г. Пермь
18 июня 2010 г. |
Дело N А50-7429/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 июня 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 июня 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Кузьминой П.С.,
при участии:
от заявителя - ОАО "Сорбент": Порошина Н.В., паспорт, доверенность от 25.12.2009,
от заинтересованного лица - Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заинтересованного лица -Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу
на решение Арбитражного суда Пермского края от 11 мая 2010 года
по делу N А50-7429/2010,
принятое судьей Власовой О.Г.,
по заявлению ОАО "Сорбент"
к Межрегиональному управлению Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу
о признании незаконным и отмене постановления,
установил:
ОАО "Сорбент" (далее - общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Пермского края с заявлением о признании незаконным постановления о назначении административного наказания N 102 от 18.03.2010 г.., вынесенного Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, административный орган), которым общество привлечено к административной ответственности по ст.15.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Пермского края от 11.05.2010 г.. заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять новый судебный акт, ссылаясь на неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела.
В обоснование жалобы указывает на то, что факт несвоевременного представления деклараций подтверждается материалами дела, т.е. действия общества по невыполнению возложенных на него законом обязанностей имели место быть, что образует состав правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ст.15.13 КоАП РФ.
Заинтересованное лицо о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещено надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направило.
Заявитель по мотивам, изложенным в письменном отзыве на апелляционную жалобу, просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, ссылаясь на то, что обязанность по декларированию товара у общества отсутствовала, поскольку объем спирта, который ОАО "Сорбент" закупило и израсходовало в 2009, составил 140 дал, то есть меньше объема, подлежащего декларированию. Декларированию подлежит объем закупаемого и используемого спирта в объеме свыше 200 дал в год.
Представитель заявителя в суде апелляционной инстанции поддержал позицию, изложенную в письменном отзыве.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав материалы дела, доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы и отмены решения суда не установил.
Как следует из материалов дела, Межрегиональным управлением Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу выявлен факт несвоевременной подачи обществом деклараций об объемах оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции за 4 квартал 2009 г. по форме N 2 "Об объемах использования этилового спирта" по форме N 7 "Об объемах закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции". Выявленный факт послужил основанием для составления 10.03.2010 года в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.13 КоАП РФ.
18 марта 2010 года административный орган, рассмотрев материалы административного дела и возражения заявителя, вынес постановление N 102, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по статье 15.13 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 40 000 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным.
Принимая решение об удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.15.13 КоАП РФ.
Данный вывод суда является правильным, соответствует фактическим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
В соответствии со статьей 15.13 КоАП РФ уклонение от подачи декларации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или декларации об использовании этилового спирта, либо несвоевременная подача одной из таких деклараций, либо включение в одну из таких деклараций заведомо искаженных данных влечет наложение на юридических лиц административного штрафа от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии со статьей 14 Федерального закона от 22.11.1995 N 171-ФЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" организации, осуществляющие производство, закупку и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, а также спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, обязаны осуществлять учет и декларирование объема их производства и оборота.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2005 N 858 утверждено Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (далее - Положение).
Пунктом 2 названного Положения установлено, что декларированию подлежат объемы производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции, спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции, а также объемы использования этилового спирта для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции.
Пунктом 3 Положения установлено, что организации, использующие этиловый спирт, в том числе денатурированный, для производства алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также на технические или иные цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 2, организации, осуществляющие закупку, хранение и поставки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также закупку этилового спирта, алкогольной продукции, спиртосодержащей пищевой продукции и спиртосодержащей непищевой продукции с содержанием этилового спирта более 40 процентов объема готовой продукции для производства денатурированного этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, закупающие этиловый спирт на цели, не связанные с производством указанной продукции, в объеме свыше 200 дал в год, представляют декларации по форме согласно приложению N 7.
Из вышеизложенных норм следует, что декларированию подлежит объем закупаемого и используемого этилового спирта в объеме свыше 200 дал в год.
Как следует из представленных заявителем деклараций по форме N 2 и N 7 за 1-4 кварталы 2009 года объем закупленного и израсходованного этилового спирта за 2009 год составил 140 дал.
Поскольку объем закупленного и использованного этилового спирта в год составил менее 200 дал, следовательно, у заявителя отсутствует обязанность представлять декларации по формам N 2 и N 7, предусмотренные Положением.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии в действиях общества события административного правонарушения.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим кодексом или законами субъектов РФ об административном правонарушениях установлена административная ответственность, но данным лицом не приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч.2 ст. 2.1 КоАП РФ).
Согласно пункту 4 Положения (в редакции, действовавшей до 26.01.2010 года) декларации представляются в территориальные налоговые органы ежеквартально (за отчетный квартал), не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом, а за 4 квартал года - не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом. Пунктом 5 Положения установлено, что декларации представляются на бумажном носителе и в электронном виде в утвержденном Федеральной налоговой службой формате.
Таким образом, декларации за 4 квартал 2009 года должны были быть представлены в территориальный налоговый орган до 20 января 2010 года. Заявителем во исполнение своей обязанности в УФНС направлены спорные декларации в электронном виде 19.01.2010 года, т.е. в установленный срок. Указанное обстоятельство подтверждается протоколом почтового сервера отправки электронной корреспонденции, подтверждениями специализированного оператора связи, а также реестром исходящей электронной корреспонденции.
Как установлено судом первой инстанции, после направления деклараций в электронном виде обществом была предпринята попытка сдать декларацию на бумажном носителе в окно приема документов УФНС, однако им было устно отказано в приеме деклараций со ссылкой на изменение контролирующего (уполномоченного) органа, в связи с чем декларации на бумажном носителе были направлены в административный орган.
В связи с изданием Правительством РФ Постановления от 26.01.2010 N 26 "О внесении изменений в Положение о представлении деклараций об объемах производства, оборота и использования этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" обязанность по представлению деклараций в территориальные органы Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка возникла со 02.02.2010 г.., момента вступления в силу данного постановления.
Изложенные обстоятельства свидетельствуют о том, что обществом были предприняты зависящие от него меры по своевременному представлению деклараций в надлежащий орган в установленный законодательством срок, однако по независящим от него причинам, декларации не были приняты налоговым органом.
Указанные обстоятельства административным органом не исследованы и не опровергнуты. Доказательств уклонения общества от подачи декларации, несоответствие данных в предъявленной в электронном виде декларации налоговому (уполномоченному) органу административным органом суду не представлено.
Непредставление налоговому органу в установленный срок декларации на бумажном носителе при представлении в электронном виде в утвержденном уполномоченным органом формате (а обратного административным органом не доказано) не образует событие вменяемого обществу административного правонарушения.
Таким образом, поскольку как событие правонарушения, так и вина общества не нашли своего подтверждения материалами дела, в связи с чем состав правонарушения, предусмотренный ст. 15.13 КоАП РФ, в действиях заявителя административным органом является недоказанным, оспариваемое постановление подлежит признанию незаконным и отмене.
Довод заявителя о том, то оспариваемое постановление вынесено не компетентным органом, судом отклоняется как основанный на неверном толковании норм материального права.
Порядок привлечения к административной ответственности судом проверен и признан соответствующим требованиям КоАП РФ, постановление вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ. Однако указанное обстоятельство не влияет на вывод суда о незаконности оспариваемого постановления.
В силу изложенного доводы апеллятора о наличии в действиях общества состава административного правонарушения подлежат отклонению.
При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции отмене, апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 11 мая 2010 года по делу N А50-7429/2010 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрегионального управления Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому Федеральному округу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Пермского края.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-7429/2010
Истец: ОАО "Сорбент"
Ответчик: Межрегиональное управление Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка по Приволжскому федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
18.06.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-5840/10