г. Санкт-Петербург
27 октября 2011 г. |
Дело N А56-27469/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 27 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего А.Б. Семеновой
судей Г.В. Борисовой, Л.В. Зотеевой
при ведении протокола судебного заседания: Ж.А. Алыбиной
при участии:
от истца (заявителя): предпринимателя Е.И. Пак (свидетельство от 07.12.2009 N 47 002854362)
от ответчика (должника): представителя И.А. Аламова (доверенность от 27.12.2010 б/н)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-15218/2011) ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.07.2011 по делу N А56-27469/2011 (судья Д.Ю. Боровлев), принятое
по иску (заявлению) Индивидуального предпринимателя Пак Екатерины Иннокентьевны
к ТУ ФС финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
об оспаривании постановления от 27.04.2011
установил:
Индивидуальный предприниматель Пак Екатерина Иннокентьевна (место нахождения: 188308, г. Гатчина, ул. Рощинская, д.21, кВ. 97, ОГРНИП 309470534100011) (далее - предприниматель) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области (место нахождения: 191311, Санкт-Петербург, ул. Смольного, д.3) (далее - Управление) от 27.04.2011 N 41-11/101 по делу об административном правонарушении, которым предприниматель привлечена к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ в виде наложения штрафа в размере 3/4 от суммы незаконной валютной операции, что составило 5887,50 долларов США (в эквиваленте - 167375,74 руб.).
Решением от 19.07.2011 заявленное требование предпринимателя удовлетворено, оспариваемое постановление признано незаконным и отменено.
В апелляционной жалобе Управление просит отменить решение и принять новый судебный акт, ссылаясь на необъективную оценку судом обстоятельств, имеющих значение для дела, и на неверное применение норм материального права.
По мнению подателя жалобы, суд не учел, что предпринимателем осуществлен наличный расчет с нерезидентом в рамках Контракта, то есть нарушен порядок, установленный частью 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ, что образует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
В судебном заседании представитель Управления поддержал доводы апелляционной жалобы, предприниматель просила решение суда оставить без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность судебного акта проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, предпринимателем заключен договор от 01.09.2010 N 857-74 с компанией GSK UMIAT Logistics in Finland Oy (нерезидент) на услуги по агентскому сопровождению и таможенному оформлению контейнера на территории Финляндии (далее - Контракт, л.д. 29-35).
Согласно пунктам 3.2, 3.3 Контракта оплата услуг по организации перевозок грузов производится клиентом (предприниматель) согласно выставленным счетам, в долларах США.
Из материалов, переданных в Управление Санкт-Петербургской таможней, усматривается, что в ходе исполнения обязательств по Контракту нерезидентом оказаны предпринимателю услуги по агентскому сопровождению и таможенному оформлению контейнера, что подтверждается счетом N 141 от 10.09.2010 на сумму 6840 долларов США (л.д.64) и письмом компании - нерезидента от 11.11.2010 (л.д.63).
Согласно справке о приеме денежных средств от 30.11.2010, а также объяснениям от 26.01.2011, данным предпринимателем должностному лицу таможенного органа, оплата оказанных услуг в сумме 7850 долларов США произведена предпринимателем на территории Финляндии путем наличного денежного расчета 30.11.2010 (л.д. 36, 73-75).
С учетом изложенного Управление пришло к выводу о том, что предприниматель в нарушение требований части 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" от 10.12.2003 N173-ФЗ (далее - Закон N173-ФЗ) осуществил незаконную валютную операцию, выразившуюся в наличном денежном расчете с нерезидентом в рамках Контракта.
Указанное обстоятельство послужило основанием Управлению для оформления протокола от 31.03.2011 N 41-11/101 об административном правонарушении, ответственность за совершение которого установлена частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ (л.д.85-86).
По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении Управлением вынесено постановления от 27.04.2011. N 41-11/101 о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по пункту 1 статьи 15.25 КоАП РФ с назначением наказания в виде взыскания штрафа в размере ? размера суммы незаконной валютной операции, что составило 5887,50 долларов США (в эквиваленте - 167375,74 руб.) (л.д.7-9).
Не согласившись с законностью вынесенного постановления, предприниматель обратился с заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции заявленные требования предпринимателя удовлетворил в связи с отсутствием состава вменяемого административного правонарушения в действиях предпринимателя.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебного акта по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление незаконных валютных операций, то есть осуществление валютных операций, запрещенных валютным законодательством Российской Федерации, или осуществление валютных операций с невыполнением установленных требований об использовании специального счета и требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
Как следует из материалов дела и пояснений Управления, предпринимателю вменяется осуществление незаконных валютных операций.
Согласно пункту 9 части 1 статьи 1 Закона N 173-ФЗ к валютным операциям, в частности, относится использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа.
В соответствии со статьей 6 Закона N 173-ФЗ валютные операции между резидентами и нерезидентами осуществляются без ограничений, за исключением валютных операций, предусмотренных статьями 7, 8 и 11 названного Федерального закона, в отношении которых ограничения устанавливаются в целях предотвращения существенного сокращения золотовалютных резервов, резких колебаний курса валюты РФ, а также для поддержания устойчивости платежного баланса РФ. Указанные ограничения носят недискриминационный характер и отменяются органами валютного регулирования по мере устранения обстоятельств, вызвавших их установление (статья 7 Закона действовала до 01.07.2006, статья 8 - до 01.01.2007, пункты 3 - 6 статьи 11 - до 01.07.2006).
Таким образом, осуществленная предпринимателем валютная операция к этим исключениям не относится, в связи с чем является операцией, разрешенной валютным законодательством.
Согласно части 3 статьи 15 Закона N 173-ФЗ физические лица - резиденты имеют право единовременно вывозить из Российской Федерации наличную иностранную валюту в сумме, равной в эквиваленте 10000 долларов США или не превышающей эту сумму.
Следовательно, легальный вывоз физическим лицом - резидентом иностранной валюты с территории Российской Федерации предполагает право ее свободного использования за пределами Российской Федерации в законных целях.
Суд апелляционной инстанции считает подлежащим отклонению довод подателя апелляционной жалобы о нарушении предпринимателем порядка расчетов при осуществлении валютных операций, установленного частью 3 статьи 14 Закона N 173-ФЗ.
Согласно части 3 статьи 4 Закона N 173-ФЗ (в редакции, действовавшей в период совершения правонарушения) расчеты при осуществлении валютных операций производятся физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках, порядок открытия и ведения которых устанавливается Центральным банком Российской Федерации, за исключением следующих валютных операций, осуществляемых в соответствии с настоящим Федеральным законом:
1) передачи физическим лицом - резидентом валютных ценностей в дар Российской Федерации, субъекту Российской Федерации и (или) муниципальному образованию;
2) дарения валютных ценностей супругу и близким родственникам;
3) завещания валютных ценностей или получения их по праву наследования;
4) приобретения и отчуждения физическим лицом - резидентом в целях коллекционирования единичных денежных знаков и монет;
5) перевода физическим лицом - резидентом из Российской Федерации и получения в Российской Федерации физическим лицом - резидентом перевода без открытия банковских счетов, осуществляемых в установленном Центральным банком Российской Федерации порядке, который может предусматривать только ограничение суммы перевода, а также почтового перевода;
6) покупки у уполномоченного банка или продажи уполномоченному банку физическим лицом - резидентом наличной иностранной валюты, обмена, замены денежных знаков иностранного государства (группы иностранных государств), а также приема для направления на инкассо в банки за пределами территории Российской Федерации наличной иностранной валюты;
7) расчетов физических лиц - резидентов в иностранной валюте в магазинах беспошлинной торговли, а также при реализации товаров и оказании услуг физическим лицам - резидентам в пути следования транспортных средств при международных перевозках.
Между тем, из положений указанной части статьи 14 Закона N 173-ФЗ в совокупности с положениями статьи 6 и части 3 статьи 15 Закона N 173-ФЗ следует, что требование об осуществлении валютных операций физическими лицами - резидентами через банковские счета в уполномоченных банках не распространяется на валютные операции, осуществляемые этими лицами за пределами Российской Федерации с использованием наличной иностранной валюты, вывезенной из Российской Федерации на законных основаниях.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума ВАС РФ от 27.03.2006 N 12938/05.
Исходя из части 1 статьи 15.25 КоАП РФ под незаконными валютными операциями следует понимать как валютные операции, запрещенные валютным законодательством РФ, так и валютные операции, совершаемые с нарушением требований о резервировании, а равно списание и (или) зачисление денежных средств, внутренних и внешних ценных бумаг со специального счета и на специальный счет с невыполнением установленного требования о резервировании.
С учетом изложенного совершенная предпринимателем валютная операция не может быть отнесена к категории незаконных валютных операций, совершение которых образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.25 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах у административного органа отсутствовали правовые основания для привлечения предпринимателя к административной ответственности по указанной статье, в связи с чем суд первой инстанции правомерно признал незаконным и отменил оспариваемое постановлении.
Оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19 июля 2011 года по делу N А56-27469/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий |
А.Б. Семенова |
Судьи |
Г.В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-27469/2011
Истец: ИП Пак Екатерина иннокентьевна
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Ленинградской области
Хронология рассмотрения дела:
27.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-15218/11