г. Чита |
Дело N А58-2126/2011 |
"27" октября 2011 г. |
|
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 октября 2011 года
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Е.В. Желтоухова, судей Д.Н. Рылова, Н.М. Паньковой, при ведении протокола судебного заседания секретарем Федосеевой Е.Н., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Семеновой Индиры Семеновны на решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от 01 июля 2011 года по делу N А58-2126/2011 по заявлению индивидуального предпринимателя Семеновой Индиры Семеновны (ОГРНИП 310143522200051) к Министерству имущественных отношений Республики Саха (Якутия) (ИНН 1435027592 ОГРН 1021401067995) о признании распоряжения от 26.01.2011 г. NР-55 об отказе в предоставлении заявителю в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, принятое судьей Е.Б. Бадлуевой,
при участии:
от заявителя: не было;
от заинтересованного лица: не было;
от третьего лица, гражданина Федотова Олимпия Егоровича: не было;
и установил:
Заявитель, индивидуальный предприниматель Семенова Индира Семеновна, обратился с заявлением, уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) о признании недействительным распоряжения от 26.01.2011 N Р-55 об отказе в предоставлении заявителю в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Очиченко дом 8 корп. 2.
Предприниматель просил в порядке устранения нарушений его прав и законных интересов обязать Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) произвести действия по передаче земельного участка в собственность индивидуальному предпринимателю Семеновой Индире Семеновне находящегося в государственной собственности, расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Очиченко дом 8 корп.2.
Решением суда первой инстанции от 01 июля 2011 года заявителю отказано в удовлетворении требований.
Принимая указанное решение, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемое распоряжение соответствует нормам действующего законодательства и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Суд первой инстанции также произвел замену заинтересованного лица, Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия) в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на Министерство имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия).
Предприниматель, не согласившись с выводами суда первой инстанции, заявил апелляционную жалобу, в которой просит решение отменить, требования удовлетворить.
Представитель предпринимателя в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200042637652.
Из апелляционной жалобы заявителя следует, что суд первой инстанции дал неправильную оценку оспариваемому распоряжению и обстоятельствам, связанным с резервированием земельного участка.
Представитель Министерства в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200042637645.
Представленным отзывом на апелляционную жалобу, Министерство просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом, уведомление N 67200042637676.
Информация о принятии апелляционной жалобы к производству, о времени и месте судебного заседания размещена судом апелляционной инстанции на официальном сайте арбитражного суда в сети Интернет 28.09.2011.
Согласно п. 2 ст. 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела по существу.
О месте и времени судебного заседания стороны извещены надлежащим образом в порядке ч. 1, 6 ст. 121, ст.ст. 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Четвертый арбитражный апелляционный суд, рассмотрев дело в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе и возражениях на нее, изучив материалы дела, проверив правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права, пришел к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Статьей 199 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в заявлении, в частности, должны быть указаны права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием), а также законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие)
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Согласно ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
Согласно материалам дела, предпринимателю на праве собственности принадлежат объекты недвижимости: нежилое помещение общей площадью 249 кв. м. инв.N 15927, лит. А, А1 с вспомогательными постройками согласно техпаспорта БТИ: Г1, Г2, I, по адресу Республики Саха (Якутия), Якутск, ул. Очиченко, д. 8, корп. 2. Кадастровый номер: 14:36:101025:0002:15927/А, запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 23 ноября 2010 N 14-14-01/075/2010-007 (т. 1, л/д.12).
Вопрос о том, что указанные объекты принадлежат заявителю на праве собственности и находятся на земельном участке, находящемся в государственной собственности, не оспаривается сторонами и подтверждается материалами дела и в силу ч. 3.1 ст. 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, данные обстоятельства признаются сторонами по делу.
Учитывая, что согласно, ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом, предприниматель 07.12.2010 года обратился с заявлением (т. 1, л/д.70) в Министерство о предоставлении ему в собственность земельного участка, находящегося в государственной собственности, площадью 3443 кв. м., с кадастровым номером 14:36:101025:2, категория земель - земли населенных пунктов, разрешенное использование - под производственную базу.
Распоряжением N Р-55 от 26.01.2011 года (т. 1, л/д. 9) Министерство отказало предпринимателю Семеновой И.С. в предоставлении в собственность земельного участка из земель населенных пунктов в зоне производственно - коммунальных объектов IV класса, с кадастровым номером 14:36: 101025: 2, расположенного по адресу: г. Якутск, ул. Очиченко, д. 8, корп.2. с видом разрешенного использования для размещения производственных и административных зданий, строений, общей площадью 3443 кв.в. в связи с резервированием земельного участка для государственных и муниципальных нужд на основании Распоряжения Главы городского округа "Якутск" от 11.10.2007 N 1472 р.
Согласно ст. 56.1 Земельного кодекса Российской Федерации, предусмотренные подпунктами 2 и 3 пункта 1 статьи 40 настоящего Кодекса права собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков на использование земельных участков могут быть ограничены в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд (ч.1).
Ограничения права собственности и иных вещных прав на земельные участки в связи с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд устанавливаются настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч.2).
Согласно ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, резервирование земель для государственных или муниципальных нужд осуществляется в случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, а земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, также в случаях, связанных с размещением объектов инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, объектов обороны и безопасности, созданием особо охраняемых природных территорий, строительством водохранилищ и иных искусственных водных объектов (ч.1).
Резервирование земель допускается в зонах планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, а также в пределах иных необходимых в соответствии с федеральными законами для обеспечения государственных или муниципальных нужд территорий (ч.2).
Земли для государственных или муниципальных нужд могут резервироваться на срок не более чем семь лет. Допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, для строительства автомобильных дорог, железных дорог и других линейных объектов на срок до двадцати лет (ч.3).
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством Российской Федерации (ч.4).
Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" (вступило в действие с 07.08.2008) установлен следующий порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
К решению о резервировании земель прилагается схема резервируемых земель, а также перечень кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель.
Решение о резервировании земель и схема резервируемых земель должны содержать необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельных участках (их частях), права на которые ограничиваются решением о резервировании земель.
Решение о резервировании земель принимается по отношению к земельным участкам, находящимся в пределах одного кадастрового округа (п. 6 Положения).
Решение о резервировании земель, принятое органами местного самоуправления, подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации органов местного самоуправления по месту нахождения резервируемых земельных участков.
Решение о резервировании земель вступает в силу не ранее его опубликования (п. 7 Положения).
Орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном статьей 15 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" (п. 8 Положения).
Государственная регистрация ограничений прав, установленных решением о резервировании земель, а также прекращения таких ограничений осуществляется в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (п.9 Положения).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснил, что суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Согласно ст. 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (ч.1).
Каждое лицо, участвующее в деле, должно раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания или в пределах срока, установленного судом, если иное не установлено настоящим Кодексом (ч.3).
Согласно ч. 2 ст. 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.
В подтверждение правомерности принятия Министерством оспариваемого распоряжения, в дело представлены документы (т.1, л/д., 64, 65, 66, 77, 79), а именно, выкопировка из генерального плана г. Якутска, утвержденного постановлением Городского Собрания депутатов г. Якутска от 06.03.2005 года ПГС-30-1, Правила землепользования и застройки г. Якутска, утвержденные решением Окружного Совета г. Якутска от 25.06.2007 года РОС-51-9,.
Генеральным планом городского округа "Город Якутск", утвержденным постановлением Городского собрания депутатов г. Якутска от 16.03.2005 N ПГС N 30-1 в ред. решения Якутской городской Думы от 11.02.2010 N РЯГД-23-6), пункт 2.5, предусмотрено: " Настоящим проектом предусматривается развитие транспортной схемы города Якутска. В связи с предстоящим строительством железной дороги Томмот - Якутск (Нижний Бестях) предусматривается размещение пассажирского железнодорожного вокзала в районе ДСК и дальнейшим продолжением до п. Кангалассы".
Между тем суд апелляционной инстанции, оценивая указанные обстоятельства, считает, что представленные Министерством документы не свидетельствуют, что земельный участок с кадастровым номером 14:36:101025:2 включен в резерв земель для государственных или муниципальных нужд, по следующим основаниям.
Из представленных Министерством документов невозможно установить какие земельные участки и с какими кадастровыми номерами отнесены к резервным землям. Представленный в материалы дела документ (похожий на часть карты) (т. 1, л/д.79) не содержит сведений о его наименовании, а также указаний на те сведения, которые он несет в подтверждение доводов Министерства.
Сведения N 15899 от 20.12.2010 года (т. 1, л/д.66) указывают о схеме расположения планировочной структуры без указания каких-либо сведений о земельных участках и координатах их расположения.
Довод Министерства о том, что Постановление Правительства РФ от 22.07.2008 N 561 "О некоторых вопросах, связанных с резервированием земель для государственных или муниципальных нужд" не подлежит применению, поскольку Распоряжение Главы городского округа "Якутск" от 11.10.2007 N 1472р издано до его вступления в силу, не принимается судом апелляционной инстанции, поскольку с моментом принятия Постановления Правительства, органы государственной власти обязаны были привести изданные им правовые акты в соответствии с требованиями Постановления и в первую очередь опубликованы, поскольку в силу ч. 8 ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации данное обстоятельство порождает определенные последствия при получении земельных участков.
Кроме того, с принятием Постановления Правительства РФ от 22.07.2008 N 561, каких-либо оснований говорить о незаконности Распоряжения Главы городского округа "Якутск" от 11.10.2007 N 1472р нет, то же время с вступлением Постановления Правительства в силу, оформление указанных земельных участков должно быть осуществлено соответствующим образом, в том числе зарегистрировано обременение в установленном порядке земельных участков, с указанием их конкретных кадастровых номеров.
Суд апелляционной инстанции также считает, что Распоряжение Главы городского округа "Якутск" от 11.10.2007 N 1472р не относится к земельному участку с кадастровым номером 14:36: 101025: 2, расположенному по адресу: г. Якутск, ул. Очиченко, д. 8, корп.2, поскольку в силу ст. 70.1 Земельного кодекса Российской Федерации, вступившей в действие с 29.05.2007 года допускается резервирование земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности и не предоставленных гражданам и юридическим лицам, поскольку в противном случае такие земли могут быть изъяты в порядке ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Поскольку на земельном участке с кадастровым номером 14:36: 101025: 2 имеются объекты собственности, принадлежащие как заявителю, так и третьему лицу, такой земельный участок не может быть отнесен к землям резерва, а подлежит выкупу в порядке ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
То обстоятельство, что собственники объектов недвижимости на указанном земельном участке не оформили права на данный земельный участок, не может свидетельствовать об ограничении их прав на получение его в собственность, до момента официального опубликования сведений об отнесении такого земельного участка в земельный резерв. Поскольку какого-либо опубликования в уполномоченных средствах массовой информации сведений о том, что земельный участок с кадастровым номером 14:36: 101025: 2 отнесен к землям резервного фонда не было на момент обращения предпринимателя, утверждать, что данный земельный участок законным образом находится в резерве земель, нет.
В силу указанного, у Министерства не было каких-либо законных оснований отказывать предпринимателю в предоставлении земельного участка в собственность по основаниям, что земельный участок с кадастровым номером 14:36: 101025: 2 отнесен к землям резерва для государственных и муниципальных нужд.
Между тем, учитывая, что на испрашиваемом земельном участке с кадастровым номером 14:36: 101025: 2 имеется объект недвижимости, принадлежащий третьему лицу, суд апелляционной инстанции не может в качестве устранения нарушения прав заявителя обязать Министерство произвести действия по передаче земельного участка в собственность индивидуальному предпринимателю Семеновой Индире Семеновне, находящегося в государственной собственности и расположенного по адресу: Республика Саха (Якутия), город Якутск, улица Очиченко дом 8 корп.2.
В тоже время, Министерство обязано устранить нарушения прав заявителя о чём в силу ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должно быть указано в резолютивной части решения суда.
При этом Министерство при устранении прав заявителя обязано строго руководствоваться требованиями ст. 31 Земельного кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного суд апелляционной инстанции считает, что требования заявителя подлежат удовлетворению.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в пользу индивидуального предпринимателя Семеновой Индиры Семеновны судебные расходы в размере 300 руб. в виде уплаченной государственной пошлины по платежным документам платежное поручение N 6 от 16.03.2011, и N 11 от 13.07.2011 (в сумме 100 руб.)
Вернуть Семеновой Индире Семеновне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 900 руб. по платежному поручению N 11 от 13.07.2011.
Суд, руководствуясь статьями 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) от "01" июля 2011 года по делу N А58-2126/2011 отменить.
Признать распоряжение от 26.01.2011 N Р-55 Министерства имущественных отношений Республики Саха (Якутия) незаконным, как несоответствующее Земельному кодексу Российской Федерации.
Министерству имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) устранить нарушение прав и законных интересов индивидуального предпринимателя Семеновой Индиры Семеновны, путем рассмотрения заявления предпринимателя от 03.12.2010 и принятия по результатам рассмотрения соответствующего решения в срок до 24 ноября 2011 года в соответствии с требованиями Земельного кодекса Российской Федерации.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Взыскать с Министерства имущественных и земельных отношений Республики Саха (Якутия) в пользу индивидуального предпринимателя Семеновой Индиры Семеновны судебные расходы в размере 300 руб.
Вернуть Семеновой Индире Семеновне из федерального бюджета излишне уплаченную государственную пошлину в размере 1 900 руб.
Постановление может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления его в законную силу.
Председательствующий судья |
Е.В. Желтоухов |
Судьи |
Н.М. Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А58-2126/2011
Истец: Семенова Индира Семеновна
Ответчик: Министерство имущественных отношений Республики Саха (Якутия), Министерство имущественных отношений РС(Я)
Третье лицо: Федотов Олимпий Егорович