г. Санкт-Петербург
26 октября 2011 г. |
Дело N А56-28853/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Лопато И.Б.
судей Семеновой А.Б., Шульги Л.А.
при ведении протокола судебного заседания: Крыловой А.С.
при участии:
от заявителя: Туманов А.В. по доверенности от 20.04.2011;
от ответчика: 1) Седельникова Т.И. по доверенности от 20.09.2011 N 72-09-06/1464м, 2) не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-16146/2011) Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 25.07.2011 по делу N А56-28853/2011 (судья Александрова Е.Н.), принятое
по заявлению Негосударственного образовательного учреждения "АВС Интернейшнл"
к 1) Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге, Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора
2) Федеральная служба Финансово-бюджетного надзора
о признании незаконным и отмене постановления
установил:
Негосударственное образовательное учреждение "АВС Интернейшнл" (191011, г. Санкт-Петербург, Невский пр-кт, 30, 5.2, ОГРН 1037867016912, далее - НОУ "АВС Интернейшнл", Учреждение, заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге (191180, г. Санкт-Петербург, наб. реки Фонтанки, 76 "А", ОГРН 1047855032807, далее - Управление) от 06.10.2010 N 2473 по делу об административном правонарушении N 40-10/2917, предусмотренном частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) и решения Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора (далее - служба) от 27.04.2010 N 43-00-10/701Р.
Решением суда от 25.07.2011 заявление удовлетворено. Оспариваемые постановление и решение признаны незаконными и отменены.
В апелляционной жалобе служба просит отменить решение суда от 25.07.2011, как вынесенное с нарушением норм материального права, и принять новый судебный акт.
Служба надлежащим образом извещена о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание представитель не явился, в связи с чем жалоба рассмотрена в ее отсутствие.
В судебном заседании представитель управления поддержал доводы апелляционной жалобы службы. Представитель Учреждения против удовлетворения жалобы возражал по мотивам, изложенным в отзыве, просил оставить решение суда без изменения.
Законность и обоснованность решения суда от 25.07.2011 проверены в апелляционном порядке.
Из материалов дела следует, что в целях осуществления контроля за соблюдением актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям Управлением 17.08.2010 проведена документальная проверка в отношении НОУ "АВС Интернейшнл". В ходе проверки установлено, что 25.09.2006 между Учреждением и частным обществом с ограниченной ответственностью "Тебодин Истерн Юроп Б.В." (Нидераланды) заключен договор N 2509/06 на оказание услуг в области корпоративного обучения, на основании которого 25.09.2009 Учреждением в Коммерческом банке "Мастер-Банк" (ОАО) оформлен паспорт сделки (ПС) N 09090027/2176/0000/3/0.
В соответствии с пунктом 4.2 договора от 25.09.2006 N 2509/06 общая сумма договора будет определена сторонами в соответствии с фактическим объемом предоставленных услуг.
11.05.2010 во исполнение обязательств по договору от нерезидента на расчетный счет Учреждения поступили денежные средства в сумме 25 543 руб. 50 коп., что подтверждается платежным поручением от 11.05.2010 N 199.
Справка о поступлении валюты от 15.07.2010, содержащая информацию о поступлении 11.05.2010 на счет Учреждения денежных средств в сумме 25 543 руб. 50 коп от нерезидента представлена в уполномоченный банк 15.07.2010.
Посчитав, что указанная выше справка представлена заявителем с нарушением срока, установленного пунктом 2.7 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами и уполномоченными банками, подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) Управление 19.08.2011 составило протокол N40-10/2917 об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением от 06.10.2010 N 2473 Учреждение привлечено к административной ответственности в соответствии с указанной выше квалификацией и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Учреждение оспорило постановление Управления в судебном порядке.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы в силу следующего.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям влечет наложение на юридических лиц административного штрафа в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Пунктами 1 и 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ) предусмотрена обязанность резидентов представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 настоящего Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
Единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливаются Центральным банком Российской Федерации (пункт 4 статьи 5 Закона N 173-ФЗ).
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "Положение о порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П).
В силу пункта 2.2 и абзаца первого пункта 2.6 Положения N 258-П в случае проведения валютных операций по контракту, связанных с зачислением валюты Российской Федерации, поступившей от нерезидента на счет резидента в уполномоченном банке, в котором по контракту резидентом оформлен или переоформлен паспорт сделки, резидент наряду с документами, подтверждающими осуществление валютных операций, представляет в уполномоченный банк два экземпляра справки, содержащей информацию об идентификации по паспортам сделок поступивших за отчетный месяц денежных средств (далее - справка о поступлении валюты Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 2.7 Положения N 258-П справка о поступлении валюты Российской Федерации представляется резидентом в уполномоченный банк в срок, не превышающий 15 календарных дней, следующих за месяцем, в течение которого были осуществлены валютные операции по контракту, указанные в пункте 2.6 Положения.
Указанием Банка России от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" справка о поступлении валюты Российской Федерации, указанная в пункте 2.6 Положения N 258-П, и составляемая в соответствии с приложением 2 к Положению, отнесена к формам учета по валютным операциям для резидентов.
Судом установлено и материалами дела подтверждается, что справка о поступлении валюты, содержащие информацию о поступлении 11.05.2010 на расчетный счет Общества денежных средств в сумме 25 543 руб. 50 коп. представлена Обществом в уполномоченный банк 15.07.2010, в то время как должна быть представлена не позднее 15.06.2010.
Между тем, согласно абзацу четвертому пункта 1.2 Положения N 258-П (в редакции, действовавшей в спорный период) действие указанного Положения не распространяется на валютные операции между нерезидентом и резидентом в случае, если общая сумма контракта не превышает в эквиваленте 5000 долларов США на дату заключения контракта. Аналогичное положение содержится в пункте 3.2 Инструкции N 117-И.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 29.12.2010 N 2556-У (вступившим в законную силу 27.02.2011, далее - Указание ЦБ РФ от 29.12.2010 N 2557-У) внесены изменения в абзац четвертый пункта 1.2 Положения N 258-П, согласно которым суммы контракта увеличена до 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют по отношению к рублю.
Как установлено судом, ведомостью банковского контроля (Раздел III) подтверждается, что в рамках исполнения обязательств по данному договору от нерезидента на счет НОУ "АВС Интернейшнл" поступили денежные средства за оказанные учреждением услуги в размере 8217,63 евро. Сведения о поступлении иных платежей в рамках названного договора в материалах дела отсутствуют.
Указанная сумма контракта не превышает в эквиваленте 50 тыс. долларов США по официальному курсу иностранных валют. Доказательств обратного Управлением в материалы дела не представлено.
Таким образом, на момент рассмотрения дела с учетом изменений вступивших в законную силу с 27.02.2011, исключена обязанность по представлению справки о подтверждающих документах при цене контракта, не превышающей 50 тыс. долларов США. Указанные обстоятельства правомерно оценены судом первой инстанции, как дающие основание для применения положений статьи 1.7 КоАП РФ и освобождения Учреждения от административной ответственности.
Довод Управления о невозможности применения в данном случае положений статьи 1.7 КоАП РФ, подлежит отклонению ввиду следующего.
В силу частей 2 и 3 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Из материалов дела следует, что Учреждение совершило административное правонарушение до вступления в силу изменений в Положение N 258-П и Инструкцию N 117-И и его положение как лица, совершившего административное правонарушение, улучшилось в связи с внесением изменений в указанное Положение, а постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 01.02.2011 N 10708/10.
Принимая во внимание, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда о применении норм права соответствуют установленным по делу обстоятельствам и имеющимся доказательствам, у апелляционной инстанции не имеется правовых оснований для отмены принятого решения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 27.07.2011 по делу N А56-28853/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Федеральной службы Финансово-бюджетного надзора - без удовлетворения.
Председательствующий |
И.Б. Лопато |
Судьи |
А.Б. Семенова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28853/2011
Истец: Негосударственное образовательное учреждение "АВС Интернейшнл"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Санкт-Петербурге, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Третье лицо: Федеральная служба финансово-бюджетного надзора
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-16146/11