г. Москва |
Дело N А40-36742/11-20-155 |
18.10.2011 г. |
N 09АП-25790/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.10.2011.
Постановление изготовлено в полном объеме 18.10.2011
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи М.С.Сафроновой,
судей Е.А. Солоповой, Т.Т. Марковой,
при ведении протокола судебного заседания секретарем И.С. Забабуриным,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве на решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2011 по делу N А40-36742/11-20-155, принятое судьей А.В. Бедрацкой по заявлению ОАО "Гос МКБ "Вымпел" им. И. И. Торопова" (ОГРН 1057747296166, 125424, Москва г, Волоколамское ш, 90) к Межрайонной ИФНС России N 48 по г. Москве о признании недействительным решения, обязании возвратить налог на прибыль,
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Радченко А.В. по дов. от 06.04.2011 N 042/1572,
Ушаков А.Ю. по дов. от 06.04.2011 N 042/1571,
от заинтересованного лица - Железняк С.Ю. по дов. от 11.01.2011 N 03-11/11-5,
УСТАНОВИЛ
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2011 удовлетворены требования ОАО "Государственное машиностроительное конструкторское бюро "Вымпел" им. И.И. Торопова" (далее - общество, налогоплательщик, заявитель) о признании недействительным решения МИ ФНС России N 48 по г. Москве (далее - налоговый орган, инспекция) от 21.12.2010 N 13-19.2/96, об обязании возвратить налог на прибыль в размере 55 314 631 руб.
Налоговый орган не согласился с принятым судом решением, обратился в Девятый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, указывая на необоснованность выводов суда.
Общество представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, указывая на необоснованность доводов инспекции, их несоответствие фактическим обстоятельствам дела и закону.
В судебном заседании представитель налогового органа доводы апелляционной жалобы поддержал, просил суд ее удовлетворить, отменить решение суда и отказать обществу в удовлетворении требований.
Общество возражало против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, ссылаясь на доводыё приведенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность и обоснованность решения суда проверены судом апелляционной инстанции в соответствии со ст. ст. 266, 268 АПК РФ.
Выслушав представителей сторон, оценив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, исследовав материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль организаций за 2009 г., представленной заявителем 13.09.2010, по результатам которой составлен акт от 15.11.2010 N 13-19.1/100 и с учетом письменных возражений налогоплательщика вынесено решение от 21.12.2010 N 13-19.2/96 "Об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения", в соответствии с которым обществу отказано в привлечении к налоговой ответственности и доначислен налог на прибыль за 2009 г. на сумму 61 799 914 руб.
Арбитражный апелляционный суд считает, что оспариваемое решение инспекции судом первой инстанции правомерно признано незаконным.
В апелляционной жалобе налоговый орган приводит следующие доводы: возмещение из федерального бюджета части затрат на уплату процентов кредитным организациям не является целевым поступлением; заявитель не является бюджетополучателем; общество не заполнило лист 07 декларации "Отчет о целевом использовании имущества, в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования".
Суд апелляционной инстанции считает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут служить основанием для отмены решения суда.
В уточненной налоговой декларации заявитель исключил из налоговой базы по налогу на прибыль за 2009 г. целевые поступления из бюджета, выделенные ему как экспортеру промышленной продукции высокой степени переработки.
В соответствии со ст. 247 НК РФ объектом обложения по налогу на прибыль организаций признается прибыль, полученная налогоплательщиком. Прибылью для российских организаций признаются полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов, которые определяются в соответствии с гл. 25 НК РФ.
Согласно п. 2 ст. 251 НК РФ гл. 25 НК РФ (в редакции, действовавшей в 2009 г.) при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления из бюджета.
Статьей 69 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в 2009 г.) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг отнесены к бюджетным ассигнованиям, формирующим расходы бюджетов.
В силу п.п. 1 и 2 ст. 78 Бюджетного кодекса РФ (в редакции, действовавшей в 2009 году) субсидии юридическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг. Субсидии юридическим лицам - производителям продукции, работ, услуг предоставляются из федерального бюджета - в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В 2009 г. выделение из федерального бюджета денежных средств с целью возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, предусмотрено Федеральным законом от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов".
Пунктом 20 постановления Правительства РФ от 24.12.2008 N 987 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" предусмотрено, что возмещение в 2009-2011 годах из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в 2005-2010 годах в российских кредитных организациях, осуществляется в соответствии с Правилами возмещения из федерального бюджета российским экспортерам промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.06.2005 N 357.
Выполнив условия возмещения, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 06.06.2005 N 357, общество, предоставив соответствующие документы, обратилось в Минпромторг России с заявлениями от 16.04.2009 N 047/1358 и N047/1359 о возмещении из федерального бюджета заявителю - экспортеру промышленной продукции части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях.
После проведения проверки документов, предоставленных для возмещения затрат общества, изданы совместные приказы Минпромторга России и Минфина России от 20.04.2009 N 250/175 и от 23.12.2009 N 1150/677.
В названных приказах приведен перечень организаций, выполнивших условия возмещения. В указанный перечень включено общество. Сумма возмещения затрат заявителя из федерального бюджета составила 308 999 565, 35 руб.
Общество при предоставлении уточненной декларации по налогу на прибыль N 3 за 2009 г. исключило из состава налогооблагаемых доходов 141 589 280, 47 руб. и 167 410 264, 88 руб. бюджетных средств, полученных по платежным документам, в которых в качестве назначения платежа указано возмещение расходов по уплате процентов за пользование кредитом, что подтверждается платежными поручениям от 04.05.2009 N 663 и от 29.12.2009 N 157 о целевом поступлении денежных средств на расчетный счет общества из федерального бюджета.
Размер и факт поступления денежных средств, а также размер и факт понесенных ранее расходов на уплату процентов по кредитам банков из собственных средств общества инспекцией не оспариваются.
Налоговое законодательство не предусматривает порядок корректировки налоговой базы по налогу на прибыль в случае отнесения в состав внереализационных расходов реальных затрат по оплате процентов по кредитам и получения в последующем бюджетных средств в форме субсидий для частичной компенсации таких расходов.
Целевые бюджетные поступления, к которым относятся целевые бюджетные субсидии на частичную компенсацию расходов налогоплательщика по уплате процентов по кредитам в силу прямого указания закона (п. 2 ст. 251 НК РФ) не учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
В соответствии с п. 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 22.12.2005 N 98 целевой характер выплат из бюджета проявляется в возложении на получателя бюджетных средств обязанности осуществлять их расходование в соответствии с определенными целями либо, если соответствующие расходы к моменту получения средств уже осуществлены получателем, в полном или частичном возмещении понесенных расходов.
В силу этого необоснован довод инспекции о том, что не являются целевыми поступлениями субсидии, полученные обществом на возмещение уже произведенных расходов.
Приказ Минфина России от 05.05.2008 N 54н "Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядок ее заполнения", действовавший в 2008 г., не предусматривал порядок заполнения листа 07 "Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования" для организаций, получивших целевые средства в форме возмещения понесенных расходов. Этот лист декларации не заполнен обществом в связи с отсутствием в нем соответствующих граф. Порядок заполнения листа 07 декларации предусматривал только случаи расходования целевых бюджетных средств после их получения, случаи последующего возмещения за счет целевых средств ранее произведенных расходов не были предусмотрены.
Кроме того, как обоснованно указывает заявитель, приказ Минфина России от 05.05.2008 N 54н является подзаконным актом и принимается в соответствии с Налоговым кодексом и потому должен следовать законодательным положениям.
Отсутствие порядка заполнения листа 07 декларации для случаев возмещения расходов за счет последующего получения целевых бюджетных средств не лишает права общества на расчет налога на прибыль в соответствии с положениями Налогового кодекса, в том числе с нормой пп. 2 ст. 251 НК РФ.
Является необоснованным довод инспекции о том, что при применении нормы п. 2 ст. 251 НК РФ общество обязано иметь статус получателя бюджетных средств в значении Бюджетного кодекса РФ.
Данная норма предусматривает, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются целевые поступления из бюджета. Ее применение не связывается налоговым законодательством со статусом налогоплательщика как бюджетополучателя в значении, указанном в Бюджетном кодексе РФ.
Инспекция также указывает на то, что расходы, на частичное возмещение которых предоставлены субсидии в 2009 г., учитываются налогоплательщиком при определении налоговой базы по налогу на прибыль в составе расходов при расчете налоговых баз по налогу на прибыль в 2007 и 2008 г..г. Поэтому, как считает инспекция, обложение налогом на прибыль целевых поступлений из бюджета не приводит к дополнительному налогообложению.
Данный довод инспекции необоснован. Расходы на уплату банкам процентов по кредитам в 2007 и 2008 г..г. произведены обществом за счет собственных средств. В свою очередь, целевые средства получены из бюджета в форме субсидии в возмещение части расходов на уплату указанных процентов по кредитам. Законодательство при этом не предусматривает корректировки расходов в случае последующего выделения субсидий из бюджета в размере, рассчитанном с учетом определенной доли этих расходов.
Согласно ст. 3 НК РФ каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Соответственно, налогообложение для любого лица должно производиться единообразно в соответствии с законодательством.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции считает, что приведенные в апелляционной жалобе доводы не могут являться основанием для отмены принятого судом решения. Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено.
Решение суда законно и обосновано.
Руководствуясь ст. ст. 110, 266-269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.06.2011 по делу N А40-36742/11-20-155 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления в полном объеме в Федеральный арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья: |
М.С.Сафронова |
Судьи |
Т.Т. Маркова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-36742/2011
Истец: ОАО "Гос МКБ "Вымпел" им. И. И. Торопова", ОАО "Государственное машиностроительное конструктивное бюро "Вымпел" им. И. И. Торопова
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 48 по г. Москве, МИФНС России N48 по городу Москве