г. Челябинск
24 октября 2011 г. |
N 18АП-9861/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 октября 2011 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ершовой С.Д.,
судей Забутыриной Л.В., Серковой З.Н.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Кочневой М.О.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан на решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2011 по делу N А07-9649/2011 (судья Шагабутдинова З.Ф.).
В судебном заседании принял участие представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан - Исламгулова Э.Р. (доверенность от 24.08.2011).
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная ИФНС России N 31 по Республике Башкортостан, налоговый орган, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 39 по Республике Башкортостан (далее - Межрайонная ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан, регистрирующий орган, ответчик) о признании незаконными действий Межрайонной ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан по внесению записей в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) 10.03.2011 о принятии решения о ликвидации, 25.05.2011 о составлении промежуточного ликвидационного баланса.
Определениями арбитражного суда от 28.06.2011 (л.д. 1-2 т.1), от 19.07.2011 (л.д.163-164 т.1) к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Управление по налоговым преступлениям МВД по Республике Башкортостан, общество с ограниченной ответственностью "БашДорСнаб" (далее - общество "БашДорСнаб").
Решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2011 в удовлетворении заявленных Межрайонной ИФНС России N 31 по Республике Башкортостан требований отказано.
Не согласившись с указанным решением суда, Межрайонная ИФНС России N 31 по Республике Башкортостан обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение арбитражного суда от 05.08.2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы заявитель указывает, что достоверность сведений о порядке ликвидации является обязательным условием, без соблюдения которого осуществление государственной регистрации ликвидации невозможно. Суд при вынесении решения не учел, что представленный на регистрацию ликвидационный баланс общества "БашДорСнаб" не содержит сведений о наличии задолженности по налогам перед бюджетом. Задолженность образовалась в 1 квартале 2011 года, то есть до принятия обществом "БашДорСнаб" решения о ликвидации. Ликвидационная комиссия должна была исполнить обязанность по уплате налогов в бюджет. По мнению заявителя, суд не оценил все имеющиеся в деле доказательства, в том числе в отношении проводимых налоговых проверок, в их совокупности и взаимосвязи. В дополнение к указанным доводам в судебном заседании апелляционного суда, заявитель отмечает, что согласно статьям 89, 100, 101 Налогового кодекса Российской Федерации выездная налоговая проверка проводится в сроки и в порядке, которые не позволяют налоговому органу предъявить ликвидационной комиссии требования в предусмотренный статьями 61-64 Гражданского кодекса Российской Федерации двухмесячный срок. Вывод суда первой инстанции о необходимости его соблюдения налоговым органом противоречит положениям Налогового кодекса Российской Федерации. Обществу "БашДорСнаб" до утверждения промежуточного ликвидационного баланса было известно о назначении выездной налоговой проверки (решение от 27.04.2011 N 31). Тем не менее общество утвердило промежуточный ликвидационный баланс без получения результатов проверки, что является злоупотреблением правом. Суд первой инстанции не учёл положения статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми арбитражный суд может отказать лицу в защите принадлежащего ему права. Также заявитель жалобы отмечает, что согласно статье 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Суд первой инстанции, руководствуясь только нормами Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Закон о регистрации), проигнорировал требования Конституции Российской Федерации, что нарушает основы конституционного строя.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Межрайонная ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан, общество "БашДорСнаб", Управление по налоговым преступлениям МВД по Республике Башкортостан о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представителей не направили.
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие указанных лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 01.03.2011 единственным участником общества "БашДорСнаб" Маковецкой Л.Р. приняты решения о ликвидации общества и назначении ликвидатором Глущенко Е.Г. (л.д.46 т.1).
10.03.2011 регистрирующим органом в ЕГРЮЛ внесены записи: за государственным регистрационным номером 2110280078896 - о принятии обществом "БашДорСнаб" решения о ликвидации, за государственным регистрационным номером 2110280078918 - о формировании ликвидационной комиссии (л.д.111, 112, 120, 126 т.1).
17.05.2011 решением N 6 единственного участника общества "БашДорСнаб" Маковецкой Л.Р. (л.д.136 т.1) утвержден промежуточный ликвидационный баланс (л.д.75-79 т.1), в котором отражено отсутствие активов и обязательств общества.
25.05.2011 в ЕГРЮЛ внесена запись за государственным регистрационным номером 2110280204142 о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества "БашДорСнаб" (л.д.132 т.1).
03.06.2011 Маковецкой Л.Р. утвержден ликвидационный баланс общества "БашДорСнаб" по состоянию на 03.06.2011 (л.д.81-87 т.1), в регистрирующий орган ликвидатором подано заявление о государственной регистрации юридического лица в связи с его ликвидацией по форме N Р16001 (л.д.87-89 т.1).
Также из материалов дела следует, что 20.05.2011 Межрайонной ИФНС России N 31 по Республике Башкортостан составлен акт N 26295 камеральной налоговой проверки, согласно которому предложено привлечь общество "БашДорСнаб" к налоговой ответственности (л.д.16-18 т.1).
27.04.2011 Межрайонной ИФНС России N 31 по Республике Башкортостан принято решение N 31 о проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления налогов и сборов, страховых взносов за период с 16.02.2009 по 31.12.2010 (л.д.23 т.1), 24.05.2011 - решение N 36 о проведении выездной налоговой проверки по вопросам правильности исчисления, удержания, полноты и своевременности перечисления налогов и сборов, страховых взносов за период с 01.01.2011 по 23.05.2011 (л.д.20 т.1).
Ссылаясь на то, что по результатам камеральной налоговой проверки будет принято решение о взыскании суммы неуплаченного налога на добавленную стоимость; в связи с ликвидацией проводится выездная налоговая проверка, Управление по налоговым преступлениям МВД по Республике Башкортостана известило налоговый орган о необходимости приостановления процедуры ликвидации; указав, что общество "БашДорСнаб" предпринимает меры для ухода от налогообложения путем ликвидации; порядок ликвидации обществом не соблюден, Межрайонная ИФНС России N 31 по Республике Башкортостан 24.06.2011 обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В последующем решением N 22138 от 27.06.2011 на основании акта N 26295 камеральной налоговой проверки общество "БашДорСнаб" привлечено к ответственности в виде уплаты штрафа в сумме 185 031 руб. 90 коп., решено начислить пени по состоянию на 27.06.2011 в размере 9 057 руб. 96 коп., обществу предложено уплатить недоимку по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2011 года в сумме 972 140 руб. (л.д.147-152 т.1). На основании решения выставлено требование N 6883 от 01.08.2011 об уплате налога в сумме 951 246 руб. 50 коп., пени в размере 9 057 руб. 96 коп., штрафа в размере 185 031 руб. 90 коп. (л.д.83 т.2).
30.06.2011 следователем по особо важным делам второго отдела по расследованию особо важных дел следственного управления Российской Федерации по Республике Башкортостан вынесено постановление о возбуждении уголовного дела в отношении Маковецкой Л.Р. по признакам преступления, предусмотренного п. "б" ч.2 ст.199 Уголовного кодекса Российской Федерации (л.д.143-144 т.1).
Межрайонная ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан требования не признала, в отзыве указало на соблюдение обществом "БашДорСнаб" требований закона к формам документов, осуществление оспариваемых регистрационных действий на основании и в порядке, установленных Законом о регистрации, отсутствие оснований для отказа в государственной регистрации (л.д.117-119 т.1).
Отказывая в удовлетворении заявления, суд первой инстанции исходил из того, что обществом "БашДорСнаб" на государственную регистрацию представлены все документы, предусмотренные Законом о регистрации, установленных статьей 23 названного Закона оснований для отказа в государственной регистрации не имелось. Суд установил, что налоговый орган с требованием к ликвидационной комиссии в порядке статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации не обращался. Составление акта налоговой проверки не может быть расценено как надлежащее предъявление требований к должнику. Из материалов регистрационного дела общества "БашДорСнаб" факт несоблюдения установленного законом порядка ликвидации не следует.
Выводы суда являются верными, основаны на полном и всестороннем исследовании представленных доказательств и правильном применении норм материального права.
Согласно части 2 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие публичные полномочия, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если они полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение принятым решением прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (пункты 2, 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Ликвидация юридических лиц осуществляется в порядке, предусмотренном статьями 61-65 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, назначают ликвидационную комиссию (ликвидатора) и устанавливают порядок и сроки ликвидации в соответствии с настоящим Кодексом, другими законами. С момента назначения ликвидационной комиссии к ней переходят полномочия по управлению делами юридического лица.
Согласно пункту 1 статьи 62 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктам 1, 2 статьи 20 Закона о регистрации учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, обязаны в трехдневный срок в письменной форме уведомить об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Регистрирующий орган вносит в единый государственный реестр юридических лиц запись о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации.
Учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, также обязаны уведомить регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, а также о составлении промежуточного ликвидационного баланса (пункт 3 статьи 20 Закона о регистрации).
В силу статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица, публикацию о его ликвидации и о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения. Промежуточный ликвидационный баланс утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица.
Как следует из материалов дела, ликвидатором общества "БашДорСнаб" в регистрирующий орган представлены предусмотренные пунктами 1, 3 статьи 20 Закона о регистрации уведомления о принятии решения о ликвидации, о формировании ликвидационной комиссии, о составлении промежуточного ликвидационного баланса (л.д.122, 128-131, 134-135 т.1), на основании которых регистрирующим органом 10.03.2011 и 25.05.2011 в ЕГРЮЛ внесены оспариваемые заявителем записи.
В силу пункта 4 статьи 9 Закона о регистрации регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных названным Федеральным законом и не проверяет представленные документы на предмет их соответствия федеральным законам или иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также содержащиеся в представленных документах сведения, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Исчерпывающий перечень оснований для отказа в государственной регистрации установлен пунктом 1 статьи 23 Закона о регистрации.
Доказательств наличия у регистрирующего органа на дату регистрации информации о недостоверности сведений, содержащихся в представленном ликвидатором на регистрацию промежуточном ликвидационном балансе общества "БашДорСнаб", материалы дела не содержат.
Напротив, согласно представленным в дело акту совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам по состоянию расчетов на 01.06.2011 (л.д.90-104 т.1), справке N 45342 о состоянии расчетов по налогам, сборам, взносам по состоянию на 01.06.2011 (л.д.105-106 т.1), справке N 3540 (л.д.107) задолженность общества "БашДорСнаб" по обязательным платежам в бюджет по состоянию на 01.06.2011 отсутствует.
При таких обстоятельствах, у регистрирующего органа отсутствовали основания для отказа в вынесении решений о государственной регистрации, послуживших основаниями внесения в ЕГРЮЛ записей за государственными регистрационными номерами: 2110280078896 - о принятии обществом "БашДорСнаб" решения о ликвидации, 2110280204142 - о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества "БашДорСнаб".
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель, как свидетельствующие о недостоверности промежуточного ликвидационного баланса имели место после совершения Межрайонной ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан оспариваемых регистрационных действий.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований Межрайонной ИФНС России N 31 по Республике Башкортостан.
Доводы заявителя жалобы являются несостоятельными и подлежат отклонению.
Считая, что суд первой инстанции не оценил представленные доказательства в совокупности, заявитель жалобы не учитывает, что документы о наличии задолженности общества "БашДорСнаб" в бюджет составлены после совершения регистрирующим органом оспариваемых действий.
Между тем, по состоянию на 10.03.2011 какие-либо сведения о наличии у общества "БашДорСнаб" задолженности в бюджет отсутствовали. Уведомление о принятии решения о ликвидации само по себе права и законные интересы налогового органа как кредитора общества "БашДорСнаб" не нарушает.
На момент совершения регистрирующим органом действия по внесению в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса общества "БашДорСнаб" ( 25.05.2011) имел место только акт N 26295 от 20.05.2011 камеральной налоговой проверки, который суд первой инстанции правомерно не принял в качестве доказательства направления ликвидационной комиссии требования налогового органа в порядке статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Также к рассматриваемым правоотношениями не применимы нормы статей 89, 100, 201 Налогового кодекса Российской Федерации, на что ссылается заявитель жалобы. Нормами гражданского законодательства не установлены особенности предъявления требований об уплате налоговых обязательств при ликвидации юридического лица и порядка их включения в промежуточный ликвидационный баланс. Наличие публичной обязанности по уплате налогов (статья 57 Конституции Российской Федерации, статья 45 Налогового кодекса Российской Федерации) не исключают необходимость соблюдения установленного статьями 61-64 Гражданского кодекса порядка удовлетворения требований кредиторов при ликвидации юридического лица. Таким образом, поскольку заявителем не доказано предъявление в установленном порядке и в срок требования к ликвидационной комиссии в отношении задолженности по обязательным платежам, в том числе возникшей в период добровольной ликвидации организации, выявленной в ходе мероприятий налогового контроля, основания для отказа во внесении в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса по мотиву недостоверности содержащихся в нем сведений, отсутствуют.
Довод заявителя о том, что в рассматриваемом деле подлежит применению статья 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, поскольку действия общества "БашДорСнаб" по невключению в промежуточный ликвидационный баланс сведений о наличии задолженности по обязательным платежам являются злоупотреблением правом, апелляционным судом не принимается. Указанные возражения в суде первой инстанции Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан не заявлялись, в связи с чем не могут быть оценены судом апелляционной инстанции (часть 7 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Кроме того, из обстоятельств дела не следует, что ликвидатору на момент составления промежуточного ликвидационного баланса было известно о наличии неоспариваемой задолженности по обязательным платежам. Доказательств направления ликвидатору акта N 26295 от 20.05.2011 камеральной налоговой проверки, решения N 22138 от 27.06.2011 о привлечении лица к ответственности за налоговое правонарушение, требования N 6883 от 01.08.2011 об уплате налога в материалах дела не имеется, заявителем не представлено.
В силу вышеуказанного, доводы апелляционной жалобы о незаконности произведенной государственной регистрации являются несостоятельными.
Совокупность определенных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации условий, необходимых для признания решения регистрирующего органа недействительным, удовлетворения заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 31 по Республике Башкортостан судом не установлена.
Материалы дела исследованы судом полно, всесторонне и объективно, представленным сторонами доказательствам дана надлежащая правовая оценка, изложенные в обжалуемом судебном акте выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела и нормам права.
Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по приведенным в апелляционной жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не установлено.
Согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, государственные органы освобождены от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Башкортостан от 05.08.2011 по делу N А07-9649/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N31 по Республике Башкортостан - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Председательствующий судья |
С.Д. Ершова |
Судьи |
Л.В. Забутырина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А07-9649/2011
Истец: Межрайонная ИФНС России N 31 по Республике Башкортостан, МИФНС России N 31 по РБ
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 39 по Республике Башкортостан
Третье лицо: ООО "БашДорСнаб", Управление по налоговым преступлениям МВД по РБ