г. Пермь
16 августа 2010 г. |
Дело N А60-14392/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 августа 2010 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2010 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Щеклеиной Л. Ю.,
судей Ясиковой Е.Ю., Мещеряковой Т.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Соколовой А.В.,
при участии:
от заявителя - Панов А. А.: не явился, извещен надлежащим образом,
от заинтересованного лица - ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга: не явился, извещен надлежащим образом,
лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
заинтересованного лица - ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
на решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2010 года
по делу N А60-14392/10,
принятое судьей Савиной Л.Ф.,
по заявлению Панова А. А.
к ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
о признании ненормативного акта недействительным,
установил:
Панов Алексей Афанасьевич (далее - заявитель) обратился в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительными решения Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга (далее - заинтересованное лицо, Инспекция) об отказе в государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы и решения об отказе в государственной регистрации изменений, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (по форме Р13001 и Р14001 ООО "Уралдизель") от 31.03.2010 года.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09.06.2010 заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда, заинтересованное лицо обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
В обоснование жалобы указывает на то, что в представленном заявителем в регистрирующий орган заявлении по форме N 14001 отсутствовал лист "Л" (сведения о долях в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащих обществу), что свидетельствует о том, что заявление считается не представленным. Федеральным законом N 14-ФЗ от 08.02.1998 "Об обществах с ограниченной ответственностью" предусмотрено, что доля (часть доли) в уставном капитале общества переходит к ее приобретателю с момента нотариального удостоверения сделки, направленной на отчуждение доли или ее части, либо в случаях, не требующих нотариального удостоверения, с момента внесения в ЕГРЮЛ соответствующих изменений на основании правоустанавливающих документов.
Заявитель письменного отзыва не представил.
Стороны о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, представителей в судебное заседание не направили.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта в порядке ст.ст.266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ (далее - АПК РФ), арбитражный апелляционный суд приходит к выводу о том, что решение суда отмене не подлежит.
В соответствии с п. 1 ст. 198 АПК РФ оспариваемые ненормативные правовые акты, действия (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц могут быть признаны незаконными в случае несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создания иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Из материалов дела следует, что 24 марта 2010 года Пановым А.А. как участником и директором ООО "Уралдизель" в Инспекцию Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району г.Екатеринбурга представлены заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в ЕГРЮЛ (форма Р14001), и о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма Р13001).
К заявлению по форме Р14001 были приложены протокол N 2 общего собрания участников ООО "Уралдизель" от 15.03.2010 года, заявления от Гайсина Б.С. и Ященко А.В. о выходе из состава участников ООО "Уралдизель", уведомление об извещении юридического лица о выходе упомянутых участников из состава учредителей.
К заявлению формы Р13001 были приложены: Устав в новой редакции, решение N 1 от 16.03.2010 участника о распределении доли с баланса общества участнику общества Панову А.А., решение N 2 от 18.03.2010 участника ООО "Уралдизель" об изменении места нахождения и наименования общества, квитанция.
О приеме указанных заявлений и соответственно пакета документов инспекцией были выданы расписки от 24.03.2010 г. N 2300 и от 24.03.2010 г. N 2299 соответственно.
По результатам рассмотрения указанных документов регистрирующим органом приняты решения от 31.03.2010 года об отказе в государственной регистрации изменений.
Заявитель, полагая, что в налоговый орган были представлены все необходимые документы для регистрации изменений, вносимые в учредительные документы, согласно перечню, установленному ст.17 Федерального закона N 129-ФЗ, в связи с чем оснований, предусмотренных ст.23 данного Закона, для отказа в регистрации не имелось, общество обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, решения ИФНС по Октябрьскому району г. Екатеринбурга являются незаконными и подлежат признанию недействительными.
Выводы суда являются правильными, соответствуют материалам дела и действующему законодательству.
Как следует из оспариваемых решений, основанием для отказа в государственной регистрации изменений явилось отсутствие подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Заявителем при подаче заявления по форме N 14001 на государственную регистрацию к указанному заявлению не был приложен лист "Л" (сведения о долях в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащих обществу). Инспекция в данном случае полагает, что заявление в регистрирующий орган подано и подписано ненадлежащим лицом, поскольку при переходе доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью заявителем должно быть лицо, отчуждающее свою долю.
Оспаривая решения инспекции, заявитель указал на то, что в регистрационный орган заявителем были представлены все необходимые документы, предусмотренные пунктами 1, 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", при этом распределение долей участников, вышедших из состава учредителей, произведено в соответствии с требованиями статей 23, 26 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".
Федеральным законом от 30.12.2008 N 312-ФЗ "О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 312-ФЗ) в Гражданский кодекс РФ и в Федеральный закон от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон N 14-ФЗ) внесены изменения, в том числе касающиеся порядка выхода участников из обществ с ограниченной ответственностью.
Согласно пункту 1 статьи 94 ГК РФ и пункту 1 статьи 26 Закона N 14-ФЗ участник общества вправе выйти из общества путем отчуждения доли обществу независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом общества.
Пунктом 6.1 статьи 23 Закона N 14-ФЗ установлено, что в случае выхода участника общества из общества в соответствии со статьей 26 Закона N 14-ФЗ его доля переходит к обществу. При этом нотариального удостоверения сделки не требуется (п. 11 ст. 21 Закона N 14-ФЗ).
Доля участника общества переходит к обществу с даты получения обществом заявления участника о выходе из общества, если право участника на выход из общества предусмотрено уставом общества (п.п. 2 п. 7 ст. 23 Закона N 14-ФЗ).
Документы для государственной регистрации соответствующих изменений должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня перехода доли или части доли к обществу. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации (п. 7.1 ст. 23 Закона N 14-ФЗ).
В соответствии с п.2 ст.24 Федерального закона N 14-ФЗ в течение одного года со дня перехода доли или части доли в уставном капитале общества к обществу они должны быть по решению общего собрания участников общества распределены между всеми участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества или предложены для приобретения всем либо некоторым участникам общества и(или), если это не запрещено уставом общества, третьим лицам.
Согласно пункту 2 статьи 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся сведений о юридическом лице, но не связанных с внесением изменений в учредительные документы юридического лица, в регистрирующий орган представляется подписанное заявителем заявление о внесении изменений в Единый государственный реестр юридических лиц по форме N Р14001. В заявлении подтверждается, что вносимые изменения соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям и содержащиеся в заявлении сведения достоверны.
В предусмотренных Законом N 14-ФЗ случаях для внесения в Единый государственный реестр юридических лиц изменений, касающихся перехода доли или части доли в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, представляются документы, подтверждающие основание перехода доли или части доли.
Пунктом 6 статьи 24 Закона N 14-ФЗ предусмотрено, что орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, должен быть извещен о состоявшемся переходе к обществу доли или части доли в уставном капитале общества не позднее чем в течение месяца со дня перехода к обществу доли или части доли путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в Единый государственный реестр юридических лиц и документа, подтверждающего основания перехода к обществу доли или части доли. В случае, если в течение указанного срока доля или часть доли будет распределена, продана или погашена, орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, извещается обществом путем направления заявления о внесении соответствующих изменений в единый государственный реестр юридических лиц и документов, подтверждающих основания перехода к обществу доли или части доли, а также их последующих распределения, продажи или погашения. Документы для государственной регистрации предусмотренных настоящей статьей изменений, а при продаже доли или части доли также документы, подтверждающие оплату доли или части доли в уставном капитале общества, должны быть представлены в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, в течение месяца со дня принятия решения о распределении доли или части доли между всеми участниками общества, об их оплате приобретателем либо о погашении. Указанные изменения приобретают силу для третьих лиц с момента их государственной регистрации.
Из положений вышеуказанных норм права следует, что при переходе доли (ее части) в уставном капитале общества от участника общества к обществу в случае выхода этого участника из общества и последующего перераспределения этой доли (ее части) между всеми участниками общества, отчуждения либо погашения в регистрирующий (налоговый) орган представляются заявление по форме N Р14001, заявление участника общества о выходе из общества, доказательства перехода доли обществу и ее перераспределения, отчуждения либо погашения путем уменьшения уставного капитала (протоколы общего собрания участников общества), при отчуждении - документы об оплате.
При этом статья 17 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" не содержит оговорок относительно того, что при переходе доли заявителем должно выступать лицо, отчуждающее долю.
В соответствии с пунктом 1.3 статьи 9 Федерального закона N 129-ФЗ при государственной регистрации юридического лица заявителями могут быть следующие физические лица:
а) руководитель постоянно действующего исполнительного органа регистрируемого юридического лица или иное лицо, имеющие право без доверенности действовать от имени этого юридического лица;
б) учредитель или учредители юридического лица при его создании;
в) руководитель юридического лица, выступающего учредителем регистрируемого юридического лица;
г) конкурсный управляющий или руководитель ликвидационной комиссии (ликвидатор) при ликвидации юридического лица;
д) иное лицо, действующее на основании полномочия, предусмотренного федеральным законом, актом специально уполномоченного на то государственного органа или актом органа местного самоуправления.
Из представленного заявителем в регистрирующий орган документов видно, что А.А. Панов с 18 марта 2010 года является директором общества, что подтверждается решением N 2 участника ООО "Уралдизель".
Таким образом, довод инспекции о ненадлежащем заявителе не основан на нормах действующего законодательства.
Одним из оснований для отказа в государственной регистрации явилось отсутствие в заявлении по форме Р14001 листа "Л" (сведения о долях в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью, принадлежащих обществу).
Судом первой инстанции установлено, что на дату подачи заявления в регистрирующий орган - 24.03.2010 г.. доля вышедших участников на балансе общества не значилась, поскольку 16.03.2010 г. была распределена с баланса общества единственному участнику - Панову А.А., что было подтверждено заявителем приложенными к заявлению по форме Р14001 уведомлениями. При данных обстоятельствах необходимости заполнения и представления листа "Л" к заявлению не было.
В силу статьи 23 Федерального закона N 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае:
а) непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов;
б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона;
г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами;
д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц;
е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества.
Решение об отказе в государственной регистрации должно содержать основания отказа с обязательной ссылкой на нарушения, предусмотренные пунктом 1 вышеуказанной статьи.
Оспариваемые решения содержат только одно основание отказа в государственном реестре, а именно: "среди представленных для регистрации документов отсутствует подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной Правительством Российской Федерации.
Однако согласно представленным налоговой инспекцией распискам заявления по форме Р 14001 и Р13001 инспекцией приняты, недостатки в оформлении документов, препятствующих в осуществлении государственной регистрации и являющихся в соответствии со статьей 9 Закона N 129-ФЗ основанием для отказа в государственной регистрации, в оспариваемых решениях не указаны.
Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что представленные обществом с ограниченной ответственностью "Уралдизель" документы для внесения в ЕГРЮЛ изменений соответствовали требованиям закона, были представлены в полном объеме, согласно перечню документов, требующихся для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, установленном ст. 17 Закона N 129-ФЗ.
Поскольку обществом с ограниченной ответственностью "Уралдизель" при подаче в регистрирующий орган документов для государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица, были соблюдены требования, установленные ст. ст. 9, 17 Закона N 129-ФЗ, у налогового органа не имелось оснований для отказа заявителю в государственной регистрации вышеназванных изменений.
Принятием соответствующих неправомерных решений налоговым органом нарушены права и законные интересы общества на осуществление предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции полно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, оснований для переоценки которой у суда апелляционной инстанции не имеется.
Доводы Инспекции ФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга суд апелляционной инстанции находит несостоятельными, основанными на ошибочном толковании норм материального права.
Таким образом, апелляционная жалоба удовлетворению, а решение суда первой инстанции отмене либо изменению - не подлежат.
Руководствуясь статьями 176, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 июня 2010 года по делу N А60-14392/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу ИФНС России по Октябрьскому району г.Екатеринбурга - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Федеральный арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Свердловской области.
Информацию о времени, месте и результатах рассмотрения кассационной жалобы можно получить на интернет-сайте Федерального арбитражного суда Уральского округа www. fasuo.arbitr.ru.
Председательствующий |
Л.Ю.Щеклеина |
Судьи |
Е.Ю.Ясикова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-14392/2010
Истец: Панов Алексей Афанасьевич
Ответчик: ИФНС России по Октябрьскому району г. Екатеринбурга
Хронология рассмотрения дела:
16.08.2010 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-7906/10