Заключение Комитета Государственной Думы Федерального Собрания РФ по бюджету и налогам от 7 июня 2007 г.
на проект федерального закона N 425357-4 "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года"
Комитет по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года", внесенный Правительством Российской Федерации, и отмечает следующее.
Проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года" сформирован и представлен в Государственную Думу в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствии с бюджетным законодательством отдельных законодательных актов Российской Федерации"), Бюджетного послания Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2008-2010 годах, действующего законодательства в области обязательного медицинского страхования и налогового законодательства, а также проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года.
Проект бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования (далее - Фонд) составлен на трехлетний период в соответствии с основными принципами бюджетной стратегии на 2008-2010 годы и сбалансирован по доходам и расходам:
в 2008 году - 123 241 204,4 тыс. рублей;
в 2009 году - 119 987 658,2 тыс. рублей;
в 2010 году - 104 482 669,0 тыс. рублей.
(в 2007 году - по доходам 139 643 350,4 тыс. рублей, по расходам в сумме 139 573 350,4 тыс. рублей).
С учетом положений Бюджетного кодекса с 2008 года в законе о бюджете Фонда утверждаются только общий объем доходов и поступления из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные трансферты).
Структура и объем доходов и межбюджетных трансфертов, зачисляемых в бюджет Фонда, представлена в Финансово-экономическом обосновании к проекту федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года" (далее - бюджет Фонда) и оценивается в следующих показателях.
Доходы от поступления ЕСН в 2008 году в сумме 76 697 800,0 тыс. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 16,7%, в 2009 году в сумме 87 565 600,0 тыс. рублей с ростом на 14,2%, в 2010 году в сумме 98 975 800,0 тыс. рублей с ростом на 13%, рассчитаны исходя из прогнозируемого Минэкономразвития России размера фонда оплаты труда на 2008 - 2010 годы соответственно 8 921 млрд. рублей, 10 299 млрд. рублей, 11 771 млрд. рублей.
Поступления от плательщиков, применяющих специальные налоговые режимы предполагаются в 2008 году в сумме 841 620,0 тыс. рублей с ростом к уровню предыдущего года на 14,9%, в 2009 году - 958 173,0 тыс. рублей с ростом на 13,8% и в 2010 году - 1 078 634,0 тыс. рублей с ростом на 12,6%.
Средства федерального бюджета, передаваемые бюджету Фонда, определены в следующих размерах (без учета средств на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами):
на 2008 год - 45 674 381,4 тыс. рублей
на 2009 год - 31 442 949,2 тыс. рублей
на 2010 год - 4 412 240,0 тыс. рублей
В структуре доходной части бюджета Фонда на 2008 год и на период до 2010 года доля безвозмездных поступлений из федерального бюджета в общем объеме доходов на указанный период составляет соответственно 36,9%, 26,2% и 4,2%.
Уменьшение объема средств, выделяемых из федерального бюджета в 2010 году, обусловлено отсутствием решения Правительства Российской Федерации о проведении приоритетного национального проекта "Здоровье" в 2010 году.
Следует отметить, что в бюджете Фонда не предусмотрены средства федерального бюджета, направляемые на оказание государственной социальной помощи отдельным категориям граждан по обеспечению лекарственными средствами, так как указанные средства в соответствии с действующим законодательством учтены в общем объеме ассигнований, предусмотренных на ежемесячные денежные выплаты льготным категориям граждан в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года, и будут определены после 1 октября текущего года, исходя из численности граждан, сохранивших за собой право на получение в 2008 году набора социальных услуг полностью или на получение соответствующей социальной услуги, на основании федерального регистра лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи.
Статья 7 бюджета законопроекта определяет, что указанные межбюджетные трансферты учитываются в сводной бюджетной росписи бюджета Фонда на 2008 год сверх сумм, установленных статьями 1, 3, 6 законопроекта.
В законопроекте предусмотрены средства, передаваемые из федерального бюджета на финансирование диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, дополнительной диспансеризации работающих граждан и финансовое обеспечение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Названные выше функции ФОМС не предусмотрены его Уставом.
Расходы Фонда на 2008 год и на период 2010 года определены в соответствии с нормами действующего законодательства, указами Президента Российской Федерации, иными нормативными правовыми актами, прогнозными показателями социально-экономического развития Российской Федерации.
Проектом федерального закона о бюджете ФОМС на 2008 год и на период до 2010 года расходы предусмотрены в сумме:
на 2008 год - 123 241 204,4 тыс. рублей;
на 2009 год - 119 987 658,2 тыс. рублей;
на 2010 год - 104 482 669,0 тыс. рублей.
Увеличение общих расходов ФОМС на 2008 год по сравнению с 2007 годом составит 17,7% (без учета средств на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами).
За счет средств системы обязательного медицинского страхования в проекте федерального закона о бюджете ФОМС на 2008 год и на период до 2010 года предусмотрены следующие расходы.
Дотации территориальным фондам ОМС на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования
Указанные расходы предусмотрены в сумме:
на 2008 год 41 823 300,0 тыс. рублей;
на 2009 год 70 914 271,5 тыс. рублей;
на 2010 год 82 501 366,5 тыс. рублей.
Распределение дотаций согласно части 3 статьи 6 проекта закона, направляемых в бюджеты территориальных фондов ОМС на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы ОМС, определено на 2008 год в приложении 8.
Распределение средств по субъектам Российской Федерации на 2009-2010 годы согласно части 5 статьи 6 будет осуществляться по результатам исполнения бюджета Фонда за 2007-2009 годы.
Расчет распределения дотаций произведен в соответствии с проектом методики распределения дотаций из Федерального фонда обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС по субъектам Российской Федерации, исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъекта Российской Федерации, рассчитываемого Министерством финансов Российской Федерации.
При этом необходимо отметить, что в 2008 году дотации ФОМС не будут перераспределяться на лекарственное обеспечение в случае недостаточности средств федерального бюджета на указанные цели, как это предусмотрено в бюджете ФОМС на 2007 год.
Указанные расходы будут осуществляться за счет средств нормированного страхового запаса ФОМС, предусмотренного на 2008 год в сумме 18 340 087,3 тыс. рублей.
Значительное увеличение нормированного страхового запаса по сравнению с 2007 годом обусловлено изменением его целевого назначения, которое предусматривает направление указанных средств на финансирование расходов, осуществляемых в 2008 году в рамках базовой программы ОМС, в том числе на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС по финансовому обеспечению территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования, текущее финансовое обеспечение в 2008 году расходов на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами и на завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году.
В соответствии с Положением, утвержденным ФОМС 2 июня 2005 года N 5А/7.1 (регистрационный номер Минюста России 6815 от 21 июля 2005 года) величина нормированного страхового запаса ФОМС определяется в размере до 15 процентов от общей суммы дотаций, направляемых территориальным фондам ОМС на выполнение территориальных программ ОМС в рамках базовой программы ОМС. Предлагаемая сумма нормированного страхового запаса - 18 340 087,3 тыс. рублей превышает уровень 15% от общей суммы дотаций.
Вместе с тем, указанный порядок должен быть отменен, так как бюджет Фонда предусматривает, что порядок формирования и расходования нормированного страхового запаса будет утверждаться в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
В общем объеме расходов предусмотрены межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации в сумме до:
на 2008 год - 16 600 000,0 тыс. рублей;
на 2009 год - 17 000 000,0 тыс. рублей;
на 2010 год - 17 000 000,0 тыс. рублей
на оплату медицинской помощи женщинам в период беременности, родов и послеродовом периоде, а также диспансерного наблюдения ребенка в течение первого года жизни.
Кроме того, за счет средств обязательного медицинского страхования в бюджете Фонда предусмотрено осуществление расходов на обеспечение целевых мероприятий по дальнейшему развитию и совершенствованию системы обязательного медицинского страхования, осуществляемых Фондом во исполнение Устава Фонда, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.98 N 857.
По статье "Информатика" в 2008 году предусмотрены расходы в сумме 539 200,0 тыс. рублей, в том числе на закупку лицензированного программного обеспечения и разработку специализированных программных продуктов, которые предполагается передавать в территориальные фонды ОМС.
Указанные расходы планируется увеличить в 7,5 раз по сравнению с 2007 годом в связи с необходимостью осуществления мероприятий в рамках создания единого информационного поля здравоохранения и обязательного медицинского страхования, в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2006 года N 258-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с разграничением полномочий".
Расходы Фонда на организацию научно-исследовательских работ в области обязательного медицинского страхования составят в 2008 году 10 000,0 тыс. рублей, в 2009 году - 14 000 тыс. рублей, в 2010 году - 17 000,0 тыс. рублей (в 2007 году расходы на указанные цели предусмотрены в сумме 4 650,0 тыс. руб.).
Расходы Фонда по переподготовке и повышению квалификации кадров предусматриваются в сумме 11 559,1 тыс. рублей в 2008 году, в сумме 11 937,2 тыс. рублей в 2009 году и в сумме 12 323,1 тыс. рублей в 2010 году;
В рамках реализации Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации" Фонд в 2008 - 2010 годах продолжит проведение в средствах массовой информации разъяснительной работы о деятельности системы обязательного медицинского страхования в Российской Федерации. Расходы Фонда на эти цели в 2008 году составят 10 159,6 тыс. рублей, в 2009 году - 10 840,5 тыс. рублей, в 2010 году - 11 532,5 тыс. рублей (в 2007 году -7 878,1 тыс. руб.).
Административные расходы Фонда в 2008 году предусматриваются в размере 232 196,0 тыс. рублей, в 2009 году - 262 917,0 тыс. рублей, в 2010 году - 281 841,0 тыс. рублей, включая расходы на оплату труда, текущее содержание Фонда, на проведение ремонта здания и поддержания его и оборудования, переданного в оперативное управление, в технически исправном состоянии.
Структура расходов за счет средств федерального бюджета, передаваемых бюджету ФОМС в 2008 - 2010 годах представлена следующим образом.
Оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами.
Сумма расходов, как отмечалось выше, не указана, так как средства, предназначенные для предоставления набора социальных услуг отдельным категориям граждан, в том числе на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан предусмотрены в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 и на период до 2010 года в общем объеме средств на ежемесячные денежные выплаты.
Обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей)
Расходы предусмотрены в сумме:
2008 год - 3 538 700,0 тыс. рублей;
2009 год - 3 822 570,0 тыс. рублей;
2010 год - 4 071 040,0 тыс. рублей.
Распределение средств Фонда, направляемых в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на указанные цели, согласно статье 8, предусматривается на 2008 год в соответствии с приложением N 9 к проекту закона, а на 2009-2010 годы согласно приложению 10 и рассчитывается исходя из численности детей.
Частью 2 статьи 8 установлено, что направление в бюджеты территориальных фондов ОМС субсидий на обязательное медицинское страхование неработающего населения (детей) осуществляется в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Реализация мероприятий в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования
Частью 1 статьи 6 установлено, что в 2008 году оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" осуществляется в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В 2007 году оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами в соответствии с Федеральным законом "О государственной социальной помощи" также осуществляется в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
Согласно части 2 статьи 6 установлено, что завершение расчетов за фактически отпущенные лекарственные средства отдельным категориям граждан в 2007 году осуществляется Фондом и территориальными фондами обязательного медицинского страхования в первом полугодии 2008 года за счет остатков средств на 1 января 2008 года, образовавшихся в бюджете Фонда и бюджетах территориальных фондов обязательного медицинского страхования на 2007 год в результате неполного использования средств федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами, и ассигнований федерального бюджета, передаваемых в бюджет Фонда в 2008 году в сумме 15 000 000,0 тыс. рублей, в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Необходимо отметить, что предусмотренные в бюджете Фонда дополнительные ассигнования федерального бюджета в размере 15 000 000,0 тыс. рублей на завершение расчетов с фармацевтическими организациями за фактически отпущенные лекарственные средства, позволят улучшить ситуацию с обеспечением лекарственными средствами отдельных категорий граждан и субъектах Российской Федерации уже в 2007 году, так как указанные средства служат гарантией того, что все поставленные фармацевтическими организациями в 2007 году лекарственные средства будут оплачены.
Проведение диспансеризации находящихся в стационарных учреждениях детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Расходы предусмотрены в сумме:
2008 год - 306 583,0 тыс. рублей;
2009 год - 320 379,2 тыс. рублей;
2010 год - 341 200,0 тыс. рублей.
Согласно части 3 статьи 8 проекта закона порядок предоставления субсидий определяется Правительством Российской Федерации.
3 2007 году на указанные цели законом о бюджете ФОМС предусматриваются 290 600,0 тыс. рублей.
Проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан
Расходы на данные цели в проекте бюджета Фонда запланированы на уровне 2007 года и составляют по годам:
2008 год - 4 000 000,0 тыс. рублей;
2009 год - 4 000 000,0 тыс. рублей;
Расходы на 2010 год не определены, поскольку решение по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на 2010 год не принято.
Предоставление субсидий планируется осуществлять в 2008-2009 годах в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Правительством Российской Федерации ежегодно устанавливается порядок предоставления субсидий бюджетам территориальных фондов ОМС на проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан.
Финансовое обеспечение государственного задания в соответствии с программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи на оказание учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), дополнительной медицинской помощи, оказываемой врачами-терапевтами участковыми, врачами-педиатрами участковыми, врачами общей практики (семейными врачами), медицинскими сестрами участковыми врачей-терапевтов участковых, врачей-педиатров участковых, медицинскими сестрами врачей общей практики
Расходы предусмотрены в сумме:
2008 год - 22 829 098,4 тыс. рублей;
2009 год - 23 300 000,0 тыс. рублей;
Расходы на 2010 год не определены, поскольку решение по реализации приоритетного национального проекта "Здоровье" на 2010 год не принято.
Указанные расходы в 2008 году планируется увеличить на 9,8% по сравнению с 2007 годом и на 2,1% в 2009 году по сравнению с 2008 годом.
Согласно части 3 статьи 9 проекта закона средства, передаваемые в виде субвенций в бюджет территориального фонда ОМС (приложения 11 и 12 к законопроекту) на финансовое обеспечение государственного задания, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, занятых оказанием первичной медико-санитарной помощи. Денежные выплаты медицинским работникам устанавливаются в размере 10 тыс. рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5 тыс. рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача).
В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, установленные настоящей статьей денежные выплаты выплачиваются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Объем средств, передаваемых в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включает также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
В целях обеспечения эффективного расходования средств, направляемых на финансовое обеспечение государственного задания ведется Федеральный регистр медицинских работников, в соответствии с правилами, утверждаемыми в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Порядок финансового обеспечения расходов и учета средств, а также методика распределения субвенций на финансовое обеспечение государственного задания устанавливается Правительством Российской Федерации.
При этом предусматривается, что в 2008 - 2009 годах при отсутствии на территории муниципального образования (городского округа) учреждений здравоохранения муниципальных образований и субъекта Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета осуществляются денежные выплаты медицинским работникам первичного звена, оказывающим дополнительную медицинскую помощь в медицинских организациях, в которых в порядке установленном законодательством размещен муниципальный заказ, за исключением медицинских учреждений, подведомственных главным распорядителям средств федерального бюджета.
В Комитет по бюджету и налогам поступили заключения Комитета по охране здоровья и ряда других комитетов, в которых отмечается следующее.
Комитет по охране здоровья предлагает определить объем средств из федерального бюджета, направляемых в бюджет ФОМС на реализацию мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по обеспечению лекарственными средствами и отразить сумму указанных средств в доходах и расходах бюджета Фонда, текстовых статьях и приложениях к проекту федерального закона.
Вместе с тем, в соответствии с действующим законодательством средства на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан на 2008 год в настоящий момент учтены в бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года. Статьей 7 абзац 2 проекта закона о бюджете ФОМС предусмотрено, что межбюджетные трансферты, получаемые из федерального бюджета на оказание отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами на 2008 год будут учитываться сверх сумм, установленных статьями 1, 3, 6 проекта закона в сводной бюджетной росписи бюджета ФОМС на 2008 год, которая в соответствии с Федеральным законом от 26.04.2007 N 63-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный Кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса и приведении в соответствие с бюджетным законодательством Российской Федерации отдельных законодательных актов Российской Федерации" составляется и ведется ФОМС в целях организации исполнения бюджета ФОМС по расходам бюджета.
Принять решение о включении денежных выплат отдельным медицинским работникам учреждений муниципальных образований, оказывающих первичную медико-санитарную помощь, в средний дневной заработок для оплаты отпусков.
Учитывая, что расходы на денежные выплаты медицинским работникам первичного звена осуществляются за счет средств федерального бюджета решение о включении денежных выплат в средний дневной заработок для оплаты отпусков и соответственно решение о финансировании указанных расходов должно быть принято в рамках рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" и принятия соответствующего постановления Правительства Российской Федерации.
Рассмотреть вопрос об источниках финансирования в 2010 году расходов на денежные выплаты медицинскому персоналу первичного звена и проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан
ФОМС осуществляет расходы в рамках национального проекта в сфере здравоохранения в соответствии с решениями, принятыми Правительством Российской Федерации в объемах межбюджетных трансфертов, передаваемых из федерального бюджета на указанные цели.
Соответственно указанное замечание не может быть учтено при доработке проекта федерального закона о бюджете ФОМС на 2008 год и на период до 2010 года", так как средств на указанные цели в бюджете ФОМС нет. Решение о финансировании в 2010 году расходов на денежные выплаты медицинскому персоналу первичного звена и проведение дополнительной диспансеризации работающих граждан за счет средств федерального бюджета может быть принято в рамках рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года" за счет зарезервированных на эти цели средств по разделу "Здравоохранение, физическая культура и спорт".
Учитывая, что территориальные программы ОМС в большей части субъектов Российской Федерации дефицитны, рассмотреть вопрос об оплате услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной неработающим женщинам в период беременности и родов, а также по дополнительному диспансерному наблюдению ребенку в течение первого года жизни, за счет средств федерального бюджета.
Указанное замечание не может быть учтено при доработке проекта федерального закона о бюджете ФОМС на 2008 год и на период до 2010 год", так как вопросы, касающиеся выделения дополнительных финансовых средств из федерального бюджета на осуществление расходов, в том числе по оплате услуг государственным и муниципальным учреждениям здравоохранения по медицинской помощи, оказанной неработающим женщинам в период беременности и родов, а также по дополнительному диспансерному наблюдению ребенку в течение первого года жизни, за счет средств федерального бюджета должны решаться в рамках рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2008 год и на период до 2010 года".
Соответственно, в случае определения объемов межбюджетных трансфертов на указанные цели из федерального бюджета, высвободившиеся средства ФОМС могут быть направлены на финансирование территориальных программ ОМС субъектов Российской Федерации.
Рассмотреть возможность увеличения объема средств, направляемых и 2008 году из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страховании в бюджеты территориальных фондов обязательного медицинского страхования на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования.
В соответствии со статьей 6 часть 3 проекта федерального закона о бюджете ФОМС на выполнение территориальных программ обязательного медицинского страхования предусматривается направить в плановом порядке средства ФОМС в размере 41 823 300,0 тыс. рублей исходя из уровня бюджетной обеспеченности субъектов Российской Федерации.
Кроме того, частью 6 указанной статьи предусмотрено также направлять на выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС по финансовому обеспечению территориальных программ обязательного медицинского страхования в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в случае недостаточности средств на оплату медицинских услуг в процессе исполнения бюджетов территориальных фондов ОМС средства нормированного страхового запаса, общий объем которого составляет 18 340 087,3 тыс. рублей.
Таким образом, фактический объем средств, направляемый на финансирование территориальных программ ОМС в 2008 году, превысит плановые показатели, предусмотренные приложением 8 к проекту закона о бюджете ФОМС на 2008 год и на период до 2010 года и аналогичные показатели 2007 года.
Вместе с тем, необходимо отметить, что одной из основных причин необеспеченности территориальных программ ОМС финансовыми средствами в полном объеме является неисполнение субъектами Российской Федерации статьи 17 Закона Российской Федерации "О медицинском страховании граждан в Российской Федерации", предусматривающей обязанность органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по перечислению средств на обязательное медицинское страхование неработающего населения в объемах, гарантирующих предоставление медицинских услуг указанной категории граждан в рамках территориальной программы ОМС.
Замечание Комитета по проблемам Севера и Дальнего Востока в части увеличения ассигнований по денежным выплатам на сумму подлежащих выплате процентных надбавок к установленным денежным выплатам для лиц, работающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях может быть учтено при условии принятия решения в ходе рассмотрения в Государственной Думе проекта федерального бюджета на 2008 год и на период до 2010 года об увеличении ассигнований федерального бюджета на осуществление денежных выплат с учетом процентных надбавок.
Комитет поддерживает предложения Счетной палаты Российской Федерации и с учетом их считает необходимым рекомендовать Правительству Российской Федерации:
- обеспечить своевременное принятие подзаконных нормативных правовых актов, обеспечивающих реализацию положений федеральных законов;
- разработать и внести в Государственную Думу проекты федеральных законов "Об обязательном медицинском страховании граждан в Российской Федерации", "О государственных гарантиях медицинской помощи", направленные на решение проблем, существующих в системе обязательного медицинского страхования с учетом современного состояния системы здравоохранения;
- разработать проект федерального закона, определяющего правовой статус Федерального фонда обязательного медицинского страхования с учетом развития системы обязательного медицинского страхования.
- в целях стабильного обеспечения отдельных категорий граждан лекарственными средствами внести изменения в Федеральный закон "О государственной социальной помощи" в части делегирования полномочий Российской Федерации субъектам Российской Федерации по оказанию отдельным категориям граждан государственной социальной помощи по обеспечению лекарственными средствами.
Кроме того, для эффективного использования средств, передаваемых в виде субвенций субъектам Российской Федерации на осуществление денежных выплат медицинским работникам, необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, направленные на решение проблем в части:
- определения критериев включения медицинских работников первичного звена в Федеральный регистр и оценки результатов деятельности медицинских работников первичного звена по оказанию дополнительной медицинской помощи, а также регламентации порядка учета объема и качества выполняемых работ;
- определения источников финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения муниципальных образований, связанных с увеличением среднего заработка медицинским работникам первичного звена и оплаты первых двух дней временной нетрудоспособности, а также дополнительных выплат работникам, отработавшим неполный рабочий месяц и не вошедшим в Федеральный регистр.
Комитет отмечает, что в целом бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 и на период до 2010 года позволяет обеспечить решение поставленных в Посланиях Президента Российской Федерации года задач в области обязательного медицинского страхования.
Комитет предлагает Правительству Российской Федерации до рассмотрения законопроекта во втором чтении представить расчеты по определению объемов финансирования дополнительного лекарственного обеспечения с учетом выделения объема средств, необходимых для обеспечения граждан, страдающих заболеваниями, требующими дорогостоящих лекарственных средств.
С учетом изложенного, Комитет по бюджету и налогам считает возможным рекомендовать проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2008 год и на период до 2010 года" к принятию в первом чтении.
Первый заместитель |
В.Б. Шуба |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.