г. Владимир |
|
25 октября 2011 г. |
Дело N А11-5160/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18.10.2011.
В полном объеме постановление изготовлено 25.10.2011.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Белышковой М.Б., судей Москвичевой Т.В., Кирилловой М.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зузлевым П.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аргос" (г. Владимир, мкр. Юрьевец, ИНН 3327313293, ОГРН 1023301285666) на решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2011 по делу N А11-5160/2011, принятое судьей Кузьминой Т.К. по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аргос" о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира от 30.06.2011 N 26/В по делу об административном правонарушении.
В судебном заседании приняла участие представитель Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира - Попова А.В. по доверенности от 11.01.2011 N 03-17-04.
Исследовав материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил:
общество с ограниченной ответственностью "Аргос" (далее по тексту - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Владимирской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г. Владимира (далее по тексту - Инспекция) от 30.06.2011 N 26/В по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - Кодекс), в виде штрафа в размере 40 000 рублей.
Решением от 15.08.2011 Арбитражный суд Владимирской области отказал в удовлетворении заявленных требований.
Не согласившись с принятым судебным актом, Общество обратилось в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда, принять по делу новый судебный акт.
Общество в апелляционной жалобе указывает на отсутствие возможности соблюдения установленного порядка ведения кассовых операций.
Как отмечает заявитель, вся денежная выручка передается в обслуживающий банк посредством услуг инкассации, что подтверждается договором, заключенным с Владимирским отделением N 8611 Сбербанка России.
Общество указывает, что внесение записи о выручке, полученной магазинами, в кассовую книгу предприятия производится каждый понедельник на основании Z-чеков, переданных в офис на основании приказа N 51, что не нарушает установленного порядка ведения кассовых операций. Выручка магазинов за период с 14 по 19 июня 2011 года записана в кассовую книгу предприятия 20 июня 2011 года, как и выручка за предыдущие периоды.
Общество считает, что его вина в совершении указанного нарушения отсутствует.
Кроме того, по мнению заявителя, судом первой инстанции не применен закон, подлежащий применению, в частности не применена статья 2.9 Кодекса о малозначительности совершенного Обществом правонарушения.
В судебное заседание представитель общества с надлежащим образом подтвержденными полномочиями не явился.
Инспекция в отзыве на апелляционную жалобу просила оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу общества - без удовлетворения.
Представитель налогового органа в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в отзыве на апелляционную жалобу.
Законность принятого судебного акта проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, в период с 16.06.2011 по 19.06.2011 Инспекцией проведена проверка соблюдения Обществом, расположенным по адресу: г. Владимир, мкр. Юрьевец, ул. Ноябрьская, д. 139А, законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт, полноты учета выручки и порядка работы с денежной наличностью.
В ходе проверки установлено, что Обществом денежная выручка в сумме 785 127 руб.80 коп., полученная за период с 14.06.2011 по 19.06.2011, оприходована в кассу 20.06.2011. Ежедневного оприходования выручки в указанном периоде не производилось, что подтверждается актом проверки полноты учета выручки от 28.06.2011 N 7/11.
Инспекцией сделан вывод о нарушении Обществом порядка ведения кассовых операций, выразившемся в неоприходовании в кассу наличных денежных средств, о чем в присутствии законного представителя общества 28.06.2011 составлен протокол по делу об административном правонарушении N 26/В.
Инспекция, усмотрев в действиях Общества состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.1 Кодекса, 30.06.2011 вынесла постановление N 26/В по делу об административном правонарушении, которым заявитель привлечен к административной ответственности в виде штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением Инспекции, Общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суд первой инстанции отказал Обществу в удовлетворении заявленного требования.
Первый арбитражный апелляционный суд считает решение суда первой инстанции подлежащим оставлению без изменения с учетом следующего.
Объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40 утвержден Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации (далее по тексту - Порядок).
В соответствии с пунктом 3 указанного Порядка для осуществления расчетов наличными деньгами каждое предприятие должно иметь кассу и вести кассовую книгу по установленной форме.
Прием наличных денег предприятиями при осуществлении расчетов с населением производится с обязательным применением контрольно-кассовых машин.
В соответствии с пунктами 22, 24 Порядка все поступления и выдачи наличных денег предприятия учитывают в кассовой книге. Записи в кассовую книгу производятся кассиром сразу же после получения или выдачи денег по каждому ордеру или другому заменяющему его документу.
Ежедневно, в конце рабочего, кассир подсчитывает итоги операций за день, выводит остаток денег в кассе на следующее число и передает в бухгалтерию в качестве отчета кассира второй отрывной лист (копию записей в кассовой книге за день) с приходными и расходными кассовыми документами под расписку в кассовой книге.
Названные требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу денежных средств при надлежащем документальном оформлении каждой операции.
Таким образом, под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается невыполнение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия.
Неотражение в кассовой книге полученной организацией денежной выручки в тот же день свидетельствует о неоприходовании в кассу предприятия денежной наличности, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.1 Кодекса.
Факт неоприходования денежных средств подтверждается материалами дела и заявителем не оспаривается.
При таких обстоятельствах Обществом был нарушен Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации, утверждённый решением Совета директоров Центрального банка России от 22.09.1993 N 40.
Судом апелляционной инстанции не принимается во внимание довод об отсутствии вины Общества в совершении вменяемого административного правонарушения.
Первый арбитражный апелляционный суд считает, что у общества имелась возможность для соблюдения установленного порядка ведения кассовых операций, доказательств обратного заявителем в материалы дела не представлено.
Предусмотренный в обществе порядок документооборота не может изменять или дополнять требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций, установленному законодательством.
С учетом изложенного судом признается необоснованной ссылка заявителя на приказ N 51-к от 29.12.2010, согласно которому отчеты о розничных продажах магазинов и первичные документы (кассовые чеки, инкассационные листы) передаются главному бухгалтеру еженедельно.
Следовательно в бездействиях Общества по соблюдению установленного порядка ведения кассовых операций имеется состав вменяемого Инспекцией административного правонарушения и оно правомерно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Процессуальных нарушений при привлечении Общества к административной ответственности Инспекцией не допущено.
В силу части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.
Не принимается во внимание Первого арбитражного апелляционного суда довод заявителя апелляционной жалобы о том, что рассматриваемое административное правонарушение является малозначительным, в силу следующего.
В силу статьи 2.9 Кодекса при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
В соответствии с пунктом 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.11.2008 N 60 "О внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, касающиеся рассмотрения арбитражными судами дел об административных правонарушениях" квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10, применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Понятие малозначительности административного правонарушения является категорией оценочной и определяется судом в каждом конкретном случае применительно ко всем обстоятельствам дела и в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суд первой инстанции при рассмотрении дела не установил исключительных обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии в бездействии Общества существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Применение малозначительности является правом, но не обязанностью суда.
Первый арбитражный апелляционный суд не находит оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности освобождения Общества от административной ответственности.
Неприменение судом первой инстанции в отношении Общества положений статьи 2.9 Кодекса, по мнению суда апелляционной инстанции, отвечает целям административного наказания.
С учетом изложенного суд первой инстанции правомерно отказал Обществу в удовлетворении заявленных требований.
Арбитражный суд Владимирской области полно и всесторонне выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, нормы материального права применены правильно, нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, не допущено, в связи с чем апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Вопрос о распределении расходов по государственной пошлине за подачу апелляционной жалобы не рассматривался с учетом положений действующего законодательства, не предусматривающим уплаты государственной пошлины при обращении в суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Владимирской области от 15.08.2011 по делу N А11-5160/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Аргос" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
М.Б. Белышкова |
Судьи |
Т.В. Москвичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А11-5160/2011
Истец: ООО "Агрос" мкр Юрьевец, ООО "Аргос", ООО "Аргос" мкр Юрьевец
Ответчик: ИФНС России по Ленинскому р-ну г.Владимира
Третье лицо: Инспекция Федеральной налоговой службы России по Ленинскому району г. Владимира
Хронология рассмотрения дела:
25.10.2011 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-5359/11