г. Хабаровск
27 октября 2011 г. |
N 06АП-4506/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года. Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2011 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Балинской И.И.
судей Сапрыкиной Е.И., Харьковской Е. Г.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Стрекаловской О. О.
при участии в заседании:
от Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" (ул. Ленинская, 20, п. Заветы Ильича, 682844, ОГРН 1022700598348, ИНН 2704800536): Бутеец Марианна Михайловна - представитель по доверенности от 25.08.2011 N 1-11/2385 ;
от Финансового управления администрации Советско-Гаванского муниципального района (ул. Ленина, 3, г. Советская Гавань, 682880, ОГРН 1022700599404, ИНН 2704800487): Третьякова Л.В. - начальник управления, постановление от 01.12.1999 N 407; Дулгиера И.Н. - представитель по доверенности от 18.03.2011 N 07-10/217
от третьего лица
от Администрации Советско-Гаванского муниципального района (ИНН 2704800536: представитель не явился;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича"
на решение от 10.08.2011
по делу N А73-258/2011
Арбитражного суда Хабаровского края
принятое судьей Шапошниковой В.А.
по заявлению Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича"
к Финансовому управлению администрации Советско-Гаванского муниципального района
о признании незаконными действий(бездействий) по не перечислению в бюджет городского поселения межбюджетных трансфертов за 2010 год, обязании перечислить межбюджетные трансферты в сумме 2 085 600 руб.
третье лицо Администрация Советско-Гаванского муниципального района
УСТАНОВИЛ:
Администрация городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" (далее - Администрация городского поселения, администрация) обратилась в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением с учетом уточненных требований о признании незаконными действий (бездействия) финансового управления администрации Советско-Гаванского муниципального района (далее - Финансовое управление, Управление) по не перечислению в бюджет городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" Советско-Гаванского муниципального района иных межбюджетных трансфертов за 2010 год; обязании Финансового управления перечислить в бюджет городского поселения иные межбюджетные трансферты на выравнивание уровня бюджетной обеспеченности за 2010 год в размере 2 085 600 рублей.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора, привлечена администрация Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края (далее - Администрация района).
Определением от 22.03.2011 производство по настоящему делу приостанавливалось до вступления в законную силу судебного акта, которым оканчивается рассмотрение дела по существу, по делу А73-1934/2011.
Решением от 10.08.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятым по делу судебным актом Администрация городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" обратилась в Шестой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить полностью.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме, в обоснование которых огласила жалобу, просила решение суда первой инстанции отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Хабаровского края.
Представители Управления отклонили доводы апелляционной жалобы как несостоятельные по основаниям, изложенным в своем отзыве на жалобу, просили решение суда от 10.08.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены Шестым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
В соответствии со статьей 3 Устава Советско-Гаванского муниципального района в состав территории муниципального района входят территории городских поселений, в числе которых "Рабочий поселок Заветы Ильича".
Решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 21.11.2008 N 120 утверждено Положение о Порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета Советско-Гаванского муниципального района. В соответствии с данным положением, распределение дотаций из районного фонда финансовой поддержки поселений утверждается решением Собрания депутатов муниципального района на соответствующий год.
Решением собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 24.12.2009 N 109 "О районном бюджете на 2010 год" в соответствии с пунктом 5.3 и Приложением N 8 утверждено распределение иных межбюджетных трансфертов на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений.
В соответствии с Приложением N 8 к бюджету Советско-Гаванского муниципального района на 2010 год объем выделяемых Советско-Гаванским районом иных межбюджетных трансфертов в бюджет городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" составил 2085,6 тыс. руб.
В соответствии с Положением, утвержденным решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района Хабаровского края от 21.11.2008 N 120, предоставление дотаций бюджетам поселений осуществляется Финансовым управлением Администрации Советско-Гаванского муниципального района, являющимся главным распорядителем указанных бюджетных средств, в соответствии со сводной бюджетной росписью районного бюджета в пределах бюджетных ассигнований и квартальных лимитов бюджетных обязательств на текущий финансовый год. Предоставление дотаций бюджетам поселений может осуществляться ежемесячно в пределах квартальных лимитов.
За период 1, 2, 3 и 4 кварталов 2010 года из бюджета Советско-Гаванского района в бюджет городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" иные межбюджетные трансферты не поступали.
Не согласие заявителя с такими действиями (бездействием) Финансового управления по не перечислению иных межбюджетных трансфертов послужило основанием для обращения в суд первой инстанции с настоящим заявлением.
Пунктом 4 статьи 169 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) установлено, что проект бюджета субъекта Российской Федерации и проекты территориальных государственных внебюджетных фондов (проекты местных бюджетов) составляются и утверждаются сроком на один год (на очередной финансовый год) или сроком на три года (очередной финансовый год и плановый период) в соответствии с законом субъекта Российской Федерации (муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования), за исключением закона (решения) о бюджете.
Пунктом 2.1 Положения о бюджетном процессе в Советско-Гаванском муниципальном районе, утвержденном решением Собрания депутатов муниципального района от 27.01.2009 N 2, определено, что районный бюджет составляется на один год (на очередной финансовый год) и утверждается в форме решения представительного органа.
Решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 24.12.2009 N 109 (далее - Решение N 109) утвержден районный бюджет на 2010 год сроком на один год.
Решением N 109 бюджету городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" определена финансовая помощь в виде иных межбюджетных трансфертов в сумме 2085,6 тыс. рублей.
Согласно статье 6 БК РФ под межбюджетными трансфертами понимаются средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 статьи 9 БК РФ, к бюджетным полномочиям муниципального района относятся установление порядка и условий предоставления межбюджетных трансфертов из бюджета муниципального района бюджетам городских, сельских поселений.
Решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 29.03.2010 N 151 утверждено Положение о порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов из районного бюджета бюджетам поселений.
В соответствии с пунктом 4.1 названного Положения, получатель межбюджетных трансфертов из районного бюджета обязан соблюдать условия, одним из которых является соблюдение установленных Правительством Хабаровского края нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления (далее - норматив).
Как установлено судом, формирование проектов местных бюджетов на 2010 год осуществлялось в соответствии с методическими рекомендациями по составлению местных бюджетов и основных подходов к формированию межбюджетных отношений на 2010-2012 годы, доведенных письмом Министерства финансов Хабаровского края от 02.07.2009 N 03-21/1391 (далее - Методические рекомендации). Указанное письмо доведено до сведения и Администрации городского поселения электронной почтой 02.07.2009.
В части II Методических рекомендаций определено: расходы на 2010-2012 годы денежного содержания муниципальных служащих, а также лиц, замещающих должности муниципальной службы, на оплату труда работников бюджетной сферы рассчитываются в условиях действующего законодательства. В дальнейшем подходы к увеличению на 2010-2012 годы фондов оплаты труда вышеуказанных категорий работников могут уточняться по мере принятия соответствующих решений. Начисление на оплату труда в размере 26,2% от фонда оплаты труда. Общий объем по остальным статьям расходов, действующих и принимаемых обязательств на 2010 год, не должен превышать общего объема ожидаемого исполнения на 2009 год.
Исходя из изложенного следует, что в условиях действующего законодательства индексация фондов оплаты труда указанных категорий работников в 2010 году не предусматривалась, и, следовательно, в проектах местных бюджетов, в том числе в проекте бюджета городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича", расходы по содержанию органов местного самоуправления по разделу бюджетной классификации "Общегосударственные вопросы", в том числе фонд оплаты труда, не должны превышать общего объема ожидаемого исполнения за 2009 год.
Судом установлено, что в нарушение Методических рекомендаций фонд оплаты труда с начислениями увеличен в утвержденном бюджете поселения на 2010 год: в первоначальном - на 40,3%; в уточненном - на 23%.
Бюджет городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" на 2010 год принят с превышением норматива, установленного постановлением Правительства Хабаровского края от 03.08.2009 N 231-пр "О нормативах формирования расходов на содержание органов местного самоуправления в Хабаровском крае на 2010 год". Согласно постановлению, норматив составляет 54,61%, в утвержденном бюджете поселения - 78,36%.
Причиной несоблюдения норматива явилось необоснованное повышение заработной платы муниципальным служащим и лицам, замещающим должности муниципальной службы, с 01 января 2010 года.
Согласно отчету по исполнению бюджета поселения за 2009 год и росписи расходов бюджета поселения на 2010 год, а также информации о численности работников органов местного самоуправления средняя заработная плата одного работника увеличилась на 28,8% (2009 год - 338,4 тыс. руб., 2010 год - 435,7 тыс. руб.).
Таким образом, бюджет городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" на 2010 год сформирован с нарушением норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления.
В пункте 4.2 Положения о порядке и условиях предоставления межбюджетных трансфертов из районного бюджета бюджетам поселений установлено, что при несоблюдении органами местного самоуправления городских и сельских поселений условий предоставления межбюджетных трансфертов Финансовое управление Администрации Советско-Гаванского муниципального района вправе приостановить (сократить) в установленном порядке предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам городских и сельских поселений до приведения в соответствие с требованиями Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что Управлением перечисление иных межбюджетных трансфертов на основании пункта 4.2 Положения было приостановлено до приведения в соответствие норматива формирования расходов на содержание органов местного самоуправления. Решение о приостановлении принималось в устной форме в виде не перечисления межбюджетных трансфертов городскому поселению "Рабочий поселок Заветы Ильича". Решение о приостановлении в письменной форме не принималось.
При этом в 2010 году порядок приостановления предоставления межбюджетных трансфертов установлен не был.
Такой порядок утвержден решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 28.12.2010 N 258 и введен в действие с момента опубликования (17.01.2011).
Названным порядком установлено, что решение о приостановлении (сокращении) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) бюджетам поселений из районного бюджета оформляется распоряжением Администрации муниципального района.
Принятию данного решения предшествует направление Администрацией в адрес поселения предупреждения о приостановлении (сокращении) перечисления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций). Органы местного самоуправления поселений в течение 15 рабочих дней принимают меры, направленные на устранение нарушений, и доводят до сведения Администрации муниципального района информацию о принятых мерах по их устранению с приложением необходимых документов.
Учитывая, что Финансовым управлением какого-либо решения о приостановлении (сокращении) межбюджетных трансфертов бюджету городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича" в письменном виде не принималось, в то же время порядка принятия такого решения в 2010 году установлено не было, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу, что Финансовое управление вышло за рамки своих полномочий при не перечислении бюджету городского поселения межбюджетных трансфертов.
В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконными действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, и их должностных лиц, необходимо одновременное соблюдение двух условий: не соответствие действий (бездействия) требованиям закона и нарушение прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Решением Собрания депутатов Советско-Гаванского муниципального района от 14.12.2010 N 254 внесены изменения в решение Собрания депутатов муниципального района от 24.12.2009 N 109 "О районном бюджете на 2010 год". В соответствии с указанным решением сумма иных межбюджетных трансфертов в размере 2 085 600 руб., направляемых городскому поселению "Рабочий поселок Заветы Ильича", была исключена, а сумма в размере 157203 руб. добавлена.
Денежные средства в размере 157203 руб. были переданы районному бюджету из краевого бюджета на оплату налога на имущество, находящееся в собственности поселений Советско-Гаванского муниципального района. Данные денежные средства являются целевыми, поэтому подлежат обязательному перечислению в бюджеты поселений с использованием по целевому назначению. Указанные средства были перечислению городскому поселению в 2010 году.
Исходя из изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что действия (бездействие) Финансового управления по не перечислению иных межбюджетных трансфертов в сумме 2 085 600 руб. не нарушают прав заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, в связи с чем, требования заявителя являются необоснованными и не подлежат удовлетворению.
Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта не имеется.
Нарушений или неправильного применения норм процессуального права, которые в соответствии с положениями частей 3, 4 статьи 270 АПК РФ могли бы повлечь отмену обжалуемого судебного акта, не установлено.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 10.08.2011 по делу N А73-258/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
И.И. Балинская |
Судьи |
Е.И. Сапрыкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-258/2011
Истец: Администрации городского поселения "Рабочий поселок Заветы Ильича"
Ответчик: Финансовое управление администрации Советско-Гаванского муниципального района
Третье лицо: Администрация Советско-Гаванского муниципального района
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4506/11