соответствующего органа.
Главой 3 КоАП РФ к компетенции Федерального антимонопольного органа (его территориальных органов) отнесено рассмотрение дел об административных правонарушениях предусмотренных статьей 9.15, частями 6 и 12 статьи 9.16, статьей 14.3. статьей 14.6 (за исключением административных правонарушений в сфере государственного регулирования тарифов), статьями 14.9. 14.31 - 14.33, 14.38, 14.40 - 14.42. частями 2.1 - 2.7 статьи 19.5. статьей 19.8 (в пределах своих полномочий), статьей 19.31 настоящего Кодекса (ст. 23.48 КоАП РФ).
Из взаимосвязи ст. 23.48 КоАП РФ и ч. 1,4 ст. 28.3 КоАП РФ следует, что протоколы об административных правонарушениях по ст. 9.15 КоАП РФ вправе составлять должностные лица Федерального антимонопольного органа и его территориальных органов, к числу которых относится УФАС России по Волгоградской области (Приложение N 2 к Приказу ФАС России от 26.01.2011 г. N30 "Об утверждении положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы").
Согласно ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ перечень должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с частями 1, 2 и 3 настоящей статьи, устанавливается соответственно уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и Банком России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на указанные органы федеральным законодательством.
Перечень должностных лиц территориальных органов Федеральной антимонопольной службы (ФАС России), которые в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ вправе составлять и подписывать протокол об административном правонарушении, утвержден Приказом ФАС России от 19.11.2004 г. N 180. Согласно п. 1 данного Приказа к вышеуказанным должностным лицам относятся:
руководители территориальных органов ФАС России;
заместители руководителей территориальных органов ФАС России;
начальники отделов территориальных органов ФАС России;
заместители начальников отделов территориальных органов ФАС России;
иные должностные лица территориальных органов ФАС России.
Протокол по делу N 11-01-9.15-04/145 об административном правонарушении составлен Гаджиевой Анной Владимировной, занимающей должность Заместителя начальника отдела контроля монополистической деятельности и субъектов естественной монополии Управления (приказ от 30.12.2010 г. N 01-03/12-140).
Таким образом, протокол по делу N 11-01-9.15-04/145 об административном правонарушении составлен должностным лицом, уполномоченным на совершение подобных действий Приказом ФАС России от 19.11.2004 г. N 180.
Доводы апелляционной жалобы фактически сводятся к повторению утверждений, исследованных и обоснованно отклоненных судом первой инстанции, в связи с чем правомерных выводов суда первой инстанции не опровергают и не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятый по делу судебный акт отмене не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение арбитражного суда Волгоградской области от 15 августа 2011 года по делу N А12-10883/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в порядке ст. 273 АПК РФ.
Председательствующий |
Н.В. Луговской |
Судьи |
О.А. Дубровина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А12-10883/2011
Истец: МКП "ВМЭС", МКП "Волжские межрайонные электросети" городского округа-г. Волжский Волгоградской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области
Третье лицо: Колпаков Н. М., Колпаков Николай Митрофанович