город Ростов-на-Дону |
дело N А32-6461/2011 |
25 октября 2011 г. |
15АП-10720/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Н.Н. Ивановой, С.С. Филимоновой
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Шапкиным П.В.
при участии:
от администрации: представитель не явился (уведомление факсом);
от департамента: специалиста-эксперта Егоровой Е.Н. (доверенность от 18.10.11г. N 05/5641, сроком до 31.12.11г.);
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Администрации муниципального образования город Краснодар на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2011 по делу N А32-6461/2011 по заявлению Администрации муниципального образования город Краснодар к заинтересованным лицам Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу, Государственному инспектору департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Е.М. Кулиш о признании незаконным представления от 14.12.10 N 00081/5/10, принятое в составе судьи Шкира Д.М.
УСТАНОВИЛ:
Администрация муниципального образования город Краснодар (далее - администрация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Департаменту Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее - департамент), государственному инспектору департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Е.М. Кулиш (далее - инспектор) о признании незаконным представления от 14.12.10 N 00081/5/10 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Решением суда от 25.07.11 администрации в удовлетворении заявленных требований отказано. Судебный акт мотивирован тем, что администрация не представила доказательства того, что земельные участки, расположенные в прибрежной полосе защитной зоны реки Кубань, которые явились объектами проведенной проверки, находятся в собственности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, или переданы в установленном законом порядке в пользование таким лицам, на которых, в соответствии с законом или договором возлагается обязанность по содержанию земельных участков в надлежащем санитарном состоянии.
Не согласившись с принятым судебным актом, администрация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что обязанности по совершению мероприятий по охране водного объекта, находящегося в федеральной собственности, возложены на органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а не на органы местного самоуправления. Выполнение требований, установленных в представлении инспектора нарушает права и законные интересы администрации, а также повлечёт необоснованные расходы местного бюджета.
Департамент в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, ссылаясь на его законность и обоснованность.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Администрация и инспектор своих представителей в судебное заседание не направили, о дате, месте и времени проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
Представитель департамента не возражал против рассмотрения жалобы в отсутствие инспектора и представителя администрации.
Учитывая изложенное, на основании ч.ч. 1, 3 ст. 156 АПК РФ суд рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие инспектора и представителя администрации.
Представитель департамента возражал против отмены решения суда первой инстанции, сославшись на доводы, приведённые в отзыве на апелляционную жалобу.
Исследовав имеющиеся в материалах дела доказательства, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителя департамента, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что решение арбитражного суда первой инстанции не подлежит отмене по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании приказа департамента от 15.09.10 N 485, в период с 20 сентября по 08 октября 2010 года, проводилась проверка водоохранной зоны реки Кубань по маршруту: правый берег реки Кубань от Краснодарского водохранилища до поселка Белозерный.
В ходе проверки установлено, что в районах Садоводческого некоммерческого товарищества "Излучина-Кубань", ул. Обрывочной, ул. Фурманова, ул. Вавилова, имеются места загрязнения прибрежной защитной полосы реки Кубань строительным мусором: на прилегающей территории вдоль береговой полосы правого берега реки Кубань - водного объекта, федерального значения и общего пользования отсутствуют специальные информационные знаки.
14.12.10 главным специалистом-экспертом департамента инспектором, в отношении администрации было вынесено постановление N 00107/5/10 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ - "невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования".
14.12.10 по результатам проверки департаментом администрации выдано представление N 00081/5/10 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Не согласившись с вынесенным представлением, администрация обратилась в арбитражный суд.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что оспариваемое представление является законным и не нарушает права и законные интересы администрации.
В соответствии с ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей; на должностных лиц - от двух тысяч до трех тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двух тысяч до трех тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
На основании части 1 и 2 статьи 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.
В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.
В соответствии с ч. 4 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:
- до десяти километров - в размере пятидесяти метров;
- от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;
- от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров. Частью 15 вышеуказанной статьи предусмотрено, что в границах водоохранных зон запрещается, в том числе размещение кладбищ, скотомогильников, мест захоронения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ.
Пунктом 1 Правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.01.09 N 17 (далее - Правила) предусмотрено, что настоящие Правила определяют порядок установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
Установление границ направлено на информирование граждан и юридических лиц о специальном режиме осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления водных объектов и истощения их вод, сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира в границах водоохранных зон и о дополнительных ограничениях хозяйственной и иной деятельности в границах прибрежных защитных полос (пункт 2 Правил).
В силу пункта 3 Правил установление границ осуществляется, в том числе органами государственной власти субъектов Российской Федерации - при реализации переданных полномочий Российской Федерации по осуществлению мер по охране водных объектов или их частей, находящихся в федеральной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, за исключением водохранилищ, которые полностью расположены на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации и использование водных ресурсов которых осуществляется для обеспечения питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения 2 и более субъектов Российской Федерации, в соответствии с перечнем таких водохранилищ, установленным Правительством Российской Федерации.
Согласно подпункту "г" пункта 4 Правил в целях установления границ органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают установление границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов непосредственно на местности, в том числе посредством размещения специальных информационных знаков.
На основании пункта 6 Правил органы государственной власти, указанные в пункте 3 настоящих Правил, обеспечивают размещение специальных информационных знаков на всем протяжении границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос водных объектов в характерных точках рельефа, а также в местах пересечения водных объектов дорогами, в зонах отдыха и других местах массового пребывания граждан и поддержание этих знаков в надлежащем состоянии.
Как верно установлено судом первой инстанции, в ходе проверки водоохранной зоны реки Кубань по маршруту: правый берег реки Кубань от Краснодарского водохранилища до поселка Белозерный установлено, что в районах Садоводческого некоммерческого товарищества "Излучина-Кубань", ул. Обрывочной, ул. Фурманова, ул. Вавилова, имеются места загрязнения прибрежной защитной полосы реки Кубань строительным мусором: на прилегающей территории вдоль береговой полосы правого берега реки Кубань - водного объекта, федерального значения и общего пользования отсутствуют специальные информационные знаки.
14.12.10 главным специалистом-экспертом инспектором в отношении администрации было вынесено постановление N 00107/5/10 о назначении административного наказания по ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ - "невыполнение или несвоевременное выполнение обязанностей по приведению водных объектов, их водоохранных зон и прибрежных полос в состояние, пригодное для пользования".
Также по результатам проверки департаментом администрации выдано представление от 14.12.10 N 00081/5/10 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Судом первой инстанции правильно установлено, что водоохранная зона правого берега реки Кубань, в районе Садоводческого некоммерческого товарищества "Излучина-Кубань", по ул. Обрывной, ул. Фурманова, ул. Вавилова, которая явилась объектом проверки департамента, расположена на территории муниципального образования город Краснодар, что подтверждается материалами дела и не оспаривается администрацией.
Кроме того, вышеуказанный факт подтверждается Законом Краснодарского края от 10.03.04 N 670-КЗ "Об установлении границ муниципального образования город Краснодар и наделения его статусом городского округа" и приложенной к нему картой-схемой границ муниципального образования город Краснодар.
Подпунктами 11, 24 и 36 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления" к вопросам местного значения городского округа относятся организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, а также осуществление в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочий собственника водных объектов, установление правил использования водных объектов общего пользования для личных и бытовых нужд и информирование населения об ограничениях использования таких водных объектов.
Пунктами 1-3 статьи 7 Федерального закона от 10.01.02 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" предусмотрено, что к вопросам местного значения городских, сельских поселений относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
К вопросам местного значения муниципального района относятся:
- организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды;
- организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
К вопросам местного значения городского округа относятся:
- организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;
- организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.
Согласно пунктам 13-15 и 21 статьи 50 Устава муниципального образования город Краснодар, утвержденного решением городской Думы Краснодара 19.07.2003 N 37, администрация муниципального образования город Краснодар в области использования земли, охраны природы осуществляет наблюдение за состоянием окружающей среды в границах муниципального образования город Краснодар и принятие мер к ее охране и восстановлению в соответствии с действующим законодательством, осуществляет в пределах, установленных водным законодательством Российской Федерации, полномочия собственника водных объектов, информирует население об ограничениях использования водных объектов общего пользования, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, а также организует мероприятия по охране окружающей среды на территории муниципального образования город Краснодар.
Таким образом, судом первой инстанции правильно установлено что администрация, как орган местного самоуправления обязана принимать меры по охране окружающей среды на территории муниципального образования, в том числе по недопущению загрязнения земельных участков, расположенных в водоохраной зоне или в прибрежной защитной зоне водного объекта - реки Кубань, не находящихся в собственности или в законном пользовании граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц и являющихся местами общего пользования, отходами производства и потребления, к которым относится также строительный мусор. А в случае обнаружения факта такого загрязнения, принять меры по уборке данной территории, для беспрепятственного его использования по назначению.
Администрация не представила судам первой и апелляционной инстанциям доказательства того, что земельные участки, расположенные в прибрежной полосе защитной зоны реки Кубань, которые явились объектами проведенной проверки, находятся в собственности граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, или переданы в установленном законом порядке в пользование таким лицам, на которых, в соответствии с законом или договором возлагается обязанность по содержанию земельных участков в надлежащем санитарном состоянии.
Несмотря на то, что река Кубань находится в федеральной собственности, обеспечение повседневного контроля за экологической обстановкой на прибрежных защитных полосах водного объекта, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар, не могут обеспечиваться компетентными федеральными органами исполнительной власти, а также органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в частности Краснодарского края, поскольку обязанность по охране окружающей среды и обеспечению надлежащего санитарного состояния указанных территории, в данном случае возлагается на орган местного самоуправления.
Кроме того, постановление департамента от 14.12.10 N 00107/5/10 было оспорено администрацией в арбитражный суд и решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2011 по делу N А32-395/2011 было признано незаконным и изменено в части размера штрафа. Таким образом, факт наличия в действиях администрации состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 8.13 КоАП РФ, подтверждается решением Арбитражного суда Краснодарского края от 08.04.2011 по делу N А32-395/2011.
Судебный акт по делу N А32-395/2011 имеет для настоящего спора преюдициальное значение.
Таким образом, судом первой инстанции сделан основанный на обстоятельствах дела вывод о том, что представление департамента от 14.12.10 N 00081/5/10 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, является законным и обоснованным.
При таких обстоятельствах, у суда апелляционной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения апелляционной жалобы администрации и отмены решения суда первой инстанции.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.07.2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Н.Н. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-6461/2011
Истец: АДминистрация МО г Краснодар, Администрация муниципального образования город Краснодар
Ответчик: Государственный инспектор департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу Е. М. Кулиш, Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу
Третье лицо: Дапартамент ФС по надзору с сфере природопользования (Росприроднадзор) по ЮФО Темрюкский отдел по надзору на море