г. Ессентуки |
|
25 октября 2011 г. |
Дело N А77-1197/2009 |
25 октября 2011 года объявлена резолютивная часть постановления.
25 октября 2011 года постановление изготовлено в полном объеме.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи: Фриева А.Л.,
судей: Егорченко И.Н., Казаковой Г.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Тохунц О.Г.,
рассмотрев апелляционную жалобу открытого акционерного общества "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Чеченского регионального филиала на решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 03.09.2010 по делу N А77-1197/2009
по иску Южного транспортного прокурора к ФГУП "Вайнахавиа" (ИНН 2014000043, ОГРН 1022002551306), ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" (ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890) в лице Чеченского регионального филиала,
с участием третьих лиц - ТУФА по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике, Южное МТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта (ИНН 6164283574, ОГРН 1086164009678),
о признании недействительной (ничтожной) сделкой договор об ипотеке (залоге недвижимости), применения последствий недействительности (ничтожности) сделки,
в судебное заседание явились:
от ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" - Ахъядов А.М. - по доверенности,
от Южной транспортной прокуратуры - Бузова К.А. - по доверенности,
от ТУФА по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике - Сангириев Х.А. по доверенности,
от ФГУП "Вайнахавиа" - не явился, извещено, просит рассмотреть в отсутствие его представителя,
от Южного МТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта - не явился, извещено 26.09.11,
УСТАНОВИЛ
Южный транспортный прокурор обратился в Арбитражный суд Чеченской Республики в интересах Российской Федерации с иском к Чеченскому региональному филиалу открытого акционерного общества "Россельхозбанк" (далее - банк) и Федеральному государственному унитарному предприятию "Вайнахавиа" (далее - предприятие) о признании недействительным договора об ипотеке (залоге недвижимости) N 083400/0022-7.3 от 28.03.2008, заключенного между банком и предприятием, о применении последствий недействительности ничтожной сделки в виде исключения из залогового имущества здания - литер "Д2", кадастровый номер 20-20-01/002/2008-244 общей площадью 297,4 кв.м., полезной площадью 103,1 кв.м., являющегося зданием командно-диспетчерского пункта.
Заявленные требования мотивированы тем, что данное здание командно-диспетчерского пункта является частью аэродрома Грозный (Северный), входящего в комплекс сооружений аэропорта г. Грозный, в связи с чем указанное имущество не подлежит передачи в залог.
Решением Арбитражного суда Чеченской Республики от 03.09.2010 заявленные требования удовлетворены. Суд признал недействительным договор об ипотеке (залоге недвижимости), заключенный между Чеченским региональным филиалом открытого акционерного общества "Россельхозбанк" и Федеральным государственным унитарным предприятием "Вайнахавиа" и применил последствия недействительности сделки, обязав Чеченский региональный филиал открытого акционерного общества "Россельхозбанк" исключить из залогового имущества здания - литер "Д2", кадастровый номер 20-20-01/002/2008-244 общей площадью 297,4 кв.м., являющегося зданием командно-диспетчерского пункта.
Судебный акт мотивирован тем, что оспариваемый договор является в силу статьи 168 Гражданского Кодекса Российской Федерации ничтожной сделкой, поскольку был заключен в нарушении действующего законодательства.
Не согласившись с данным решением суда, банк подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт. Заявитель считает, что данное здание, являющееся предметом залога, не относится к имуществу, изъятому из оборота. По мнению заявителя, аэродром Грозный на момент заключения сделки не входил в перечень аэродромов федерального значения. В судебном заседании представитель банка поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представители Южного транспортного прокурора и ТУ Росимущества ЧР в судебном заседании возражали против удовлетворения апелляционной жалобы по доводам, изложенным в отзыве на них, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения.
Представители предприятия и Южного МТУ воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транспорта в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Правильность решения проверяется в апелляционном порядке в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон, явившихся в судебное заседание, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд пришел к выводу о необходимости оставления без изменения принятого решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, между банком (кредитор) и предприятием (заемщик) заключен договор N 083400/0022 об открытии кредитной линии от 28.03.2008, по условиям которого кредитор открывает заемщику кредитную линию на общую сумму, не превышающую 55 млн. рублей, а заемщик обязуется возвратить полученные денежные средства и уплатить проценты за пользование кредитом в размере, в сроки и на условиях указанного договора (п.1.1. договора).
В обеспечение исполнения договора N 083400/0022 между предприятием (залогодатель) и банком заключен договор N 083400/0022-7.3 от 28.03.2008 об ипотеке (залоге недвижимости), в соответствии с которым предметом ипотеки являются здание депутатского корпуса литера Д1, и здание контрольно-диспетчерского пункта (КДП) литера Д2, расположенные на земельном участке, принадлежащем залогодателю на праве постоянного (бессрочного пользования).
Договор об ипотеке (залоге недвижимости) зарегистрирован в УФРС по ЧР 28.03.2008, номер регистрации 20-20-01/009/2008-444. Право хозяйственного ведения залогодателя на передаваемую недвижимость подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 95 АА N 020102 от 20.11.2007.
Заключение вышеуказанного договора об ипотеке (залоге недвижимости) согласовано с ТУ Росимущества в ЧР (письмо от 17.03.2008 N 590 - т.1, л.д.19).
Считая договор об ипотеке (залоге недвижимости) от 28.03.2008 N 083400/0022-7.3 недействительной (ничтожной) сделкой, Южный транспортный прокурор обратился в арбитражный суд.
Согласно ст. 52 АПК РФ, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований, с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации.
Пунктом 1 Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 г. N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" и пунктом 4 Приложения установлено, что предприятия и объекты отрасли воздушного транспорта относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 2.1.20 Государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2284, к объектам, находящимся в федеральной собственности, приватизация которых запрещена, относятся объекты, предприятия, системы и средства управления воздушным движением аэропортов и авиапредприятий, связанных с обеспечением единой системы управления воздушным движением нижнего и верхнего воздушного пространства; аэродромы федерального значения (классов А, Б, В, Г, Д в соответствии с принятой классификацией), центры метрологии и летно-испытательные станции, учебно-тренировочные центры гражданской авиации.
В соответствии с нормами Воздушного кодекса Российской Федерации от 19.03.1997 г. N 60-ФЗ (в редакции от 14.07.2008) - статья 40:
"...1. Аэродром - участок земли или акватория с расположенными на нем зданиями, сооружениями и оборудованием, предназначенный для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов..."
"3. Аэропорт - комплекс сооружений, включающий в себя аэродром, аэровокзал, другие сооружения предназначенный для приема и отправки воздушных судов, обслуживания воздушных перевозок и имеющий для этих целей необходимые оборудование, авиационный персонал и других работников..."
Необходимо отметить, что понятие аэродрома как единого технологического комплекса, предназначенного для выполнения полетов обслуживания воздушных судов, необходимо отграничить от понятия имущественного комплекса предприятия, в том числе аэропорта.
Как установлено судом, аэродрому Грозный (Северный) присвоен класс "В", о чем имеется распоряжение от 19.02.2007 N АЮ-19-р, выданное Министерством транспорта Российской Федерации.
Таким образом, руководствуясь статьей 40 (п. 1) Воздушного кодекса РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что любые здания, сооружения и оборудования, которые расположены на аэродроме, являются его частью и могут находиться только в федеральной собственности, следовательно, не подлежат приватизации согласно ст. 43 (п. 6) Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ.
Ссылка банка о том, что аэродром Грозный (Северный) не указан в перечне аэродромов федерального значения, в связи с чем не относится к имуществу федерального значения, судом апелляционной инстанции не принимается, поскольку указанный аэродром в силу закона является объектом отрасли воздушного транспорта и относятся исключительно к федеральной собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности Российской Федерации в реестре федерального имущества не влияют на статус спорного имущества как объекта федеральной собственности (статья 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним").
Согласно пункту 2 статьи 6 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" не допускается ипотека имущества, изъятого из оборота, имущества, на которое в соответствии с федеральным законом не может быть обращено взыскание, а также имущества, в отношении которого в установленном федеральным законом порядке предусмотрена обязательная приватизация либо приватизация которого запрещена.
В статье 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" установлены ограничения по приватизации отдельных видов имущества.
Так, согласно абз. 6 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" объекты социально-культурного назначения (здравоохранения, культуры и спорта) и коммунально-бытового назначения могут быть приватизированы в составе имущественного комплекса унитарного предприятия, за исключением используемых по назначению, в частности: объектов транспорта и энергетики, предназначенных для обслуживания жителей соответствующего поселения.
В соответствии с п. 5 ст. 1 Федерального закона от 09.02.2007 N 16-ФЗ (ред. от 29.06.2010) "О транспортной безопасности" под объектами транспортной инфраструктуры законодателем понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные, трамвайные и внутренние водные пути, контактные линии, автомобильные дороги, тоннели, эстакады, мосты, вокзалы, железнодорожные и автобусные станции, метрополитены, морские торговые, рыбные, специализированные и речные порты, портовые средства, судоходные гидротехнические сооружения, аэродромы, аэропорты, объекты систем связи, навигации и управления движением транспортных средств, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование;
Аэродромы и аэропорты, как объекты транспортной инфраструктуры понимаются законодателем в виде технологического комплекса, обеспечивающего функционирование транспортного комплекса, и относятся к объектам транспортной инфраструктуры, к "объектам транспорта" в значении, используемом в абз. 6 п. 1 ст. 30 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества".
Таким образом, закон содержит прямой запрет на передачу в залог имущества, являющегося предметом оспариваемой сделки, поскольку здание контрольно-диспетчерского пункта является частью технологического комплекса, обеспечивающего функционирование аэродрома. Нарушение закона при заключении договора является основанием признания его недействительным (ничтожным), о чем правомерно сделал вывод суд первой инстанции.
Недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (пункт 1 статьи 167 Гражданского кодекса Российской Федерации).
На основании изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что решение Арбитражного суда Чеченской Республики соответствует фактическим обстоятельствам дела, исследованным доказательствам.
Оснований для отмены обжалуемого решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе, не имеется. Нарушений норм процессуального права, предусмотренных частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при разрешении спора судом первой инстанции не допущено.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по жалобе относятся на сторону заявителя и в соответствии с пунктом 12 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации государственная пошлина при подаче апелляционной жалобы составляет 2 000 рублей.
Между тем, к апелляционной жалобе банком приложено платежное поручение N 3694 от 10.12.2010 на сумму 2 000 рублей. При этом перечисленная по указанному платежному поручению госпошлина уплачена по неверным реквизитам. При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает необходимым возвратить банку госпошлину, уплаченную по неверным реквизитам. В последующем банк уплатил госпошлину в установленном порядке и размере (т.2, л.д. 37). В связи с изложенным, руководствуясь статьями 110, 266, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ
решение Арбитражного суда Чеченской Республики от 03.09.2010 по делу N А77-1197/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить открытому акционерному обществу "Российский Сельскохозяйственный банк" (ИНН 7725114488, ОГРН 1027700342890) 2000 рублей государственной пошлины, уплаченной по платежному поручению N 3694 от 10.12.2010 по неверно указанным реквизитам.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Л. Фриев |
Судьи |
И.Н. Егорченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А77-1197/2009
Истец: Южная транспортная прокуратура
Ответчик: ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк" в лице Чеченского регионального филиала, Федеральное государственное унитарное предпрятие "Вайнахавиа"
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государствнным имуществом по Чеченской Республике, Южное межрегиональное территориальное управление воздушного транспорта Федерального агентства воздушного транпорта, Сангериев Ахмед Мусбекович (представитель Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Чеченской Республике), Татаев Хамзат Алиевич (представитель ОАО "Российский Сельскохозяйственный банк")