25 сентября 2007 г. |
г. Ессентуки |
Дело N А63-3517/2007-С7
Регистрационный номер 16АП-1441/07
Резолютивная часть постановления объявлена 18 сентября 2007 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 сентября 2007 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Афанасьевой Л. В.,
судей: Луговой Ю.Б., Жукова Е.В. (судья-докладчик),
при ведении протокола судебного заседания судьей Жуковым Е.В.,
рассмотрев апелляционную жалобу Управления Роснедвижимости по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2007 г.. по делу N А63-3517/2007-С7 (судья Карпель В.Л.) по заявлению КФХ "Врана" к главному государственному инспектору по использованию и охране земель по Новоалександровскому району г.Новоалександровск об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении,
при участии:
от ответчика(заявителя): представитель Устюжанин С.Л., по доверенности N 3 от 09.01.2007 г.
от ответчика не явились, уведомлен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Крестьянское фермерское хозяйство "Врана" обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к главному государственному инспектору по использованию и охране земель Новоалександровского района в котором просит признать незаконным и отменить постановление от 13.04.2007 г. N 9 о назначении административного наказания в виде штрафа по ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях за самовольное занятие земельного участка.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2007 г.. требования КФХ "Врана" удовлетворены, признано незаконным и отменено постановление по делу об административном правонарушении от 13.04.07 г N 9, принятое главным государственным инспектором по использованию и охране земель Новоалександровского района, согласно которому КФХ "Врана" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей по ст. 7.1 Ко АП РФ.
Не согласившись с решением суда первой инстанции от 26.07.07г. управление Роснедвижимости по СК обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, и принять по делу новый судебный акт, обосновав свою позицию тем, что суд первой инстанции неполно выяснил обстоятельства дела, неправильно истолковал положения нормативных правовых актов, в связи с чем вынесено незаконное решение, подлежащее отмене. Управлением был соблюден порядок привлечения к административной ответственности, процессуальных нарушений не допускалось, просят апелляционную жалобу удовлетворить - решение суда первой инстанции отменить и принят по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований КФХ "Врана.
Представитель КФХ "Врана" в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В соответствии с ч. 3 ст. 156 АПК РФ при неявке в судебное заседание арбитражного суда лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, суд вправе рассмотреть дело в их отсутствие.
Представитель заявителя апелляционной жалобы в судебном заседании доводы апелляционной жалобы поддержал, считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2007 г.. по делу N А63-3517/2007-С7 отменить, в удовлетворении требований КФХ "Врана" отказать.
Правильность решения Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2007 г.. по делу N А63-3517/2007-С7 проверена в апелляционном порядке в соответствии главой 34 АПК РФ.
Заслушав сторону, исследовав материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и поступившего отзыва, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба обоснованна и подлежит удовлетворению, а решение суда первой инстанции не законно и подлежит отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом и следует из материалов дела, главным государственным инспектором по использованию и охране земель по Новоалександровскому району в порядке осуществления мероприятий государственного земельного контроля проведена проверка соблюдения земельного законодательства крестьянским фермерским хозяйством "Врана".
По результатам проверки и в связи с выявленными фактами использования земельных участков без правоустанавливающих документов главным государственным инспектором 03.04.2007 г. с участием Врана А.С, действовавшей на основании доверенности от 03.10.2006 г. в качестве представителя главы КФХ "Врана" Враны В.В., составлены акт проверки соблюдения земельного законодательства и протокол об административном правонарушении.
Протокол об административном правонарушении по ст. 7.1 Кодекса составлен в отношении юридического лица - крестьянского фермерского хозяйства "Врана", по факту использования земельных участков общей площадью 9,86 га., расположенных на территории муниципального образования Раздольненского сельского совета, в границах землепользования бывшего АОЗТ "Пчеловод", без правоустанавливающих документов, подтверждающих права на земельные участки.
Оспариваемым постановлением крестьянское фермерское хозяйство "Врана" привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 10 000 рублей по факту использования земельных участков общей площадью 9,86 га, расположенных на территории муниципального образования Раздольненского сельского совета, в границах землепользования бывшего АОЗТ "Пчеловод", без правоустанавливающих документов, подтверждающих право на земельные участки.
Не согласившись с постановлением о привлечении к административной ответственности, крестьянское фермерское хозяйство обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его незаконным и отмене.
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции руководствовался следующим:
Согласно ст. 7.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда.
С объективной стороны рассматриваемое правонарушение состоит, в том числе в использовании земельного участка без оформления в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю; осуществлении хозяйственной деятельности на земельном участке без разрешительных документов, в тех случаях, когда законодательством установлена необходимость их получения.
По договорам аренды земель сельскохозяйственного назначения от 15.08.2006 г. земельные участки с кадастровым номером 26:04:14 0101:0043 площадью 4,5 га. и с кадастровым номером 26:04:14 01 01:0122 общей площадью 5, 36 га., переданы их собственниками в аренду крестьянскому фермерскому хозяйству для выращивания сельскохозяйственных культур.
Суд первой инстанции счел, что не представлено доказательств того, что переданные по договорам аренды земельные участки в установленном порядке сформированы и утверждены их границы.
Суд первой инстанции так же счел обоснованным довод заявителя о нарушении должностным лицом органа, осуществляющего государственный земельный контроль, порядка проведения проверки и привлечения к административной ответственности лица, совершившего правонарушение по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
Согласно пункту 17 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" положения статьи 28.2 Кодекса, регламентирующие порядок составления протокола об административном правонарушении, предоставляют ряд гарантий защиты прав лицам, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В частности, в протоколе отражается объяснение физического лица или законного представителя юридического лица по поводу вменяемого правонарушения (часть 2); при составлении протокола названным лицам разъясняются их права и обязанности, о чем надлежит сделать запись в протоколе (часть 3); указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые к этому протоколу прилагаются (часть 4). Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
Согласно ч. 2 ст. 25.4 КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.
Суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 названного Кодекса).
В материалах дела имеется уведомление, полученное главой КФХ "Врана" 31.03.2007 г., согласно которому главе хозяйства (или его полномочному представителю с доверенностью) предлагалось 03.04.2007 г. к 10 часам прибыть в территориальный отдел N 16 Управления Роснедвижимости по Ставропольскому краю по адресу г. Новоалександровск, ул. Гагарина. 313 для проведения мероприятий по осуществлению государственного земельного контроля.
В ходе проведения 03.04.2007 г. контрольных мероприятий главным государственным инспектором по использованию и охране земель по Новоалександровскому району выявлено, что крестьянским фермерским хозяйством используются земельные участки общей площадью 9,86 га., расположенных на территории муниципального образования Раздольненского сельского совета, в границах землепользования бывшего АОЗТ "Пчеловод", без правоустанавливающих документов, подтверждающих права на земельные участки.
03.04.2007 г. в мероприятиях по контролю приняла участие Врана А.С, действовавшей в качестве представителя главы КФХ "Врана" на основании доверенности от 03.10.2006 г. Согласно доверенности Врана А.В. была уполномочена вести от имени главы КФХ "Врана" дела в государственных и иных, в том числе в судебных учреждениях. В доверенности от 03.10.2006 г. Врана А.С. не наделена главой фермерского хозяйства полномочиями действовать от имени юридического лица - крестьянского фермерского хозяйства "Врана", также в доверенности не определены полномочия Врана А.С. участвовать в составлении в отношении фермерского хозяйства протоколов об административных правонарушениях, давать объяснения по поводу вменяемых правонарушений, представлять объяснения и замечания по содержанию протоколов.
Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции необоснованно и незаконно по следующим основаниям:
Удовлетворяя требования заявителя, суд первой инстанции сделал вывод, что административный орган нарушил порядок привлечения к административной ответственности, в связи с чем, суд первой инстанции счел принятое решение незаконным.
Суд апелляционной инстанции данный вывод суда не может признать правильным, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 28.5 КоАП РФ протокол об административном правонарушении должен быть составлен немедленно после выявления правонарушения. В силу ч.2 ст. 28.5 КоАП РФ предельный срок составления протокола об административном правонарушении установлен в течении 2 дней.
В силу указанной нормы не предусмотрено обязанности административного органа по дополнительному извещению лица, в отношении которого ведется административное производство, о времени и месте составления протокола об административном правонарушении. В соответствии с требованиями административного законодательства, главным государственным инспектором по использованию и охране земель Новоалександровского района СК уведомление от 28.03.2007 г. был извещен глава КФХ "Врана" о времени и месте проведения мероприятий по осуществлению государственного земельного контроля, который в свою очередь, включает и мероприятия по составлению актов проверки соблюдения земельного законодательства и протоколов об административном правонарушении, вынесении определений, постановлений и предписаний в рамках рассмотрения дела об административном правонарушении, вынесения решения по нему и принятия мер по его устранению. Факт надлежащего уведомления главы КФХ "Врана" подтверждается материалами административного дела, представленными управлением в суд, а так же фактами присутствия представителя КФХ "Врана" - Враны Астры Владимировны при проведении соответствующих мероприятий.
Представитель Врана А.В., согласно доверенности, включенной в состав административного дела, была уполномочена главой КФХ "Врана" на ведение от имени КФХ "Врана" всех дел во всех государственных учреждениях, расписываться за главу КФХ "Врана" и совершать все действия, связанные с выполнением соответствующего поручения.
Следовательно, доводы суда первой инстанции в этой части суд апелляционной инстанции не может признать обоснованными.
Нарушений порядка привлечения общества к административной ответственности судом не установлено.
Таким образом, норма материального права судом первой инстанции применена неправильно. С учетом изложенного, исходя из сложившейся судебной практики по единообразию в толковании и применении норм права судебный акт, принятый по делу, подлежат отмене, а в удовлетворении заявленных требований общества следует отказать.
Вместе с тем, согласно ст. 7.1 КоАП РФ самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от одной тысячи до двух тысяч рублей.
Глава КФХ "Врана" является должностным лицом, и подлежит привлечению к административной ответственности как должностное лицо. Следовательно административным органом при вынесении постановления об административном правонарушении допущена ошибка, в связи с чем суд апелляционной инстанции считает необходимым снизить штраф до 1 000 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 АПК РФ,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 26.07.2007 г.. по делу N А63-3517/2007-С7 отменить. Апелляционную жалобу управления Роснедвижимости по Ставропольскому краю удовлетворить, в удовлетворении требований КФХ "Врана" отказать.
Постановление административного органа изменить в части назначения наказания и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 1 000 рублей.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Л.В. Афанасьева |
Судьи |
Е.В. Жуков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-3517/2007
Истец: Глава КФХ"Врана" Врана В.В., КФХ "Врана"
Ответчик: ТО N16 Управления Роснедвижимости по СК, Управление роснедвижимости по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2007 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1441/07