г. Санкт-Петербург
28 октября 2011 г. |
Дело N А26-4095/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 октября 2011 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 октября 2011 года
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Третьяковой Н.О.
судей Дмитриевой И.А., Несмияна С.И.
при ведении протокола судебного заседания: Душечкиной А.И.
при участии:
от заявителя: не явился, извещен;
от ответчика: Гуляев В.С. - доверенность от 02.08.2011;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 13АП-14984/2011) ООО "Компания Эстим" на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.07.2011 по делу N А26-4095/2011 (судья Таратунин Р.Б.), принятое
по заявлению ООО "Компания Эстим"
к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия
о признании незаконными и отмене постановлений
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Компания "Эстим" (далее - Общество, заявитель) (место нахождения: 185509, Республика Карелия, Прионежский р-н, Мелиоративный п., ОГРН 1021001120689) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании незаконными и отмене постановлений Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия (далее - Управление, административный орган) (место нахождения: 185910, Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Андропова, д. 6) от 18.01.2011 N 86-10/241П и N 86-10/242П о привлечении к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением суда от 14.07.2011 в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе Общество, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств, имеющих значение для дела, просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт. По мнению подателя жалобы, суд первой инстанции необоснованно не принял доводы заявителя о малозначительности совершенного им административного правонарушения. В частности, материалами дела подтверждается отсутствие у заявителя умысла на причинение государству ущерба и добровольное исполнение им обязанности, предусмотренной валютным законодательством. Срок представления справки о подтверждающих документах был нарушен на несколько дней, что не повлекло причинение вреда интересам государства и общества.
В судебном заседании представитель Управления возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, просил решение суда оставить без изменения.
Общество, извещенное надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, в судебное заседание не явилось, что в силу части 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы.
Законность и обоснованность принятого по делу судебного акта проверена в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, 16.03.2010 между Обществом и фирмой "Karelain Pyorohirsi" (Финляндия) заключен контракт N 16-03/10.1 купли-продажи домов из оцилиндрованных бревен (далее - договор).
23.03.2010 Общество на основании договора оформило в Петрозаводском муниципально-коммерческом банке в форме ОАО "Онего" паспорт сделки N 10030003/2484/0000/1/0.
В ходе исполнения условий договора Общество вывезло с таможенной территории РФ товар по ГТД N 10227070/300310/0000379 фактурной стоимости 6 132 евро.
Согласно графе "Д" ГТД N 10227070/300310/0000379 датой выпуска вывезенного с таможенной территории РФ товара является 31.03.2010.
Общество в соответствии с требованиями пункта 2.4 Положения Центрального банка Российской Федерации от 01.06.2004 N 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций" (далее - Положение N 258-П) обязано было представить в уполномоченный банк ГТД N 10227070/300310/0000379 одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок 15.04.2010 включительно.
Указанная обязанность исполнена обществом только 07.05.2010.
По факту нарушения требований валютного законодательства в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 17.12.2010 N 5-15/256 по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением от 18.01.2011 N 86-10/241 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Кроме того, 31.03.2010 между Обществом и фирмой "Karelain Pyorohirsi" (Финляндия) заключен контракт N 31-03/10.1 купли-продажи домов из оцилиндрованных бревен (далее - договор).
06.04.2010 Общество на основании договора оформило в Петрозаводском муниципально-коммерческом банке в форме ОАО "Онего" паспорт сделки N 10040001/2484/0000/1/0.
В ходе исполнения условий договора Общество вывезло с таможенной территории РФ товар по ГТД N 10227070/080410/0000433 фактурной стоимости 10711 евро.
Согласно графе "Д" ГТД N 10227070/080410/0000433 датой выпуска вывезенного с таможенной территории РФ товара является 08.04.2011.
Общество в соответствии с требованиями пункта 2.4 Положения N 258-П Общество обязано было представить в уполномоченный банк ГТД N 10227070/080410/0000433 одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок 23.04.2010 включительно.
Указанная обязанность исполнена обществом только 07.05.2010.
По факту нарушения требований валютного законодательства в отношении Общества был составлен протокол об административном правонарушении от 17.12.2010 N 5-15/257 по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Постановлением от 18.01.2011 N 86-10/242 Общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40 000 руб.
Не согласившись с вынесенными Управлением постановлениями, Общество обжаловало их в судебном порядке.
Суд первой инстанции, отказывая обществу в удовлетворении заявленных требований, пришел к выводу о наличии в действиях заявителя состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и не усмотрел оснований для освобождения заявителя от административной ответственности на основании статьи 2.9 КоАП РФ.
Выслушав мнение представителя Управления, изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы Общества.
В соответствии с частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального счета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок - влекут наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.
Обязанность резидентов и нерезидентов, осуществляющих в Российской Федерации валютные операции, вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям предусмотрена пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Закон N 173-ФЗ). В силу части 4 статьи 5 названного Закона единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации.
Пунктом 2 части 3 статьи 23 Закона N 173-ФЗ предусмотрено, что порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля (для представления уполномоченным банкам) также устанавливается Центральным банком Российской Федерации.
Порядок представления в уполномоченный банк (банк паспорта сделки; далее - банк ПС) подтверждающих документов и соответствующей информации установлен Положением N 258-П и Инструкцией Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция N 117-И).
Согласно пункту 2.1 Положения N 258-П в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном названным Положением, представляет в банк ПС документы, связанные с проведением указанных операций, и подтверждающие в числе прочего ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации.
В пункте 2.2 Положения N 258-П указано, что резидент представляет подтверждающие документы в банк ПС одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах, оформленной резидентом в порядке, установленном приложением 1 к данному Положению.
В соответствии с пунктом 2.4 Положения N 258-П справка и подтверждающие документы представляются резидентом в установленном банком ПС порядке и в согласованный с банком ПС срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации или вывозимых с таможенной территории Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D"), которые в соответствии с нормативными правовыми актами в области таможенного дела подлежат декларированию таможенным органам путем подачи таможенной декларации, за исключением случая, указанного в абзаце третьем настоящего пункта.
Справка о подтверждающих документах, указанная в пункте 2.2 Положения N 258-П и составляемая в соответствии с приложением 1 к данному Положению, Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" (вступило в силу с 27.01.2008) отнесена к формам учета по валютным операциям.
Как установлено судом первой инстанцией, подтверждается материалами дела и не оспаривается заявителем, справки о подтверждающих документах одновременно с ГТД N 10227070/300310/0000379, N 10227070/080410/0000433 представлены в банк паспорта сделки 07.05.2010, то есть с нарушением установленного пунктом 2.4 Положения N 258-П пятнадцатидневного срока.
В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательств, свидетельствующих о наличии чрезвычайных обстоятельств, препятствующих обществу своевременно исполнить требования валютного законодательства, представлено не было.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции также соглашается с выводом суда первой инстанции об отсутствии оснований для квалификации совершенного обществом правонарушения в качестве малозначительного.
В соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Малозначительность правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 года N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Следовательно, оценка малозначительности деяния должна соотноситься с характером и степенью общественной опасности, причинением вреда либо с угрозой причинения вреда личности, обществу или государству. Таким образом, административные органы обязаны установить не только формальное сходство содеянного с признаками того или иного административного правонарушения, но и решить вопрос о социальной опасности деяния.
Как правильно указал суд первой инстанции, в данном случае существенная угроза охраняемым общественным отношениям выражается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, к формальным требованиям публичного права. Правонарушения, предусмотренные статьей 15.25 КоАП РФ, нарушают установленный порядок валютного регулирования и валютного контроля, который должен носить устойчивый характер, обеспечивать стабильность внутреннего валютного рынка и соблюдение которого является обязанностью каждого участника данных правоотношений. В настоящем споре при доказанности в деяниях заявителя всех элементов совершенного им правонарушения для применения к нему мер административного реагирования не имеют значения мотивы невыполнения резидентом своей обязанности.
Апелляционный суд также принимает во внимание тот факт, что наказание назначено обществу в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 6 статьи 15.25 КоАП РФ, в связи с чем, оно отвечает критериям справедливости и соразмерности совершенному правонарушению.
Апелляционная инстанция считает, что, правильно установив фактические обстоятельства дела, дав им надлежащую правовую оценку, суд принял законное и обоснованное решение, в связи с чем, апелляционная инстанция не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта и удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Карелия от 14.07.2011 по делу А26-4095/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в порядке, предусмотренном частью 5.1 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.О. Третьякова |
Судьи |
И.А. Дмитриева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-4095/2011
Истец: ООО "Компания Эстим"
Ответчик: Территориальное Управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Карелия
Хронология рассмотрения дела:
28.10.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-14984/11