г. Санкт-Петербург
18 декабря 2007 г. |
Дело N А56-27281/2007 |
Резолютивная часть постановления объявлена 12 декабря 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 18 декабря 2007 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего И.Б. Лопато
судей Т.С. Гафиатуллиной, А.Б. Семеновой
при ведении протокола судебного заседания: Е.А. Немшановой
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16141/2007) Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) в г. Санкт-Петербурге на решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2007 по делу N А56-27281/2007 (судья О.А. Алешкевич),
по заявлению ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) в г. Санкт-Петербурге
о признании незаконным и отмене постановления
при участии:
от заявителя: Н.А. Лиманова, дов. от 27.11.2007, Е.В. Алексеева, дов. от 12.11.2007
от ответчика: Т.С. Юркова, дов. от 14.06.2007 N 72-04-45/1165
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Судостроительная фирма "Алмаз" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (далее - Управление, ответчик) от 01.08.2007 г.. N 40-07/616 по делу об административном правонарушении, которым Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере _ от суммы незаконной валютной операции в сумме 17 194,39 руб.
Определением от 05.09.2007 суд объединил дела N N А56-27281/2007, А56-27290/2007, А56-27287/2007, А56-27284 и А56-27282/2007 с присвоением объединенному делу N А56-27281/2007, поскольку по данным делам Общество просит признать незаконными постановления Росфиннадзора от 01.08.2007 г.. NN 40-07/616, 40-07/647, 40-07/639, 40-07/615, 40-07/643, которыми Общество привлечено к административной ответственности по пункту 1 статьи 15.25 КоАП РФ по аналогичным основаниям.
Решением от 12.10.2007 г.. заявленные требования Общества удовлетворены в полном объеме, оспариваемые постановления признаны незаконными и отменены.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение и принять новый судебный акт, по тем основаниям, что при принятии решения судом нарушены положения статьи 168 АПК РФ, выразившиеся в неверном применении норм материального права. По мнению подателя жалобы, у него имелись законные основания для привлечения Общества к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ, поскольку Обществом осуществлена незаконная валютная операция, а именно произведена выплата заработной платы в валюте РФ наличным путем без применения банковского счета. В обоснование своих доводов Управление ссылается на пункт 2 статьи 14 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ), согласно которому юридические лица-резиденты при осуществлении валютных операций производят расчеты через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком РФ. Перечень исключений поименован в указанной статье, при этом выплата резидентом нерезиденту наличной валюты Российской Федерации в счет заработной платы, как отмечает административный орган, в данный перечень не входит, поэтому подлежит применению общее правило о расчетах между резидентами и нерезидентами - только с использованием банковских счетов, открытых в уполномоченных банках.
В судебном заседании Управление поддержало доводы апелляционной жалобы, а Общество просило решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Управлением проведена проверка соблюдения Обществом валютного законодательства РФ.
В ходе проверки установлено, что Обществом заключены трудовые контракты N б/н от 03.04.2006, N06/291к от 06.12.2006, N б/н от 10.01.2006, N б/н от 30.12.2005 с нерезидентами - гражданами Украины Сычевым В.И., Халанай Е.Б., Халамейдик Р.Ю.
В период действия означенных контрактов Общество выплатило работникам - нерезидентам заработную плату в наличной валюте РФ, а именно: 10.10.2006 и 10.11.2006 Сычеву В.И. - 16 906,04 руб. и 22 925,85 руб.; 10.10.2006 и 23.01.2007 Халанай Е.Б. - 25 071,91 руб. и 1 250 руб.; 12.09.2006 Халамейдик Р.Ю. - 9 979,90 руб.
В результате проверки административный орган пришел к выводу о том, что Общество в нарушение требований части 2 статьи 14 Закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" осуществило незаконную валютную операцию, выразившуюся в выплате нерезидентам наличных денежных средств в валюте РФ.
Указанное обстоятельство послужило основанием для оформления протоколов от 03.07.2000 г.. N N 40-07/616, 40-07/647, 40-07/639, 40-07/615, 40-07/643 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Росфиннадзором вынесены постановления от 01.08.2007 г.. N N NN 40-07/616, 40-07/647, 40-07/639, 40-07/615, 40-07/643 о привлечении ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз" к административной ответственности по пункту 1 статьи 15.25 КоАП РФ и назначении административного наказания в виде штрафа в размере 17 194,39 руб., 937,50 руб., 7 484,93 руб.,12 679,53 руб. и 18 803,93 руб. соответственно.
Не согласившись с законностью вынесенных постановлений, Общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования Общества удовлетворил ссылаясь на, что к трудовым правоотношениям, в том числе условиям выплаты вознаграждения за труд, нормы валютного законодательства о порядке осуществления валютных операций не применимы, поскольку они регулируют иную сферу правоотношений.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта от 12.10.2007 по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании, - влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от трех четвертых до одного размера суммы незаконной валютной операции, суммы денежных средств или стоимости внутренних и внешних ценных бумаг, списанных и (или) зачисленных с невыполнением установленного требования о резервировании.
Как следует из материалов дела и пояснений Управления Обществу вменяется осуществление незаконных валютных операций.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям, в частности, относится использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Обществом произведена выплата работникам - иностранным гражданам (гражданам Украины) являющимся в силу пункта 7 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ нерезидентами, заработной платы в наличной валюте РФ.
Данное обстоятельство не оспаривается ни Обществом, ни административным органом.
По мнению административного органа данная операция относится к валютным операциям в силу положения подпункта "б" пункта 9 статьи 1 Закона N 173-ФЗ, согласно которому резидентом в пользу нерезидента использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа является валютной операцией, и в силу положений статьи 14 Закона N 173-ФЗ может осуществляться только в безналичном порядке.
Вместе с тем в соответствии со статьей 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 названного Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (статья 7 Закона действовала до 01.07.2006, статья 8 - до 01.01.2007, пункты 3 - 6 статьи 11 - до 01.07.2006). Положения статей 7, 8, 11 и ст.14 не содержат ограничений по выплате заработной платы нерезидентам наличными денежными средствами в валюте РФ.
Согласно пункту 1 статьи 13 Закона N 173-ФЗ нерезиденты на территории РФ вправе открывать в уполномоченных банках банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте РФ. При этом валютное законодательство не содержит императивной нормы, обязывающей нерезидентов - физических лиц обращаться в уполномоченные банки и открывать на территории РФ банковские счета в валюте РФ, в том числе с целью получения заработной платы.
Кроме того, статьей 11 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) предусмотрено, что правила, установленные трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права, распространяются на трудовые отношения с участием иностранных граждан, если иное не предусмотрено международным договором РФ.
В соответствии со статьей 131 ТК РФ выплата заработной платы производится в денежной форме в валюте Российской Федерации (в рублях). В соответствии с коллективным договором или трудовым договором по письменному заявлению работника оплата труда может производиться и в иных формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации и международным договорам Российской Федерации.
Согласно статье 136 ТК РФ заработная плата выплачивается работнику, как правило, в месте выполнения им работы либо перечисляется на указанный работником счет в банке на условиях, определенных коллективным договором или трудовым договором.
Как установлено судом первой инстанции между Обществом и трудовым коллективом заключен коллективный договор на 2006 - 2009 года, пунктом 5.15 которого предусмотрено, что заработная плата может производиться путем перечисления ее на индивидуальный электронный банковский счет с возможностью получения по кредитной карточке через банкомат по личному письменному заявлению работника.
Поскольку работниками - нерезидентами Общества заявлений с просьбой о выплате им заработной платы через банковскую карточку не подавалось, а федеральным законом не установлена обязанность физического лица-нерезидента открывать такой счет для получения заработной платы от юридического лица-резидента, то выплата Обществом своим работникам заработной платы наличными денежными средствами в валюте РФ произведена через кассу предприятия, что соответствует нормам трудового законодательства и не противоречит положениям валютного законодательства.
Подлежит отклонению ссылка подателя жалобы на статью 14 Закона N 173-ФЗ как обоснование нарушения ответчиком валютной операции.
Как указывалось выше указанная норма не содержит прямого указания на обязанность физических лиц - нерезидентов открывать расчетные счета в уполномоченных банках для получения заработной платы, а в силу пункта 6 статьи 4 Федерального закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов валютного законодательства РФ, актов органов валютного регулирования и актов органов валютного контроля должны толковаться в пользу резидентов и нерезидентов.
Кроме этого из анализа статьи 14 Закона N 173-ФЗ усматривается, что указанная норма регулирует правоотношения гражданско-правового характера, и не содержит элементов трудового регулирования.
В этом случае следует признать, что административным органом не доказан факт осуществления обществом незаконной валютной операции (несоблюдение формы расчета по выплате заработной платы нерезиденту).
Также следует отметить, что административным органом в оспоренных постановлениях не дана оценка и не приведено доводов в доказательство вины Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Таких доводов административным органом не приведено ни в постановлениях, ни в ходе судебных разбирательств.
При таких обстоятельствах у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения Общества к административной ответственности по указанной статье, поэтому суд первой инстанции правомерно признал незаконными и отменил постановления от 01.08.2007 г.. N N 40-07/616, 40-07/647, 40-07/639, 40-07/615, 40-07/643.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 12.10.2007 по делу N А56-27281/2007 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального Управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
Т.С. Гафиатуллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27281/2007
Истец: ОАО "Судостроительная фирма "Алмаз"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор) в г. Санкт-Петербурге
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2007 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16141/07