город Омск
25 октября 2011 г. |
Дело N А46-6345/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 25 октября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ивановой Н.Е.,
судей Кливера Е.П., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-6403/2011) общества с ограниченной ответственностью "Лузинское зерно" на решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2011 по делу N А46-6345/2011 (судья Чернышев В.И.), принятое по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Лузинское зерно" (ИНН 5528028116)
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области,
при участии в деле третьего лица: Омского межрайонного природоохранного прокурора,
о признании незаконным и отмене постановления от 10.05.2011 N 0029/5/8.3/2011 по делу об административном правонарушении,
при участии в судебном заседании представителей:
от общества с ограниченной ответственностью "Лузинское зерно" - Высиленко Е.Н. по доверенности N 023/лз-11 от 10.10.2011 сроком действия 1 год, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области - Юрьев В.П. по доверенности N 216 от 28.01.2011 сроком действия по 31.12.2012, личность удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации;
от Омского межрайонного природоохранного прокурора - Урусов Р.Ю. личность установлена на основании служебного удостоверения,
установил:
Общество ограниченной ответственностью "Лузинское зерно" (далее - ООО "Лузинское зерно", Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Омской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области (далее - Управление Россельхознадзора по Омской области, Управление, заинтересованное лицо) от 10.05.2011 N 0029/5/8.3/2011, которым Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Определением арбитражного суда от 14.06.2011 к участию в деле привлечён Омский межрайонный природоохранный прокурор.
Решением от 15.07.2011 по делу N А46-6345/2011 Арбитражный суд Омской области отказал в удовлетворении заявления ООО "Лузинское зерно".
При принятии решения суд первой инстанции исходил из подтвержденного материалами дела наличия в действиях Общества состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Не согласившись с вынесенным судебным актом, ООО "Лузинское зерно" обратилось в Восьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Общества.
В обоснование апелляционной жалобы Общество указывает на необоснованность выводов суда первой инстанции о том, что объективная сторона вменяемого в вину заявителя правонарушения состоит в непринятии мер по утилизации пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, непригодных к дальнейшему применению, а также о том, что препараты "Альет", "Компазан", "Формалин" исключены из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, в связи с их высокой опасностью для человека и окружающей среды.
В судебном заседании представитель Общества поддержал доводы и требования апелляционной жалобы.
Представитель Управления Россельхознадзора по Омской области возразил на доводы апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, считая решение суда первой инстанции законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Представитель Омского межрайонного природоохранного прокурора поддержал позицию, изложенную Управлением Россельхознадзора по Омской области, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Исследовав материалы дела, рассмотрев апелляционную жалобу, отзыв, выслушав явившихся в судебное заседание представителей лиц, участвующих в деле, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
13.04.2011 Омской межрайонной природоохранной прокуратурой совместно с Управлением Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области проведена выездная проверка соблюдения требований природоохранного законодательства в деятельности ООО "Лузинское зерно".
В ходе данной проверки было установлено и зафиксировано в акте осмотра от 13.04.2011, что на складе, принадлежащем Обществу, расположенном по адресу: Омский район, с. Лузино, ул. Транспортная, 19, ООО "Лузинское зерно" осуществляется хранение пестицидов с истёкшим сроком годности и не имеющих государственной регистрации, а именно: Альет - 97 кг., Композан - 650,5 кг., Лепидоцид - 210 кг., Формалин - 46 кг.
Рассмотрев материалы проверки, установив, что у Общества имеются пестициды с истёкшим сроком годности, не имеющие государственной регистрации и не включённые в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории Российской Федерации, 25.04.2011 Омский межрайонный природоохранный прокурор старший советник юстиции Мутьев В.И. в отношении ООО "Лузинское зерно" вынес постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьёй 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и направлении данного постановления для рассмотрения в Управление Россельхознадзора по Омской области.
27.04.2011 заместителем начальника отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Управления Россельхознадзора по Омской области Антоновым С.М. вынесено определение о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 10.05.2011 на 11- 00 час., которое было получено представителем заявителя 05.05.2011, о чём в материалах дела имеется соответствующее почтовое уведомление с отметкой о вручении.
10.05.2011 заместитель начальника отдела по надзору за безопасным обращением с пестицидами и агрохимикатами Управления Россельхознадзора по Омской области Антонов С.М., рассмотрев материалы административного дела, постановление Омской межрайонной природоохранной прокуратуры от 25.04.2011, вынес постановление N 0029/5/8.3/2011 о признании ООО "Лузинское зерно" виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначении административного наказания в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Общество, полагая, что постановление N 0029/5/8.3/2011 от от 25.04.2011 не соответствует закону и нарушает его права и законные интересы, обратилось в Арбитражный суд Омской области с требованием о его отмене.
15.07.2011 Арбитражным судом Омской области принято обжалуемое Обществом решение.
Суд апелляционной инстанции, проверив в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения суда первой инстанции, не находит оснований для его изменения, исходя из следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (часть 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
В соответствии со статьёй 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение правил испытаний, производства, транспортировки, хранения, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами, которое может повлечь причинение вреда окружающей природной среде, предусмотрена административная ответственность.
Объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного указанной нормой Кодекса, составляет нарушение правил хранения, перевозки, применения и иного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Согласно диспозиции статьи 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях каждое отдельно взятое нарушение указанных правил образует самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена санкцией названной статьи.
Субъект административного правонарушения, предусмотренного статьёй 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может быть привлечён к административной ответственности, как за нарушение совокупности правил, так и за нарушение каких-либо отдельных правил - правил испытаний, правил производства, правил транспортировки, правил хранения, правил применения, а также за нарушение правил иного обращения с пестицидами и агрохимикатами при условии, что эти нарушения могут повлечь причинение вреда окружающей среде.
Правовые основы обеспечения безопасного обращения с пестицидами, агрохимикатами предусмотрены Федеральным законом от 19.07.1997 N 109-ФЗ "О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами" (далее - Закон N 109-ФЗ).
В силу статьи 3 Закона N 109-ФЗ не допускается оборот пестицидов и агрохимикатов, которые не внесены в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории Российской Федерации.
Статья 7 Закона N 109-ФЗ устанавливает, что Государственное управление в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами осуществляет Правительство Российской Федерации непосредственно или через специально уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" определил, что потенциально опасные для человека химические, биологические вещества и отдельные виды продукции допускаются к производству, транспортировке, закупке, хранению, реализации и применению (использованию) после их государственной регистрации.
Согласно статье 19 Закона N 109-ФЗ хранение пестицидов и агрохимикатов разрешается в специализированных хранилищах, предназначенных только для их хранения. Запрещается бестарное хранение пестицидов. При хранении пестицидов и агрохимикатов необходимо соблюдать требования, исключающие причинение вреда здоровью людей и окружающей среде. Требования к хранению пестицидов и агрохимикатов устанавливаются федеральными органами исполнительной власти в области безопасного обращения с пестицидами и агрохимикатами.
Постановлением Главного Государственного санитарного врача Российской Федерации от 02.03.2010 N 17 утверждены санитарные правила и нормативы СанПиН 1.2.2584-10 "Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов" (далее СанПиН 1.2.2584-10), которые устанавливают гигиенические требования, направленные на обеспечение максимальной безопасности пестицидов и агрохимикатов для человека и среды его обитания на всех этапах обращения с указанными средствами.
Санитарно-эпидемиологические требования, связанные с испытаниями, хранением, перевозкой, реализацией, применением, обезвреживанием и утилизацией пестицидов и агрохимикатов, являются обязательными для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами, применяющими пестициды и агрохимикаты, а также проектирующими, строящими и эксплуатирующими производственные здания, средства транспортировки и технологическое оборудование, предназначенные для работы с пестицидами и агрохимикатами, направленные на предупреждение неблагоприятного воздействия факторов производственной среды на здоровье работников, а также неблагоприятного влияния на среду обитания и здоровье проживающего населения (пункт 1.2 "СанПиН 1.2.2584-10. Гигиенические требования к безопасности процессов испытаний, хранения, перевозки, реализации, применения, обезвреживания и утилизации пестицидов и агрохимикатов. Санитарные правила и нормативы").
Пункты 1 и 2 СанПиН 1.2.2584-10 устанавливают санитарно-эпидемиологические требования, связанные с испытаниями, хранением, перевозкой, реализацией, применением, обезвреживанием и утилизацией пестицидов и агрохимикатов, являются обязательными для исполнения всеми гражданами и юридическими лицами.
В соответствии с пунктом 5.21. СанПиН 1.2.2584-10 при наличии на складе пестицидов и агрохимикатов с превышенным гарантийным сроком хранения, в таре с нарушенной целостностью или препаратов с видимыми признаками изменения внешнего вида отпуск последних осуществляется только после анализа их качества и подготовки соответствующего заключения специалистов по защите растений или агрохимслужбы. Превышение гарантийного срока хранения пестицида и/или агрохимиката не позволяет его дальнейшее применение в виду изменения физико-химических и потребительских свойств препаратов, делающих их непригодным.
Согласно пункту 22.1. СанПиН 1.2.2584-10 обезвреживанию, утилизации и уничтожению подлежат пестициды и агрохимикаты, непригодные к дальнейшему применению по назначению (далее - непригодные). К ним относятся препараты, запрещённые к применению в связи с выявленным негативным воздействием на здоровье людей, животных и/или растений, с изменёнными физико-химическими и потребительскими свойствами, хранящиеся в смеси с другими материалами и/или веществами.
Таким образом хранение таких пестицидов и агрохимикатов предполагает временный характер до момента их уничтожения. При этом длительное хранение таких пестицидов и агрохимикатов без дальнейшего их уничтожения не допускается и не предусмотрено нормативными правовыми актами, санитарными нормами и правилами.
Вместе с тем, материалами дела подтверждено, что в 2006 году препараты "Альет", "Композан", "Формалин" были исключены из Каталога именно в связи с их высокой опасностью для человека и окружающей среды и запрещены для применения на территории Российской Федерации. У пестицида "Лепидоцид" в декабре 2010 года закончилась Государственная регистрация на территории Российской Федерации.
Следовательно, хранение ООО "Лузинское зерно" пестицидов с истёкшим сроком годности и не имеющих государственной регистрации, а именно: Альет - 97 кг., Композан - 650,5 кг., Лепидоцид - 210 кг., Формалин - 46 кг., является незаконным и образует событие административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Согласно части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом предусмотрена административная ответственность, однако данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Статья 24 Федерального закона от 19 июля 1997 года N 109-ФЗ устанавливает, что обезвреживание, утилизация, уничтожение и захоронение пришедших в негодность и (или) запрещенных к применению пестицидов и агрохимикатов; а также тары из-под них обеспечиваются гражданами и юридическими лицами в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Вместе с тем, Общество несмотря на возложенную на него действующим законодательством обязанность обеспечить утилизацию отходов, а именно пришедших в негодность и (или) запрещённых к применению пестицидов и агрохимикатов, а также тары из-под них, каких либо мер по обезвреживанию, утилизации, уничтожению и захоронению пришедших в негодность и (или) запрещённых к применению пестицидов и агрохимикатов не предприняло, и в нарушение указанных выше норм осуществляло хранение на складе пестицидов, а именно: Альет - 97 кг., Композан - 650,5 кг., Лепидоцид - 210 кг., Формалин - 46 кг.
Таким образом, с момента исключения отдельных препаратов из отмеченного Каталога до момента проведения проверки прошло около 5 лет. При этом до момента проведения проверки никаких мер по уничтожению (или подготовке соответствующих мероприятий) указанных препаратов, не включённых в Государственный каталог пестицидов и агрохимикатов, разрешённых к применению на территории Российской Федерации, заявителем не совершено, доказательств обратного материалы дела не содержат, апелляционному суду не представлено.
По убеждению суда апелляционной инстанции, Общество имело реальную возможность для контролирования сроков годности пестицидов и агрохимикатов, и наличия у него вредных для окружающей среды веществ. Однако нормативные требования по обращению с пестицидами и агрохимикатами заявителем соблюдены не были.
Таким образом, апелляционный суд считает установленной вину Общества в совершении административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях .
Указанные обстоятельства подтверждают правомерность привлечения ООО "Лузинское зерно" к административной ответственности оспариваемым постановлением Управления Россельхознадзора по Омской области.
Нарушений порядка и срока давности привлечения заявителя к административной ответственности судом апелляционной инстанции не установлено
Административное наказание назначено Обществу в пределах санкции статьи 8.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере (10 000 руб.).
Не может служить основанием для отмены решения суда первой инстанции довод апелляционной жалобы о недоказанности вывода суда о том, что препараты "Альет", "Композан", "Формалин" исключены из Государственного каталога пестицидов и агрохимикатов, разрешенных к применению на территории Российской Федерации, в связи с их высокой опасностью для человека и окружающей среды, поскольку указанное обстоятельство было признано заявителем, что подтверждается справкой N 01-16/105 от 13.04.2011 управляющего директора ООО "Лузинское зерно" Кузнецова А.П., объяснением представителя ООО "Лузинское зерно" Бурмистрова С.А. от 19.04.2011, а также отражено непосредственно в рассматриваемом заявлении по настоящему делу.
При таких обстоятельствах апелляционный суд считает, что суд первой инстанции дал правильную оценку обстоятельствам, установленным по делу. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку в силу части 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по данной категории дел уплата государственной пошлины не предусмотрена.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Омской области от 15.07.2011 по делу N А46-6345/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Н.Е. Иванова |
Судьи |
Е.П. Кливер |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-6345/2011
Истец: ООО "Лузинское зерно"
Ответчик: Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Омской области, Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) Управление по Омской области
Третье лицо: Омский межрайонный природоохранный прокурор
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-6403/11