город Ростов-на-Дону |
дело N А32-3560/2011 |
28 октября 2011 г. |
15АП-11346/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 28 октября 2011 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ильиной М.В.,
судей Глазуновой И.Н., Тимченко О.Х.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Зобовой Л.В.,
при участии:
от заинтересованного лица - Садовской О.Б. (доверенность N 1423/01 от 09.02.2011)
от третьего лица - Шипулиной А.А. (доверенность N 34880.43 от 24.12.2010),
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Администрации муниципального образования город Краснодар и Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2011 по делу N А32-3560/2011,
принятое в составе судьи Гладкова В.А.,
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Компания "Хозяйственно-бытовые товары"
к Администрации муниципального образования город Краснодар
при участии третьего лица: Департамента муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар
о признании недействительным постановления администрации N 9025 от 08.11.2010
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Компания "Хозяйственно-бытовые товары" (далее ООО "Компания "Хозяйственно-бытовые товары", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Администрации муниципального образования город Краснодар (далее администрация) о признании недействительным постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 08.11.2010 N 9025 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по улице Октябрьской, 170 в Западном внутригородском округе города Краснодара".
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2011 г.. постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 08.11.2010 N 9025 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по улице Октябрьской, 170 в Западном внутригородском округе города Краснодара" признано недействительным как противоречащее Гражданскому кодексу Российской Федерации, Градостроительному кодексам Российской Федерации.
Администрация муниципального образования город Краснодар и Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар (далее департамент) обжаловали решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2011 г.. в установленном гл. 34 АПК РФ порядке, просили отменить решение, в удовлетворении заявленных требований оказать. Жалобы мотивированы тем, что решением городской Думы Краснодара от 26.02.2004 N 46 п.2 "Об утверждении генерального плана города Краснодара" утвержден генеральный план города Краснодара.
Судом установлено, что 05.03.2004 в еженедельной газете городского самоуправления "Краснодар" был опубликован текст указанного решения городской Думы без приложений. Отсутствие графической публикации генерального плана города Краснодара не может служить для суда основанием для утверждения о его отсутствии, при наличии в материалах дела доказательств опубликования и обсуждения генерального плана в средствах массовой информации (газета "Краснодарские известия" от 03.03.2004 статья "Генплан Краснодара на 20 Гигабайт").
Следовательно, доводы администрации муниципального образования город Краснодар об издании во исполнение генерального плана Краснодара постановления администрации муниципального образования город Краснодар от 18.03.2009 г. N 815 "Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара", которым был утвержден проект планировки центральной части города Краснодара необоснованно не приняты судом во внимание.
Протоколом заседания комиссии по землепользованию и застройке муниципального образования город Краснодар от 23.11.2007 N 18 принято решение о проведении публичных слушаний по вышеуказанному вопросу об утверждении проекта планировки.
В соответствии с действующим законодательством главой муниципального образования город Краснодар проведены публичные слушания по проекту постановления главы муниципального образования город Краснодар "Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара".
В соответствии с пунктом 3 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
г) границы зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Согласно транспортной схеме генерального плана города Краснодара (решение городской Думы Краснодара от 26.02.2004 N 46 п. 2 "Об утверждении генерального плана города Краснодара" - ул. Октябрьская является магистральной улицей общегородского значения.
В соответствии с требованиями п.п. 6.17 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" технические параметры магистральных улиц общегородского значения непрерывного движения следующие: ширина полосы движения 3,75 м, количество полос движения от 4 до 8; ширина пешеходной части тротуара 4,50 м.
В соответствии с требованиями п.п. 6.18 СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений" ширина магистральных улиц в красных линиях принимается равной 40-80 метрам.
Фактическое расстояние между красными линиями утвержденными постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 18.03.2009 N 815 "Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара" непосредственно на рассматриваемом участке улицы составляет - 39 метров.
В целях сохранения линейности улицы, так как на прилегающих кварталах ул. Октябрьская имеет нормативные параметры, расширение выполняется в сторону квартала N 238 - б за счет изъятия земельного участка N 23484.
Исходя из системного толкования положений подпункта 9 пункта 2 части 1 статьи 49, статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации следует, что процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд предполагает несколько этапов: принятие первичного решения об изъятии земельного участка, формирование изымаемого земельного участка и постановка его на кадастровый учет, регистрация решения в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок, уведомление лица, у которого подлежит изъятию земельный, участок, непосредственное изъятие.
Указанные процедуры (за исключением непосредственного изъятия) администрацией муниципального образования город Краснодар администрацией муниципального образования город Краснодар выполнены в полном объеме.
Заявителем не доказано нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, основания для признания недействительным оспариваемого постановления отсутствуют.
ООО "Компания "Хозяйственно-бытовые товары" в отзыве апелляционную жалобу не признало, просило оставить решение суда без изменения. Общество указало, что администрацией не доказаны: цель изъятия земельного участка; соответствие постановления градостроительной документации: генеральному плану города, плану развития транспортной инфраструктуры; наличие исключительного характера основания размещения автомобильной дороги на земельном участке заявителя; отсутствие альтернативы размещения объектов строительства автодороги за счет изъятия земельного участка.
В судебном заседании представители администрации и департамента апелляционные жалобы поддержали, просили решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2011 г.. отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
ООО "Компания "Хозяйственно-бытовые товары" представило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя. Дело рассмотрено в порядке п.3 ст. 156 АПК РФ.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей администрации и департамента, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество является собственником земельного участка площадью 1340,23 кв.м с кадастровым номером 23:43:02 07 008:0029, расположенного по адресу: г.Краснодар, Западный округ, ул. Октябрьская, 170. Право собственности общества на указанный земельный участок зарегистрировано 29.04.2005 (свидетельство о государственной регистрации права от 03.05.2005 серия 23-АА N 276661).
Согласно кадастровому паспорту от 15.08.2008 земельный участок с кадастровым номером 23:43:0207008:29 относится к категории земель "земли населенных пунктов", разрешенное использование - для эксплуатации зданий и сооружений.
Постановлением главы муниципального образования город Краснодар от 08.11.2010 N 9025 "Об изъятии для муниципальных нужд земельного участка по улице Октябрьской, 170 в Западном внутригородском округе города Краснодара" принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок площадью 1340,23 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0207008:29.
Департаменту муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар упомянутым постановлением предписано уведомить ООО "Компания "Хозяйственно-бытовые товары" об издании настоящего постановления, зарегистрировать постановление в Управлении Росреестра по Краснодарскому краю, обеспечить проведение оценки изымаемого земельного участка и объектов недвижимости.
Согласно выписке из ЕГРП от 09.02.2011 г.. N 01/003/2011-255, 18.01.2011 зарегистрировано обременение на земельный участок площадью 1340,23 кв.м. с кадастровым номером 23:43:0207008:29 по ул.Октябрьской, 170 в Западном внутригородском округе г.Краснодара на основании постановления главы муниципального образования город Краснодар от 08.11.2010 N 9025.
В соответствии со статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления является одним из способов защиты гражданских прав.
Согласно статье 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Ненормативный правовой акт может быть признан недействительным при наличии одновременно двух условий: если он не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации земельный участок может быть изъят у собственника для государственных или муниципальных нужд путем выкупа.
Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления.
Решение федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок.
Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, осуществляется в исключительных случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 49 Земельного кодекса Российской Федерации, к числу которых отнесено размещение автомобильных дорог муниципального значения при отсутствии других вариантов их возможного размещения.
К документам территориального планирования муниципальных образований относятся, в том числе, генеральные планы городских округов (пункт 3 части 1 статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Содержание генеральных планов городских поселений определено в статье 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 3 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации генеральные планы включают в себя карты (схемы) планируемого размещения автомобильных дорог общего пользования, мостов и иных транспортных инженерных сооружений в границах городского округа и иных объектов, размещение которых необходимо для осуществления полномочий органов местного самоуправления городского округа.
Чертеж планировки территории, на котором отображаются красные линии и линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур, включается в основную часть проекта планировки территории (статья 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Бремя доказывания отсутствия других вариантов возможного размещения муниципального объекта в силу пункта 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лежит на администрации.
В обоснование необходимости изъятия земельного участка, органом местного самоуправления представлена схема земельного участка, из которой следует, что принадлежащий заявителю участок расположен в границах территории общего пользования по ул. Октябрьской за пределами красных линий. Из представленной схемы следует, что она совмещена с проектом планировки территории центральной части города, утвержденного постановлением администрации муниципального образования город Краснодар от 18.03.2009 N 815.
В соответствии с пунктом 4 статьи 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации строительство осуществляется на основе документов территориального планирования и правил землепользования и застройки. Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Не допускается принятие органами местного самоуправления решений об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд при отсутствии документов территориального планирования (статья 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Из приведенных норм права следует, что администрация должна документально подтвердить отсутствие других вариантов возможного размещения предполагаемого к строительству объекта, невозможность использования земельного участка в целях, для которых он изымается, без прекращения права собственности заявителя на находящиеся на спорных земельных участках объекты недвижимости, наличие соответствующих документов территориального планирования.
Оценив представленные администрацией документы: постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 19.03.2009 г.. N 815 "Об утверждении проекта планировки центральной части города Краснодара", схему транспорта и улично-дорожной сети генерального плана города Краснодара (л.д. 106,107 т.1), в порядке ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о недоказанности наличия в принятых в установленном порядке документах территориального планирования сведений о реконструкции (расширении) автомобильной дороги общего пользования по ул.Октябрьской в сторону квартала N 238-б
Доказательства наличия разработанного и утвержденного в установленном законом порядке проекта реконструкции указанной автодороги общего пользования за счет территории изымаемого земельного участка отсуствуют. Выписка из Генерального плана города Краснодара, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.02.2004 N 46 "Об утверждении Генерального плана города Краснодара", содержащая карты (схемы) планируемого размещения (расширения) автомобильной дороги общего пользования по ул.Октябрьской в сторону квартала N 238-б, в материалы дела не представлена.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу о том, что администрация не доказала соответствие закону оспариваемых положений ненормативного правового акта.
Довод администрации о том, что постановление администрации муниципального образования город Краснодар от 08.11.2010 N 9025 не нарушает прав и законных интересов заявителя, противоречат представленным в дело доказательствам.
Из материалов дела следует, что в еженедельной газете городского самоуправления "Краснодар" за 05.03.2004 N 11(358) был опубликован лишь текст решения городской Думы Краснодара от 26.02.2004 N 46 п.2 "Об утверждении генерального плана города Краснодара" без приложения "Корректировка генерального плана г. Краснодара. Генеральный план. Основные положения. Пояснительная записка".
Градостроительный кодекс Российской Федерации 1998 года (действовавший на момент принятия и публикации решения городской Думы Краснодара от 26.02.2004 N 46 п.2) не предусматривал публикации градостроительной документации (включающей описания, карты, схемы) в полном объеме, а обязывал публиковать лишь решения о ее разработке и изменении, а также основные положения названной документации (пункт 12 статьи 28).
В силу статьи 2 Федерального закона от 29.12.2004 N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации" утвержденная до его введения в действие градостроительная документация, в том числе генеральные планы городских и сельских поселений, генеральные планы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, а также принятые до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации правила землепользования и застройки городских и сельских поселений, других муниципальных образований (градостроительные уставы городских и сельских поселений, других муниципальных образований) действуют в части, не противоречащей этому Кодексу.
Поэтому градостроительная документация, утвержденная до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации 2004 года, не может быть признана судом недействующей вследствие того, что она не была опубликована.
На данное обстоятельство применительно к правилам землепользования и застройки обращалось внимание в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 N 4224/10, в которое включена оговорка об обязательности содержащегося в нем толкования правовых норм при рассмотрении дел судами (размещено на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 28.09.2010).
Обязанность публиковать документацию по планировке территории в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов, а также размещать ее на официальном сайте в сети Интернет при его наличии предусмотрена частью 16 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации, введенного в действие с 30.12.2004, то есть после принятия администрацией оспариваемого постановления.
Статья 47 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", закрепляющая правило о том, что муниципальные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, вступают в силу после их официального опубликования (обнародования), согласно статье 83 названного Закона введена в действие с 01.01.2009.
Применение норм этого Закона к правовому акту, принятому в 2004 году, в обоснование обязательности его опубликования, неправомерно (правовая позиция сформирована постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13 сентября 2011 г. N 6254/11).
Вывод суда первой инстанции об отсутствии доказательств публикации генерального плана города Краснодара, утвержденного решением городской Думы Краснодара от 26.02.2004 N 46 п.2 в установленном законом порядке, являются неверными и подлежат исключению. Однако, данный вывод не привел к принятию неправильного судебного акта, следовательно, не является основанием для его отмены.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.08.2011 по делу N А32-3560/2011 оставить без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
М.В. Ильина |
Судьи |
И.Н. Глазунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-3560/2011
Истец: ООО "Компания "Хозяйственно-бытовые товары"
Ответчик: Администрация муниципального образования город Краснодар
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности и городских земель Администрации МО город Краснодар, Департамент муниципальной собственности и городских земель администрации муниципального образования город Краснодар, АДминистрация МО г Краснодар