город Омск
28 октября 2011 г. |
Дело N А75-4203/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Сидоренко О.А.,
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондарь И.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7367/2011) Линейного отдела внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2011 по делу N А75-4203/2011 (судья Шабанова Г.А.), принятое по заявлению Открытого акционерного общества "Аэропорт Сургут" к Линейному отделу внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу о признании незаконными действий, связанных с отказом в проведении плановых периодических проверок сотрудников службы авиационной безопасности, имеющих право на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия,
при участии в судебном заседании представителей:
от Линейного отдела внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу - Троицкий А.В. по доверенности от 20.10.2011 сроком действия до 31.12.2011 (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации); Анфертьева А.А. (паспорт серия 52045 N 910435 выдан 24.03.2004, по доверенности от 07.10.2011 сроком действия до 31.12.2011);
от открытого акционерного общества "Аэропорт Сургут" - Зарипов Д.Д. по доверенности N ДАС-168/10 от 09.11.2010 сроком действия 1 год (личность представителя удостоверена паспортом гражданина Российской Федерации);
установил:
открытое акционерное общество "Аэропорт Сургут" (далее - ОАО "Аэропорт Сургут", общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Линейному отделу внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу (далее - заинтересованное лицо, Отдел, ЛОВД на станции Сургут) о признании незаконными действий, связанных с отказом в проведении плановых периодических проверок сотрудников службы авиационной безопасности, имеющих право на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2011 по делу N А75-4203/2011 требования ОАО "Аэропорт Сургут" удовлетворены.
ЛОВД на станции Сургут с решением суда первой инстанции не согласилось и обжаловало его в порядке апелляционного производства в Восьмой арбитражный апелляционный суд.
Суд апелляционной инстанции, изучив материалы дела, установил следующие обстоятельства.
31.01.2011 года ОАО "Аэропорт Сургут" обратилось с письмом к Линейному отделу внутренних дел на станции Сургут с просьбой организовать проведение плановых периодических проверок сотрудников Службы авиационной безопасности аэропорта, имеющих разрешение на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия (т.1 л.д.87).
Письмом от 09.02.2011 Линейный отдел внутренних дел на станции Сургут сообщил, что прохождение периодической проверки согласно Приказа МВД России от 15.07.2005 г. N 568 не может быть организовано, так как Служба авиационной безопасности не обладает статусом тех субъектов, которые в соответствии с законодательством имеют право на прохождение периодической проверки. Кроме того, действующим законодательство не регламентирован порядок применения, ношения, хранения, использования и владения оружием, не определены потребности, виды, типы и модели использования оружия.
Полагая, что отказ в проведении плановых периодических проверок сотрудников Службы авиационной безопасности аэропорта, имеющих разрешение на хранение и ношение при исполнении служебных обязанностей служебного оружия не основан на нормах действующего законодательства и препятствует выполнению возложенных на Службу авиационной безопасности задач, общество обратилось в арбитражный суд с выше указанным заявлением.
Суд первой инстанции, признавая спорный отказ заинтересованного лица незаконным, исходил из того, что в соответствии с Федеральным законом "Об оружии" и Воздушным кодексом Российской Федерации ОАО "Аэропорт Сургут" является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности, поэтому имеет право приобретать, хранить и использовать служебное оружие и патроны к нему. При этом, сотрудники ОАО "Аэропорт Сургут" обязаны проходить периодические проверки в органах внутренних дел согласно Приказу МВД России от 15.07.2005, которым предусмотрены основания и порядок проведения соответствующих проверок.
В апелляционной жалобе Отдел просит решение суда первой инстанции отменить и принять новое решение, которым будут признаны действия ЛОВД на станции Сургут законными и обоснованными. В обоснование своей позиции податель жалобы указал, что в настоящее время не представляется возможным проведение проверок работников службы авиационной безопасности ввиду отсутствия нормативно-правового акта, устанавливающего порядок по применению оружия и специальных средств вышеуказанной службой. Кроме того, отсутствует необходимая программа подготовки для служб авиационной безопасности.
Также заинтересованное лицо отметило, что 17.08.2011 разрешение на хранение и использование оружия и патронов к нему серии РХИ N 0043869, выданное ОАО "Аэропорт Сургут" 19.03.2007, аннулировано.
Заявитель представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором признал правовую позицию Отдела необоснованной и просил решение суда первой инстанции оставить без изменения. В части аннулирования лицензии на хранение и использование оружия пояснил, что аннулирование заинтересованным лицом названной лицензии в настоящий момент обжаловано в арбитражный суд, поскольку соответствующее заключение об аннулировании лицензии (разрешения) от 17.08.2011 вынесено ЛОВД на станции Сургут с нарушением закона.
Судебное заседание апелляционного суда проведено при участии представителей ЛОВД на станции Сургут и ОАО "Аэропорт Сургут", соответственно поддержавших ранее изложенные доводы и возражения.
Суд апелляционной инстанции, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, апелляционную жалобу, отзыв, проверив законность и обоснованность решения арбитражного суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не находит оснований для его отмены, исходя из следующего.
Правоотношения, возникающие при обороте гражданского и служебного оружия, в том числе связанные с обеспечением защиты жизни и здоровья граждан, собственности, общественной безопасности, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии".
Согласно статье 4 названного Федерального закона к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия, в целях самообороны или для исполнения возложенных на них Федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции. Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
Круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, определен статьей 10 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии". В пункте 2 указанной статьи такое право предоставлено юридическим лицам с особыми уставными задачами.
В соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Согласно статье 84 Воздушного кодекса Российской Федерации авиационная безопасность обеспечивается посредством:
1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции";
5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности", в соответствии с пунктами 3 - 5 которых:
Авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
Службы авиационной безопасности аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Службы авиационной безопасности аэропорта, службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
В соответствии с пунктом 3.2 устава ОАО "Аэропорт Сургут" осуществляет обеспечение мер авиационной безопасности в аэропорту.
Таким образом, исходя из содержания процитированных правовых норм и устава ОАО "Аэропорт Сургут", суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что общество является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности, а, следовательно, оно имеет право приобретать, хранить и использовать служебное оружие и патроны к нему.
Суд апелляционной инстанции приходит к выводу о незаконности бездействия ЛОВД на станции Сургут, выразившегося в непроведении периодической проверки сотрудников службы авиационной безопасности на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением служебного оружия, на основании следующего.
Статьей 12 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" установлено, что выдача оружия работникам юридических лиц с особыми уставными задачами осуществляется по решению руководителей данных юридических лиц после прохождения указанными работниками соответствующей подготовки и при отсутствии у них оснований, препятствующих получению лицензии на приобретение гражданского оружия. Эти работники обязаны проходить периодическую проверку на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия, и иметь разрешение органов внутренних дел на хранение и ношение служебного оружия. Содержание программы подготовки и порядок проведения проверки определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
Апелляционный суд не принимает доводы ЛОВД на станции Сургут об отсутствии нормативно-правового акта, устанавливающего порядок по применению оружия и специальных средств службой авиационной безопасности, а также отсутствии программы подготовки для служб авиационной безопасности. Отсутствие соответствующего правового акта Правительства Российской Федерации не может служить препятствием в реализации права ОАО "Аэропорт Сургут" - юридического лица с особыми уставными задачами, закрепленного в соответствующих нормах Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" и Воздушного кодекса Российской Федерации. Требования к хранению и учету оружия и условиям его применения являются одинаковыми для всех юридических лиц.
Положение о проведении органами внутренних дел Российской Федерации периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств (в редакции от 21.09.2009), утвержденное приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.07.2005 N 568 и устанавливающее обязательность проведения плановых проверок (подпункт "б" пункта 1), не содержит исчерпывающего перечня организаций и учреждений, работники которых подлежат соответствующей проверке.
При этом суд апелляционной инстанции отмечает, что изменения, внесенные в 2009 году в данное Положение, касаются, как раз, работников юридических лиц с особыми уставными задачами, что свидетельствует о распространении действия означенного Положения на работников таких организаций.
Дополнения, касающиеся работников юридических лиц с особыми уставными задачами, были внесены и в приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации от 15.07.2005 N 569 (ред. от 21.09.2009) "О мерах по обеспечению периодических проверок частных охранников, частных детективов (сыщиков) и работников юридических лиц с особыми уставными задачами на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия и специальных средств".
Кроме того, имеется Типовая программа подготовки работников юридических лиц с особыми уставными задачами к действиям в условиях, связанных с применением боевого оружия, утвержденная приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 07.10.1997 N 650, которая может быть использована применительно к служебному оружию.
Обращение общества связано с необходимостью выполнения функций по обеспечению авиационной безопасности в силу прямого указания закона, а не в целях осуществления охранной деятельности, регулируемой Законом Российской Федерации от 11.03.1992 N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" и осуществляемой на основании возмездного договора и лицензии на осуществление охранной деятельности.
Сотрудники служб авиационной безопасности аэродромов, аэропортов и эксплуатантов (авиационных предприятий) осуществляют деятельность, связанную с охраной жизни и здоровья пассажиров, а также с защитой объектов авиатранспортной инфраструктуры. Такая деятельность предусматривает возможность применения силы, в том числе оружия, в отношении лиц, совершающих или намеревающихся совершить акт незаконного вмешательства в деятельность авиации. По этим причинам эти службы являются службами с особыми уставными задачами, регламентированными специальными нормативными актами, предоставляющими сотрудникам этих служб особые права (в том числе право применять оружие) и возлагающие на них особые обязанности (часть 2 статьи 4 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии").
При данных обстоятельствах суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии у ЛОВД на станции Сургут законных оснований для отказа в проведении периодической проверки сотрудников службы авиационной безопасности ОАО "Аэропорт Сургут" на пригодность к действиям в условиях, связанных с применением огнестрельного оружия.
Доводы заинтересованного лица об аннулировании 17.08.2011 лицензии на хранение и использование оружия и патронов к нему, выданной ОАО "Аэропорт Сургут", судом апелляционной инстанции отклоняются, поскольку, во-первых, на момент рассмотрения судом первой инстанции настоящего дела общество имело действительную лицензию, которая не была аннулирована, а, во-вторых, в соответствии с положениями части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд осуществляет проверку законности спорных действий (бездействия) на момент совершения данных действия (бездействия), а также исходя из тех обстоятельств, которые имели место быть в тот момент (в письме от 09.02.2011 ЛОВД на станции Сургут спорное бездействие не было обосновано аннулированием лицензии, в связи с чем не может являться свидетельством законности такого бездействия).
При названных обстоятельствах суд апелляционной инстанции считает, что дело рассмотрено судом первой инстанции полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, выводы суда соответствуют имеющимся в деле доказательствам. Правовых оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены принятого по данному делу решения не имеется.
Судебные расходы судом апелляционной инстанции не распределяются, так как в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации заинтересованное лицо освобождено от уплаты государственной пошлины при апелляционном обжаловании судебного акта, в том числе в случае участия в арбитражном процессе в качестве ответчика по делу.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Линейного отдела внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации по Уральскому федеральному округу оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27.07.2011 по делу N А75-4203/2011 - без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.А. Сидоренко |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-4203/2011
Истец: ОАО "Аэропорт Сургут"
Ответчик: Линейный ОВД на станции Сургут МВД РФ, Линейный отдел внутренних дел на станции Сургут Управления на транспорте Министерства внутренних дел по Уральскому Федеральному округу