26 октября 2011 г. |
Дело N А65-12951/2011 |
г. Самара |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 октября 2011 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Апаркина В.Н.,
судей Бажана П.В., Засыпкиной Т.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Лебедевой М.В.,
с участием:
от общества с ограниченной ответственностью "Амадеус-Трейд"- извещен, не явился,
от Территориального управления федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ - Богачева Т.Б. доверенность N Д-22 от 19.05.2011 г.,
от Федеральной службе финансово-бюджетного надзора - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 19 октября 2011 г. в зале N 6 апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Амадеус-Трейд"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 августа 2011 г.
по делу N А65-12951/2011 (судья Хабибуллин Р.Ф.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Амадеус-Трейд", г.Казань
( ОГРН 1057748145256, ИНН 7718559278)
к Территориальному управлению федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, г. Казань
Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, г. Москва
об отмене постановления о назначении административного наказания N 68В/2011П от 01.03.2011 г.. о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.6 ст.15.25 КоАП РФ, в виде наложения штрафа в размере 40 000 рублей, решения N 43-00-11/88 Р от 16.05.2011 г..,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Амадеус-Трейд" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением об отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан N 68В/2011П от 01.03.2011 г.. о привлечении к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ и назначении наказания в виде наложения штрафа в размере 40 000 руб., решения Федеральной службы финансово-бюджетного надзора N 43-00-11/88 Р от 16.05.2011 г..
Решением суда 1 инстанции 02 августа 2011 г. в удовлетворении заявления отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит решение суда 1 инстанции отменить, как незаконное.
Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить в силе, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда 1 инстанции оставить в силе, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В судебном заседании представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебное заседание представители общества с ограниченной ответственностью "Амадеус-Трейд" и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст.156 АПК РФ суд апелляционной инстанции рассмотрел дело в отсутствие представителей Общества и Федеральной службы финансово-бюджетного надзора, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Управления, оценив имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда 1 инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как установлено материалами дела, в ходе проведения проверки по вопросам соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "Амадеус-Трейд" валютного законодательства РФ Территориальным управлением Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан было выявлено нарушение требований п.3.15.1 Инструкции ЦБ РФ от 15.06.2004 г. N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банком документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок": не представлены в банк ПС подтверждающие документы (выписка из ЕГРЮЛ, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 26.04.2010 г..), необходимые для переоформления ПС N 05110019/1942/0000/2/0 по контракту в установленный законом срок.
15 февраля 2011 г. по результатам проведенной проверки контролером-ревизором отдела валютного и финансового контроля Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан Хузиной А.А. был составлен протокол N 11-06-04-44/729 о совершении обществом с ограниченной ответственностью "Амадеус-Трейд" административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (л.д.100-103 т.1).
На основании данного протокола постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан N 68В/2011П от 01.03.2011 г.. Общество привлечено к административной ответственности по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде штрафа в размере 40 000 рублей (л.д. 32-35 т.1).
16 мая 2011 г. по жалобе ООО "Амадеус-Трейд" от 11.03.2011 г.. на данное постановление Федеральной службой финансово-бюджетного надзора было вынесено решение N 43-00-11/88Р об оставлении постановления от 01.03.2011 г.. N 68 В/2011П без изменения, а жалобы ООО "Амадеус-Трейд" без удовлетворения (л.д.109-114 т.2).
Из содержания постановления и решения, а также других материалов дела следует, что между ООО "Амадеус-Трейд" и компанией "Кондор-Шпедиционс", Транспортгезельшафт м.б.Х.+ Ко", г. Австрия (нерезидент) был заключен контракт на поставку товаров N 61965 от 17.11.2005 г.
Сумма контракта на момент подписания составила 1 000 000,00 евро.
Валюта платежа - евро.
Оплата товара производится в течение 90 календарных дней с момента таможенного оформления каждой партии товара на территории РФ.
22.11.2005 г.. Обществом был оформлен в уполномоченном банке ЗАО "Глобэксбанк" паспорт сделки (ПС) N 05110019/1942/0000/2/0.
26.04.2010 г. на основании документов, представленных ООО "Амадеус-Трейд" в регистрирующий орган, в единый государственный реестр юридических лиц были внесены изменения в сведения об адресе организации ООО "Амадеус-Трейд" ОГРН 1057748145256.
Первая валютная операция после внесения изменений в ЕГРЮЛ, выразившаяся в перечислении Обществом контрагенту по указанному контракту денежных средств на сумму 54077,76 евро за поставленные товары, была произведена 29.04.2010 г. (подтверждено разделом II ведомости банковского контроля, сформированной по ПС N 05110019/1942/0000/2/0, заявлением на перевод N 8 от 28.04.2010 г.).
Изменения, внесенные в ЕГРЮЛ, затрагивали сведения, указанные ООО "Амадеус-Трейд" в ранее оформленном ПС N 05110019/1942/0000/2/0, а именно: в п. 1.2 адрес юридического лица раздела 1 "Сведения о резиденте".
В соответствии с положениями пункта 3.15.1 Инструкции N 117-И, Общество обязано было представить в банк ПС подтверждающие документы (выписку из ЕГРЮЛ, свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ от 26.04.2010 г..), необходимые для переоформления ПС N 05110019/1942/0000/2/0 по контракту и переоформленный ПС N 05110019/1942/0000/2/0 в срок не позднее 29.04.2010 г..
Между тем переоформленный ПС N 05110019/1942/0000/2/0 (с измененным юридическим адресом в п. 1.2 раздела 1) был представлен ООО "Амадеус-Трейд" в банк ПС только 26.05.2010 г.
Нарушение установленного срока составило 27 календарных дней.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 9 части 1 статьи 1 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) использование валюты Российской Федерации в качестве средства платежа является валютной операцией.
Согласно части 2 статьи 24 Федерального закона N 173-ФЗ резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны вести в установленном порядке учет, составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям и представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые названы в статье 23 Закона.
В силу пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 173-ФЗ Центральный банк Российской Федерации в целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям может устанавливать единые правила оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций между резидентами и нерезидентами.
Пунктом 12 статьи 4 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" установлено, что Банк России организует и осуществляет валютное регулирование и валютный контроль в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Статьей 7 Федерального закона от 10.07.2002 N 86-ФЗ Банк России уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
Единые правила оформления паспортов сделок установлены Центральным банком Российской Федерации в соответствии с полномочиями, предоставленными пунктом 1 статьи 20 Федерального закона N 173-ФЗ, и содержатся в разделе II Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.04 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция ЦБ РФ N 117-И). Обязанность по оформлению паспорта сделки возложена на резидента, заключившего внешнеторговый контракт (пункт 3.5 Инструкции).
Инструкцией ЦБ РФ N 117-И установлен порядок оформления паспорта сделки, в соответствии с пунктом 3.15 которого в случае внесения в контракт изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, резидент представляет в банк ПС документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в договор.
В целях обеспечения учета и отчетности по валютным операциям резидент по каждому контракту оформляет один паспорт сделки в одном банке ПС в порядке, указанном в приложении 4 к настоящей Инструкции, и в соответствии с требованиями настоящего раздела (пункт 3.3 Инструкцией ЦБ РФ N 117-И).
В соответствии с п.п.3.15 Инструкции N 117-И в случае внесения в контракт (кредитный договор) изменений или дополнений, затрагивающих сведения, указанные в оформленном резидентом ПС, либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС (за исключением случаев изменения наименования банка ПС, при реорганизации банка ПС только в случае преобразования (изменения организационно-правовой формы), резидент представляет в банк ПС одновременно следующие документы:
два экземпляра ПС, переоформленного с учетом изменений, внесенных в контракт, либо изменений иной информации, указанной в оформленном ПС (п.3.15.1);
документы, подтверждающие вносимые изменения и дополнения в контракт (3.15.2.);
иные документы, указанные в части 4 статьи 23 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", необходимые для переоформления ПС по контракту (кредитному договору) в порядке, установленном настоящей Инструкцией (3.15.3.);
Согласно п. 3.15.1 Инструкции N 117-И резидент представляет документы, указанные в пункте 3.15 настоящей Инструкции, после внесения соответствующих изменений в контракт (кредитный договор) либо изменения иной информации, указанной в оформленном ПС, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС документов и информации в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и нормативного акта Банка России, регулирующего порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций, в зависимости от того, какое из указанных событий наступит раньше.
В соответствии со статьей 25 Закона резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 15.25 КоАП Российской Федерации несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Ссылка Общества в заявлении и апелляционной жалобе на то обстоятельство, что поскольку оплата поставленного по контракту товара 29.04.2010 г. была произведена по счетам, выставленным контрагентом до изменения юридического адреса, постольку данная операция не является новой валютной операцией и не влечет возникновения обязанности представления соответствующей информации в банк, является ошибочной.
По смыслу и содержанию указанных положений Инструкции ЦБ РФ N 117-И документы для переоформления паспорта сделки должны быть представлены резидентом после изменения информации, указанной в паспорте сделки, но не позднее дня осуществления следующей валютной операции по контракту (кредитному договору) либо не позднее очередного срока представления в банк ПС соответствующих документов. То есть, документы должны представляться до любой первой из указанных дат, в зависимости от того, какое из этих событий наступит раньше.
Инструкцией N 117-И не предусмотрено право резидента выбирать момент возникновения обязанности по переоформлению паспорта сделки.
Валютной операцией после внесения изменений в Единый государственный реестр юридических лиц было списание денежных средств со счета ООО "Амадеус-Трейд", в связи с чем Общество, располагая информацией о необходимости осуществления оплаты поставленного товара, должно было обеспечить исполнение возложенных на нее публично-правовых обязанностей по своевременному переоформлению ПС.
При таких обстоятельствах Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Татарстан постановлением N 68 В/2011П от 01.03.2011 г.. правомерно привлекло ООО "Амадеус-Трейд" к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением штрафа в размере 40 000 руб., т.е. в минимальном размере, предусмотренном санкцией данной правовой нормы, а Федеральная служба финансово-бюджетного надзора решением от 16.05.2011 г. N 43-00-11/88Р обоснованно оставила его без изменения, а жалобу Общества без удовлетворения.
Довод заявителя о возможности применения положений ст. 2.9 КоАП РФ и признания совершенного им административного правонарушения малозначительным является необоснованным, по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 г. N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения. Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применение ст.2.9 КоАП РФ является правом, а не обязанностью суда, данная правовая норма подлежит применению в исключительных случаях.
В данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо вредных материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права в сфере валютного законодательства.
Обстоятельства, на которые ссылается заявитель в заявлении и апелляционной жалобе, не могут быть признаны в качестве обстоятельств, свидетельствующих о малозначительности совершенного Обществом административного правонарушения.
Таким образом, правовых оснований для применения ст.2.9 КоАП РФ и признания совершенного Обществом административного правонарушения малозначительным из материалов дела не усматривается, на что правомерно указано в решении суда 1 инстанции.
С учетом изложенного, доводы, приведенные в апелляционной жалобе Общества, являются ошибочными и во внимание не принимаются.
При таких обстоятельствах суд 1 инстанции обоснованно отказал ООО "Амадеус-Трейд" в удовлетворении заявления, оснований для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 02 августа 2011 г.
по делу N А65-12951/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Апаркин |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-12951/2011
Истец: ООО "Амадеус-Трейд", ООО "Амадеус-Трейд", г. Казань
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в РТ, г. Казань, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, г. Москва
Третье лицо: ФГУП "Управление федеральной почтовой связи РТ "Почта России"