г. Москва
24 октября 2011 г. |
Дело N А41-13444/11 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 октября 2011 года
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Мищенко Е.А.,
судей Бархатова В.Ю., Виткаловой Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ишаевым А.С.,
при участии в заседании:
от заявителя: Гавричков О.В., по доверенности от 08.08.2011;
от заинтересованных лиц: Глава г. Фрязино: Бурцева Т.К., по доверенности от 17.02.2011 N 01-06/11; Администрация города Фрязино Московской области: Бурцева Т.К., по доверенности от 11.01.2011 N 1-49/8,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Главы г. Фрязино и апелляционную жалобу администрации г. Фрязино Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 01.07.2011 по делу N А41-13444/11, принятое судьей Неяскиной Е.А., по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Гранд" (ИНН:5052014821, ОГРН:1045010552102) к Главе г. Фрязино, администрации г. Фрязино Московской области об оспаривании бездействия, постановлений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Гранд" (далее - заявитель, общество, ООО "Гранд") обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главе города Фрязино, администрации города Фрязино Московской области со следующими требованиями:
- признать бездействие администрации, выразившееся в неисполнении принятых на себя договорных обязательств и нарушении законодательно закрепленного права ООО "Гранд" на получение в срок до 31.12.2010 утвержденного проекта планировки застроенной территории части кварталов N 6, N 7, включая проект межевания застроенной территории части кварталов N 6, N 7, незаконным и необоснованным;
- признать законными и обоснованными постановление N 53 от 15.11.2010 о проведении публичных слушаний, протокол проведения публичных слушаний от 20.12.2010 и заключение о результатах публичных слушаний от 20.12.2010 по рассмотрению проекта планировки территории 6, 7 кварталов в г. Фрязино, состоявшихся 20.12.2010 и рекомендовавших утвердить проект планировки территории 6, 7 кварталов в г. Фрязино Московской области, и обязать администрацию издать постановление об утверждении проекта планировки территории 6, 7 кварталов в г. Фрязино на основании итогов публичных слушаний от 20.12.2010, отраженных в протоколе о проведении публичных слушаний от 20.12.2010 и заключении о результатах публичных слушаний от 20.12.2010;
- признать бездействие администрации, выразившееся в неисполнении принятых на себя договорных обязательств и нарушении законодательно закрепленных прав ООО "Гранд" на получение разрешения на подготовку проектной документации на строительство жилых домов - корпус N 1, корпус N 5-1, корпус 5-2, корпус N 6 на территории кварталов N 6 и N 7 незаконным и необоснованным.
- признать незаконными и отменить постановления N 133 от 18.03.2011 об отмене постановления N 53 от 15.11.2010; N 27пг от 21.03.2011 о проведении публичных слушаний; N 270 от 16.05.2011 об утверждении проекта планировки.
Судом первой инстанции в порядке, предусмотренном частью 1 статьи 49 АПК РФ приняты вышеуказанные уточнения заявителя своих заявленных требований в части п. 1, п. 2 в части обязания и п. 4.
Решением Арбитражного суда Московской области от 01.07.2011 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, Глава г. Фрязино и администрация г. Фрязино обратились в Десятый арбитражный апелляционный суд с апелляционными жалобами, в которых просят судебный акт отменить как незаконный и необоснованный.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители Главы г. Фрязино и администрации г. Фрязино доводы своих апелляционных жалоб поддержали, просили решение суда первой инстанции отменить как незаконное и необоснованное, апелляционные жалобы - удовлетворить.
Представитель общества против доводов апелляционных жалоб возражал, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения как законное и обоснованное, в удовлетворении апелляционных жалоб - отказать.
Десятый арбитражный апелляционный суд, в соответствии со статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), выслушав представителей общества и заинтересованных лиц, изучив материалы дела, проанализировав доводы апелляционных жалоб, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, пришел к выводу об обоснованности доводов жалоб и наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Как следует из материалов дела, между администрацией г. Фрязино и обществом с ограниченной ответственностью "Гранд" на основании протокола о результатах открытого аукциона на право заключения договора о развитии застроенной территории части кварталов N 6 и N 7 от 04.10.2010 заключен договор от 15.10.2010 N 1/2010, предметом которого является развитие застроенной территории части кварталов N 6 и N 7 г. Фрязино, на которой расположены многоквартирные жилые дома, признанные постановлением Главы г. Фрязино от 31.12.2008 N 972 аварийными и подлежащими сносу и в отношении которой постановлением Главы г. Фрязино от 16.07.2010 N 408 принято решение о ее развитии.
Согласно пункту 4.1.1 договора застройщик обязался в соответствии с расчетными показателями обеспечения кварталов города Фрязино объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры, утвержденными решением Совета депутатов городя Фрязино от 16.12.2009 N 458 "Об утверждении расчетных показателей обеспечения территорий части кварталов N 6 и N 7 объектами социального и коммунально-бытового назначения, объектами инженерной инфраструктуры" в редакции от 27.05.2010 N 498, подготовить проект планировки застроенной территории кварталов N 6 и N 7, включая проект межевания территории кварталов N 6 и N 7, в срок до 31.12.2010.
В свою очередь администрация г. Фрязино согласно пункту 4.2.1 обязалась провести публичные слушания по проекту планировки и межевания территории и по результатам слушаний утвердить представленный застройщиком проект планировки застроенной территории части кварталов N 6 и N 7, включая проект межевания застроенной территории части кварталов N 6 и N 7 в срок до 31.12.2010.
Постановлением администрации г. Фрязино от 25.10.2010 N 02 обществу разрешена подготовка проекта планировки территории 6, 7 кварталов в г. Фрязино.
Постановлением администрации г. Фрязино от 15.11.2010 N 53 в связи с обращением общества от 08.11.2010 N 214 проведение публичных слушаний по рассмотрению вопроса о проекте планировки территории 6, 7 кварталов в г. Фрязино назначено на 20.12.2010.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний комиссия одобрила проект планировки и рекомендовала его утвердить.
Однако из представленного в материалы дела проекта следует, что он утвержден Главным архитектором г. Фрязино 30.12.2010.
Постановлением администрации г. Фрязино от 18.03.2011 N 133 отменен ряд постановлений, в том числе и постановление от 15.11.2010 N 53.
Постановлением Главы г. Фрязино от 21.03.2011 N 27 пг в связи с обращением общества от 08.11.2010 N 214 проведение публичных слушаний по рассмотрению вопроса о проекте планировки территории 6, 7 кварталов в г. Фрязино назначено на 27.04.2011.
Общество обратилось в адрес администрации г. Фрязино с письмом вх. адм. от 28.03.2011 N 558 за разъяснением данного постановления с указанием причин отмены постановления от 15.11.2010 N 53.
Письмом от 27.04.2011 N 558/1-42 администрация г. Фрязино разъяснила, что в соответствии с положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городе Фрязино Московской области, принятым решением Совета депутатов города Фрязино от 16.02.2006 N 62, назначить публичные слушания и утвердить состав комиссии по подготовке и проведению слушаний может Совет депутатов или Глава города Фрязино.
В связи с этим постановление администрации города от 15.11.2010 N 53, было отменено, а публичные слушания по данному вопросу назначены на 27.04.2011 в 17-00 постановлением Главы города от 21.03.2011 N 27пг.
После проведения публичных слушаний 27.04.2011 документация по результатам слушаний будет направлена комиссией руководителю администрации города для рассмотрения и принятия решения согласно ч. 13 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.
Согласно заключению о результатах публичных слушаний комиссия одобрила проект планировки и рекомендовала его утвердить. При этом Комиссия, рассмотрев пожелания жителей, сочла необходимым в последующих этапах рабочего проектирования учесть необходимость размещения в районе жилой застройки зон отдыха, объектов физкультуры и спорта, детских площадок, озеленения и благоустройства территорий дворов и расчетного количества парковочных мест для личного автотранспорта.
Постановлением администрации г. Фрязино от 16.05.2011 N 270 прилагаемый проект планировки утвержден.
Полагая, что данными действиями администрации г. Фрязино нарушены права и законные интересы общества как застройщика, заявитель обратился с настоящими требованиями в суд.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из того, что утвержденный постановлением администрации г. Фрязино от 16.05.2011 N 270 прилагаемый проект планировки существенно отличается от проекта, предусмотренного договором от 15.10.2010 N 1/2010 и подготовленного заявителем во исполнение обязательств по этому договору. Оспариваемым постановлением фактически изменяются обязательства сторон по договору, навязываются несогласованные сторонами условия, нарушающие его права как застройщика.
Данный вывод сделан судом первой инстанции на основании письма администрации от 24.05.2011 N 885/1-42, в котором администрация сообщила, что обстоятельства, на которые рассчитывала администрация г. Фрязино при заключении договоров N 1/2007 о развитии застроенной территории кварталов N 21 и N 22 в городе Фрязино от 03.12.2007, N 1/2010 о развитии застроенной территории кварталов N 6 и N 7 в городе Фрязино от 15.10.2010 существенно изменились.
На основании проекта планировки застроенной территории 21-22 кварталов в г. Фрязино Московской области и проекта межевания застроенной территории 21-22 кварталов в г. Фрязино Московской области, утвержденных постановлением Главы города Фрязино от 28.05.2008 N 387, в связи с изменением исходных данных и параметров, на основе которых была определена рыночная стоимость права на заключение договора N 1/2007 о развитии застроенной территории кварталов N 21 и N 22 в городе Фрязино от 03.12.2007, в т.ч. увеличения общей площади вводимых в эксплуатацию жилых и нежилых помещений; уменьшения сметной стоимости строительных работ по техническим условиям, предусмотренных пунктом 4.17 договора N 1/2010 от 15.10.2010 о развитии застроенной территории кварталов N 6 и N 7 в г. Фрязино, увеличении общей площади вводимых в эксплуатацию жилых и нежилых помещений необходимо внесение изменений в вышеуказанные договоры.
Суд апелляционной инстанции считает, что данные выводы сделаны судом первой инстанции при неполно выясненных обстоятельствах дела.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 5 статьи 200 АПК РФ предусмотрено, что обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
Согласно пунктам 5, 8, 10 статьи 46 Градостроительного кодекса РФ проекты планировки территории и проекты межевания территории, подготовленные в составе документации по планировке территории на основании решения органа местного самоуправления поселения или органа местного самоуправления городского округа, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на публичных слушаниях. При проведении публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории всем заинтересованным лицам должны быть обеспечены равные возможности для выражения своего мнения. Заключение о результатах публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории подлежит опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации, и размещается на официальном сайте поселения (при наличии официального сайта поселения) или на официальном сайте городского округа (при наличии официального сайта городского округа) в сети "Интернет".
Согласно пункту 13 статьи 46 ГрК РФ именно по результатам публичных слушаний, с учетом протокола и заключения об их результатах глава местной администрации принимает решение об утверждении документации по планировке территории или об отклонении такой документации и о направлении ее в орган местного самоуправления на доработку. То есть, надлежащее проведение публичных слушаний рассматривается как обязательный юридический факт, предшествующий принятию решения об утверждении документации по планировки территории.
Согласно пункту 6 статьи 46 ГрК РФ порядок организации и проведения публичных слушаний по проекту планировки территории и проекту межевания территории определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Таким правовым актом в г. Фрязино является Устав городского округа Фрязино Московской области (в ред. от 01.10.2010) .
Согласно пункту 2 статьи 17 Устава публичные слушания, проводимые по инициативе населения или Совета депутатов г. Фрязино, назначаются Советом депутатов г. Фрязино, а по инициативе Главы г. Фрязино - Главой г. Фрязино.
В соответствии с частью 1 статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", основываясь на необходимости контроля за соблюдением действующего законодательства при осуществлении публичных функций, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт.
Поскольку в нарушение положений Устава постановлением от 15.11.2010 N 53 публичные слушания инициированы администрацией г. Фрязино, ею были приняты меры к отмене данного постановления.
В дальнейшем постановлением от 21.03.2011 N 27 пг публичные слушания в установленном порядке назначены Главой г. Фрязино, проект планировки утвержден постановлением от 16.05.2011 N 270.
Доводы общества о том, что, возможно, на повторных публичных слушаниях рассматривался и в результате утвержден иной проект планировки, который обществом не разрабатывался, носят предположительный характер и не основываются на каких-либо доказательствах.
На обозрение суда апелляционной инстанции обществом представлен оригинал разработанного проекта планировки, а администрацией оригинал утвержденного, в результате исследования которых суд установил полную идентичность данных документов.
Таким образом у суда нет оснований отменять постановление Главы г. Фрязино от 21.03.2011 N 27 пг и постановление администрации от 16.05.2011 N 270, которые изданы в соответствии с полномочиями, предоставленным данным органам, в пределах их компетенции, в результате которых утвержден проект планировки, разработанный обществом, в том виде как он был представлен.
Нарушение администрацией установленного договором от 15.10.2010 N 1/2010 срока проведения публичных слушаний и утверждения проекта планировки, включая проект межевания, само по себе не может являться основанием для признания незаконности обжалуемого бездействия администрации и, соответственно, обязания устранить допущенные нарушения прав заявителя путем утверждения проекта планировки, включая проект межевания, на основании итогов публичных слушаний от 20.12.2010, назначенных администрацией г. Фрязино в отсутствие соответствующей компетенции, при том что апелляционным судом установлено отсутствие оснований для признания незаконными последующих постановлений от 18.03.2011 N 133, от 21.03.2011 N 27 пг, от 16.05.2011 N 270.
Тем более, однозначных доказательств того, что разработанный проект межевания представлялся обществом в администрацию и являлся предметом рассмотрения на публичных слушаниях, в материалах дела не имеется.
Доводы заявителя о возникших у общества убытках в связи с совершением действий, направленных на реализацию проекта планировки до его утверждения в установленном порядке, предметом настоящих требований не являются и в рамках данного дела оценке не подлежат.
Письмо администрации г. Фрязино от 24.05.2011 N 885/1-42 об изменении обстоятельств, на которые рассчитывала администрация г. Фрязино при заключении договора касается иных правоотношений сторон, связанных с реализацией договора от 15.10.2010 N 1/2010. Данный спор рассматривается Арбитражным судом Московского округа в рамках отдельного дела N А41-24066/11. Основанием для его возникновения явилось то обстоятельство, что цена аукциона на право заключить договор о развитии застроенной территории, по результатам которого сторонами подписан договор от 15.102010 N 1/2010, рассчитывалась на основании утвержденных показателей, исходя из застройки 50 000 кв.м жилых и нежилых помещений на территории этих кварталов. Однако представленный обществом проект планировки, утвержденный постановлением администрации г. Фрязино от 16.05.2011 N 270, предусматривает строительство на данной территории жилых и нежилых помещений на 7 951 кв.м больше, в связи с чем администрация полагает, что бюджет города недополучил денежные средства.
Тот факт, что в результате публичных слушаний 27.04.2011 обществу рекомендовано учесть в последующих этапах рабочего проектирования необходимость размещения в районе жилой застройки зон отдыха, объектов физкультуры и спорта, детских площадок, озеленения и благоустройства территорий дворов и расчетного количества парковочных мест для личного автотранспорта, не может рассматриваться как фактическое изменение условий заключенного сторонами договора.
Как установлено в ходе судебного разбирательства в суде апелляционной инстанции, каких-либо изменений в представленный обществом проект планировки не вносилось, он утвержден и опубликован в установленном порядке. Необходимость при проектировании жилой застройки предусматривать размещение площадок для игр детей, отдыха взрослого населения, занятий физкультурой, хозяйственных целей и выгула собак, стоянки автомашин, зеленых зон установлено СНиП 2.07.01-89 Свод правил. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 28.12.2010 N 820.
Согласно части 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Вместе с тем суд апелляционной инстанции отклоняет довод администрации г. Фрязино о пропуске обществом установленного срока для обращения в суд с настоящими требованиями.
В соответствии с частью 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании актов недействительными, решений, действий (бездействия) незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Из существа заявленных требований следует, что общество о нарушении своих прав узнало с момента издания администрацией г. Фрязино постановления от 18.03.2011 N 133, в связи с чем суд апелляционной инстанции полагает, что установленный законом трехмесячный срок следует исчислять с этой даты. С заявлением в суд общество обратилось 06.04.2011.
С учетом изложенного апелляционный суд не находит оснований для удовлетворения заявленных ООО "Гранд" требований.
Решение суда первой инстанции подлежит отмене, как принятое с нарушением пункта 1 части 1 статьи 270 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 2 статьи 269, пунктом 1 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 01.07.2011 по делу N А41-13444/11 отменить.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Председательствующий |
Е.А. Мищенко |
Судьи |
В.Ю. Бархатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-13444/2011
Истец: гЛАВА ГОРОДА фРЯЗИНО, ООО "Гранд"
Ответчик: Администрация муниципальное образования "Городской округ Фрязино Московской области", гЛАВА ГОРОДА фРЯЗИНО
Третье лицо: Администрация городского округа Фрязино МО
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-6719/11