город Омск
28 октября 2011 г. |
Дело N А75-2714/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2011 года
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зиновьевой Т.А.,
судей Глухих А.Н., Шаровой Н.А.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Мироновой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района (регистрационный номер 08АП-8057/2011) на решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 августа 2011 года по делу N А75-2714/2011 (судья Агеев А.Х.) по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Югра-Сервис-Лес" (ИНН 8619012856, ОГРН 1068619001890) к Департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района (ИНН 8619005023, ОГРН 1028601792075) о признании права отсутствующим, а также
по исковому заявлению Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района к обществу с ограниченной ответственностью "Югра-Сервис-Лес", федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" об устранении нарушения права собственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района - не явился, извещен;
от общества с ограниченной ответственностью "Югра-Сервис-Лес" - Левченко И.А., доверенность от 15.11.2010, сроком действия два года;
от федерального государственного унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" - не явился, извещено;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры - не явился, извещено;
от бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас - Югория" - не явился, извещено,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Югра-Сервис-Лес" (далее - ООО "ЮСЛ") обратилось в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к Департаменту имущественных отношений Нефтеюганского района о признании права собственности муниципального образования Нефтеюганский район на объект недвижимости - здание, предназначенное под пожарное депо, площадью основного строения - 350, 8 кв.м, основного пристроя - 111,4 кв.м, инвентарный N 190, расположенный по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-ях, промзона (возле котельной N 2), с условным номером объекта 86:01:08:00145:000:0000, отсутствующим (арбитражное дело N А75-2714/2011).
Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района также обратился в Арбитражный суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры с иском к ООО "ЮСЛ", федеральному государственному унитарному предприятию, основанному на праве хозяйственного ведения, "Российский государственный центр инвентаризации и учета объектов недвижимости - Федеральное бюро технической инвентаризации" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ") об обязании ООО "ЮСЛ" не чинить препятствий в пользовании зданием, предназначенным под пожарное депо, расположенным по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-ях, промзона (возле котельной N 2); ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" - внести изменения в техническую докуметацию столярного цеха, а именно: исключить из площади столярного цеха, расположенного по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-ях, ул. Школьная, 14 (кадастровый/условный номер 86:01:08:00028/006:900:0000), здание, предназначенное под пожарное депо, расположенное по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-ях, промзона (возле котельной N 2), номер объекта 86:01:08:00145:000:0000 (арбитражное дело N А75-2354/2011).
Определением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа -Югры от 06.07.2011 дела N А75-2354/2011 и N А75-2714/2011 объединены в одно производство, делу присвоен номер А75-2714/2011.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 августа 2011 года по делу N А75-2714/2011 исковые требования ООО "ЮСЛ" удовлетворены. Право собственности муниципального образования Нефтеюганский район на объект недвижимости "здание, предназначенное под пожарное депо, площадь основного строения - 350,8 кв.м, основного пристроя 111,4 кв.м, инвентарный номер 190, расположенный по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-Ях, промзона (возле котельной N 2), условный номер объекта 86:01:08:00145:000:0000, признано отсутствующим. С Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района в пользу ООО "ЮСЛ" взысканы расходы по оплате государственной пошлины в сумме 4000 руб. В удовлетворении искового заявления Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района к ООО "ЮСЛ", ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" об устранении нарушения права собственности отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворив заявленные им требования в полном объеме, в иске ООО "ЮСЛ" отказать.
В апелляционной жалобе Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района указывает, что с 1999 года и по настоящее время здание пожарного депо находится в муниципальной собственности. Податель жалобы настаивает на том, что объекты "Столярный и лесопильный цех" возведены рядом со зданием пожарного депо, созданы в результате строительства, а не реконструкции. В 2001 году отделом технической инвентаризации при изготовлении технического паспорта на столярный цех ошибочно включена площадь помещений, предназначенных под пожарное депо. Таким образом, при изготовлении технического паспорта на объект "Столярный цех" не было учтено наличие объекта "Пожарное депо", поставленного ранее на государственный технический учет (номер объекта 86:01:08:00145:000:0000). Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района настаивает на том, что здание пожарного депо как объект муниципальной собственности существует и передано в оперативное управление ОГПС-29 (договор от 01.01.2000). Фактически владельцем здания, предназначенного под пожарное депо, является БУ ХМАО-Югры "Центроспас-Югория". С 1999 года и по настоящее время бремя содержания указанного имущества несет расположенная в нем пожарная часть.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу ООО "ЮСЛ" указывает на законность и обоснованность решения суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласно.
Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас - Югория" в письменном отзыве на апелляционную жалобу указывает, что апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района подлежит удовлетворению.
В заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу, бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас - Югория" не явились, о месте и времени судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
От бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Центроспас - Югория" поступило письменное ходатайство о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие его представителя.
На основании части 1 статьи 266, частей 3, 5 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено в отсутствие неявившихся участников процесса.
Рассмотрев материалы дела, апелляционную жалобу и отзывы на нее, проверив законность обжалуемого судебного акта, а также правильность применения норм материального и процессуального права, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятого судом первой инстанции решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, здание пожарного депо, 1983 года постройки, передано кооперативом государственного предприятия "Леспромхоз Лиственный" в КУМИ администрации Нефтеюганского района как объект социально-бытового назначения по акту приемки-передачи основных средств от 06.08.1999, подписанному представителями КПП "ЛПХ Лиственный", КУМИ Нефтеюганского района, начальником ОГПС-29.
Переход права собственности зарегистрирован органом государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 24.09.1999, в качестве основания возникновения права выступил договор безвозмездной передачи имущества в собственность от 06.08.1999 N 30а, запись регистрации 86-01/01-12/1999-0034/02.
В соответствии с договором от 01.01.2000 N 02-22 о закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления здание пожарного депо передано ОГПС-29 МЧС России для целевого использования.
Согласно постановлению Главы сельского поселения Куть-Ях от 03.12.2008 N 61 "О присвоении почтового адреса" зданию присвоен почтовый адрес: Нефтеюганский район, п. Куть-Ях. ул. Школьная, 13.
В 2000 году проведена реконструкция здания пожарного депо, а именно: проложен водопровод, канализация и вентиляция, заменена кровля, упрочнены стены, заменены окна и двери, увеличена площадь здания, что в свою очередь привело к образованию нового объекта с иными эксплуатационными и инженерно-техническими свойствами.
В результате проведенной реконструкции существовавшего ранее здания "Пожарное депо" создан новый объект "Столярный цех". Произведенные работы привели к увеличению общей полезной площади указанного объекта.
Впоследствии администрация Нефтеюганского района обратилась с соответствующим заявлением о государственной регистрации права собственности на возведенный после реконструкции объект недвижимости общей площадью 1144,9 кв. м, предназначенный под столярный цех.
Право собственности муниципального образования Нефтеюганский район на столярный цех по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-ях, ул. Школьная, 14, условный номер объекта 86:01:08:00028/006:900:0000, зарегистрировано 21.06.2001, N регистрации 86-01/01-14/2001-342.
При этом запись о праве собственности на объект "здание, предназначенное под пожарное депо", существовавшее до реконструкции, погашена в установленном законом порядке не была.
Распоряжением главы муниципального образования Нефтеюганский район от 19.09.2001 N 1566р о регистрации передачи в уставный капитал объекта недвижимости Комитету по управлению муниципальным имуществом предписано зарегистрировать в установленном законодательством порядке передачу в уставный капитал ООО "Санок" нежилого строения, предназначенного под столярный цех, общей площадью 1144,9 кв. м, расположенного по адресу: Нефтеюганский район, п. Куть-Ях.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом Нефтеюганского района указанный объект по акту от 19.09.2001 передан в уставный капитал ООО "Санок".
Из акта следует, что передаваемый объект недвижимого имущества имеет следующие индивидуализирующие признаки: нежилое строение, предназначенное под столярный цех, инв. N 2460, этажность - 1, общая площадь 1144,9 кв.м, адрес: Нефтеюганский район, п. Куть-Ях.
Объект принадлежит передающей стороне на основании акта приемки законченного строительством объекта от 26.12.2000 и свидетельства о государственной регистрации права от 21.06.2001 серия 86-АА N 268324.
На основании акта приемки от 19.09.2001 и Протокола совместного общего собрания участников ООО "Санок" от 01.12.2000 за последним 08.10.2001 зарегистрировано право собственности на спорный объект с условным номером 86:01:08:00028/006:900:0000, о чем выдано свидетельство о регистрации права от 22.10.2001 серия 86-АА N 319436.
Решением Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.12.2008 по делу N А75-3037/2008 ООО "Санок" признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство. В рамках указанной процедуры банкротства в числе прочего было реализовано и спорное имущество.
На основании Протокола торгов в форме открытого аукциона от 15.09.2009 N 1 между ООО "Санок" (продавец) и ООО "ЮСЛ" (покупатель) заключен договор купли-продажи от 15.09.2009, в соответствии с условиями которого истец, в числе прочего, приобрел нежилое строение столярного цеха общей площадью 1144,9 кв.м и земельный участок, на котором оно расположено, со следующими характеристиками: из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под столярный и лесопильный цех, общей площадью 9669,0 кв.м, кадастровый номер: 86:08:030101:0051, по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, Нефтеюганский район, пос. Куть-Ях, ул. Школьная, N 14.
Имущество от продавца к покупателю передано по акту от 21.09.2009.
Право собственности истца на приобретенный объект в установленном порядке зарегистрировано, в подтверждение чего Управлением Федеральной регистрационной службы по Тюменской области, Ханты-Мансийскому и Ямало-Ненецкому автономным округам выдано свидетельство серии 72 НЛ N 141658 от 27.10.2009.
Регистрация права собственности на земельный участок под зданием столярного цеха подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 72 НЛ N 256542 от 26.03.2010.
По утверждению ООО "ЮСЛ", оно является собственником объекта недвижимости, право собственности ответчика на который оспаривает.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, в настоящем деле ООО "ЮСЛ" просит признать отсутствующим право собственности муниципального образования Нефтеюганский район на объект недвижимости "здание, предназначенное под пожарное депо", площадь основного строения - 350,8 кв.м, основного пристроя 111,4 кв.м, инвентарный номер 190, расположенный по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-Ях, промзона (возле котельной N 2), условный номер объекта 86:01:08:00145:000:0000.
Со своей стороны, Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района в судебном порядке просит обязать ООО "ЮСЛ" не чинить препятствий в пользовании зданием, предназначенным под пожарное депо, расположенным по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-ях, промзона (возле котельной N 2); ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ" - внести изменения в техническую докуметацию столярного цеха, а именно: исключить из площади столярного цеха, расположенного по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-ях, ул. Школьная, 14 (кадастровый/условный номер 86:01:08:00028/006:900:0000), здание, предназначенное под пожарное депо, расположенное по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-ях, промзона (возле котельной N 2), номер объекта 86:01:08:00145:000:0000.
Поддерживая выводы суда первой инстанции, удовлетворившего исковые требования ООО "ЮСЛ" и отказавшего в удовлетворении исковых требований Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района, суд апелляционной инстанции принимает во внимание следующие обстоятельства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (статья 219 ГК РФ).
Нежилое строение столярного цеха, общей площадью 1144,9 кв.м, приобретено ООО "ЮСЛ" по договору купли-продажи от 15.09.2009, заключенному с ООО "Санок".
Право собственности на столярный цех, нежилое строение, общей площадью 1144,9 кв.м, этажность - инв. N 2460, адрес объекта: Тюменская область, ХМАО-Югра, Нефтеюганский район, сельское поселение Куть-Ях, п. Куть-Ях, на основании указанного договора за ООО "ЮСЛ" зарегистрировано 27.10.2009, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сделана запись регистрации N 86-72-14/005/2009-231 (свидетельство серия 72НЛ N 141658).
В то же время в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним значится здание по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-Ях, промзона (возле котельной N 2), собственником которого является муниципальное образование Нефтеюганский район (свидетельство от 24.09.1999 N 86-01/01-12/1999-0034/02).
Из искового заявления ООО "ЮСЛ" следует, что здание по адресу: Тюменская область, Нефтеюганский район, пос. Куть-Ях, промзона (возле котельной N 2) в 2000 году было реконструировано в здание столярного цеха, принадлежащее ООО "ЮСЛ", здание пожарного депо как объект муниципальной собственности прекратило свое существование, а наличие права собственности в отношении несуществующего объекта нарушается права истца как собственника реконструированного объекта.
Как предусмотрено пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Поскольку в Гражданском кодексе Российской Федерации, Законе о регистрации и иных законах не предусмотрен такой способ защиты, как признание недействительным зарегистрированного права, оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество может происходить лишь с использованием установленных гражданским законодательством способов защиты, применяемых с учетом характера и последствий соответствующего правонарушения.
В соответствии с пунктом 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29 апреля 2010 года N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца (например, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании обременения отсутствующим.
Суд апелляционной инстанции считает, что, предъявив иск о признании права муниципальной собственности отсутствующим, ООО "ЮСЛ" избрало надлежащий способ защиты нарушенных прав.
Признание права собственности отсутствующим как способ судебной защиты направлено на создание стабильности и определенности в гражданских правоотношениях, представляет собой констатацию в судебном акте отсутствия ранее существовавшего права, прекратившегося по предусмотренным законом основаниям.
Положениями пункта 1 статьи 235 ГК РФ предусмотрены основания прекращения права собственности в случаях гибели или уничтожения самой вещи как предмета материального мира, а также отказа от нее в случае отчуждения собственником своего имущества.
Под гибелью или уничтожением следует понимать необратимое физическое прекращение существования вещи в начальном виде, делающее невозможным удовлетворение исходных, индивидуальных потребностей собственника.
Судом первой инстанции установлено, что проведение реконструкции объекта привело к образованию нового объекта недвижимости с отличными от первоначальных физическими и экономическими показателями и целевым использованием.
В силу пункта 1 статьи 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом. При первоначальных способах право собственности у субъекта возникает впервые или самостоятельно, независимо от прав предшествующего собственника на данную вещь.
Таким образом, вещное право изготовителя обусловлено фактом создания для себя новой вещи, право на которую последний приобретает в соответствии со статьей 218 ГК РФ как лицо, создавшее эту вещь; работы по реконструкции позволили создать новый объект, способ приобретения права собственности в рассматриваемом случае относится к первоначальным, на что правильно указал суд первой инстанции в обжалуемом решении.
Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района настаивает на том, что реконструкция здания пожарного депо не осуществлялась. Объекты "Столярный и лесопильный цех" возведены рядом со зданием пожарного депо как самостоятельные объекты, созданы в результате строительства, а не реконструкции. В 2001 году отделом технической инвентаризации при изготовлении технического паспорта на столярный цех ошибочно включена площадь помещений, предназначенных под пожарное депо. Таким образом, при изготовлении технического паспорта на объект "Столярный цех" не было учтено наличие объекта "Пожарное депо", поставленного ранее на государственный технический учет (номер объекта 86:01:08:00145:000:0000).
В силу статей 9, 65 АПК РФ суд на основе принципа состязательности с учетом представленных сторонами доказательств устанавливает значимые для дела обстоятельства. При этом каждая из сторон несет риск процессуальных последствий непредоставления доказательств.
В данном случае никаких оснований считать здание пожарного депо самостоятельным объектом гражданских прав наряду со столярным цехом судами первой и апелляционной инстанции не установлено.
Строительство - создание зданий, строений, сооружений (в том числе на месте сносимых объектов капитального строительства) (часть 13 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Реконструкция представляет собой изменение параметров объектов капитального строительства, их частей (высоты, количества этажей (далее - этажность), площади, показателей производственной мощности, объема) и качества инженерно-технического обеспечения (часть 14 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Суд апелляционной инстанции согласен с выводом суда первой инстанции о том, что столярный цех является объектом, возникшим в ходе реконструкции здания пожарного депо.
В соответствии с актом приемки законченного строительством объекта от декабря 2000 года (т. 4 л.д. 20) НРМУ "УКС" (исполнитель) предъявил КУМИ администрации Нефтеюганского района (заказчику) к приемке объект "Столярный и лесопильный цех", расположенный по адресу: п. Куть-Ях, Нефтеюганского района.
Из акта следует, что строительно-монтажные работы осуществлены в сроки: начало - январь 1992 года, окончание - декабрь 2000 года (пункт 7). В пункте 8 указаны основные показатели мощности, производительности производственной площади, протяженности, вместимости, объема пропускной способности, провозной способности и т.п.
Согласно пунктам 9, 10 акта на объекте установлено предусмотренное проектом оборудование в количестве согласно актам о его приемке после индивидуального испытания и комплексного опробования, внешние наружные коммуникации холодного и горячего водоснабжения, канализация, теплоснабжение, газоснабжение, энергоснабжения и связи обеспечивают нормальную эксплуатацию объекта и приняты пользователем - городскими эксплуатационным организациями.
Доказательств того, что выполненные строительно-монтажные работы никак не затронули здание пожарного депо, в материалах дела не имеется.
Ссылаясь на указанное обстоятельство, соответствующих доказательств Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района не представил.
В материалы дело не представлен проект здания столярного цеха, которым надлежало руководствоваться при строительстве объекта. В отсутствие проекта невозможно установить обоснованность доводов Департамента о том, что строительство здания столярного цеха предполагалось без присоединения и (или) поглощения существующего здания пожарного депо.
Не имеется в материалах дела и технических условий, иных документов о строительстве столярного цеха, содержащих его характеристики.
Разрешение на строительство, получение которого обязательно в силу пункта 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации при строительстве объекта, в материалы дела не представлено. Сведений о том, что такое разрешение Администрации Нефтеюганского района выдавалось, Департамент судам первой и апелляционной инстанции не сообщил. Напротив, в акте приемочной комиссии реквизиты разрешения не указаны, в соответствующей графе стоит прочерк.
Сам факт наличия до настоящего время зарегистрированного права собственности муниципального образования Нефтеюганский район на здание пожарного депо достаточным подтверждением существования в натуре названного объекта не является.
Строительство, реконструкция объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности таких объектов, осуществляется на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Так, выдача разрешения на строительство не требуется в случае изменения объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом (пункт 4 части 17 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Как указано в части 1 статьи 25.3 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", основаниями для государственной регистрации права собственности на создаваемый или созданный объект недвижимого имущества, если для строительства, реконструкции такого объекта недвижимого имущества в соответствии с законодательством Российской Федерации не требуется выдачи разрешения на строительство, являются документы, подтверждающие факт создания такого объекта недвижимого имущества и содержащие его описание; правоустанавливающий документ на земельный участок, на котором расположен такой объект недвижимого имущества.
Документами, подтверждающими факт создания (реконструкции) объекта и содержащими описание такого объекта, являются технический паспорт такого объекта и разрешение на ввод такого объекта в эксплуатацию.
Согласно пункту 7 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства" (в редакции, действовавшей в момент постановки столярного цеха на технический учет), первичной технической инвентаризации подлежат все объекты учета, техническая инвентаризация которых ранее не проводилась.
По результатам первичной технической инвентаризации на каждый объект учета оформляется технический паспорт, форма которого и состав включаемых в него сведений устанавливаются уполномоченным органом государственного регулирования в сфере государственного технического учета и технической инвентаризации объектов градостроительной деятельности.
Технический паспорт является документальной основой для ведения Единого государственного реестра.
Объектам учета в установленном порядке присваиваются инвентарный и кадастровый номера.
Внеплановая техническая инвентаризация объектов учета проводится при изменении технических или качественных характеристик объекта учета (перепланировка, реконструкция, переоборудование, возведение, разрушение, изменение уровня инженерного благоустройства, снос), а также при совершении с объектом учета сделок, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации (пункт 7 Положения).
В 2001 году органом технической инвентаризации была проведена техническая инвентаризация объекта - столярный цех. Площадь основного объекта в техническом паспорте указана в размере 1144,9 кв.м План объекта в материалах дела имеется (т. 2 л.д. 16).
Из содержания технического паспорта по состоянию на 2001 год следует и сторонами не отрицается, что технический паспорт составлен на столярный цех, в площадь которого после реконструкции вошла площадь здания пожарного депо.
Согласно экспликации к поэтажному плану строения технического паспорта объекта от 2001 года следует, что в созданный ответчиком объект столярный цех общей площадью 1144,9 кв.м. входит помещение пожарного депо площадью 359,1 кв.м.
Следовательно, здание пожарного депо и столярный цех являются одним и тем же объектом (до и после реконструкции).
Оснований считать, что составление паспорта на столярный цех с включением в него площади здания пожарного дело было произведено ошибочно, в материалах дела не имеется.
Никаких доказательств того, что здание пожарного депо является самостоятельным объектом недвижимости, в отношении него ведется технический учет, не представлено.
Технический паспорт на здание пожарного депо, составленный после 2001 года, в материалах дела отсутствует.
За составлением технического паспорта на столярный цех в 2001 году обратился сам собственник, получив технический паспорт, никаких возражений против указанных в нем технических характеристик объекта (по объему, площади, составу помещений и т.п., включающим здание пожарного депо) не заявил.
Сведений о том, что после 2001 года Администрация Нефтеюганского района обращалась за составлением технического паспорта на здание пожарного депо, рассматривало это имущество в качестве самостоятельного объекта права муниципальной собственности, судам первой и апелляционной инстанции не представлено.
То обстоятельство, что договор оперативного управления на здание пожарного депо не расторгнут, равно как и обстоятельства исполнения этого договора, исходя из предмета и пределов доказывания по делу, правового значения не имеют.
Объект, переданный ответчиком Бюджетному учреждению ХМАО - Югры "Центроспас-Югория" по договору безвозмездного пользования от 01.04.2010 N 04/129 (пожарное депо), не существует, так как в результате реконструкции является составной частью нового объекта (столярный цех), право собственности на который принадлежит истцу.
Прекращение существования объекта зарегистрированного права подтверждается, тем, что администрация Нефтеюганского района обратилась с соответствующим заявлением о государственной регистрации права собственности на возведенный после реконструкции объект недвижимости общей площадью 1144, 9 кв. м, предназначенный под столярный цех.
Распоряжением главы муниципального образования Нефтеюганский район от 19.09.2001 N 1566р о регистрации передачи в уставный капитал объекта недвижимости Комитету по управлению муниципальным имуществом предписано зарегистрировать в установленном законодательством порядке передачу в уставный капитал ООО "Санок" нежилого строения, предназначенного под столярный цех, общей площадью 1144,9 кв. м, расположенного по адресу: Нефтеюганский район, п. Куть-Ях.
Комитетом по управлению муниципальным имуществом Нефтеюганского района указанный спорный объект но акту от 19.09.2001 передан, а ООО "Санок" принят.
Таким образом, собственник (податель жалобы) распорядился своим имуществом, первоначально включив при технической инвентаризации здание пожарного депо в состав здания столярного цеха, зарегистрировав право собственности на последнее в качестве единого объекта недвижимости, а затем - передав его в уставный капитал ООО "Санок", который с момента регистрации права собственности в установленном порядке стал надлежащим собственником спорного объекта (статья 219 ГК РФ).
Отчуждение столярного цеха ООО "Санок" явилось основанием прекращения права муниципальной собственности на этот объект, а следовательно, и на здание пожарного депо, являющее в результате реконструкции его составной частью.
На основании Протокола торгов в форме открытого аукциона от 15.09.2009 N 1 между ООО "Санок" и истцом заключен договор купли-продажи б/н от 15.09.2009, в соответствии с условиями которого последний в числе прочего приобрел нежилое строение столярного цеха общей площадью 1144,9 кв.м. и земельный участок, на котором оно расположено, со следующими характеристиками: из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием под столярный и лесопильный цех, общей площадью 9669,0 кв.м., кадастровый номер: 86:08:030101:0051, по адресу: Россия, Тюменская область, Ханты-Мансийский автономный округ - Югра, Нефтеюганский район, пос. Куть-Ях, ул. Школьная, N 14. По акту от 21.09.2009 имущество передано от Продавца к Покупателю.
Право собственности истца в установленном порядке зарегистрировано. Сделка купли-продажи объекта между ООО "Санок" и истцом не оспорена, не признана судом недействительной. Регистрация перехода права собственности на спорное имущество к истцу также в суде не оспорена.
При таких обстоятельства исковые требования ООО "ЮСЛ", являющегося собственником спорного имущества, удовлетворены судом первой инстанции правомерно.
С учетом того, что здание пожарного депо как объект гражданских прав не существует, исковые требования Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района к ООО "ЮСЛ" и ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" об устранении нарушения права собственности удовлетворению не подлежат.
Доводы Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Решение суда первой инстанции принято при правильном применении норм материального и процессуального права, отмене или изменению не подлежит. Апелляционная жалоба Департамента имущественных отношений Нефтеюганского района оставлена без удовлетворения.
Вопрос о распределении судебных расходов судом апелляционной инстанции не рассматривается, так как Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района в силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины освобожден.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 08 августа 2011 года по делу N А75-2714/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Т.А. Зиновьева |
Судьи |
А.Н. Глухих |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А75-2714/2011
Истец: МКУ "Департамент имущественных отношений Нефтеюганский район", ООО "Югра-Сервис-Лес"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Нефтеюганского района, Муниципальное казенное учреждение Департамент имущественных отношений администрации Нефтеюганского района, ООО "Югра-Сервис-Лес", ФГУП "Ростехинвертаризация - Федеральное БТИ"
Третье лицо: БУ ХМАО - Югры "Центроспас-Югория", Бюджетное учреждение Ханты-мансийского автономного округа - Югры "Центроспас - Югория", Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа-Югры "Центроспас-Югория", Департамент государственной собственности ХМАО-Югры, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югры, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ХМАО -Югре, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" в лице филиала по ХМАО - Югре, ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2011 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-8057/11