г. Хабаровск |
|
25 октября 2011 г. |
N 06АП-4209/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Песковой Т.Д.
судей Сапрыкиной Е.И., Швец Е.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О.О.
при участии в заседании:
от Администрации города Благовещенска: представитель не явился;
от Общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания": представитель не явился
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение от 21.07.2011
по делу N А04-2240/2011
Арбитражного суда Амурской области
принятое судьей Чумаковым П.А.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания"
к Администрации города Благовещенска
о признании незаконным бездействия
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" (далее - ООО "АФК", Общество) обратилось в Арбитражный суд Амурской области с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г. Благовещенска (далее - Администрация), выраженного в не утверждении и невыдаче ООО "АФК" в месячный срок, схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий по заявлениям от 07.04.2011 исх. N 68 (вх. N 3596з), от 07.04.2011 исх. N 69 (вх. N 3695з), от 07.04.2011 N 70 (вх. N 3694з).
В качестве способа восстановления нарушенного права Общество просило обязать администрацию г. Благовещенска: немедленно утвердить и выдать ООО "АФК" схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории предполагаемой площадью 20000 кв. м. для размещения зеленых насаждений в квартале 382 г. Благовещенска, согласно заявлению от 07.04.2011 исх. N 68 (вх. N 3596з); немедленно утвердить и выдать ООО "АФК" схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории предполагаемой площадью 1235 кв. м. для размещения открытой автостоянки в квартале 382 г. Благовещенска, согласно заявлению от 07.04.2011 исх. N 69 (вх. N 3695з); немедленно утвердить и выдать ООО "АФК" схему расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) соответствующей территории предполагаемой площадью 15000 кв. м. для сквера в квартале 390 г. Благовещенска, согласно заявлению от 07.04.2011 исх. N 70 (вх. N 3694з); в двухнедельный срок со дня представления кадастровых паспортов испрашиваемых земельных участков принять решения о предоставлении ООО "АФК" этих земельных участков в собственность за плату и направить копии таких решений ООО "АФК" с приложением кадастровых паспортов этих земельных участков; в недельный срок с момента принятия решений о предоставлении земельных участков заключить с ООО "АФК" договоры купли-продажи земельных участков.
Решением суда первой инстанции от 21.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Бездействие Администрации г. Благовещенска, выраженное в не утверждении и невыдаче Обществу с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" в месячный срок схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий по заявлениям от 07.04.2011 исх. N 68 (вх. N 3596з), от 07.04.2011 исх. N 69 (вх. N 3695з), от 07.04.2011 исх. N 70 (вх. N 3694з), признано незаконным, как не соответствующее Земельному кодексу РФ.
На Администрацию г. Благовещенска возложена обязанность повторно рассмотреть заявления общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" от 07.04.2011 исх. N 68 (вх. N 3596з), от 07.04.2011 исх. N 69 (вх. N 3695з), от 07.04.2011 исх. N 70 (вх. N 3694з), с учетом предписаний статьи 34 Земельного кодекса РФ.
Не согласившись с судебным актом, Администрация г. Благовещенска обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции, в связи с неправильным применением норм земельного законодательства, регулирующего земельные правоотношения, а также неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Администрация г. Благовещенска и Общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания", извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, не принимали участия в заседании суда апелляционной инстанции.
В отзыве на апелляционную жалобу Общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" просило решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Суд апелляционной инстанции на основании положений статьи 268 АПК РФ повторно рассматривает дело по имеющимся в деле доказательствам.
Изучив материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции находит, что решение суда первой инстанции следует отменить, удовлетворив апелляционную жалобу Администрации г. Благовещенска.
Из материалов дела следует, что 07.04.2011 ООО "АФК" направило в администрацию г.Благовещенска заявления вх. N 3694з от 07.04.2011 о предоставлении земельного участка, используемого для сквера, предполагаемым размером 15 000 кв.м., находящегося в квартале 390, в собственность за плату; вх. N 3695з от 07.04.2011 о предоставлении земельного участка, используемого для открытой автостоянки, предполагаемым размером 1 235 кв.м. (13 м х 95 м), находящегося в квартале 382, в собственность за плату; вх. N 3596з от 07.04.2011 о предоставлении земельного участка, используемого для зеленных насаждений, предполагаемым размером 20 000 кв.м., находящегося в квартале 382, в собственность за плату.
ООО "АФК" просило в случае выявления причин (права, не зарегистрированные надлежащим образом, красные линии, установленные в соответствии с законодательством РФ и т.д.), препятствующих предоставлению земельных участков в обозначенных предполагаемых размерах, произвести их корректировку (увеличение, уменьшение, изменение конфигурации и т.д.) по согласованию с заявителем.
Земельные участки запрашивались для целей, не связанных со строительством, для ведения предпринимательской и иной экономической деятельности с целью получения дохода от использования земельных участков.
Одновременно с заявлением в Администрацию были направлены кадастровые карты земельных участков, свидетельство о регистрации.
Письмом от 23.05.2011 N 2456/16 (ответ на заявление вх. N 3694з от 07.04.2011) Администрация отказала в предоставлении запрашиваемого земельного участка для сквера в собственность, обосновав отказ, в частности, следующим: "В границы запрашиваемого земельного участка входит земельный участок площадью 42 кв.м. с кадастровым номером 28:01:020390:0027, находящийся в квартале 390, ранее предоставленный постановлением мэра города Благовещенска от 03.09.2003 N 2826 (в ред. От 04.07.2005 N 1898) юридическому лицу в аренду для трансформаторной подстанции N 390 (договор аренды земельного участка от 29.08.2006 N 1312), на который зарегистрировано право муниципальной собственности.
Согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования город Благовещенск запрашиваемый земельный участок для сквера расположен в зоне городских парков, скверов, бульваров и набережных (Р-1).
Территории, на которых будет рассматриваться данный вид разрешенного использования, будут являться, в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, землями общего пользования, то есть территориями, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц, так как согласно ГОСТу 28329-89 от 01.01.1991 "ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДОВ. Термины и определения", сквер - это озелененная территория общего пользования небольшого размера, являющаяся элементом оформления площади, общественного центра, магистрали, используемая для кратковременного отдыха и пешеходного транзитного движения.
Земельный участок запрашивается для размещения сквера в собственность за плату (то есть для личного пользования), что предполагает ограничение прав иных лиц на использование данного земельного участка.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации".
Письмом от 08.06.2011 N 2933/16 (ответ на заявление вх. N 3695з от 07.04.2011) Администрация отказала в предоставлении запрашиваемого земельного участка для открытой автостоянки в собственность, обосновав отказ, в частности, следующим: "Согласно Правилам землепользования и застройки муниципального образования город Благовещенск, утвержденным решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 (в редакции от 28.01.2010 N 4/01), запрашиваемый земельный участок расположен в зоне (П-3).
Согласно градостроительному регламенту зоны (П-3) среди основных и вспомогательных видов разрешенного использования предусмотрено размещение объектов недвижимого имущества, предполагающее, соответственно, осуществление строительства.
При предоставлении указанного земельного участка на праве собственности у Общества появится возможность осуществлять на земельном участке строительство.
Реализация данных прав собственника земельного участка фактически может привести к изменению цели предоставления земельного участка, вместо использования для целей, не связанных со строительством, на осуществление строительства объектов недвижимого имущества.
Однако, порядок предоставления земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определенный статьей 30 ЗК РФ, является более сложным в отличие от порядка, предусмотренного статьей 34 ЗК РФ".
Письмом от 30.05.2011 N 2602/16 (ответ на заявление вх. N 3596з от 07.04.2011) Администрация отказала в предоставлении запрашиваемого земельного участка в собственность, обосновав отказ в частности следующим: "Согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил землепользования и застройки муниципального образования города Благовещенска, утвержденных решением Благовещенской городской Думы от 31.01.2008 N 38/09 (в редакции от 28.01.2010 N 4/01), запрашиваемый земельный участок для зеленых насаждений, находящийся в квартале 382, расположен в зоне прочей зелени (Р-3).
Согласно ГОСТу 28329-89 от 01.01.1991 "ОЗЕЛЕНЕНИЕ ГОРОДОВ. Термины и определения", зеленые насаждения - это совокупность древесных, кустарниковых и травянистых растений на определенной территории.
Земельный участок, используемый для зеленых насаждений, предусматривает территорию, занятую непосредственно зелеными насаждениями и запрещает размещение объектов иного назначения.
Территории, на которых будет установлен данный вид разрешенного использования, будут являться, в силу пункта 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ, землями общего пользования, то есть территориями, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.
Однако земельный участок запрашивается для зеленых насаждений в собственность за плату (то есть для личного пользования), что предполагает ограничение прав иных лиц на использование данного земельного участка.
Также согласно карте градостроительного зонирования в составе Правил, существующие зеленые насаждения на запрашиваемом земельном участке включены в общую систему озеленения территории санитарно-защитной зоны железной дороги, являющейся территорией специального назначения с особым режимом использования".
Посчитав бездействие Администрации г. Благовещенска, выраженное в не утверждении и невыдаче ООО "АФК" в месячный срок схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий по заявлениям от 07.04.2011 исх. N 68 (вх. N 3596з), от 07.04.2011 исх. N 69 (вх. N 3695з), от 07.04.2011 исх. N 70 (вх. N 3694з) незаконным, ООО "АФК" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из незаконности бездействия Администрации г. Благовещенска, выраженного в не утверждении и невыдаче ООО "АФК" в месячный срок схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий по заявлениям от 07.04.2011 исх. N 68 (вх. N 3596з), от 07.04.2011 исх. N 69 (вх. N 3695з), от 07.04.2011 исх. N 70 (вх. N 3694з).
В то же время суд первой инстанции не учел следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, если полагают, что решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, из положений названной нормы, а также Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 следует, что для признания незаконными решений и действий (бездействия), в том числе органов местного самоуправления необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие его закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 Кодекса.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 6 Закона Амурской области от 29.12.2008 N 166-ОЗ "О регулировании отдельных вопросов в сфере земельных отношений на территории Амурской области" управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности муниципального образования, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, если иное не установлено федеральным земельным законодательством, отнесено к компетенции органов местного самоуправления.
Таким образом, на основании названных норм Администрация г. Благовещенска является органом, уполномоченным на распоряжение спорными земельными участками.
Порядок предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, регулируется статьей 34 Земельного кодекса РФ.
В пункте 1 указанной статьи прописаны основные требования, которым должна отвечать данная процедура. Названные требования должны обеспечить реализацию принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления земельных участков.
В силу пунктов 2 и 3 статьи 34 Земельного кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, в которых должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю.
Согласно пункту 4 статьи 34 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании такого заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 Кодекса, с учетом зонирования территорий, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Из материалов дела усматривается, что заявления ООО "АФК" от 07.04.2011 исх. N 68 (вх. N 3596з), от 07.04.2011 исх. N 69 (вх. N 3695з), от 07.04.2011 исх. N 70 (вх. N 3694з) рассмотрены по существу, органом местного самоуправления даны письменные ответы об отказе в предоставлении спорных земельных участков от 23.05.2011 N 2456/16, от 08.06.2011 N 2933/16, от 30.05.2011 N 2602/16. Из содержания названных ответов Администрации г. Благовещенска усматривается, что они являются ненормативными правовыми актами (решениями) органа местного самоуправления, которыми заявления ООО "АФК" рассмотрены по существу и в их удовлетворении отказано.
Следовательно, отсутствует факт бездействия Администрации г. Благовещенска, оспариваемого ООО "АФК", поскольку спорные заявления Общества разрешены органом местного самоуправления, на них даны письменные ответы.
С учетом изложенного, апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции подлежит отмене.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей, по общему правилу, подлежит отнесению на Общество с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" и не взыскивается, поскольку если апелляционная жалоба была подана освобожденным от уплаты государственной пошлины ответчиком по делу, государственная пошлина не может быть взыскана с истца, против которого принято постановление суда апелляционной инстанции, так как истец не подавал соответствующей жалобы и не является ответчиком по делу.
Таким образом, в этих случаях государственная пошлина не взыскивается (пункт 4.1. Информационного письма ВАС РФ от 11.05.2010 N 139).
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Амурской области от 21.07.2011 по делу N А04-2240/2011 отменить.
В удовлетворении требований Общества с ограниченной ответственностью "Амурская финансовая компания" о признании незаконным бездействия Администрации города Благовещенска, выраженного в неутверждении и невыдаче в месячный срок схем расположения земельных участков на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующих территорий по заявлениям от 07.04.2011 исх. N 68 (вх. N 3596з), от 07.04.2011 исх. N 69 (вх. N 3695з), от 07.04.2011 исх. N 70 (вх. N 3694з) отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Т.Д. Пескова |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А04-2240/2011
Истец: ООО "Амурская финансовая компания", ООО "АФК"
Ответчик: Администрация г. Благовещенска, Администрация города Благовещенск
Хронология рассмотрения дела:
21.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7236/12
25.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7236/12
21.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-61/12
25.10.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4209/11