г. Чита |
Дело N А19-5542/2011 |
27.10.2011
Резолютивная часть постановления объявлена 25.10.2011.
Полный текст постановления изготовлен 27.10.2011
Четвертый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи М. А. Клепиковой, судей: К. Н. Даровских, Л. В. Ошировой
при ведении протокола судебного заседания секретарем О.О. Горловой
при участии:
от истца: Никольская С.И. - представитель по доверенности N 47 от 09.03.2011
от ответчика: не явился, извещен (сведения сайта Почта России)
от третьего лица: не явился, извещен (ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Агентства лесного хозяйства Иркутской области на решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июля 2011 года по делу N А19-5542/2011 по иску ООО "Русфорест Усть-Илимск" (ОГРН 1103817000473 ИНН 3817036842) к Иркутской области в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области (ОГРН 1073808028194 ИНН 3808170859), третье лицо: Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству (ОГРН 1083817000024 ИНН 3817032990) об обязании принять решение о возврате неосновательного обогащения в виде излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка от 28.12.2004 в сумме 4 252 553, 80 руб.,
принятое судьей И. П. Дягилевой,
в деле объявлялся перерыв с 18.10.2011 по 25.10.2011
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Русфорест Усть-Илимск" обратилось с уточненным требованием об обязании Агентство лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы по договору аренды лесного участка N 91-12-2/8 от 16.09.2008 г. в сумме 4 239 808 руб.
Решением Арбитражного суда Иркутской области от 20 июля 2011 года исковые требования удовлетворены.
Ответчик, не согласившись с принятым судебным актом, в апелляционной жалобе просит его отменить, в удовлетворении исковых требований отказать, ссылаясь на отсутствие доказательств применения при расчетах арендной платы приказа Рослесхоза N 255.
По мнению заявителя, нормы Лесного кодекса РФ 2006 года не подлежат применению к договорным правоотношениям (в частности, к договору аренды лесных участков до момента приведения его в соответствие с ЛК РФ 16.09.2008), возникшим до момента введения его в действие (01.01.2007 г.), поскольку это противоречит статье 4, части 2 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 2 ФЗ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Как указывает заявитель, положения статьи 73 Лесного кодекса РФ 2006 года, равно как и Постановление Правительства РФ от 22.05.2007 г. N 310, принятое в соответствии с указанной нормой, не применимы к правоотношениям сторон, возникшим из договора аренды, условия которого не были изменены в предусмотренном законом порядке (до 11.11.2008), а потому до указанного момента арендная плата подлежала уплате в соответствии с договором аренды участка лесного фонда, заключенного в соответствии с ранее действовавшим законодательством. Ни новый Лесной кодекс РФ, ни ФЗ N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса РФ" не содержат нормы права, прекращающие действие ранее заключенных договоров аренды лесных участков в части условия о размере арендной платы, либо предусматривающие применение статьи 73 Лесного кодекса РФ на отношения, возникшие до введения его в действие.
Ответчик полагает, что арендатор (истец) с момента приведения договора аренды участка лесного фонда в соответствие с ЛК РФ 2006 года, обязан вносить арендную плату в установленном договором размере.
Истец представил отзыв на апелляционную жалобу, просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представленные истцом расчет арендной платы по ООО "ПИК-89" по договору аренды участков лесного фонда N 38-38-16/007/2005 от 09.02.2005, копия приказа Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области N 21-дпр от 23.04.2008, ответа ТУ АЛХ Иркутской области по Илимскому лесничеству N 110 от 09.02.2009, письма ООО "ПИК-89" N 76 от 02.02.2009, копия расчета арендной платы по ООО "Русфорест Усть-Илимск" на 2011 год приобщены к материалам дела на основании части 2 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, поскольку представлены в обоснование возражений относительно доводов апелляционной жалобы.
В судебном заседании представитель истца поддержал доводы отзыва на апелляционную жалобу.
Ответчик и третье лицо в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания уведомлены надлежащим образом.
В соответствии со ст.156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает жалобу в отсутствие надлежащим образом уведомленных лиц. Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии с главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, проверив правильность применения норм материального и соблюдения норм процессуального права, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и установлено судом, по результатам проведенного 27.12.2004 лесного конкурса между государственным учреждением Илимский лесхоз (арендодатель) и ООО "ПИК-89" (арендатор) заключен договор аренды участка лесного фонда от 28.12.2004, по условиям которого арендодатель обязался передать арендатору в возмездное долгосрочное пользование сроком на 49 лет участок лесного фонда, для осуществления заготовки древесины (п. 1.1 договора). Характеристика указанного участка содержится в пункте 1.2 договора - местонахождение: на территории Илимского лесхоза Усть-Илимского района, в лесах третьей группы: Тушамского лесничества в составе кварталов N N 6.7,16,24; Кеульского лесничества в составе кварталов NN 102,132,160-162,192-194,227,228,265,299-308; Невонского лесничества в составе кварталов NN 32-41,81-87, общая площадь 30179 га.
Договор аренды участка лесного фонда от 28.12.2004 зарегистрирован УФРС по Иркутской области и Усть-Ордынскому Бурятскому автономному округу за N 38-38-16/007/2005-117.
Дополнительным соглашением к договору от 25.04.2006 стороны внесли изменения в предмет договора, уменьшив площадь используемого арендатором участка лесного фонда до 29 442 га.
На основании заявления ООО "ПИК-89" и статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" данный договор был приведен в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации согласно приказу Агентства лесного хозяйства Иркутской области от 19.08.2008 г. N 591-апр с изменениями, внесенными приказом N 1199-апр от 08.12.2008 г., в связи с чем между территориальным управлением агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству (арендодатель) и ООО "Пик-89" (арендатор) заключен договор аренды лесного участка N 91-12-2/8 от 16.09.2008.
Пунктами 1, 2 договора предусмотрено, что арендодатель, действующий в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации", Порядком приведения договоров аренды участков лесного фонда и договоров безвозмездного пользования участками лесного фонда в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, утвержденным приказом МПР России от 04.10.2007 N 258, обязался предоставить, а арендатор обязался принять во временное возмездное пользование лесной участок, находящийся в собственности Российской Федерации, с номером учетной записи в государственном лесном реестре 329-2008-09, площадью 29442 га, местоположение: Иркутская область, Илимское лесничество, на территории Усть-Илиского и Братского районов (ранее - ВГУП "Илимский лесхоз"), эксплуатационные леса (ранее леса третьей группы), Невонское участковое лесничество: "Тушамская дача" (ранее Тушамское лесничество) в составе кварталов NN 6.7,16,24, "Кеульская дача" (ранее Кеульское лесничество) в составе кварталов NN 102,132,160-162,192-194,227,228,265,299-308, "Невонская дача" (ранее Невонское лесничество) в составе кварталов NN 32-41,81-87. Согласно п. 3 договора схема расположения лесного участка и его характеристики приводятся в приложениях NN 1-4 договора.
Пунктом 5 договора N 91-12-2/8 от 16.09.2008 стороны установили арендную плату в размере 3 117 372 руб. в год. Согласно п.п.6, 11б договора арендатор обязуется вносить арендную плату ежеквартально равными частями в размере _ части годового размера арендной платы с 1 по 15 число первого месяца текущего квартала.
В соответствии с п.7 договора размер арендной платы подлежит изменению пропорционально изменению ставки платы за единицу объема лесных ресурсов, устанавливаемых в соответствии со ст. 73 Лесного кодекса Российской Федерации. Размер арендной платы изменяется арендодателем в одностороннем порядке в случае изменения основания или (и) порядка расчета арендной платы, минимального размера арендной платы, а также в иных устанавливаемых законодательством Российской Федерации случаях. Изменения арендной платы согласовываются с арендатором путем подписания дополнительного соглашения к договору аренды.
Согласно Уставу общества с ограниченной ответственностью "Русфорест Усть-Илимск" (п. 1.1), свидетельствам о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серии 38 N 002849357 от 01.04.2010, серии 38 N 002849354 от 01.04.2010 общество с ограниченной ответственностью "Русфорест Усть-Илимск" является правопреемником общества с ограниченной ответственностью "Пик-89".
Полагая, что Агентство лесного хозяйства Иркутской области при расчете арендной платы за пользование лесным фондом неправомерно применило коэффициент 2, установленный приказом Федерального агентства лесного хозяйства N 255 от 14.09.2005 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", истец обратился в суд с требованием об обязании ответчика принять решение о возврате излишне уплаченной арендной платы.
На основании части 1 статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение)
Согласно пункту 2 статьи 1105 Гражданского кодекса Российской Федерации, лицо, неосновательно временно пользовавшееся чужим имуществом без намерения его приобрести либо чужими услугами, должно возместить потерпевшему то, что оно сберегло вследствие такого пользования, по цене, существовавшей во время, когда закончилось пользование, и в том месте, где оно происходило.
В силу статьи 94 Лесного кодекса Российской Федерации использование лесов в Российской Федерации является платным.
В соответствии с пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации размер арендной платы определяется на основе минимального размера арендной платы, устанавливаемого в соответствии с частями 2, 3 и 4 настоящей статьи.
Пунктом 4 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что ставки платы для аренды лесов, находящихся в федеральной собственности, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
Таким образом, вопросы установления минимального размера арендной платы (начальной цены предмета аукциона) при использовании лесных участков, находящихся в федеральной собственности, урегулирован на федеральном уровне и к предметам ведения органов государственной власти субъектов Российской Федерации не относится.
Подпунктом "в" пункта 7 Примечания 1 Таблицы 2 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" ставки при проведении сплошных рубок корректируются с учетом ликвидного запаса древесины на 1 гектаре лесосеки путем их умножения на следующие коэффициенты: 1,05 - при ликвидном запасе древесины от 150,1 и более плотных куб. метров на 1 гектар.
В силу пункта 1 статьи 3 ФЗ от 24.07.2007 N 198-ФЗ "О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов" ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2008 году с коэффициентом 1,15.
В свою очередь, пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.11.2008 N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов" установлено, что ставки платы за единицу объема древесины, заготавливаемой на землях, находящихся в федеральной собственности, установленные Правительством Российской Федерации в 2007 году, применяются в 2009 году с коэффициентом 1,30, равно как, и в 2010 году на основании Федерального закона N 308-ФЗ от 02.12.2009 г. "О Федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов".
Таким образом, при расчете арендной платы по минимальным ставкам истцом правомерно применены ставки, предусмотренные Постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" с применением корректирующего коэффициента 1,05 и бюджетных коэффициентов -1,15 в 2008 году и 1,30 в 2009 и 2010 годах.
При этом Арбитражный суд Иркутской области пришел к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для применения при расчете арендной платы коэффициента, предусмотренного приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации N 255 от 14.09.2005 "О ставках лесных податей за древесину, отпускаемую на корню", на который указано в расчете арендной платы за 2008 г.
В соответствии со статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 года) установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства или органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах компетенции, определенной в соответствии со статьями 46 и 47 настоящего Кодекса.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства Министерства природных ресурсов Российской Федерации от 14.09.2005 N 255, изданным в пределах компетенции, предусмотренной статьей 104 Лесного кодекса Российской Федерации (1997 год), утверждены ставки лесных податей за древесину, отпускаемую на корню, включающие в себя: размер минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утвержденных постановлением Правительства от 19.02.2001 N127 "О минимальных ставках платы за древесину, отпускаемую на корню", для Иркутской области установлен повышающий коэффициент - 2.
С 1 января 2007 года введен в действие новый Лесной кодекс Российской Федерации.
Пунктом 1 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" признаны утратившими силу раздел I, главы 4 и 5, статьи 31 - 37, статья 42 (за исключением положений в части осуществления на основании лесорубочного билета, ордера и (или) лесного билета краткосрочного пользования лесным фондом и выполнения лесохозяйственных работ), статьи 43 - 45, разделы III - IV и особенная часть Лесного кодекса Российской Федерации, в том числе, статья 104 Лесного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой плата за лесопользование была установлена в виде лесных податей, а установление ставок лесных податей было отнесено к компетенции федеральных органов исполнительной власти в области лесного хозяйства.
Новый Лесной кодекс предусмотрел оплату за лесопользование в виде ставок платы за единицу объема лесных ресурсов и ставок платы за единицу площади лесного участка, установление которых отнесено названным Кодексом к компетенции соответственно Правительства Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления.
Ставки арендной платы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности"; постановление Правительства Российской Федерации от 19.02.2001 N 127 признано утратившим силу.
На момент вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 310 от 22 мая 2007 года приказ Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 14.09.2005 г. N 225 содержал соответствующие корректирующие коэффициенты. Указанный приказ действовал до его отмены приказом Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации от 29.02.2008 N 60, который вступил в законную силу 24.04.2008 г.
Полномочия Федерального агентства лесного хозяйства Российской Федерации по утверждению ставок арендной платы отменены постановлением Правительства Российской Федерации от 24 мая 2007 года N 413 "О полномочиях Федерального агентства лесного хозяйства в области лесных отношений".
Ни новым Лесным кодексом Российской Федерации, ни иными федеральными нормативными правовыми актами не предусмотрено взимание коэффициента, аналогичного территориальному коэффициенту, установленному указанным выше приказом. Как следует из расчета арендной платы на 2008 по договору аренды N 38-38-16/007/2005-117 от 09.02.2005, расчет произведен на основании приказа ФАЛХ N 255 от 14.09.2005. Согласно приложению N 6 к договору аренды N 91-12-2/8 от 16.09.2008, по конкретным ставкам также применен коэффициент 2,0 на основании Приказа Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области N 21-ДПР от 23.04.2008.
При указанных обстоятельствах отклоняется довод жалобы об отсутствии доказательств применения при расчетах арендной платы приказа Рослесхоза N 255.
С учетом установленных Постановлением Правительства N 310 от 22.05.2007 г.. ставок платы за единицу объема лесных ресурсов, а также корректирующего коэффициента 1,05 и бюджетных коэффициентов -1,15 в 2008 году и 1,30 в 2009 и 2010 годах, минимальный размер арендной платы за 2008 год составит 1 513 288 руб., а за 2-4 кварталы - 1 134 966 руб.; минимальный размер арендной платы за 2009 и 2010 годы составит 1 710 704 руб., за 1-3 кварталы 2010 года - 1 283 028 руб.
Согласно платежным поручениям N 907 от 15.05.2008 г.., N 416 от 15.08.2008 г.., N 952 от 14.11.2008 г.., N 304 от 19.02.2009 г.., N 495 от 19.03.2009 г.., N 728 от 15.04.2009 г.., N 550 от 10.07.2009 г.., N 471 от 15.10.2009 г.., N 217 от 29.01.2010 г.., N 199 от 16.04.2010 г.., N 494 от 03.08.2010 г., за период со 2 квартала 2008 года по 3 квартал 2010 год истец уплатил арендную плату в части превышающей минимальный размер, в сумме 4 376 415 руб.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что переплата истца в бюджет субъекта составила 4 252 553 руб. 80 коп., которая подлежат возврату последнему в соответствии с положениями статей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации. С учетом положений статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд удовлетворил исковые требования о возврате излишне уплаченных по договору денежных средств в бюджет Иркутской области в заявленной сумме 4 239 808 руб.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы федерального бюджета формируются в соответствии со статьями 41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 57 Бюджетного кодекса Российской Федерации неналоговые доходы бюджетов субъектов Российской Федерации формируются в соответствии со статьями 41, 42, 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации.
В силу пункта 3 части 2 статьи 160. 1. Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает следующими бюджетными полномочиями: принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы, и представляет поручение в орган Федерального казначейства для осуществления возврата в порядке, установленном Министерством финансов Российской Федерации.
В силу пункта 1 Приказа Департамента лесного комплекса и водных ресурсов Иркутской области "Об администрировании доходов бюджетов" N 8-дпр от 31.01.08 Агентству лесного хозяйства Иркутской области делегированы полномочия по администрированию платы за использование лесов в части, превышающей минимальный размер арендной платы.
В соответствии с пунктом 2.3. Приказа именно администратор доходов бюджета принимает решение о возврате излишне уплаченных (взысканных) платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов, начисленных на излишне взысканные суммы.
В этой связи судом правомерно признаны обоснованными и подлежащими удовлетворению требования истца об обязании Агентства лесного хозяйства Иркутской области принять решение о возврате истцу излишне уплаченных по договору денежных средств в бюджет Иркутской области в сумме 4 239 808 руб.
При указанных обстоятельствах апелляционная инстанция не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы, доводы которой проверены в полном объеме и не могут быть учтены, как не влияющие на законность и обоснованность принятого по делу судебного акта.
На основании изложенного и руководствуясь ст.258, ст.ст.268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
постановил:
Решение Арбитражного суда Иркутской области от 20 июля 2011 года по делу N А19-5542/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня принятия.
Председательствующий |
М. А. Клепикова |
Судьи |
К. Н. Даровских |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А19-5542/2011
Истец: Общество с ограниченной ответственностью "Русфорест Усть-Илимск"
Ответчик: Агентства лесного хозяйства Иркутской области, Иркутская область в лице Агентства лесного хозяйства Иркутской области
Третье лицо: Территориальное управление агентства лесного хозяйства Иркутской области по Илимскому лесничеству
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2011 Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда N 04АП-3457/11