г. Ессентуки |
Дело N А15-2694/2010 |
25 октября 2011 г. |
|
18 октября 2011 года объявлена резолютивная часть постановления.
25 октября 2011 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Тохунц О.Г.,
рассмотрев апелляционную жалобу ГУП "Дирекция "Новострой" на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.05.2011 по делу N А15-2694/2010 по исковому заявлению Федерального государственного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1022601610680, ИНН 2632041647) к ГУП "Дирекция "Новострой" (ОГРН 1050562014876, ИНН 0562061675), с участием третьих лиц: Правительства РД, ООО "Автотехника-М" (ИНН 0561008767, ОГРН 1020502530399), Федерального дорожного агентства России, ФГУ "Минмелиоводхоз", МО "Село Тухчар", МО "Село Новолакское", МО "Сельсовет Дучинский", МО "Сельсовет Новокулинский", МО "Новолакский район", об обязании прекратить работы и привести дорогу в первоначальное состояние,
в судебное заседание явились:
от ГУП "Дирекция "Новострой" - Хавчаев А.А. по доверенности N 02-05/64 от 12.09.2011,
от ООО "Автотехника-М" - Курбайтаеву К.Р. (генеральный директор),
от Федерального дорожного агентства России - Магомедова М.М. по доверенности N 01-33/14299 от 08.12.2010;
от Федеральное государственное учреждение "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" - Магомедова М.М. по доверенности N 06/759 от 28.02.2011;
в отсутствие представителей других лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, а также путем размещения информации в сети "Интернет",
УСТАНОВИЛ
Федеральное государственное учреждение "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Республики Дагестан с исковым заявлением к государственному унитарному предприятию "Дирекция "Новострой" (далее - дирекция) об обязании: прекратить производство работ по восстановлению водоотводной канавы (с устройством на съездах перепускных водоотводных труб d-1000 мм) в границах полосы отвода (14 м от оси дороги) вдоль автомобильной дороги "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" справа) на участке от 464км до 471 км; привести автомобильную дорогу "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" в первоначальное положение путем демонтажа перепускных водоотводных труб d-1000 мм, установленных в границах полосы отвода в ходе восстановления водоотводной канавы вдоль автомобильной дороги "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" (справа) на участке от 464 км до 471 км; после демонтажа труб восстановить поврежденную часть полосы отвода с уплотнением грунта и сдать работы по акту Федеральному государственному учреждению "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (с учетом уточнений). Заявленные требования мотивированы тем, что ответчиком произведены работы без соответствующего согласования, а также с нарушением технических условий для производства работ, чем оказано негативное влияние на безопасность дорожного движения.
Решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.05.2011 заявленные требования удовлетворены. Суд обязал дирекцию прекратить производство работ по восстановлению водоотводной канавы (с устройством на съездах перепускных водоотводных труб d-1000 мм) в границах полосы отвода (14 м от оси дороги) вдоль автомобильной дороги "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" (справа) на участке от км464 до км471; привести автомобильную дорогу "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" в первоначальное положение путем демонтажа перепускных водоотводных труб d-1000 мм, установленных в границах полосы отвода в ходе восстановления водоотводной канавы вдоль автомобильной дороги "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" (справа) на участке от км 464 до км 471; после демонтажа труб восстановить поврежденную часть полосы отвода с уплотнением грунта и сдать работы по акту Федеральному государственному учреждению "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства". Судебный акт мотивирован тем, что спорные работы проведены предприятием на не принадлежащем ему земельном участке в отсутствие полученного в установленном порядке разрешения собственника участка (владельца дороги), в связи с чем построенная (реконструированная) ответчиком водоотводная канава по сути является самовольной постройкой и в силу статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 19 Закона об автомобильных дорогах подлежит сносу..
Не согласившись с данным решением суда, дирекция подала апелляционную жалобу, в которой просила решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований - отказать. Заявитель считает, что действующее законодательство не предусматривает запрета на прокладку инженерных коммуникаций в полосе отвода автомобильных дорог. Кроме того, заявитель указал, что технические условия по восстановлению водоотводной канавы автомобильной дороги "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" на спорном участке автодороги им получены.
Представитель государственного унитарного предприятия "Дирекция строящихся объектов "Новострой" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель общества с ограниченной ответственностью "Автотехника-М" поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Федерального дорожного агентства России и Федерального государственного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, но о времени и месте судебного заседания считаются извещенными надлежащим образом в соответствии с пунктами 4,5,14 Постановления Пленума ВАС РФ N 12 от 17.02.2011 "О некоторых вопросах применения Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ "О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации", что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие. Доказательства их извещения имеются в деле.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости отмены обжалуемого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Республики Дагестан N 113 от 17.11.2009 создана комиссия по вопросу отвода поверхностных вод с территории переселенческих населенных пунктов Новолакского района. Актом обследования причины затопления территории переселенческих населенных пунктов Новолакского района от 25.11.2009 установлено, что институтом "Дагестангражданпроект" при разработке проектов застройки населенных пунктов были представлены предложения по устройству насыпи до 1,5 м и более, с устройством ливневой и фекальной канализации, с системой насосных станций и очистных сооружений с последующим сбросом после очистки в море, однако, из-за потребности больших объемов дополнительных земляных масс для создания минимальных уклонов и капитальных вложений на устройство вертикальной планировки и благоустройство населенных пунктов, предложения института не были приняты. Комиссией предложено откорректировать проектно-сметную документацию и рассмотреть возможность восстановления отводящего канала вдоль трассы.
13.12.2009 на выездном совещании Правительства Республики Дагестан по вопросу ликвидации последствий стихии в результате прошедших ливневых дождей в переселенческих населенных пунктах селах Новокули, Тухчар и Дучи Новолакского района для выполнения мероприятий по отводу поверхностных вод предприятию поручено восстановить существующую канаву вдоль трассы Махачкала-Сулак в районе населенного пункта селения Новокули и построить насосную с водонакопителем на 10 м3, для откачки воды в существующую напорную дренажную канализацию d-300 мм (протокол N 19-14).
Во исполнение указанных решений предприятие начало работы по реконструкции водоотводной канавы вдоль федеральной автомобильной дороги "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" (справа) на участке от км464 до км471, после чего учреждение письмом от 23.03.2010 N 142/НМ просило предприятие приостановить работы по выкапыванию траншеи вдоль дороги до получения согласования с учреждением.
В ответ предприятие письмом от 25.03.2010 N 02-04/14 обратилось к учреждению с просьбой выдать технические условия на прокладку трубопровода вдоль трассы Махачкала-Сулак для отвода поверхностных вод от переселенческого населенного пункта Новокули до реки Шура-Озень.
Письмом от 01.04.2010 N 15/1102 учреждение сообщило следующее: для получения технических условий необходимо представить ситуационный план трассы трубопровода в масштабе 1:1000 с привязкой к километрам автомобильной дороги "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала"; указать охранную зону проектируемого объекта; трассу трубопровода запроектировать от оси автомобильной дороги (справа) на расстоянии 14 м плюс охранная зона проектируемого объекта; в случае невозможности вынесения трубопровода за пределы полосы отвода автомобильной дороги, представить пояснительную записку с указанием причин. Также указано, что вопрос выдачи технических условий будет рассмотрен после предварительного согласования в Федеральном дорожном агентстве России.
В ответ предприятие письмом от 20.04.2010 N 02-04/29 сообщило, что в связи с хаотичной застройкой вдоль трассы отдельные участки сбросной канавы засыпаны грунтом. Для выполнения водоотводных мероприятий проектным институтом предложено заваленные участки канавы вскрывать и проложить трубы d-1000 мм. Учитывая, что предприятием строительные работы в указанных координатах не ведутся, а восстанавливается водоотводная канава, предприятие просило учреждение согласовать прокладку трубопровода.
Письмом от 23.04.2010 N 15/1532 учреждение предоставило предприятию технические условия на производство работ, в которых указало, что согласовывает производство работ по восстановлению водоотводной канавы вдоль автомобильной дороги при выполнении следующих условий: в полосе отвода автомобильной дороги запрещается проведение ремонтных и иных видов работ без письменного разрешения учреждения (пункт 11 условий).
Актом от 22.11.2010 обследования объекта капитального (незавершенного, некапитального) строительства - водоотводного сооружения выявлены следующие нарушения: отсутствует акт выбора земельного участка, согласованный с владельцем автомобильных дорог и УГИБДД МВД по РД; отсутствует проект, выполненный в соответствии с техническими условиями и согласованный с владельцем автомобильных дорог и УГИБДД МВД по РД; металлическая труба (водоотводная d-1000 мм) расположена от оси дороги на расстоянии от 8 до 12 метров, то есть в полосе отвода дороги.
Письмом от 25.11.2010 N 793/ММ учреждение сообщило предприятию, что прокладка им водоотводного сооружения вдоль автомобильной дороги федерального значения производится с нарушением всех строительных норм и выданных ранее технических условий и предложено прекратить строительные работы с приведением полосы отвода дороги в нормальное состояние. В этот же день вынесено предписание о приостановлении деятельности по строительству трубопровода.
В ответ предприятие письмом от 29.11.2010 N 02-04/88 сообщило учреждению, что работы по прокладке водоотводного сооружения вдоль автомобильной дороги "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" в соответствии с техническими условиями завершены и в настоящее время выполняются работы по приведению в нормальное состояние полосы отвода дороги.
Письмом от 30.11.2010 учреждение повторно просило предприятие прекратить строительные работы и привести полосу отвода автомобильной дороги в надлежащее состояние. Также указано, что предприятию было выдано письмо-согласование от 23.04.2010 N 15/1532 на производство работ по восстановлению существующей водоотводной канавы, а не на строительство нового водопровода. Прокладка коммуникаций может осуществляться только после предварительного согласования Федерального дорожного агентства, получения технических условий на проектирование и после согласования с учреждением рабочей документации.
В ответ предприятие письмом от 06.12.2010 сообщило, что им по поручению Правительства Республики Дагестан для обеспечения отвода паводковых вод, в соответствии с выданными учреждением техническими условиями от 23.04.2010 N 15/1532 были выполнены строительные работы по восстановлению существующей водоотводной канавы в застроенной части поселка Ругуджа. Начиная с 05.11.2010 на данном участке дороги работы ответчиком не ведутся.
Письмом от 07.12.2010 N 15/4781 учреждение просило предприятие привести полосу отвода автомобильной дороги в надлежащее состояние в соответствии с пунктами 4, 6, 9 письма учреждения N 15/1532 от 23.04.2010 и также повторно указано, что письмо-согласование было выдано на восстановление существующей водоотводной канавы, а не на строительство нового водопровода. Прокладка коммуникаций возможна только после согласования Федеральным дорожным агентством, получения технических условий на проектирование и после согласования с учреждением рабочей документации.
В ответ предприятие письмом от 20.12.2010 N 02-04/98 сообщило учреждению, что в связи с застройкой придорожной полосы в районе поселка Ругуджа объектами сервиса и частными домовладениями с подъездными путями к ним, существующий водоотводный канал вдоль трассы "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" на участке от км464 до км470 оказался затопленным и засыпанным строительным мусором и грунтом, что послужило одной из причин затопления трех населенных пунктов в результате ливневых дождей осенью 2009 года. Для обеспечения водоотвода и недопущения разрешения придорожной полосы федеральной автомобильной дороги и ликвидации последствий стихии до 05.11.2010 ответчиком были завершены строительные работы по восстановлению существующей водоотводной канавы и прокладке водоотводного сооружения в местах застройки существующих объектов сервиса и частных домовладений.
Актом обследования объекта капитального (незавершенного, некапитального) строительства - трубопровода на км471+100 (справа) федеральной автомобильной дороги от 09.12.2010 на территории Кумторкалинского района выявлены нарушения по строительству трубопровода: отсутствует акт выбора земельного участка и проект, выполненный в соответствии с техническими условиями, согласованные с владельцем автомобильных дорог и УГИБДД МВД по РД; нарушен естественный водоотвод; не разработана схема установки дорожных знаков, сигнальных столбиков, нанесения горизонтальной дорожной разметки и барьерного ограждения.
17.12.2010 между предприятием (заказчик) и ООО "Автотехника-М" (генеральный подрядчик) заключен государственный контракт N 65 на выполнение работ -"Корректировка генпланов с организацией рельефа по отводу поверхностных вод с территории сел Новокули, Тухчар и Дучи переселенческого Новолакского района". Согласно контракту генеральный подрядчик обязался выполнить работы по возведению объекта, с условием предусмотренным контрактом в объеме финансирования на 2011 -2012 годы в соответствии с проектно-сметной документацией, цена договора - 44 047 619 рублей, срок окончания работ - 10.12.2012. Согласно акту КС-2 и справке КС-3 генеральным подрядчиком выполнены и приняты заказчиком без замечаний работы на сумму 5 170 870 рублей.
Актом обследования объекта от 17.02.2011 с участием представителей предприятия установлено, работы по реконструкции водоотводной канавы в полосе отвода дороги продолжаются.
Невыполнение предприятием предписаний учреждения о прекращении работ в полосе отвода и приведении ее в нормальное состояние послужило основанием для обращения истца в суд с настоящими исковыми требованиями.
Как правильно установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62 "Об утверждении перечней федеральных дорог в РСФСР" (в редакции постановления Правительства РФ от 21.11.2005 N 689) в перечень федеральных магистральных дорог включена автомобильная дорога "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала".
В соответствии с государственным актом N РД-40г-0682 от 30.10.1998 государственному учреждению "Дагестанавтодор" предоставлен земельный участок площадью 36,49 га в границах, указанных на чертеже и предназначенных для дорожной полосы отвода федеральной автомобильной дороги "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" на расстоянии 14 м от оси дороги в обе стороны.
Распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 10.09.2002 N 3161 -р "О закреплении федеральных автомобильных дорог общего пользования на праве оперативного управления" за учреждением на праве оперативного управления закреплены федеральные автомобильные дороги, в том числе дорога "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала".
В соответствии с актом приема-передачи автомобильных дорог от 02.04.2004 автомобильная дорога "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" вместе с полосой отвода от государственного учреждения "Дагестанавтодор" передана на баланс учреждения.
Постановлением Правительства Российской Федерации N 406 от 30.06.2005 федеральные автомобильные дороги общего пользования, включенные в перечень федеральных дорог, утвержденный Постановлением Правительства РСФСР от 24.12.1991 N 62, закреплены на праве оперативного управления за федеральными государственными учреждениями, находящимися в ведении Федерального дорожного агентства.
Согласно выписке из реестра федерального имущества от 28.03.2006 N 150Н-02 автомобильная дорога "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" находится на балансе учреждения.
Уставом федерального государственного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного Агентства", утвержденным приказом Федерального дорожного агентства, установлено, что учреждение является федеральным государственным учреждением, предназначенным для осуществления функций оперативного управления автомобильными дорогами общего пользования федерального значения, обеспечения безопасного и бесперебойного движения транспортных средств по федеральным автомобильным дорогам общего пользования. Предметом деятельности является организация выполнения работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту и содержанию автомобильных дорог и искусственных сооружений на них.
Пунктами 3.2.2, 3.3.7 и 3.3.8 устава учреждение обладает следующими полномочиями: обеспечение технического надзора за эксплуатацией и содержанием примыканий (подъездов, съездов, переходно-скоростных полос), используемых для специального доступа к объектам дорожного сервиса, инженерным коммуникациям и иным сооружениям, размещенным в полосе отвода, придорожной полосе (или за их пределами) автомобильных дорог общего пользования федерального значения; организация обустройства автомобильных дорог общего пользования федерального значения объектами дорожного сервиса, средствами наружной рекламы и иными сооружениями, включая согласование решений органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков в пределах придорожных полос или земельных участков, находящихся вне этих полос, но требующих специального доступа к ним, а также специальных участков под стоянки и остановки, осуществление выдачи соответствующих разрешений и технических условий, согласование работ по строительству вышеуказанных объектов в соответствии и с планами строительства и генеральными схемами размещения, а также осуществления контроля за выполнением этих технических условий; организация принятия мер по обеспечению соответствия состояния автомобильных дорог общего пользования федерального значения установленным правилам стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что истец как лицо, за которым федеральная автомобильная дорога "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" закреплена на праве оперативного управления для осуществления функции владельца дороги, в том числе, по управлению этой дорогой и обеспечению безопасности дорожного движения на ней, является надлежащим истцом по делу.
Между тем, удовлетворяя заявленные требования об обязании прекратить работы и привести дорогу в первоначальное состояние, суд первой инстанции не учел следующего.
Согласно Федеральному закону N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" от 10 декабря 1995 года (далее - Закон о безопасности дорожного движения) основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения; программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.
Согласно статье 19 Закона об автомобильных дорогах прокладка и переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог допускаются в порядке, предусмотренном частями 2 и 3 настоящей статьи (часть 1), при этом прокладка или переустройство инженерных коммуникаций в границах полосы отвода автомобильной дороги осуществляется владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет на основании договора, заключаемого владельцами таких инженерных коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство) (часть 2 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах).
При проектировании прокладки или переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет владельцы автомобильных дорог согласовывают в письменной форме планируемое размещение таких инженерных коммуникаций (часть вторая.1 введена Федеральным законом от 17.07.2009 N 145-ФЗ)
Прокладка или переустройство инженерных коммуникаций в границах придорожных полос автомобильной дороги осуществляется владельцами таких инженерных коммуникаций или за их счет при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство, выдаваемого в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом (в случае, если для прокладки или переустройства таких инженерных коммуникаций требуется выдача разрешения на строительство). Это согласие должно содержать технические требования и условия, подлежащие обязательному исполнению владельцами таких инженерных коммуникаций при их прокладке или переустройстве (часть 3 статьи 19 Закона об автомобильных дорогах).
Таким образом, норма части 1 указанной статьи декларирует, что прокладка и переустройство инженерных коммуникаций в границах полос отвода и придорожных полос автомобильных дорог могут осуществляться только в порядке, который установлен в ч. 2 и 3 данной статьи. При этом часть 2 статьи устанавливает порядок прокладки и переустройства инженерных коммуникаций в границах полос отвода автомобильных дорог, а ч. 3 статьи - в границах придорожных полос автомобильных дорог.
Правилами установления и использования полос отвода федеральных автомобильных дорог, утв. Постановлением Правительства РФ от 14.04.2007 N 233, в п. 9 предусмотрено размещение инженерных коммуникаций в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги. Однако согласно п. 10 данных Правил размещение инженерных коммуникаций в пределах полосы отвода федеральной автомобильной дороги допускается в исключительных случаях по согласованию с Росавтодором и МВД России в случае, если их размещение за пределами полосы отвода федеральной автомобильной дороги по условиям рельефа местности затруднительно или нецелесообразно либо если такое размещение не потребует переустройства указанных объектов в случае реконструкции федеральной автомобильной дороги.
Из представленного государственного акта на землю от 30.10.1998 видно, что полоса отвода федеральной автомобильной дроги на участке от км464 до км471 федеральной автомобильной дороги "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" составляет 14 метров от оси дороги в обе стороны.
Как видно из материалов дела предприятие письмом от 20.04.2010 N 02-04/29 запросило у учреждения разрешение на выполнение водоотводных работ, при этом указано, что в связи с хаотичной застройкой вдоль трассы отдельные участки сбросной канавы засыпаны грунтом. Для выполнения водоотводных мероприятий проектным институтом предложено заваленные участки канавы вскрывать и проложить трубы d-1000 мм. Учитывая, что предприятием строительные работы в указанных координатах не ведутся, а восстанавливается водоотводная канава, предприятие просило учреждение согласовать прокладку трубопровода.
Как видно из материалов дела на выполнение спорных работ по реконструкции водоотводной канавы учреждением предприятию выданы технические условия, в которых прямо запрещено производство работ в полосе отвода без письменного согласия учреждения, однако учреждением дано согласие на производство работ по восстановлению водоотводной канавы с устройством перепускных водоотводных труб диаметром =1000 мм на съездах вдоль спорного участка автомобильной дороги.
При этом, из материалов дела видно, что работы по восстановлению водоотводной канавы проводились во исполнение решений Правительства Республики Дагестан по вопросу ликвидации последствий стихии в результате прошедших ливневых дождей в переселенческих населенных пунктах селах Новокули, Тухчар и Дучи Новолакского района для выполнения мероприятий по отводу поверхностных вод на участке 464 км. до 471 км. автодороги автомобильной дороги "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" поверхностных вод. Прошедшие ливневые дожди затопили указанные населенные пункты, в связи с чем при принятии решений об отводе поверхностных вод на указанном участке дороги учтено, что существующая дренажная система не рассчитана на стихийные процессы отвода паводковых вод в виду хаотичной застройки вдоль трассы Махачкала-Сулак, которые перекрыли отводящий канал.
Исходя из оценки представленных в материалы дела доказательств, свидетельствующих о характере произведенных истцом работ - ремонт инженерной коммуникации системы водоотведения в целях исключения дальнейшего затопления вышеуказанных населенных пунктов, суд апелляционной инстанции считает, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению, поскольку работы по восстановлению и улучшению технических характеристик водоотводного сооружения произведены без разрушения придорожной полосы.
При этом согласно акту обследования причин затопления от 25.11.2009 видно, что проектной организацией для решения вопроса с затоплением населенных пунктов были представлены предложения по устройству насыпи до 1,5 м с устройством ливневой и фекальной канализации с системой насосных станций и очистных сооружений с последующим сбросом после очистки в море. Однако данное предложение проектной организации не было принято ввиду необходимости больших объемов земляных масс для реализации предложенного метода, то есть, вариант решения проблемы, не затрагивающий права истца, ответчиком отвергнут по финансовым соображениям. В связи с этим проектной организации было предложено откорректировать проектно-сметную документацию и рассмотреть возможность восстановления отводящего канала вдоль трасы. То есть, решение проложить водоотводные трубы вдоль трассы фактически вызваны не невозможностью решения проблемы затопления населенных пунктов другим путем, а финансовой выгодностью данного проекта. При этом из материалов дела, в том числе из писем ответчика в адрес истца, следует, что ранее существовавший канал, проходивший за пределами полосы отвода, был засыпан и застроен жителями населенных пунктов. Несмотря на то, что проектной организацией было предложено засыпанные участки канавы вскрывать и прокладывать в них трубы, работы ответчиком были проведены в полосе отвода дороги, свободной от всяких застроек, то есть, опять же работы в полосе отвода вызваны не невозможностью, а лишь затруднительностью очистки ранее существовавшего канала.
Ссылка истца о нарушении целостности дорожного полотна в результате производства работ по прокладке водоотводных труб судом апелляционной инстанции отклоняется как необоснованная, поскольку доказательств проседания или разрушения дорожного полотна на спорном участке автодороги в материалы дела не представлены. В случае возникновения таких обстоятельств истец вправе заявить требование о возмещении ущерба, причиненного дорожному полотну проведенными работами.
Кроме того, в материалы дела также не представлено доказательств того, что в рамках общегосударственной программы "Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)" автомобильная дорога "Астрахань-Кочубей-Кизляр-Махачкала" включена в указанную программу по реконструкции автомобильной дороги и расширению дорожного полотна, в связи с чем довод истца о создании предприятием препятствий в проведении реконструкции судом апелляционной инстанции не принимается.
Ссылка учреждения о негативном влиянии произведенных работ на безопасность дорожного движения на спорном участке дороги судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку доказательств совершения ДТП на данном участке дороги в результате прокладки водоотводных сооружений не представлено. Акт обследования дорожных условий в месте совершения ДТП от 26.11.2010 на спорном участке дорог не подтверждает факт нарушения предприятием условий безопасности дорожного движения ставшие причиной ДТП. В связи с этим указанные доводы являются голословными, а потому не принимаются апелляционным судом.
Согласно части 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Однако, требования истца о запрете осуществления работ, направленных на ликвидацию причин затопления населенных пунктов, т.е. в публичных интересах, свидетельствуют о злоупотреблении правом. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.
Воспрепятствование истцом выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий стихийных бедствий и предупреждением наступления таких же последствий в будущем свидетельствует о злоупотреблении истцом своим правом.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 10.05.2011 по делу N А15-2694/2010 отменить, в иске истцу отказать.
Взыскать с Федерального государственного учреждения "Управление ордена Знак Почета Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального дорожного агентства" (ОГРН 1022601610680, ИНН 2632041647) в пользу государственного унитарного предприятия "Дирекция "Новострой" (ОГРН 1050562014876, ИНН 0562061675) 2000 рублей судебных расходов по оплате государственной пошлины по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
Г.В. Казакова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-2694/2010
Истец: ФГУ "Управление Ордена ЗНАК ПОЧЕТА Северо-Кавказских автомобильных дорог Федерального Дорожного агентства"
Ответчик: ГУП "Дирекция "Новострой", ГУП "Дирекция"Новострой", УГИБДД МВД РД
Третье лицо: "Новолакский район", "Село Новолакское ", "село Новолакское", "Село Тухчар", "Сельсовет Дучинский", "Сельсовет Новокулинский", МО "Новолакский район", МО "с.Тухчар", МО "Сельсовет Дучинский", МО "Сельсовет Новокулинский", ООО "Автотехника - М", ООО "Автотехника-М", Правительство РД, Правительство республики Дагестан, УГИБДД МВД по Республике Дагестан, ФГУ "Минмелиоводхоз", Федеральное Дорожное Агентство, Федеральное дорожное агентство России
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-1938/11