г. Чита |
|
30 сентября 2009 г. |
Дело N А19-6389/09 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 сентября 2009 года.
Полный текст постановления изготовлен 30 сентября 2009 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Куклина О.А.,
судей Даровских К.Н. и Ошировой Л.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шагиновой М.А. рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области и Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2009 года по делу N А19-6389/09 по иску Агентства имущественных отношений Иркутской области к Управлению Федеральной регистрационной службы по Иркутской области о признании незаконным решения об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, третьи лица - федеральное государственное учреждение "Прибайкальский национальный парк", Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области (суд первой инстанции: судья Капустенская Е.Ф.),
установил:
Агентство имущественных отношений Иркутской области обратилось в Арбитражный суд Иркутской области с требованием о признании незаконным решения Управления Федеральной регистрационной службы по Иркутской области об отказе в государственной регистрации права собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Иркутская область, Иркутский район, с. Большое Голоустное, кадастровый номер 38:06:161605:125 и обязании ответчика зарегистрировать право собственности Иркутской области на указанный земельный участок.
В обоснование исковых требований истец указал, что Решением Исполнительного комитета Иркутского районного Совета народных депутатов от 12.11.1991 N 406.2 "Об отводе земельного участка проектно-ремонтно-строительному объединению "Иркутскавтодор" под строительство базы отдыха в районе с. Б. Голоустное" объединению "Иркутскавтодор" отведен земельный участок общей площадью 6,4 га из земель колхоза "Знамя Ленина" в том числе: 3,25 га пастбищ и 3,15 га под существующей автодорогой под строительство базы отдыха и подъездной автодороги к ней (в районе с.Б.Голоустное) с условиями соблюдения природоохранных мероприятий.
Постановлением Главы администрации Иркутского района N 31 от 17.01.1994 "О проведении инвентаризации земельного участка базы отдыха и подъездной дороги к ней ГП "Иркутскавтодор" были утверждены материалы инвентаризации земельного участка базы отдыха и подъездной автодороги к ней государственного предприятия "Иркутскавтодор", выдан Государственный акт N 7506-03118 на право бессрочного (постоянного) пользования земельным участком, площадью 6,4 гектаров для базы отдыха Государственного предприятия "Иркутскавтодор" и автодороги.
Земельному участку присвоен кадастровый номер 38:06:161605:125.
5.06.2008 Агентство имущественных отношений Иркутской области обратилось в Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области с заявлением о регистрации права собственности Иркутской области на указанный земельный участок.
Решением от 3.12.2008 N 01/070/2008-285 Управление Федеральной регистрационной службы по Иркутской области отказало в государственной регистрации права собственности Иркутской области на земельный участок с кадастровым номером 38:06:161605:125 со ссылкой на абзац 6 пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним". Отказ мотивирован тем, что согласно представленному кадастровому паспорту земельного участка от 14.04.2008 N 44/08-5-892 спорный земельный участок имеет категорию - земли особо охраняемых территорий и объектов. Согласно ответу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области от 6.08.2008 земельный участок находится на территории Прибайкальского национального парка, то есть земельный участок находится в федеральной собственности.
Истец указал, что согласно ответу Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области от 7.11.2008 N 08-ИСХ/3523 спорный земельный участок не входит в территорию земель Прибайкальского национального парка. Согласно письму государственного учреждения "Прибайкальский национальный парк" от 18.08.2008 спорный земельный участок не включен в состав территории национального парка. В следствие чего основания для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок отсутствовали. В дополнении к исковому заявлению истец пояснил, что Правопреемником объединения "Иркутскавтодор" является государственное учреждение "Иркутское областное управление автомобильных дорог". Указанные организации были созданы органами государственной власти субъекта Российской Федерации - Иркутской области.
Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области в отзыве на исковое заявление пояснило, что в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 13.02.1986 N 71 Прибайкальский национальный парк создан на базе лесоохотничьего хозяйства "Байкал", Ольхонского и Голоустинского лесхозов. В пользование национальному парку предоставлено 170 000 гектаров земель в границах лесоохотничьего хозяйства и 136 000 гектаров земель государственного фонда. 112 000 гектаров земель сельскохозяйственных предприятий Госагропрома РСФСР, включая земли бывшего колхоза "Знамя Ленина", из которых органом местного самоуправления предоставлялся спорный земельный участок под строительство базы отдыха в пользование Прибайкальскому национальному парку не предоставлялись.
Определением суда от 22 апреля 2009 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, привлечено Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области.
Третьи лица возражали против удовлетворения исковых требований.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2009 года заявленные требования были удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области и ответчик обратились в суд с апелляционными жалобами, в которых просят его отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Третье лицо-3 указало, что включение в состав национальных парков земель сельхозпредприятий предполагает отнесение их при разграничении государственной собственности на землю в пользу Российской Федерации. Наличие государственного акта не может свидетельствовать о возникновении права собственности Иркутской области на спорный земельный участок применительно к абзацу 3 пункта 2 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В связи со спецификой земельного участка действуют нормы об особо охраняемых территориях.
Ответчик, ссылаясь на пункт 6 статьи 2 Федерального закона от 14.03.1996 N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", указал, что при разграничении права собственности на спорный земельный участок в силу прямого указания закона является исключительно федеральной собственностью. В связи с чем принятое решение об отказе в государственной регистрации права собственности Иркутской области обосновано и соответствует нормам действующего законодательства.
Определением Четвертого арбитражного апелляционного суда от 1 сентября 2009 года судебное заседание отложено, суд обязал федеральное государственное учреждение "Прибайкальский национальный парк" и Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области представить в суд апелляционной инстанции планы (карты), на которых четко указаны границы земель Прибайкальского национального парка и границы спорного земельного участка с кадастровым номером 38:06:161605:125; в приложении к данному плану (карте) однозначно сформулировать позицию по вопросу о вхождении спорного участка в состав земель Прибайкальского национального парка.
Стороны в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
Руководствуясь пунктом 3 статьи 156, пунктом 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть жалобу в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и проверив соблюдение судом первой инстанции норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В обоснование своих апелляционных жалоб ответчик и третье лицо-3 ссылаются на нахождение спорного земельного участка на территории Прибайкальского национального парка. Суд апелляционной инстанции принял все меры к выяснению данного вопроса и установил следующее: согласно письму ФГУ "Прибайкальский национальный парк" N 407 от 23.09.2009 границы земель национального парка до настоящего времени не установлены, постановка их на кадастровый учет не произведена, право собственности и право постоянного бессрочного пользования не оформлены.
Согласно выкопировки из проекта территориального землеустройства ГУ "Прибайкальский национальный парк", представленной в арбитражный суд апелляционной инстанции Управлением федерального кадастра объектов недвижимости по Иркутской области, спорный земельный участок, окрашенный на выкопировке в коричневый цвет, находится за пределами, не совпадает и не пересекается с земельным участком Прибайкальского национального парка, окрашенным на выкопировке в зеленый цвет.
В соответствии со сведениями, предоставленными в суд апелляционной инстанции Управлением федерального кадастра объектов недвижимости по Иркутской области, спорный земельный участок является смежным по отношению к земельному участку Прибайкальского национального парка.
Учитывая изложенное, никаких оснований для отказа истцу в государственной регистрации его прав на спорный участок у ответчика не имелось. Следовательно, суд первой инстанции удовлетворил исковые требования обоснованно.
Руководствуясь статьей 268, частью 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 22 июня 2009 года по делу N А19-6389/09 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области из федерального бюджета госпошлину в сумме 1000 рублей.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение 2-х месяцев с даты принятия.
Председательствующий: |
О.А. Куклин |
Судьи |
К.Н.Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-6389/2009
Истец: Агентство имущественных отношений Иркутской области, Министерство имущественных отношений Иркутской области
Ответчик: УФРС по Иркуской области, УФРС по Иркутской области
Третье лицо: ГУ "Иркутское областное управление автомобильных дорог", ГУ "Прибайкальский национальный парк", ТУ Росимущества по Иркутской области, Управление Роснежвижимости по Иркутской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Иркутской области, Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Иркутской области
Хронология рассмотрения дела:
30.09.2009 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3156/09