г. Ессентуки |
Дело N А63-17393/06-С7 |
05 июля 2007 г. |
Регистрационный номер |
апелляционного производства 16АП-605/07
Резолютивная часть постановления объявлена 29.06.2007 г..
дата изготовления постановления в полном объеме 05.07.2007 г..
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Параскевовой С.А.,
судей: Баканова А.П., Сулейманова З.М.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Батуриным В.А.
при участии в заседании:
от истца: директор ООО "Вера - 99" Пичугина Г.В.
Лунева С.А. - доверенность б/н от 06.01.06г.
от ответчика: Иванова Л.М. - доверенность N 2691/01 от 04.12.06г.
рассмотрев апелляционную жалобу
администрации города Пятигорска
на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.04.07г. по делу N А63-17393/06-С7
по заявлению ООО "Вера - 99" г. Пятигорск к администрации города Пятигорска, третьи лица Управление архитектуры и градостроительства города Пятигорска, Управление федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Ставропольскому краю, Территориальное управление Федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю, Администрация Кавказских Минеральных Вод
о признании недействительным постановления,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением от 30.09.2005 года N 4279 главы администрации города Пятигорска Ставропольского края "О согласовании ООО "Вера-99" размещения многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными общественно-бытовыми, торговыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта по ул. Пушкинской" утвержден акт предварительного согласования размещения многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными общественно-бытовыми, торговыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта по ул. Пушкинской в городе Пятигорске, согласовано размещение многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными общественно-бытовыми, торговыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта с учетом площади под благоустройство, озеленение, организацию подъездных путей на земельном участке площадью 0,42 га по ул. Пушкинской в г. Пятигорске.
До обращения в администрацию города Пятигорска о предоставлении земельного участка под строительство жилого многоквартирного дома на свободной от застройки территории по ул. Пушкинской, 00 "Вера-99" изучена градостроительная ситуация в районе предполагаемой застройки, получены предварительные согласования всех заинтересованных организаций города на строительство, изучены характеристики предполагаемого к застройке земельного участка.
По результатам открытого конкурса по определению заказчика - застройщика на проектирование жилых многоквартирных комплексов в районе улицы Пушкинской, ООО "Вера-99" получило приоритетное право на истребуемый под застройку земельный участок.
Согласно акту от 09.08.2005 года выбора земельного участка и предварительного согласования размещения жилых многоквартирных домов встроенно-пристроенными общественно-бытовыми, торговыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта по ул. Пушкинской, целевое назначение земельного участка под планируемой застройкой - земли городских поселений, ограничений на осуществление строительства объекта нет.
Согласно заключению историко-культурной экспертизы от 13.07.2005 года N 1311, на земельном участке по ул. Пушкинской, наличия объектов культурного наследия не выявлено, дополнительных условий и ограничений не выявлено.
В заключении Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ставропольскому краю от 11.08.2005 N 04\1-291 по результатам проведенной государственной экологической экспертизы материалов "Обоснование инвестиций в строительстве жилых многоквартирных домов со встроено-пристроенными общественно-бытовыми, торговыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта по ул. Пушкинской в г. Пятигорске" указано, что материалы соответствуют требованиям законодательства и могут служить основанием для дальнейшего проектирования. Уровень воздействия на окружающую природную среду является допустимым.
Из заключения от 14.07.2005 года N 15\273 Северокавказского филиала Федерального государственного учреждения "Территориальный фонд информации по природным ресурсам и охране окружающей среды МПР России по Южному федеральному округу" следует, что на территории строительства находится вторая зона санитарной охраны Пятигорского месторождения минеральных вод и в проекте работ необходимо предусмотреть мероприятия, исключающие загрязнение подземных минеральных вод.
Санитарно-эпидемиологическим заключением от 19.07.2005 года удостоверяется, что требования установленной в проектной документации соответствуют государственным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам.
Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека проведена санитарно-эпидемиологическая экспертиза спорного земельного участка и дала заключение от 18.07.2005 года о соответствии земельного участка требованиям санитарных норм и правил.
Согласно градостроительному заключению, утвержденному Главным архитектором города Пятигорска, земельный участок по ул. Пушкинской пригоден для строительства жилых многоквартирных домов со встроено-пристроенными общественно-бытовыми, торговыми помещениями и стоянками для индивидуального автотранспорта.
Утверждено Главным архитектором города Пятигорска архитектурно-планировочное задание на разработку проекта объекта жилого назначения с учетом того, что спорный земельный участок расположен во второй зоне горно-санитарной охраны Пятигорского месторождения минеральных источников; соблюдения санитарно-гигиенических условий согласно современным требованиям СанПин; озеленения; требований к инженерной подготовке территории и поверхностному стоку ливневых вод; при продлении срока действия АПЗ в него могут быть внесены уточнения и замечания, вызванные происшедшими изменениями в законодательной базе или градостроительной ситуации.
Заявителем получены положительные заключения экспертизы от 12.07.2005 года N 1616 Федерального государственного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Ставропольском крае в г. Пятигорске".
На основании протеста Прокуратуры города Пятигорска от 14.09.2006 года постановление главы г. Пятигорска N 4279 от 30.09.2005 года отменено постановлением от 22.09.2006 года N 4604 руководителя администрации города Пятигорска "Об отмене постановления главы администрации города Пятигорска от 30.09.2005 года N 4279 "О согласовании ООО "Вера-99" размещения многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными общественно-бытовыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта по ул. Пушкинской".
Общество с ограниченной ответственностью "Вера-99", г. Пятигорск обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Администрации города Пятигорска, г. Пятигорск с привлечением Управления архитектуры и градостроительства города Пятигорска, г. Пятигорск и Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Пятигорска, г. Пятигорск в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора о признании недействительным постановления N 4604 от 22.09.2006 года руководителя администрации города Пятигорска Ставропольского края "Об отмене постановления главы администрации города Пятигорска от 30.09.2005 года N 4279 "О согласовании ООО "Вера-99" размещения многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными общественно-бытовыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта по ул. Пушкинской".
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.04.07г. заявленные требования ООО "Вера-99" удовлетворены, признано недействительным постановление N 4604 от 22.09.2006 года руководителя администрации города Пятигорска "Об отмене постановления главы администрации города Пятигорска Ставропольского края от 30.09.2005 года N 4279 "О согласовании ООО "Вера-99" размещения многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными общественно-бытовыми, торговыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта по ул. Пушкинской". Принимая решение, суд исходил из того, что постановление от 22.09.2006 года N 4604 руководителя администрации города Пятигорска "Об отмене постановления главы администрации города Пятигорска от 30.09.2005 года N 4279 "О согласовании ООО "Вера-99" размещения многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными общественно-бытовыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта по ул. Пушкинской" создает препятствие для осуществления ООО "Вера 99" предпринимательской деятельности, противоречит ст. 31, 32 Земельного кодекса РФ и затрудняет реализацию проекта нового благоустроенного жилья для жителей города Пятигорска. А постановление от 30.09.2005 года N 4279 главы администрации города Пятигорска Ставропольского края "О согласовании ООО "Вера-99" размещения многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными общественно-бытовыми, торговыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта по ул. Пушкинской" не противоречит пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах", а также пункту 14 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1425 "Об утверждении Положения об округах санитарной и горно-санитарной охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов Федерального значения"
Не согласившись с решением Арбитражного суда Ставропольского края от 12.04.07г., администрация города Пятигорска подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт, отказав в удовлетворении требований заявителю в полном объеме, ссылаясь на следующее.
В силу пункта 15 Положения о курорте федерального значения Пятигорск, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 года N 14 " О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной ( горно-санитарной) охраны.
Согласно пункту 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной лечебно-оздоровительных местностях и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.1996 г.. N 1425 " Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", на территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
При указанных обстоятельствах и принимая во внимание требование прокуратуры города Пятигорска от 14 сентября 2006 года N 7-2032-ж 2006 , администрация города Пятигорска правомерно отменила ранее принятое Постановление главы администрации города Пятигорска от 30.09.2005 г.. N 4279 "О согласовании ООО "Вера-99" размещения многоквартирных жилых домов со встроенными общественно-бытовыми, торговыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта по ул. Пушкинской".
В отзыве на апелляционную жалобу Территориальное управление федерального агентства по управлению федеральным имуществом по Ставропольскому краю просит решение Арбитражного суда Ставропольского края от 05.04.07г. оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
В отзыве на апелляционную жалобу ООО "Вера - 99" просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Арбитражный суд апелляционной инстанции, повторно рассмотрев дело по апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе и возражениях относительно нее, приходит к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению, а решение суда подлежит оставлению без изменения, по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 96 Земельного кодекса Российской Федерации земли лечебно-оздоровительных местностей и курортов относятся к особо охраняемым природным территориям и предназначены для лечения и отдыха граждан. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях.
Пункт 3 статьи 16 Федерального закона от 23.02.95 N 26-ФЗ "О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах" запрещает размещение на территории второй зоны объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
В силу пункта 15 Положения о курорте федерального значения Пятигорск, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.01.2006 N 14 "О признании курортов Ессентуки, Железноводск, Кисловодск и Пятигорск, расположенных в Ставропольском крае, курортами федерального значения и об утверждении положений об этих курортах", земли, водные объекты, леса и парки в пределах территории курорта Пятигорск имеют ограниченный режим пользования, обусловленный требованиями режима округа санитарной (горно-санитарной) охраны.
Согласно пункту 13 Положения об округах санитарной и горно-санитарной лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.12.96 N 1425 "Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения", на территории второй зоны запрещается размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую природную среду и приводящих к истощению природных лечебных ресурсов.
Суд установил, что участок, на котором согласовано размещение многоквартирных жилых домов, находится во второй зоне округа горно-санитарной охраны Пятигорского месторождения минеральных вод региона Кавказских Минеральных Вод, и это обстоятельство не оспаривается сторонами.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что поскольку спорный объект не относится к объектам связанным с развитием курорта, то он не может быть размещен во второй зоне округа горно-санитарной охраны Пятигорского месторождения минеральных вод региона КМВ, и это обстоятельство является основанием к отмене постановления N 4279 от 30.09.05г. о выделении участка, не основан на законе, а потому не подлежит удовлетворению апелляционной инстанцией.
В пункте 13 Постановления N 1425 "Об утверждении положения об округах санитарной и горно-санитарной лечебно-оздоровительных местностей и курортов федерального значения" указано, что во второй зоне округа горно-санитарной охраны запрещается строительство жилых домов без централизованных систем водоснабжения и канализации, следовательно, строительство жилых домов, имеющих указанные системы, допускается.
Как видно из материалов дела и не оспаривается ответчиком, ООО "Вера - 99" выделен земельный участок для строительства многоквартирного жилого дома, имеющего централизованную систему водоснабжения и канализации.
Обществом в установленном законом порядке при наличии положительного заключения государственной экологической экспертизы и других согласований с различными органами по надзору за законностью в сфере строительства получены документы, разрешающие строительство жилого многоквартирного дома по ул. Пушкинской, а поэтому ответчиком правомерно вынесено постановление N 4279 от 10.09.2005 года об утверждении акта предварительного согласования ООО "Вера-99" размещения многоквартирных жилых домов по ул. Пушкинской в г. Пятигорске, а отмена указанного постановления является незаконной, направленной в ущерб интересам общества, вложившего средства для проведения подготовительных работ к строительству дома на отведенном для этих целей земельном участке.
Согласно ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ лицо вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, если полагает, что указанные акты, решения и действия не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на него какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной деятельности.
Как следует из статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина, может быть признан судом недействительным.
Суд первой инстанции сделал правильный вывод о том, что оспариваемое истцом постановление N 4604 от 22.09.2006 года руководителя администрации города Пятигорска создает препятствия для осуществления ООО "Вера-99" предпринимательской деятельности, противоречит ст.ст. 31,32 Земельного кодекса РФ и затрудняет реализацию проекта нового благоустроенного жилья для жителей города Пятигорска.
При указанных обстоятельствах судом первой инстанции правильно признано недействительным постановление N 4604 от 22.09.2006 года руководителя администрации города Пятигорска "Об отмене постановления главы администрации города Пятигорска Ставропольского края от 30.09.2005 года N 4279 "О согласовании ООО "Вера-99" размещения многоквартирных жилых домов со встроено-пристроенными общественно-бытовыми, торговыми помещениями и встроенными стоянками для легкового автотранспорта по ул. Пушкинской".
Администрации города Пятигорска определением суда была предоставлена отсрочка госпошлины, уплачиваемой при подаче апелляционной жалобы в сумме 1000 рублей до вынесения судом постановления, поэтому указанная сумма подлежит взысканию с администрации города Пятигорска.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ставропольского края от 12.04.07г. по делу N А63-17393/06-С7 оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Пятигорска - без удовлетворения.
Взыскать с администрации города Пятигорска госпошлину в сумме 1000 рублей в доход федерального бюджета.
Настоящее постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
А.П. Баканов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-17393/2006
Истец: ООО "Вера-99", Ставропольский краевой общественный благотворительный детский фонд "Будущее детям"
Ответчик: Администрация города Пятигорска Ставропольского края, МУ "Управление имущественных отношений администрации г. Пятигорска"
Третье лицо: Администрация Кавказских Минеральных Вод, Комитет по земельным ресурсам и землеустройству г. Пятигорска, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по СК (Управление Росимущества по СК), УАиГ г. Пятигорска, Управление архитектуры и градостроительства г. Пятигорска, Управление Роснедвижимости по СК территориальный отдел N10, Управление роснедвижимости по Ставропольскому краю
Хронология рассмотрения дела:
04.07.2007 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-605/07