г. Тула
18 октября 2011 г. |
Дело N А62-5778/2010 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 октября 2011 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 18 октября 2011 года.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Тиминской О.А.
судей Тимашковой Е.Н., Еремичевой Н.В.,
по докладу судьи Тиминской О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврухиной А.Н.,
рассмотрев в судебном заседании, проведенного путем использования систем
видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Смоленской области,
апелляционные жалобы ООО "Вяземский льнозавод" и Межрайонной ИФНС России N 2 по Смоленской области
на решение Арбитражного суда Смоленской области
от 19.04.2011 по делу N А62-5778/2010 (судья Ерохина Ю.В.), принятое
по заявлению ООО "Вяземский льнозавод" (ИНН 6722016410, ОГРН 1046706001979)
к Межрайонной ИФНС России N 2 по Смоленской области (ИНН 6722016850, ОГРН 1046706012275),
третьи лица: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ИНН 6730055050, ОГРН 1046758340507), Федеральное государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области (ИНН 7706560536, ОГРН 1026701442283),
о признании недействительным решения инспекции от 24.09.2010 N 5810 дсп,
при участии:
от заявителя: Кригаузов В.А. - представитель по доверенности от 10.08.2011,
от ответчика: Молодцова А.В. - начальник ю/о (доверенность от 17.03.2011), Стрекова О.С. - специалист 1 разряда по доверенности, Рубан В.В.- главный специалист - эксперт правового отдела по доверенности,
от третьих лиц: не явились, извещены,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Вяземский льнозавод" (далее - ООО "Вяземский льнозавод", Общество, налогоплательщик) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной ИФНС России N 2 по Смоленской области (далее - Инспекция, налоговый орган) от 24.09.2010 N5810 дсп.
Решением суда от 19.04.2011 заявленные требования удовлетворены частично. Решение Инспекции признано недействительным в части начисления недоимки по земельному налогу в размере 650183 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных требований было отказано.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части отказа в удовлетворения заявленных требований, Общество подало апелляционную жалобу.
Не согласившись с состоявшимся судебным актом в части удовлетворения заявленных требований, Инспекция подала апелляционную жалобу.
Исследовав материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и отзывов на них, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта исходя из следующего.
Судом установлено, что Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по земельному налогу за 2009 год, поданной ООО "Вяземский льнозавод", в ходе которой выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах, а именно неполная уплата земельного налога за 2009 год в результате занижения налоговой базы.
Выявленные нарушения отражены в акте камеральной налоговой проверки от 29.07.2010 N 6243.
Основанием для начисления земельного налога послужили выводы Инспекции о занижении Обществом налоговой базы при исчислении земельного налога, поскольку кадастровая стоимость принадлежащего Обществу на праве собственности земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010164:3 по состоянию на 01.01.2009 составляет 3754232565 рублей, тогда как общество при исчислении земельного налога применило кадастровую стоимость равную 283380 рублей.
По результатам проверки вынесено решение от 24.09.2010 N 5810дсп о привлечении общества к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ за неуплату (неполную уплату) организацией сумм налога в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога в виде штрафа в размере 568167 рублей, начислен земельный налог в размере 3491008 рублей, а также пени за несвоевременную уплату налога в размере 131257 рублей 62 копейки.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Смоленской области от 21.01.2011 N 6 апелляционная жалоба общества оставлена без удовлетворения.
Полагая, что ненормативный акт налогового органа не соответствует требованиям налогового законодательства и нарушает права и законные интересы налогоплательщика, ООО "Вяземский льнозавод" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассматривая спор по существу, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
Согласно п.1 ст. 388 НК РФ плательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.
Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).
На основании ст. 390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст.389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база для исчисления земельного налога определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Согласно п. 5 ст. 65 Земельного кодекса РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В соответствии с п. 2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316 утверждены Правила проведения государственной кадастровой оценки земель (далее - Правила), в соответствии с которыми государственная кадастровая оценка земель проводится Государственным комитетом РФ по земельной политике, его территориальными органами, а также находящимися в их ведении предприятиями и организациями.
Исходя из п.п.1, 10 Правил организация проведения государственной кадастровой оценки земель осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждают результаты государственной кадастровой оценки земель.
Следовательно, утвержденные этими органами средние показатели кадастровой стоимости земельных участков представляют собой именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, которые предусмотрены ст. 66 ЗК РФ и должны использоваться при расчете кадастровой стоимости конкретных земельных участков, равной произведению площади участка на утвержденный средний показатель.
При этом государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования.
Результаты государственной кадастровой оценки земель по представлению территориальных органов Федерального агентства кадастра объектов недвижимости утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и вносятся в государственный земельный кадастр.
В силу п.5 ст.4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) орган кадастрового учета вносит сведения в государственный кадастр недвижимости на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов. В государственный кадастр недвижимости вносятся сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости, которая представляет собой одну из характеристик такого объекта недвижимости, в том числе земельного участка (п.п.11 п.2 ст.11 Закона о кадастре).
Согласно п. 14 ст. 396 НК РФ по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков не позднее 1 марта этого года.
Таким образом, налоговая база, размер которой зависит от стоимостной оценки земельного участка (кадастровой стоимости), определяется на конкретную дату (1 января года, являющегося налоговым периодом) и не может для целей налогообложения изменяться в течение налогового периода (в том числе, в зависимости от перевода земель из одной категории в другую, изменения вида разрешенного использования земельного участка), если не произошло изменений результатов государственной кадастровой оценки земли вследствие исправления технических ошибок, судебного решения и т.п., внесенных обратным числом на указанную дату.
Учитывая изложенное, перевод земель из одной категории в другую, изменение вида разрешенного использования земельного участка, влияющие на величину кадастровой стоимости земельного участка и произошедшие в течение налогового периода, учитываются при определении налоговой базы, которая будет применяться для исчисления земельного налога в следующем налоговом периоде.
В рассматриваемом случае Обществу на праве собственности принадлежит земельный участок, категория земель: земли населенных пунктов, общая площадь 232279 кв.м; кадастровый номер N 67:02:0010164:0003. Разрешенное использование (назначение) земельного участка - "для размещения и обслуживания промышленной базы".
Организация проведения государственной кадастровой оценки земель Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области проводилась на основании Административного регламента Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по исполнению государственной функции "Организация проведения государственной кадастровой оценки земель" (далее - Регламент), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 28.06.2007 N 215 (п.З гл.1).
Согласно Государственному Контракту N 05-КОН от 29.06.2007 по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов на территории Смоленской области Заказчиком работ являлась Администрация Смоленской области в лице Департамента имущественных и земельных отношений Смоленской области, а Исполнителем работ - ФГУП "Ростехинвентаризация - федеральное БТИ" (Смоленский филиал).
Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 утверждены результаты оценки земель населенных пунктов Смоленской области, которые послужили основанием для внесения Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области в государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010164:3 как для земельных участков, предназначенных для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок (9 группа видов разрешенного использования).
Процедура внесения этих сведений осуществлялась органом кадастрового учета с учетом требований, предусмотренных нормами действующего законодательства.
При таких обстоятельствах утвержденные Постановлением Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 средние показатели кадастровой стоимости земельных участков представляют собой именно те результаты государственной кадастровой оценки земель, которые предусмотрены ст. 66 ЗК РФ и должны использоваться при расчете кадастровой стоимости конкретных земельных участков, равной произведению площади участка на утвержденный средний показатель.
В связи с определенным видом разрешенного использования (назначения) земельного участка - "для размещения и обслуживания промышленной базы", кадастровая стоимость спорного земельного участка на 01.01.2009 составила 3754232565 рублей 40 копеек при удельном показателе земельного участка 16162 рублей 60 копеек/кв.м.
В декабре 2009 года в Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области на исполнение поступило обращение комитета Совета Федерации по аграрно-производственной политике и рыбохозяйственному комплексу по вопросу кадастровой стоимости земельных участков, предназначенных для размещения заводов по переработке льна, расположенных в разных муниципальных районах Смоленской области, в том числе и ООО "Вяземский льнозавод", в котором указано на то, что высокая кадастровая стоимость земель сельскохозяйственного использования в населенных пунктах требует проверки и пересмотра в целях реализации принципов экономической обоснованности и недопущения ухудшения экономического состояния землепользователей, учета необходимости поддержки социально значимых видов деятельности.
Данное обращение Департаментом было переадресовано Управлению Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области, которое, в свою очередь, рассмотрело вышеуказанное обращение, содержащее информацию о том, что земельные участки, занятые зданиями, строениями и сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции относятся к землям сельскохозяйственного назначения и в населенных пунктах входят в состав зон сельскохозяйственного использования согласно ч.2 ст.77 и ст.85 ЗК РФ.
Исходя из этого, уточнив вид разрешенного использования и характер деятельности данных предприятий, расположенных в населенных пунктах Смоленской области, Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Смоленской области было принято решение об отнесении данных участков к земельным участкам, предназначенным для сельскохозяйственного использования (15 вид разрешенного использования в соответствии с типовым Перечнем видов разрешенного использования).
Поэтому для истца был пересмотрен удельный показатель кадастровой стоимости земли (далее - УПКСЗ), а именно: для земельного участка с кадастровым номером 67:02:0010164:3 ООО "Вяземский льнозавод" УПКСЗ составил - 1, 22 руб./кв.м.
Как правильно отметил суд первой инстанции, подобное изменение сведений является кадастровой, а не технической ошибкой.
В отличие от технической (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка), кадастровой ошибкой признается воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в, документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (ст. 28 Закона N 221-ФЗ).
Частью 4 статьи 28 Закона о кадастре предусмотрено, что кадастровая ошибка в сведениях государственного кадастра недвижимости подлежит исправлению в порядке, установленном для учета изменений соответствующего объекта недвижимости (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, представленные в соответствии со ст. 22 Закона о кадастре), или в порядке информационного взаимодействия (если документами, которые содержат такую ошибку и на основании которых внесены сведения в государственный кадастр недвижимости, являются документы, поступившие в орган кадастрового учета в порядке информационного взаимодействия) либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.
В соответствии с ч. 5 ст. 28 Закона о кадастре орган кадастрового учета при обнаружении кадастровой ошибки в сведениях принимает решение о необходимости устранения такой ошибки, которое должно содержать дату выявления такой ошибки, ее описание с обоснованием квалификации соответствующих сведений как ошибочных, а также указание, в чем состоит необходимость исправления такой ошибки.
Орган кадастрового учета вносит сведения об исправлении кадастровой стоимости земельного участка в ГКН и передает их в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в органы ФНС России.
Вышеперечисленные действия Управления Роснедвижимости по Смоленской области оформлены протоколом выявления кадастровой ошибки от 28.01.2010 N 14, решением об исправлении кадастровой ошибки от 28.01.2010 N 02/10-227.
Момент исправления ошибки указан в самом решении об исправлении кадастровой ошибки от 28.01.2010 года N 02/10-227 с отметкой об исправлении опечатки. Кроме того, письма Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии устраняют допущенные неясности в содержании решения об исправлении кадастровой ошибки. При этом вид разрешенного использования спорного земельного участка не изменился.
Для изменения вида разрешенного использования земельного участка в соответствии со статьей 22 Закона N 221-ФЗ в орган кадастрового учета правообладателю спорного земельного участка необходимо представить заявление о государственном кадастровом учете изменений объекта недвижимости, а также копию документа, подтверждающего установленное (измененное) разрешенное использование земельного участка.
При неправильном установлении уполномоченным органом вида разрешенного использования всего участка или его части, (что влечет неправильное определение и кадастровой стоимости земельного участка), налогоплательщик как заинтересованное лицо должен принять меры к исправлению допущенных ошибок.
Однако Общество мер к исправлению допущенных органом кадастрового учета не приняло, равно и как не обжаловало Постановление Администрации Смоленской области от 21.10.2008 N 584 как самостоятельный ненормативный акт.
В связи с выявлением кадастровой ошибки в кадастровых сведениях об объекте недвижимости 28.01.2010 значение УПКСЗ спорного земельного участка было исправлено в порядке ст. 28 Закона о кадастре.
Таким образом, кадастровая стоимость земельного участка на 28.01.2010 составила 283380 рублей 38 копеек.
Внесение изменений в государственный кадастр недвижимости обратным числом не вносилось.
Учитывая изложенное, до исправления кадастровой ошибки в 2010 году кадастровая стоимость земельного участка ООО "Вяземский льнозавод" признана 3754232565,4 руб- лей, которой и необходимо руководствоваться при исчислении земельного налога за 2009 год.
Необходимые сведения переданы в налоговый орган в порядке, установленном ст. 396 Налогового кодекса Российской Федерации, поэтому у ответчика не имелось оснований не применять данные о кадастровой стоимости спорного земельного участка.
По апелляционной жалобе налогового органа суд отмечает следующее.
В силу подп.5 п. 1 ст. 21 и подп. 5 п.1 ст.32 НК РФ налогоплательщики имеют право на своевременный возврат (зачет) сумм излишне уплаченных налогов, а налоговый орган обязан осуществлять возврат (зачет) излишне уплаченных сумм налогов.
Сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику (п.1 ст. 78 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно.
Судом установлено, что на момент проведения камеральной проверки у Общества имелась переплата по земельному налогу в размере 650173 рублей. Однако данная переплата не была учтена при вынесении оспариваемого решения. Более того, сумма переплаты по земельному налогу была учтена Инспекцией при начислении пени и применении штрафных санкций.
Довод апелляционной жалобы Инспекции о том, что проведение зачета имевшейся переплаты в счет погашения налоговых обязательств, определенных не вступившим в силу решением налогового органа, являлось бы нарушением прав налогоплательщика, отклоняется.
Как указывалось выше, в соответствии с пунктом 5 статьи 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных НК РФ, производится налоговыми органами самостоятельно. В случае, предусмотренном настоящим пунктом, решение о зачете суммы излишне уплаченного налога принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня обнаружения им факта излишней уплаты налога или со дня подписания налоговым органом и налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась, либо со дня вступления в силу решения суда, т.е. законом не предусмотрен какой-либо иной срок и иные случаи для проведения зачета, кроме как перечисленные в данной норме.
Более того, налоговый орган в резолютивной части решения от 03.12.2008 N 124 не отражает доначисленные суммы налога (пени, штрафа), а предлагает предприятию уплатить налог без учета переплаты, что не соответствуют по размеру действительной налоговой обязанности последнего перед бюджетом.
Судом первой инстанции полно установлены все обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, как то предусмотрено ст.71 АПК РФ, правильно применены нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам ч.4 ст.270 АПК РФ безусловную отмену судебного акта, не выявлено.
По правилам п.п. 12 п. 1 ст. 333.21 НК РФ по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина уплачивается в размере 50 процентов размера государственной пошлины, подлежащей уплате при подаче искового заявления неимущественного характера, т.е. 1000 рублей.
При подаче апелляционной жалобы заявителем по платежному поручению от 16.05.2011 уплачена государственная пошлина в размере 2 000 руб., в связи с чем 1 000 рублей подлежат возврату из федерального бюджета в порядке п.п. 1 п. 1 ст. 333.40 НК РФ как излишне уплаченные.
Руководствуясь ст.ст. 269 п.1, 271 АПК РФ, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 19.04.2011 по делу N А62-5778/2010 оставить без изменения, а апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Возвратить обществу с ограниченной ответственностью "Вяземский льнозавод" (ИНН 6722016410, ОГРН 1046706001979) из федерального бюджета 1000 рублей госпошлины по апелляционной жалобе, излишне уплаченной по платежному поручению N 6 от 16.05.2011.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме посредством направления кассационной жалобы через арбитражный суд первой инстанции в порядке ч.1 ст.275 АПК РФ.
Председательствующий |
О.А. Тиминская |
Судьи |
Е.Н.Тимашкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-5778/2010
Истец: ООО "Вяземский льнозавод"
Ответчик: Межрайонная инспекция федеральной налоговой службы РФ N2 по Смоленской области
Третье лицо: Представитель Кригаузов В. А., Управление кадастра объектов недвижимости Управления Роснедвижимости по Смоленской области Территориальный отдел N1, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии Смоленской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области, ФГУ "Земельная кадастровая палата" по Смоленской области, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Смоленской области, Кригаузов Вячеслав Алексеевич, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ОГРН 1046758340507; ИНН 6730055050)
Хронология рассмотрения дела:
08.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7641/12
16.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа N Ф10-5457/11
18.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2723/11
18.10.2011 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-2724/11