г. Томск |
Дело N 07АП-7703/11 24 октября 2011 года |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 октября 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 24 октября 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кривошеиной С. В.
судей Колупаевой Л. А., Усаниной Н. А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю. А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии:
от заявителя: Ковалевской Н. И. по дов. от 14.10.2011, Ковалевского Д. Г. по дов. от 19.07.2011,
от заинтересованного лица: без участия,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "СибАлмаз" на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.07.2011 по делу N А45-7528/2011 (судья Емельянова Г. М.) по заявлению общества с ограниченной ответственностью "СибАлмаз" (ОГРН 1065445014227 ИНН 5445225664) г. Бердск Новосибирской области, к Администрации Муниципального образования города Бердска Новосибирской области о признании незаконным отказа в выдаче разрешения на строительство и обязании устранить нарушение прав,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "СибАлмаз" (далее - ООО "СибАлмаз", общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконным отказа Администрации муниципального образования города Бердска Новосибирской области (далее также - Администрация) в выдаче разрешения на строительство домов семейного отдыха на земельном участке с кадастровым номером 54:32:00 00 00:0058 по адресу: город Бердск, в районе улицы Пирогова, выраженного в письме от 07.04.2011 N 12-09/225, об обязании Администрации в 10-дневный срок выдать разрешение на строительство 38 домов семейного отдыха на земельном участке с кадастровым номером 54:32:00 00 00:0058 по адресу: город Бердск, ул. Пирогова (далее также - земельный участок).
Решением от 18.07.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, ООО "СибАлмаз" обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в обоснование которой ссылается на следующее: суд не обосновал свои выводы относительно правомерности отказа в выдаче разрешения на строительство со ссылками на нормы права; застройщик представил в Администрацию все необходимые документы. Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Отзыв на апелляционную жалобу Администрацией в порядке статьи 262 АПК РФ не представлен.
Дело рассмотрено на основании части 3 статьи 156 АПК РФ в отсутствие Администрации.
В судебном заседании представители общества поддержали доводы апелляционной жалобы, просили решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт, которым заявленные требования удовлетворить.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей общества, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его подлежащим отмене по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что постановлением главы муниципального образования города Бердска Новосибирской области от 28.02.2008 N 422 ООО "СибАлмаз" предоставлен в аренду земельный участок общей площадью 96500 кв. м. в аренду на 15 лет для строительства домов семейного отдыха по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, в районе ул. Пирогова, на основании которого заключен договор аренды земельного участка с кадастровым номером 54:32:000000:0058 от 04.07.2008 N 556-д (л.д. 10-12 т. 1).
11.02.2011 общество обратилось в Администрацию с заявлением (входящий N 419) о выдаче разрешения на строительство домов семейного отдыха в количестве 38 штук на указанном земельном участке (л.д. 8 т. 1).
Администрация, отказывая в выдаче разрешения письмом от 18.02.2011 N 12-09/108 (л.д. 6 т. 1), указала на непредставление части документов, на невыполнение некоторых условий.
05.04.2011 ООО "СибАлмаз" вновь обратилось в Администрацию с заявлением (входящий N 935) о выдаче разрешения на строительство домов семейного отдыха в количестве 38 штук на вышеуказанном земельном участке, предоставив дополнительные документы (л.д. 9 т. 1).
Администрация, считая, что в документах, представленных ООО "СибАлмаз" дополнительно с повторным заявлением, также не были учтены ее замечания и требования вновь отказала обществу в выдаче разрешения на строительство письмом от 07.04.2011 N 12-09/225 (л.д. 7 т. 1).
Общество, не согласившись с отказом Администрации в выдаче разрешения на строительство, обратилось с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований, указал на то, что представленные заявителем суду документы, по некоторым позициям не соответствуют наименованию документов, указанных в статье 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ, Кодекс) в связи с чем, не представляется возможность определить, в действительности ли все необходимые документы были поданы обществом в администрацию муниципального образования г. Бердска для получения разрешения. Кроме того, суд посчитал, что вопрос о соответствии либо несоответствии представленных обществом документов для выдачи разрешения на строительство соответствующего объекта, в предмет доказывания по делу не входит.
При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции исходит из следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 2 статьи 201 АПК РФ и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов необходимо наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
Согласно части 1 статьи 51 ГрК РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство объектов капитального строительства.
В соответствии с частью 7 указанной статьи в целях строительства объекта капитального строительства застройщик направляет заявление о выдаче разрешения на строительство в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии с частями 4 - 6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения. Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок;
2) градостроительный план земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта реквизиты проекта планировки территории и проекта межевания территории;
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка;
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капитального строительства, подъездов и проходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов, объектов археологического наследия;
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам;
г) схемы, отображающие архитектурные решения;
д) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения;
е) проект организации строительства объекта капитального строительства;
ж) проект организации работ по сносу или демонтажу объектов капитального строительства, их частей;
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации (применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 Кодекса), положительное заключение государственной экологической экспертизы проектной документации в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 49 Кодекса;
5) разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции (в случае, если застройщику было предоставлено такое разрешение в соответствии со статьей 40 Кодекса);
6) согласие всех правообладателей объекта капитального строительства в случае реконструкции такого объекта.
В силу части 11 статьи 51 ГрК РФ уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган в течение десяти дней со дня получения заявления о выдаче разрешения на строительство: 1) проводит проверку наличия документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на строительство; 2) проводит проверку соответствия проектной документации или схемы планировочной организации земельного участка с обозначением места размещения объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного плана земельного участка либо в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также красным линиям. В случае выдачи лицу разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции проводится проверка проектной документации или указанной схемы планировочной организации земельного участка на соответствие требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции; 3) выдает разрешение на строительство или отказывают в выдаче такого разрешения с указанием причин отказа.
В соответствии с пунктом 13 статьи 51 ГрК РФ уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации или орган местного самоуправления отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 указанной статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство является исчерпывающим и не подлежит расширительному толкованию.
Судом первой инстанции установлено, что разрешения на строительство объектов, расположенных на территории города г. Бердска Новосибирской области, выдает Администрация муниципального образования города Бердска Новосибирской области.
Общество, обращаясь с заявлением от 11.02.2011 в Администрацию о выдаче разрешения на строительство, представило документы, поименованные в приложении к данному заявлению.
Администрация, отказывая обществу в выдаче разрешения на строительство на основании части 13 статьи 51 ГрК РФ письмом от 18.02.201 N 12-09/1081, сообщила заявителю о том, что к заявлению о выдаче разрешения на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства прилагаются следующие документы:
1) правоустанавливающие документы на земельный участок (к заявлению ООО "СибАлмаз" от 11. 02. 2011 N 419 был приложен договор аренды земельного участка от 04.07.2008 N 556-д);
2) градостроительный план земельного участка (к заявлению ООО "СибАлмаз" от 11. 02. 2011 N 419 был приложен градостроительный план земельного участка);
3) материалы, содержащиеся в проектной документации:
а) пояснительная записка (к заявлению ООО "СибАлмаз" от 11.02.2011 N 419 пояснительная записка приложена не была, что не соответствует п. 10 Раздела I "Общие положения" Постановления Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проекторной документации и требованиях к их содержанию");
б) схема планировочной организации земельного участка, выполненная в соответствии с градостроительным планом земельного участка, с обозначением места размещения объекта капительного строительства, подъездов, подходов к нему, границ зон действия публичных сервитутов (к заявлению ООО "СибАлмаз" от 11.02.2011 N 419 была приложена схема без учета зон действия публичных сервитутов, не выполнены условия по предоставлению показателей пунктов "б", "в" раздела III градостроительного плана земельного участка, что не соответствует Положению "О правилах содержания, охраны и воспроизводства зеленых насаждений естественного происхождения в городе Бердске", утвержденному Решением сессии Света депутатов г. Бердска от 15.04.2010 N 660);
в) схема планировочной организации земельного участка, подтверждающая расположение линейного объекта в пределах красных линий, утвержденных в составе документации по планировке территории применительно к линейным объектам (к заявлению ООО "СибАлмаз" от 11.02.2011 N 419 не была приложена схема магистральных сетей электроснабжения);
г) сведения об инженерном оборудовании, сводный план сетей инженерно-технического обеспечения с обозначением мест подключения проектируемого объекта капитального строительства к сетям инженерно - технического обеспечения (к заявлению ООО "СибАлмаз" от 11.02.2011 N 419 не было приложено разрешение на электрическую мощность, проект на ТП и сети электроснабжения, нет ТУ, проект на КНС, ТУ на водоснабжение и водоотведение, то есть отсутствие договора на подключение объекта к сетям
водоснабжения и водоотведения, который должен являться основанием для проектирования и строительства инженерных сетей);
д) проект организации строительства объекта капительного строительства (к заявлению ООО "СибАлмаз" от 11.02.2011 N 419 не был приложен данный проект);
4) положительное заключение государственной экспертизы проектной документации, применительно к проектной документации объектов, предусмотренных статьей 49 ГрК РФ (к заявлению ООО "СибАлмаз" от 11.02.2011 N 419 не были приложены проекты на линейные объекты - магистральные сети, подлежащие экспертизе).
Обращаясь повторно с заявлением 05.04.2011, общество представило, как следует из списка приложений: рабочий проект, Генеральный план, в том числе, сводный план сетей, обозначены зоны действия публичных сервитутов, выполнены условия по предоставлению показателей пунктов "б" и "в" раздела 3 градостроительного плана земельного участка; рабочий проект, пояснительная записка; рабочий проект, проект организации строительства; проект электроснабжения квартала Таежный города Бердска; договор на подключение объекта к сетям водоснабжения и водоотведения.
Администрация повторно отказывая в выдаче разрешения на строительство 07.04.2011, не сообщила, какие еще документы, необходимые для выдачи разрешения на строительство, предусмотренные частью 7 статьи 51 ГрК РФ, не представило общество, ограничившись указанием на то, что в документах, представленных дополнительно с повторным заявлением не учтены замечания и требования, изложенные в письме Администрации N 12-09/108.
Между тем, из указанного ответа невозможно установить, какие документы необходимо дополнительно представить обществу для того, чтобы получить разрешение на строительство объектов.
Указанным обстоятельствам суд первой инстанции оценку не дал.
При таких обстоятельствах апелляционный суд приходит к выводу о том, что отказ Администрации в выдаче обществу разрешения на строительство домов семейного отдыха на земельном участке с кадастровым номером 54:32:000000:0058 по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, в районе ул. Пирогова, является немотивированным, незаконным и нарушает права и законные интересы общества. Учитывая изложенное, требование общества о признании незаконным отказа Администрации в выдаче обществу разрешения на строительство домов семейного отдыха на земельном участке с кадастровым номером 54:32:000000:0058 по адресу: Новосибирская область, г. Бердск, в районе ул. Пирогова, подлежит удовлетворению.
В отношении требования общества об обязании Администрации в 10-дневный срок выдать заявителю разрешение на строительство указанных объектов, суд апелляционной инстанции считает, что устранение нарушения прав и законных интересов указанным способом невозможно, поскольку в силу закона необходима проверка документов согласно утвержденного градостроительного плана, требующая соблюдения установленной законом процедуры.
Из имеющихся в материалах дела писем Администрации от 18.02.2011 и 07.04.2011, не следует, что представленные обществом на получение разрешения на строительство документы исследовались заинтересованным лицом на предмет их соответствия требованиям законодательства РФ и наличия правовых оснований для выдачи (отказа в выдаче) разрешения на строительство.
Вопрос о соответствии либо несоответствии представленных обществом документов для выдачи разрешения на строительство соответствующего объекта, в предмет доказывания по настоящему делу не входит, на что в данном случае правильно указал суд первой инстанции.
Учитывая, что отказ Администрации не содержит решения по существу требований общества, то есть, вопрос о выдаче разрешения на строительство на основании представленных заявителем документов Администрацией не рассматривался, апелляционный суд считает, что в данном случае адекватным способом восстановления нарушенных прав ООО "СибАлмаз" будет возложение на Администрацию обязанности надлежащего повторного рассмотрения документов, представленных обществом с заявлениями от 11.02.2011, от 05.04.2011 для получения разрешения на строительство, и принятия соответствующего решения по названному вопросу в строгом соответствии с правовыми актами, регламентирующими рассмотрение таких заявлений.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене.
На основании статьи 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на Администрацию.
Руководствуясь статьями 110, 156, пунктом 2 статьи 269, пунктом 3 части 1 статьи 270, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 18.07.2011 по делу N А45-7528/2011 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать незаконным отказ Администрации Муниципального образования города Бердска Новосибирской области в выдаче обществу с ограниченной ответственностью "СибАлмаз" разрешения на строительство домов семейного отдыха на земельном участке, кадастровый номер 54:32:00 00 00:0058, по адресу: г. Бердск Новосибирской области, в районе ул. Пирогова.
Обязать Администрацию Муниципального образования города Бердска Новосибирской области повторно рассмотреть документы, представленные обществом с ограниченной ответственностью "СибАлмаз" с заявлениями от 11.02.2011, от 05.04.2011 для получения разрешения на строительство, и вынести соответствующее решение на основании требований Градостроительного кодекса Российской Федерации, Земельного кодекса Российской Федерации.
Взыскать с Администрации Муниципального образования города Бердска Новосибирской области в пользу общества с ограниченной ответственностью "СибАлмаз" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
С. В. Кривошеина |
Судьи |
Л. А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-7528/2011
Истец: ООО "СибАлмаз"
Ответчик: г.Бердск, города Бердска
Хронология рассмотрения дела:
24.10.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-7703/11