г. Пермь
01 апреля 2010 г. |
Дело N А60-58961/2009 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 марта 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 01 апреля 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Осиповой С.П., Ясиковой Е.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Миллер Н.В.,
при участии:
от заявителя - Межрайонная ИФНС России N 2 по г. Чите: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга: не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - ООО "Горизонт": не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя -
Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Чите
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 января 2010 года
по делу N А60-58961/2009,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению Межрайонной ИФНС России N 2 по г. Чите
к ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
третье лицо: ООО "Горизонт"
о признании решения недействительным,
установил:
Межрайонная ИФНС N 2 по г.Чите (далее - заявитель) обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, налоговый орган) с требованием о признании недействительным решения о государственной регистрации ООО "Горизонт" N 13538 от 03.12.2007 и исключения записи за основным государственным регистрационным номером 1076672042787 из Единого государственного реестра юридических лиц.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 27.01.2010 г.. в удовлетворении заявленных требований отказано.
Заявитель с решением суда первой инстанции не согласен и по мотивам, изложенным в апелляционной жалобе, просит его отменить, удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
В обоснование жалобы указывает на то, что документы, представленные для государственной регистрации юридического лица, а именно в части обязательных сведений о месте нахождения юридического лица не отвечают требованиям достоверности содержащейся в них информации, что влечет недействительность решения о государственной регистрации. Указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица влечет отказ в его государственной регистрации, так как затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля.
ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (заинтересованное лицо) представило письменный отзыв на доводы апелляционной жалобы, в соответствии с которым просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения. Указывает, что налоговым органом на основании представленного на государственную регистрацию пакета документов, была произведена государственная регистрация изменений, в части изменений, касающихся смены местонахождения общества. Представленный пакет документов соответствовал требованиям ст.ст. 9, 14 Закона N 129-ФЗ и оснований для отказа не имелось; информация, предоставляемая в налоговый орган при государственной регистрации носит уведомительный характер, ее достоверность зависит от добросовестности учредителей и уполномоченных лиц; у инспекции отсутствуют полномочия по проведению правовой экспертизы представленных для государственной регистрации документов.
ООО "Горизонт" письменного отзыва на доводы апелляционной жалобы не представило.
Лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы надлежащим образом, в судебное заседание не явились.
На основании ст.ст. 156, 266 АПК РФ жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.
Из материалов дела следует, что 26.11.2007 ИФНС по России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга получено заявление по форме N Р12001 о государственной регистрации юридического лица ООО "Горизонт", создаваемого путем реорганизации. С заявлением о государственной регистрации представлены следующие документы: заявление о государственной регистрации созданного юридического лица по форме N 12001; квитанция об уплате государственной пошлины; Устав ООО "Горизонт"; договор о слиянии от 01.10.2007; протокол N 1 совместного собрания учредителей реорганизующих лиц от 01.10.2009; решение N 1 общего собрания участников ООО "ИнтерКомУрал" от 01.10.2007; передаточный акт ООО "ИнтерКомУрал" от 01.10.2007; бланк заявки на публикацию сообщения ООО "ИнтерКомУрал" от 05.10.2007; справка из территориального органа Пенсионного фонда РФ; решение N 1 учредителя ООО "ИнтерКомУрал" от 01.10.2007; передаточный акт ООО "ИнтеркомТрейд" от 01.10.2007; справка из территориального органа Пенсионного фонда; бланк заявки на публикацию сообщения ООО "ИнтеркомТрейд от 05.10.2007; решение N 1 учредителя ООО "Частное охранное предприятие "АРАКС" от 01.10.2007; передаточный акт ООО Частное охранное предприятие "АРАКС" от 01.10.2007; справка из территориального органа Пенсионного фонда; бланк заявки на публикацию сообщения ООО "АРАКС" от 05.10.2007.
В качестве места нахождения ООО "Горизонт" в представленном в налоговый орган заявлении указан адрес: Читинская область, город Чита, поселок Энергетиков, улица Строителей, дом 1.
По результатам рассмотрения заявления и приложенных к нему документов ИФНС по России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга установлено, что представленные заявление и документы соответствуют требованиям п.1 ст.9 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", в связи с чем вынесено решение от 03.12.2007 N 135538 о государственной регистрации ООО "Горизонт" при создании путем реорганизации в форме слияния.
В связи с изменением адреса реорганизованного лица ИФНС по России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга в декабре 2007 принято решение о передаче регистрационного дела ООО "Горизонт" в другой регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица.
С сопроводительным письмом N 13-49/368ДСП регистрационное дело ООО "Горизонт" ОГРН 1076672042787 направлено в Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 2 по г.Чите.
Полагая, что государственная регистрация изменений, связанных с изменением в учредительных документах о смене юридического адреса ООО "Горизонт", является недействительной, Межрайонная ИФНС России N 2 по г.Чите обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд первой инстанции пришел к выводам, что представленные на государственную регистрацию документы соответствуют требованиям ст.ст. 9, 17 Закона N 129-ФЗ, отсутствие организации по месту ее нахождения в сентябре 2008 г. не является безусловным основанием для признания государственной регистрации незаконной и не свидетельствует о недостоверности документов и сведений.
Данные выводы суда является законными и обоснованными.
Отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией юридических лиц при их создании, реорганизации и ликвидации, при внесении изменений в их учредительные документы, а также в связи с ведением Единого государственного реестра юридических лиц, регулируются Федеральным законом от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (далее - Федеральный закон).
В соответствии с ч.1 ст.14 Федерального закона от 08 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" при государственной регистрации юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния, разделения, выделения), в регистрирующий орган представляются следующие документы:
а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что учредительные документы созданных путем реорганизации юридических лиц соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и заявлении о государственной регистрации, достоверны, что передаточный акт или разделительный баланс содержит положения о правопреемстве по всем обязательствам вновь возникшего юридического лица в отношении всех его кредиторов, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации и в установленных законом случаях вопросы реорганизации юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления; б) учредительные документы каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии); в) решение о реорганизации юридического лица; г) договор о слиянии в случаях, предусмотренных федеральными законами; д) передаточный акт или разделительный баланс; е) документ об уплате государственной пошлины; ж) документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
По смыслу данной нормы государственная регистрация юридического лица, создаваемого путем реорганизации (преобразования, слияния. разделения, выделения) осуществляется на основании волеизъявления данного юридического лица, представления им указанных в данной статье документов, и предполагает, что юридическое лицо указывает о себе достоверные сведения.
В силу п.3 ст.15 данного закона представление документов юридических лиц, создаваемых путем реорганизации, осуществляется в порядке, предусмотренном ст.9 настоящего Федерального закона.
Перечень документов, представляемых для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, и внесения изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц определен ст. 17 Федерального закона о государственной регистрации и является исчерпывающим.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляются: а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица, соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах и в заявлении, достоверны и соблюден установленный федеральным законом порядок принятия решения о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; б) решение о внесении изменений в учредительные документы юридического лица; в) изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица; г) документ об уплате государственной пошлины.
В силу п. 4 ст. 9, п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов кроме документов, установленных настоящим Федеральным законом. Отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи (п. 2 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).
Исходя из содержания перечисленных норм, заявительный порядок государственной регистрации юридических лиц обеспечивается ограниченными возможностями регистрирующих органов по принятию решений об отказе в государственной регистрации. Перечень оснований, предусмотренный ст.23 названного Федерального закона, для отказа в государственной регистрации расширительному толкованию не подлежит.
Таким образом, при представлении всех документов, предусмотренных ст.14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, у регистрирующего органа не имеется оснований для отказа в государственной регистрации юридического лица.
Судом первой инстанции установлено и из материалов дела следует, что для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, участником общества был представлен полный пакет документов, предусмотренных ст. 14 Закона, следовательно, у ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации в порядке, предусмотренном ст. 23 ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей".
При таких обстоятельствах суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что законных оснований для отказа в государственной регистрации изменений, связанных с изменением места нахождения юридического лица ООО "Горизонт" у ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга не имелось и требования заявителя удовлетворению не подлежат.
Довод заявителя апелляционной жалобы о том, что указание недостоверных сведений в учредительных документах юридического лица влечет отказ в его государственной регистрации, так как затрагивает экономические интересы неопределенного круга лиц, препятствует надлежащему осуществлению налогового контроля подлежит отклонению судом апелляционной инстанции в силу следующего.
Обязанность указания в заявлении достоверной информации возложена Законом на заявителя (пп. "а" п. 1 ст. 14 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ), при этом регистрирующий орган не вправе осуществлять правовую экспертизу представленных для государственной регистрации документов, в том числе проверять достоверность сведений, указанных в учредительных документах юридического лица.
Доказательств того, что сведения о месте нахождения ООО "Горизонт" на момент принятия решения о государственной регистрации от 03.12.2007 г. являлись недостоверными, материалы дела не содержат. На момент государственной регистрации регистрирующим органом не была установлена недостоверность сведений о месте нахождения юридического лица.
Результаты проведенных Межрайонной ИФНС России N 2 по г.Чита мероприятий, при проведении которых налоговый орган установил, что по вновь указанному юридическому адресу организация не находится не свидетельствуют о недостоверности сведений, представленных на регистрацию, поскольку факт отсутствия организации по месту ее регистрации 17.09.2008 г безусловным основанием для признания государственной регистрации изменений незаконной не является. Тем более, что с момента регистрации юридического лица (03.12.2007) до осмотра помещений Межрайонной ИФНС России N 2 по г.Чита 17.09.2008 прошел значительный промежуток времени, в течение которого юридическим лицом могли быть совершены действия, направленные на смену места нахождения постоянно действующего органа. Доказательств того, что в период с 03.12.2007 по 17.09.2008 ООО "Горизонт" не находилось по адресу, указанному в ЕГРЮЛ, заявителем не представлено.
То обстоятельство, что учредителем ООО "Горизонт" заявлен Прожерин С.А., а заявителем выступал Рыжков С.В., применительно к спорной ситуации не является безусловным основанием для признания регистрации недействительной, поскольку все документы, представленные на государственную регистрацию, свидетельствуют о намерении создания юридического лица путем реорганизации в форме слияния общества, участником и руководителем которого являлся Рыжков С.В.. В заявлении имеется отметка о том, что Рыжков С.В. является руководителем постоянно действующего исполнительного органа, данное обстоятельство заявителем не опровергнуто. Подпись Рыжкова С.В. удостоверена нотариально, заявление содержит паспортные сведения данного лица. Регистрация, заявленная Рыжковым С.В., на момент рассмотрения дела в суде, никем не оспорена, недействительной по основанию обращения неуполномоченным лицом не признана. В совокупности с иными обстоятельствами, установленными в ходе судебного разбирательства, регистрация, осуществленная по заявлению Рыжкова С.В., по заявленному налоговым органом основанию (несоответствие места нахождения юридического лица) не является основанием для признания ее недействительной. Соответствующие доводы апелляционной жалобы подлежат отклонению.
Как разъяснено в пункте 6 совместного Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта государственного органа недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, в предмет доказывания по делу о признании незаконным решения о государственной регистрации юридического лица входит нарушение регистрирующим органом требований закона при осуществлении государственной регистрации, а также нарушение прав и законных интересов заявителя либо нарушение публичных интересов (п.п. 2, 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Между тем, доказательств того, что оспариваемым решением о регистрации нарушены права и законные интересы иных лиц, а также публичные интересы материалы дела не содержат. Представленные на регистрацию документы недействительными в установленном порядке не признаны, никем не оспорены. Таким образом, решение ИФНС по Октябрьскому району г.Екатеринбурга от 03.12.2007 о государственной регистрации внесения в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании юридического лица путем реорганизации в форме слияния на основании представленного заявления ООО "Горизонт" не противоречит действующему законодательству.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что заявителем пропущен срок для обращения в арбитражный суд с заявлением, предусмотренный ч.4 ст.198 АПК РФ.
Из искового заявления следует, что должностным лицом Межрайонной ИФНС России N 2 по г.Чита по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа ООО "Горизонт"-Читинская область, город Чита, поселок Энергетиков, улица Строителей, дом 1, произведен осмотр территорий и помещений. По результатам осмотра установлено, что ООО "Горизонт" по данному адресу не находится. Следовательно, данные обстоятельства стали известны заявителю еще в сентябре 2008 года, с исковым заявлением в арбитражный суд он обратился 10.12.2009, т.е. с пропуском трехмесячного срока, установленного ст.198 АПК РФ. Заявления о восстановлении пропущенного срока заявителем не подавалось.
Таким образом, материалами дела подтверждается, что заявителем пропущен срок для обращения в суд с соответствующим заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
С учетом вышеизложенных обстоятельств в совокупности решение суда отмене, а апелляционная жалоба удовлетворению - не подлежат.
Руководствуясь ст.ст. 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 27 января 2010 года по делу N А60-58961/2009 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Межрайонной ИФНС России N2 по г.Чите - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www.fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
С.П.Осипова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-58961/2009
Истец: Межрайонная ИФНС России N 2 по г. Чите, МИФНС России N 2 по г. Чите
Ответчик: ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
Третье лицо: ООО "Горизонт"