город Омск
28 октября 2011 г. |
Дело N А81-2817/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2011 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кливера Е.П.,
судей Ивановой Н.Е., Рыжикова О.Ю.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Михайловой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-7578/2011) Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу на решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2011 по делу N А81-2817/2011 (судья Сеитов Э.М.), принятое по заявлению закрытого акционерного общества "Севергаз-инвест" (ИНН 8903020549, ОГРН 1028900579850) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (ИНН 8901015575, ОГРН 1048900003151) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 31.05.20101 N 105/2011,
при участии в судебном заседании представителей:
от Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом;
от закрытого акционерного общества "Севергаз-инвест" - не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом,
установил:
Закрытое акционерное общество "Севергаз-инвест" (далее - ЗАО "Севергаз-инвест", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ямало-Ненецкого автономного округа к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкому автономному округу (далее - Управление Росприроднадзора, заинтересованное лицо) об оспаривании постановления о назначении административного наказания от 31.05.2011 N 105/2011.
Решением Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2011 года по делу N А81-2817/2011 заявленные требования удовлетворены. Постановление Управления Росприроднадзора от 31.05.2011 N 105/2011 о назначении административного наказания ЗАО "Севергаз-инвест" за совершение административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ, признано незаконным и отменено.
Не согласившись с решением суда, Управление Росприроднадзора обратилось с апелляционной жалобой в Восьмой арбитражный апелляционный суд, в которой просит решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2011 по делу N А81-2817/2011 отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Управление Росприроднадзора указывает, что правонарушение административным органом было квалифицировано верно.
До начала судебного заседания от ЗАО "Севергаз-инвест" поступил письменный отзыв на апелляционную жалобу, в которой заявитель просит оставить обжалуемое решение суда без изменения, как законное и обоснованное, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представители лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса (далее - АПК РФ) в судебное заседание не явились. От ЗАО "Севергаз-инвест" поступило ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя, которое судом апелляционной инстанции удовлетворено. На основании части 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ апелляционная жалоба рассмотрена в их отсутствие.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, на основании распоряжения от 26.04.2011 N 120-р должностными лицами Управления Росприроднадзора в период с 03.05.2011 по 24.05.2011 была проведена плановая, документальная проверка в отношении ЗАО "Севергаз-инвест", расположенного по адресу: 629730, ЯНАО, г. Надым, пос. Снежный проезд, 14.
В ходе проведенной проверки было установлено, что общество осуществляло хозяйственную деятельность, оказывая негативное воздействие на окружающую среду, при этом, в период с 21.01.2007 по настоящее время не вносило плату за негативное воздействие на окружающую среду, чем нарушило требования статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632.
При этом общество осуществляло свою деятельность с нарушением требований пункта 10.1 лицензии СЛХ 01119 НР.
По результатам проведенной проверки составлен акт от 24.05.2011 N 76 (л.д. 31-40) и протокол об административном правонарушении от 26.05.2011 N 105/2011 (л.д. 24-26).
Начальник отдела геологического контроля и охраны недр Управления Росприроднадзора Колесников Р.А., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении в отношении ЗАО "Севергаз-инвест", 31.05.2011 вынес постановление N 105/2011, в соответствии с которым общество привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 7.3 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее - КоАП РФ) в виде наложения штрафа в размере 350 000 руб. (л.д. 6-7).
ЗАО "Севергаз-инвест", не согласившись с названным постановлением, обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа 11.08.2011 вынесено решение, которое является предметом апелляционного обжалования по настоящему спору.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены решения Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа, исходя из следующего.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае подлежит применению Закон Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах).
Статьей 11 Закона о недрах предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Довод Управления Росприроднадзора о правильной квалификации административным органом совершенного ЗАО "Севергаз-инвест" судом апелляционной инстанции отклоняется как несостоятельный в силу следующего.
Согласно пункту 10 части 2 статьи 22 Закона о недрах одной из обязанностей пользователя недр является выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
Пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 7.3 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 7.3 КоАП РФ пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта влечет административную ответственность в виде наложения административного штрафа на юридических лиц в размере от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Согласно пункту 10.1 лицензии СЛХ 01119 НР владелец осуществляет все работы при соблюдении действующего законодательства Российской Федерации, Ямало-Ненецкого автономного округа и настоящего договора, обеспечивает качественное и эффективное выполнение работ в соответствии с утвержденной проектной документацией и действующими требованиями и нормативами для данного вида работ.
Между тем, в ходе проверки установлено, что заявителем не соблюдались требования пункта 10.1 лицензии в части исполнения законодательства Российской Федерации, а именно выявлен факт нарушения заявителем статьи 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды).
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона об охране окружающей среды негативное воздействие на окружающую среду является платным. Формы платы за негативное воздействие на окружающую среду определяются настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами.
В силу пункта 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к видам негативного воздействия на окружающую среду относятся: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Согласно определению Конституционного Суда Российской Федерации от 10.12.2002 N 284-О платежи за негативное воздействие на окружающую среду являются необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, и представляют собой обязательные публично-правовые платежи за осуществление государством мероприятий по охране окружающей среды и ее восстановлению от последствий хозяйственной и иной деятельности, оказывающей негативное влияние, в пределах установленных государством нормативов такого допустимого воздействия.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 утвержден Порядок определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия.
Этот Порядок распространяется на предприятия, учреждения, организации, иностранных юридических и физических лиц, осуществляющих любые виды деятельности на территории Российской Федерации, связанные с природопользованием, и предусматривает взимание платы, в том числе за размещение отходов.
К порядку внесения платежей относятся также и сроки их внесения, предусмотренные пунктом 1 приказа Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 08.06.2006 N 557.
В Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях закреплена специальная норма, устанавливающая административную ответственность за невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду - статья 8.41 КоАП РФ.
Статьей 8.41 КоАП РФ установлено, что невнесение в установленные сроки платы за негативное воздействие на окружающую среду влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.
Объектом правонарушения являются общественные отношения, связанные с взиманием платежей за негативное воздействие на окружающую среду; состав правонарушения формальный, его объективную сторону образует бездействие, выраженное в невнесении платежей в установленные сроки.
Как было указано выше, совершенное заявителем правонарушение (невнесение платы за негативное воздействие на окружающую среду) административным органом было квалифицировано как пользование недрами с нарушением условий, предусмотренных лицензией на пользование недрами, и (или) требований утвержденного в установленном порядке технического проекта (часть 2 статьи 7.3 КоАП РФ).
Из изложенного следует, что административным органом была допущена неправильная квалификация правонарушения, совершенного ЗАО "Севергаз-инвест".
Таким образом, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что совершенное ЗАО "Севергаз-инвест" правонарушение следовало квалифицировать по специальной статье 8.41 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.
Неправильная квалификация Управлением Роспотребнадзора по Ямало-Ненецкому автономному округу выявленного правонарушения является самостоятельным основанием для признания незаконным постановления и его отмены.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно признал, что привлечение ЗАО "Севергаз-инвест" к ответственности по части 2 статьи 7.3 КоАП РФ не является правомерным.
Таким образом, удовлетворив заявленные ЗАО "Севергаз-инвест" требования, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нормы материального права применены Арбитражным судом Ямало-Ненецкого автономного округа правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь пунктом 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 139, не распределяет расходы по оплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы, поскольку Управление Росприроднадзора при подаче апелляционной жалобы не платила государственную пошлину в силу ее освобождения на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 11.08.2011 по делу N А81-2817/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Е.П. Кливер |
Судьи |
Н.Е. Иванова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А81-2817/2011
Истец: ЗАО "Севергаз-инвесТ", Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкого автономного округа
Ответчик: ЗАО "Севергаз-инвесТ", Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Ямало-Ненецкого автономного округа
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-7578/11