г. Хабаровск |
|
25 октября 2011 г. |
N 06АП-4375/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Песковой Т. Д., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Морозовой К. П.
при участии в заседании:
от закрытого акционерного общества "ХАТТ": Сукачевой Е.А., представителя по доверенности от 18.05.2011
от Администрации города Благовещенска представитель не явился
от федерального бюджетного учреждения "Кадастровая палата" по Хабаровскому краю": Мищенко Е.С., представителя по доверенности от 25.07.2011
рассмотрел апелляционную жалобу Администрации города Благовещенска
на решение Арбитражного суда Хабаровского края 05.08.2011
по делу N А73-6494/2011, принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению закрытого акционерного общества "ХАТТ"
к Администрации города Хабаровска
о признании недействительным решения от 05.04.2011 N 01-44/2973
третье лицо: федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Хабаровскому краю"
УСТАНОВИЛ:
Закрытое акционерное общество "ХАТТ" (ИНН 2723002116; далее - ЗАО "ХАТТ", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением, с учетом уточнений в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным решения Администрации города Хабаровска об отказе в утверждении схемы местоположения границ земельного участка, изложенного в письме от 05.04.2011N 01- 44/2973; обязании утвердить местоположения границ земельного участка, расположенного в г.Хабаровске, по ул.Индустриальной, 8а.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата" по Хабаровскому краю" (далее - учреждение).
Решением суда от 05.08.2011 требования заявителя удовлетворены.
Администрация, не согласившись с решением суда первой инстанции, заявила апелляционную жалобу, в которой просила его отменить и принять по делу новый судебный акт.
Общество и учреждения в отзывах на жалобу указали на то, что решение вынесено с соблюдением норм действующего законодательства и отмене не подлежит.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзывов на нее, заслушав лиц, участвующих в деле, апелляционный суд установил следующее.
Из материалов дела видно, что 24.11.2010 и 19.04.2011 ЗАО "ХАТТ обратилось с заявлениями в ФГУ "Земельная кадастровая палата" о постановке на государственный кадастровый учет двух объектов недвижимости -земельных участков, образуемых в результате раздела одного земельного участка с кадастровым номером 27:23:050609:22 площадью 25 958,6 кв.м. Последнее решением от 10.05.2011 отказало в осуществлении кадастрового учета, указав на не соблюдение требований Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" и Приказа Минэкономразвития от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков".
Руководствуясь вышеназванными нормами права, 31.03.2011 общество обратилось в Администрацию города Хабаровска с заявлением об утверждении схемы расположения земельных участков площадью 25 426 кв.м. и 532 кв.м., по ул. Индустриальной,8а, в Индустриальном районе, принадлежащих заявителю на праве аренды.
Рассмотрев обращение общества, уполномоченный орган письмом от 05.04.2011 N 01-44/2973 отказал, сославшись на то, что органы местного самоуправления утверждают схемы расположения земельных участков в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, а спорный участок уже состоит на государственном кадастровом учете.
Не согласившись с решением органа муниципальной власти, общество обратилось в арбитражный суд, который, признавая незаконным отказ администрации, правомерно исходил из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) местоположение границ и площадь земельного участка являются его уникальными характеристиками, и, соответственно, изменение таких характеристик возможно только в результате преобразования земельного участка и проведения кадастрового учета образованных земельных участков.
Пунктом 2 части 1 статьи 22 названного Закона предусмотрено, что для постановки земельного участка на кадастровый учет вместе с заявлением в орган кадастрового учета должен быть предоставлен межевой план (при кадастровом учете в связи с изменением уникальных характеристик земельного участка).
Согласно пункт 7 Приказа Министерства экономического развития РФ от 24.11.2008 N 412 "Об утверждении формы межевого плана и требований к его подготовке, примерной формы извещения о проведении собрания о согласовании местоположения границ земельных участков" обязательному включению в состав межевого плана независимо от вида кадастровых работ (за исключением случая подготовки межевого плана в отношении земельного участка, образуемого в результате объединения земельных участков) подлежит и схема расположения земельных участков.
Пунктом 23 названного Приказа предусмотрено, что в случаях, предусмотренных федеральными законами, для подготовки межевого плана используются: утвержденные органами местного самоуправления схемы расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах.
В соответствии с частью 3 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, при образовании земельных участков в результате раздела в межевом плане должна быть представлена схема местоположения границ вновь образуемых земельных участков.
Частью 7 статьи 36 ЗК РФ предусмотрено, что в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица, либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти, в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Судом установлено, что процедура раздела спорных участков подразумевает их образование из исходного в пределах его границ. При этом из представленного в материалы дела документа - Местоположения границ земельного участка (с приложением к нему) видно, что данная схема согласована Департаментом муниципальной собственности города Хабаровска (л.д. 12-13).
Из материалов дела видно, что на земельном участке площадью 25 475 кв.м располагаются объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности ЗАО "ХАТТ", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации (л.д. 53-60).
Кроме того, на земельном участке с кадастровым номером 27:23:050609:22 имеется опора ЛЭП в пределах земельного участка площадью 532 кв.м, входящего в красные линии и не подлежащего отчуждению.
С целью реализации своего исключительного права на приобретение земельного участка в собственность в порядке статьи 36 ЗК РФ общество обратилось в соответствующий уполномоченный орган, который в нарушении действующего законодательства необоснованно отказал заявителю.
Таким образом, в соответствии с частью 7 статьи 36 ЗК РФ у администрации возникла обязанность при обращении заинтересованного лица утвердить и выдать заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.
Следовательно, отказ администрации в утверждении схемы расположения границ спорного участка не соответствует названным выше нормативным правовым актам и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что в соответствии с пунктом 63 Требований к подготовке межевого плана, утвержденных приказом Минэкономразвития от 24.11.20008 N 412 утверждение схемы расположения земельного участка должно осуществляться соответствующим государственным органом не принимается судом второй инстанции, так как положения названного пункта содержат указания на то, что на основании акта органа государственной власти вносятся только сведения об обеспечении образуемых (измененных) земельных участков доступом к земельным участкам общего пользования, а относительно схемы расположения земельного участка указано, что она должна быть утверждена в установленном законом порядке.
При указанных обстоятельствах оснований к отмене решения суда первой инстанции и удовлетворению апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.08.2011 по делу N А73-6494/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
Т.Д. Пескова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-6494/2011
Истец: ЗАО "ХАТТ", ЗАО "ХАТТ" (Сукачева Е. А.)
Ответчик: Администрация города Хабаровск, Администрация города Хабаровска
Третье лицо: ФГУ Земельная кадастровая палата по Хабаровскому краю, Федеральное бюджетное учреждение "Кадастровая палата"
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4375/11