город Ростов-на-Дону |
дело N А53-2497/2011 |
28 октября 2011 г. |
15АП-11315/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зобовой Л.В.,
при участии:
от заявителя - директора Политова Н.Н. (протокол N 2 от 17.02.2011), представителя Гавриленко С.Н. (доверенность б/н от 25.10.2011),
от заинтересованного лица - представителя Кузьмина П.А. (доверенность N 19/13433 от 12.11.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.08.2011 по делу N А53-2497/2011,
принятое в составе судьи Колесник И.В.,
по заявлению закрытого акционерного общества "Ростовский автоцентр КАМАЗ" (ОГРН 1026104359478/ ИНН 6168010024)
к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области
при участии третьего лица: Департамента имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону
о признании незаконным отказа в предоставлении в собственность земельного участка и обязании передать земельный участок в собственность
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Ростовский автоцентр КАМАЗ" (далее ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Министерству имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области (далее Минимущество Ростовской области) о признании решения Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области, выраженного в уведомлении N 19/83 от 12.01.2011 об отказе в предоставлении в собственность заявителю земельного участка площадью 26229 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0070303:20, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 154-б, по цене 2,5 % от кадастровой стоимости незаконным и не соответствующим требованиям статей 28, 29, 36 Земельного кодекса РФ, статей 2,3 федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статье 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", статье 7.3 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС, пункту 2 постановления Администрации Ростовской области от 01.03.2007 N 77 и об обязании ответчика принять решение о передаче в собственность заявителю спорного земельного участка в месячный срок с момента вынесения решения арбитражным судом по настоящему делу (с учетом принятых судом в порядке ст.49 АПК РФ уточнений требований).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.08.2011 г.. требования заявителя удовлетворены. Решение Министерства имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области, выраженное в уведомлении N 19/83 от 12.01.2011 об отказе в предоставлении в собственность истцу земельного участка площадью 26229 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0070303:20, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 154-б, по цене 2,5 % кадастровой стоимости признано незаконным и не соответствующим требованиям статей 28, 29, 36 Земельного кодекса РФ, статей 2,3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса РФ", статьи 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", статьи 7.3 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС, пункту 2 постановления Администрации Ростовской области от 01.03.2007 N 77. Минимущество Ростовской области обязано принять решение по заявке закрытого акционерного общества "Ростовский автоцентр КАМАЗ" (ИНН 6168010024, ОГРН 1026104359478) о передаче в собственность земельного участка площадью 26229 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0070303:20, расположенного по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 154-б, по цене 2,5 % кадастровой стоимости в течение месяца со дня вступления в законную силу решения по настоящему делу.
Минимущество Ростовской области обжаловало решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.08.2011 г.. в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просило решение отменить в удовлетворении заявленных требований отказать. Жалоба мотивирована тем, что обстоятельства преобразования ПО "КАМАЗ" в АО "КамАЗ" по существу не имеют отношения к основаниям выкупа спорного земельного участка. Заявитель представил суду документы, свидетельствующие о том, что лишь 20.12.1991 г.. (т.е. после преобразования в акционерное общество в июне 1990 г..) решением государственной приемочной комиссии Производственная база Ростовского областного автоцентра "КамАЗ" производственной фирмы "КамАЗавтоцентр" принята в эксплуатацию. Т.о. на момент преобразования ПО "КАМАЗ" в акционерное общество на спорном земельном участке не существовали объекты недвижимости, вследствие чего отсутствуют основания для применения льготной цены выкупа в размере 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка. В соответствии со ст.ст. 7.1,7.2,7.3 Областного закона от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" Минимущество Ростовской области принимает решение о продаже земельных участков собственнику расположенных на них объектов недвижимости, ранее находившихся в собственности Российской Федерации либо в собственности Ростовской области в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону". Решение о приватизации в данном случае может быть принято органом местного самоуправления.
В отзыве на апелляционную жалобу ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ" указало, что учитывая специфику приватизации ПО "КамАЗ" на основании Закона СССР "О собственности в СССР" суд пришел к выводу о том, что создание спорных объектов за счет государственных средств и их принадлежность к государственной собственности до перехода в частную собственность заявителя является одним из оснований для выкупа спорного земельного участка по льготной цене. Кроме того, заявитель ссылался на то обстоятельство, что до заключения в 2003 г.. договора аренды земельного участка владел им на праве постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления главы администрации г. Ростова-на-Дону от 26.02.1992 г.. N 889 (государственный акт N РО-44-01092). 18.06.2011 г.. Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 13 и 14 Федерального закона "О содействии развитию жилищного строительства" и отдельные законодательные акты Российской Федерации (статья 4), в пункт 1 статьи 2 и статью 3 Федерального закона N137-ФЗ от 25.10.2001 г.. "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" внесены изменения, в соответствии с которыми независимо от правовой судьбы объектов недвижимости, расположенных на испрашиваемом земельном участке, собственник таких объектов имеет право на выкуп земельного участка по льготной ставке 2,5% кадастровой стоимости, при условии, что в период с 25.10.2001 до 31.12.2011 правообладатель такого земельного участка переоформил (или переоформит) право бессрочного (постоянного) на право аренды.
В судебном заседании представитель Минимущества Ростовской области апелляционную жалобу поддержал, просил отменить решение суда, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представители ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ" апелляционную жалобу не признали по изложенным в отзыве основаниям, просили оставить решение суда без изменения.
Департамент имущественно-земельных отношений г.Ростова-на-Дону отзыв не представил. Дело рассмотрено в порядке п.3 ст. 156 АПК РФ в отсутствие представителя третьего лица.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьями 198, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными действий (бездействия), требуется одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя.
В пункте 4 Постановления Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" арбитражным суда разъяснено, что надлежащим способом защиты прав собственника здания, строения, сооружения обратившегося с заявлением о приобретении права собственности на земельный участок путем заключения договора его купли-продажи, которому было отказано в предоставлении земельного участка, является обращение в арбитражный суд с заявлением по правилам о признании ненормативных правовых актов, действий (бездействия) этих органов незаконными в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В случае признания действия (бездействия) исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления незаконным суд обязывает соответствующий орган подготовить проект договора и направить его в определенный срок собственнику недвижимости.
Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники здании, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта (п. 5 ст. 36 ЗК РФ).
Согласно п.5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Из материалов дела следует, что 10.12.2010 г.. ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ" обратилось в Минимущество Ростовской области с заявлением на приватизацию земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 2,6229 га, с кадастровым номером 61:44:07 03 03:0020 на котором расположены объекты недвижимости - строения лит.лит. А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,К,Л,М,Н, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Приказом Министерства и торговли РФ от 30.10.2007 г.. N 370 "Об утверждении перечня документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности на котором расположены здания, строения, сооружения" предусмотрено, что к заявлению о приобретении прав на земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения прилагаются следующие документы:
1) копия документа, удостоверяющего личность заявителя (заявителей), являющегося физическим лицом, либо личность представителя физического или юридического лица;
2) копия свидетельства о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для индивидуальных предпринимателей), копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица (для юридических лиц);
3) копия документа, удостоверяющего права (полномочия) представителя физического или юридического лица, если с Заявлением обращается представитель заявителя (заявителей);
4) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на здание, строение, сооружение, находящиеся на приобретаемом земельном участке, или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на такое здание, строение, сооружение, если право на такое здание, строение, сооружение не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (при наличии зданий, строений, сооружений на приобретаемом земельном участке);
5) выданная не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах на приобретаемый земельный участок или копии документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, если право на данный земельный участок не зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. В случае отсутствия у собственника здания, строения, сооружения документов, удостоверяющих (устанавливающих) права на приобретаемый земельный участок, вместе с документами, указанными в пункте 4 настоящего Перечня, к Заявлению прилагается выданное не позднее чем за один месяц до дня подачи Заявления уведомление об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений о зарегистрированных правах на указанный земельный участок;
6) выданный не позднее чем за три месяца до дня подачи Заявления кадастровый паспорт земельного участка, в котором содержится описание всех частей земельного участка, занятых объектами недвижимости;
7) копия документа, подтверждающего право приобретения земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, в безвозмездное срочное пользование, в собственность или аренду на условиях, установленных земельным законодательством.
Согласно описи к заявлению на приватизацию земельного участка заявителем приложены:
письмо генерального директора ОАО "Камазтехобслуживание" N 32001-257 от 26.04.2010 г..- 2 л.;
выписки из ЕГРП - 14 л.
копия договора аренды земельного участка N 24847 от 25.11.2003 г.. - 5 л.
кадастровый паспорт на Литер Б - 2 л.
технические паспорта на Литеры: А, Б, В, Г, Д, Е, Ж, 3, И, К, Л, М, Н - 81 л.
государственный акт на землю N РО-44-01092 -4 л.
годовой бухгалтерский отчет АО "КАМАЗ" за 1990 год -6 л.
приказ Минавтопрома N 97 от 11.03.1983г. - 2л.
акт приема-передачи ПО "КамАЗ" в АО "КамАЗ" от 30.08.1990 г.. - 26 л.
акт государственной приемочной комиссии от 20.12.1991 г.. - 7 л.
акт установления адреса N 715 от 27.11.1998 г.. - 2 л.
постановление Главы администрации г.Ростова-на-Дону N 889 от 06.07.1992 г.. - 2 л.
приложение N 2 "Уставный фонд ПО "КамАЗ" по состоянию на 01.07.1990 г.. - 2 л.
постановление Совмина СССР N 718 от 27.07.1981г. - 5 л.
постановление Совмина N 616 от 25.06.1990 г.. - 2 л.
объяснительная записка к годовому отчету АО "КамАЗ" за 1990 г.. - 12 л.
свидетельство N 588 АО-РП от 11.06.1998 г.. - 1 л.
свидетельство на землю N 9-56 - 1 л.
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории N 30113 - 1 л.
письмо ОАО "КАМАЗ" N 32001-280 от 25.06.2009 г.. - 1 л.
приказ АО "КАМАЗ" N 533 от 29.12.1991 г.. - 1 л.
дополнительное соглашение N 1 к договору аренды земельного участка N 24847 - 1 л.
копия паспорта Политова Н.И. - 1 л.
решение исполкома Ростовского городского совета N 857 от 30.09.1987г. - 1л.
письмо ПФ "Камазавтоцентр" N 65-186/286-21-564 от 16.02.1987г. - 1 л.
приказ ПО "КамАЗ" N 500 от 11.08.1990 г.. - 1 л.
постановление мэра г.Ростова-на-Дону N 746 от 11.04.2003 г.. - 1 л.
выписка из протокола внеочередного собрания акционеров ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ" от 06.05.2009 г.. - 1 л.
свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ N 001976373 от 30.09.2002 г.. - 1л.
письмо ТУФА по РО N 05-3830/01 от 07.05.2009 г.. -2л.
справка об уточнении адреса N 9-2350 от 21.05.2009 г.. - 1 л.
письмо "СОБИНБАНКА" N 4102 от 24.12.2009 г.. - 1 л.
реквизиты ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ" - 1 л.
кадастровый паспорт земельного участка 61:44:0070303:20 - 3 л.
протокол собрания акционеров ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ" от 22.02.2008 г.. - 1 л.
устав ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ" - 24 л.
выписка из ЕГРЮЛ от 08.10.2010 г.. - 5 л.
свидетельства о государственной регистрации прав на строения - 14 л.
всего: 38 документов на 239 листах (л.д. 10-12 т.1).
Доказательства того, что ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ" представило не все предусмотренные Приказом Министерства и торговли РФ от 30.10.2007 г.. N 370 документы, отсутствуют.
На обращение заявителя письмом от 12.01.2011 N 19/83 Минимущество Ростовской области указало, что в соответствии с актом приема-передачи ПО "КАМАЗ" в АО "Камаз" от 30.08.1990 г.. здания под литерами А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,К,Л,М,Н на момент приватизации были объектами незавершенного строительства. Из свидетельств о государственной регистрации права от 29.06.2010, 28.12.2005, 29.12.1999 следует, что здания литеры А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,К,Л,М,Н были приняты в эксплуатацию как законченные строительством объекты уже после приватизации - 20.12.1991 г.., в связи с чем при продаже земельного участка не может быть применена цена в размере 2,5%. Кроме того, указано, что поскольку объекты на момент приватизации ПО "КАМАЗ" как объекты недвижимости не существовали и не отчуждались из государственной собственности, по вопросу приватизации земельного участка следует обратиться в администрацию г. Ростова-на-Дону (л.д. 99-100 т.2).
Иных оснований для отказа в приватизации земельного участка заинтересованным лицом не приведено.
Судом установлено, что ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ" является собственником объектов недвижимости литеры А,Б,В,Г,Д,Е,Ж,З,И,К,Л,М,Н, расположенных на земельном участке площадью 26229 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0070303:20 по адресу: г.Ростов-на-Дону, ул.Доватора 154-б, ранее - 5-й проезд Северо-Западной промзоны г.Ростова-на-Дону.
Право собственности на объекты недвижимости зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается представленными в материалами дела выписками от 30.11.2010 г.. (л.д.15-27 т.1).
Объекты недвижимости введены в эксплуатацию на основании решения государственной приемочной комиссии по приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта, "Производственная база" Ростовского областного автоцентра "КамАЗ" от 20 декабря 1991 года.
На момент преобразования производственного объединения в акционерное общество в 1990 году, в состав переданного в акционерное общество имущество вошли объекты заявителя, фактически готовые к вводу в эксплуатацию, поскольку приказом генерального директора акционерного общества "КамАЗ" от 29.12.1991 N 533 утвержден акт государственной комиссии по приемке в эксплуатацию законченной строительством производственной базы автоцентра КамАЗ в г. Ростове-на-Дону, строительство которого осуществлено за счет средств фонда развития производства науки и техники производственной фирмы "КамАЗавтоцентр" акционерного общества "КамАЗ".
В материалы дела заявителем представлены проектная документация, документы из бухгалтерской отчетности и переписки между руководителями строящегося в г.Ростове-на-Дону автоцентра и головного предприятия производственного объединения "КАМАЗ" (г.Набережные Челны Татарской ССР), свидетельствующие о том, что на земельном участке площадью 2,67 га в 5-м проезде Северо-Западной промзоны в 1987 году начато строительство производственной базы автоцентра КАМАЗ мощностью 12 тыс. автомобилей в год. По состоянию на февраль 1989 года из 3800 рублей сметной стоимости строительства освоено 1440 рублей, а по состоянию на 30.06.1990 года освоено 2890 тысяч рублей. Указанные капиталовложения в незавершенное строительство производственной базы автоцентра в г.Ростове-на-Дону внесены в уставной капитал акционерного общества "КАМАЗ" на основании акта приема-передачи производственного объединения "КамАЗ" в акционерное общество "КАМАЗ" от 30.08.1990 (Раздел VII "Капитальное строительство, выполнение плана капитальных вложений по подразделениям объединения - ПФ "КамАЗавтоцентр"). Технические паспорта на объекты недвижимости в графе "год постройки" содержат записи: 1987-1990. Аналогичные записи содержатся в пункте 8 акта государственной приемочной комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством объекта от 20.12.1991.
При таких обстоятельствах у суда не имеется оснований не согласиться с доводами заявителя о том, что незавершенные строительством объекты производственной базы автоцентра "КамАЗ" на момент преобразования производственного объединения "КамАЗ" в акционерное общество "КАМАЗ" существовали на испрашиваемом земельном участке и до их передачи в уставной фонд акционерного общества "КАМАЗ" находились в государственной (общесоюзной) собственности.
В соответствии с п.6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно в соответствии с пунктом 2 статьи 28 настоящего Кодекса, а в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования либо готовит проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства.
Аналогичная правовая норма, предписывающая обязанность собственника объектов недвижимости, в том числе незавершенных строительством, приватизированных из государственной или муниципальной собственности и расположенных на земельном участке, относящемся к государственной или муниципальной собственности, взять его в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанный земельный участок, содержится в статье 28 федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества" (пункт 3).
Пунктом 1 статьи 2 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" установлено, что до 1 января 2012 года в соответствии с настоящим пунктом осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в т.ч.:
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения;
коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были возведены на таких земельных участках вместо разрушенных или снесенных и ранее отчужденных из государственной или муниципальной собственности зданий, строений, сооружений.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах:
двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек;
двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Распоряжение земельными участками, указанными в статье 3.1 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" осуществляется после государственной регистрации права собственности на них, если настоящим Федеральным законом или другим федеральным законом не предусмотрено иное. Отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для осуществления распоряжения ими.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности.
Распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений, если законами соответствующих субъектов Российской Федерации не установлено, что распоряжение такими земельными участками осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности (п.10 ст.3 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации").
Пунктом 1 статьи 7.3 Закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-зс "О регулировании земельных отношений в Ростовской области" установлено, что специальный областной орган исполнительной власти по распоряжению земельными участками, уполномоченный Администрацией Ростовской области, в отношении земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, расположенных в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону", принимает решение о продаже указанных земельных участков собственникам расположенных на них объектов недвижимости, ранее находившихся в собственности Российской Федерации либо в собственности Ростовской области.
Пунктом 2 постановления Администрации Ростовской области от 01.03.2007 N 77 "Об установлении порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "город Ростов-на-Дону", в качестве специального областного органа исполнительной власти по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "Город Ростов-на-Дону", в пределах полномочий, установленных областным законом от 22.07.2003 N 19-ЗС определено Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий и организаций Ростовской области.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что при обращении 10.12.2010 в Минимущество Ростовской области с заявкой о приватизации земельного участка площадью 26229 кв.м. с кадастровым номером 61:44:0070303:20, расположенного по адресу г. Ростов-на-Дону, ул. Доватора, 154-б, ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ" соблюден порядок обращения, предусмотренный нормами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, решение министерства об отказе в приватизации испрашиваемого земельного участка, выраженное в уведомлении N 19/83 от 12.01.2011 не соответствует требованиям статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 28 Закона "О приватизации государственного и муниципального имущества", пункту 1 статьи 2 Закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", статьи 7.3. областного закона Ростовской области N 19-зс от 22.07.2003 "О регулировании земельных отношений в Ростовской области", пункту 2 постановления Администрации Ростовской области N 77 от 01.03.2007 "Об установлении порядка осуществления специальным областным органом исполнительной власти полномочий по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, расположенными в границах городского округа "город Ростов-на-Дону", и обжалуемый отказ не соответствует указанным выше нормам права и нарушает право заявителя на приобретение земельного участка, на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности, находившиеся до их приватизации в государственной (общесоюзной) собственности, по льготной ставке 2,5% от кадастровой стоимости земельного участка.
То обстоятельство, что при акционировании заявителя объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке, не были введены в эксплуатацию, а были объектами незавершенными строительством и учитывались в балансе, как капитальные вложения, не может повлиять на права истца в сторону их ограничения, против прав лиц, которые имели объекты, уже завершенные строительством.
С учетом изложенного, доводы заинтересованного лица о том, что министерство не полномочно принимать решения о приватизации земельных участков, находившихся до приватизации в государственной собственности, на которых располагались незавершенные строительством объекты, обоснованно отклонены судом первой инстанции.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.08.2011 по делу N А53-2497/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-2497/2011
Истец: ЗАО "Ростовский автоцентр КАМАЗ"
Ответчик: Министерство имущественных и земельных отношений финансового оздаровления предприятий, организаций РО, Министерство имущественных и земельных отношений, финансового оздоровления предприятий, организаций Ростовской области
Третье лицо: Департамент имущественно-земельных отношений г. Ростова-на-Дону, ДИЗО г. Ростова-на-Дону
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-11315/11