26 октября 2011 г. |
г. Вологда Дело N А05-6563/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 октября 2011 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 октября 2011 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Пестеревой О.Ю., судей Тарасовой О.А. и Чельцовой Н.С. при ведении протокола секретарем судебного заседания Ефимовой О.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску на решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2011 года по делу N А05-6563/2011 (судья Шадрина Е.Н.),
установил
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Архангельску (ОГРН 1042900051094; далее - инспекция, налоговый орган, ИФНС по г. Архангельску) обратилась в Арбитражный суд Архангельской области с заявлением к Комитету по науке и профессиональному образованию Архангельской области (ОГРН 1092901007946; далее - комитет, комитет по науке) о взыскании 500 рублей штрафа за несвоевременное представление декларации по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС) за 3 квартал 2010 года.
Решением Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2011 года по делу N А05-6563/2011 в удовлетворении требований инспекции отказано.
Налоговый орган с решением суда не согласился и обратился с жалобой, в которой просит суд апелляционной инстанции его отменить и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции ссылается на то, что применение метода исчисления штрафа в процентах от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, не исключает применения низшего предела размера штрафа в случае, когда сумма налога составляет 0 рублей.
Отзыв на жалобу от комитета не поступил.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, поэтому разбирательство по делу произведено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Как видно из материалов дела, комитет по науке представил 28.10.2010 в ИФНС по г. Архангельску налоговую декларацию по НДС за 3 квартал 2010 года.
Инспекция провела камеральную налоговую проверку комитета на основе названной налоговой декларации, по результатам которой составлен акт от 09.12.2010 N 13-23/12930.
Рассмотрев акт камеральной налоговой проверки от 09.12.2010 N 13-23/12930, заместитель начальника инспекции принял решение от 14.01.2011 N 13-23/32 о привлечении комитета по науке к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), в виде штрафа в сумме 500 рублей.
Во исполнение названного решения инспекция направила налогоплательщику требование N 1457 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.02.2011 со сроком исполнения до 09.03.2011.
В связи с неисполнением указанного требования, налоговый орган обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований, пришел к выводу о том, что в случае, когда сумма исчисленного налога составляет 0 рублей, не имеется оснований для применения минимального размера штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 НК РФ.
Апелляционная коллегия считает данный вывод суда ошибочным по следующим основаниям.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (статья 80 НК РФ).
В силу указанной нормы обязанность налогоплательщика представлять налоговую декларацию по тому или иному виду налога обусловлена не наличием суммы такого налога к уплате, а положениями закона об этом виде налога, которыми соответствующее лицо отнесено к числу плательщиков данного налога.
Согласно пункту 5 статьи 174 НК РФ налогоплательщики (налоговые агенты), в том числе перечисленные в пункте 5 статьи 173 настоящего Кодекса, обязаны представить в налоговые органы по месту своего учета соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом, если иное не предусмотрено главой 21 НК РФ.
Из материалов дела следует и комитетом не оспаривается, что налоговая декларация по НДС за 3 квартал 2010 года фактически представлена 28.10.2010 при установленном сроке представления не позднее 20.10.2010. Сумма налога, подлежащая к уплате на основании данной декларации, составила 0 рублей.
Указанное правонарушение квалифицировано налоговым органом по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 17.03.2003 N 71 (пункт 7) разъяснил судам, что отсутствие у налогоплательщика по итогам конкретного налогового периода суммы налога к уплате само по себе не освобождает его от обязанности представления налоговой декларации (статья 80 НК РФ) по данному налоговому периоду, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах.
Привлечение налогоплательщика к налоговой ответственности за нарушение срока исполнения им обязанности связано с предупреждением правонарушений в области обеспечения необходимых условий для осуществления налоговыми органами контроля за исполнением налогоплательщиками налоговых обязательств.
Президиумом Высшего Арбитражного Суда в постановлении от 08.06.2010 N 418/10 также указано, что применение метода исчисления штрафа в процентах от суммы налога, подлежащего уплате в бюджет, также не исключает применения низшего предела размера штрафа (100 рублей) и в случае, когда сумма налога окажется минимальной или же составит 0 рублей.
Таким образом, к комитету по науке, допустившему нарушение срока представления в налоговый орган декларации по НДС за 3 квартал 2010 года, инспекцией правомерно применены меры налоговой ответственности в виде взыскания штрафа в минимальном размере (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств), выводы суда первой инстанции в указанной части являются ошибочными.
Вместе с тем апелляционная коллегия считает, что налоговым органом нарушена процедура привлечения предпринимателя к ответственности.
Так решением ИФНС по г. Архангельску от 14.01.2011 N 13-23/32 налогоплательщик привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 119 НК РФ.
В соответствии с пунктом 43 статьи 1 Федерального закона от 27.07.2010 N 229-ФЗ "О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с урегулированием задолженности по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов и некоторых иных вопросов налогового администрирования" (далее - Закон N 229-ФЗ) статья 119 НК РФ изложена в новой редакции, а именно непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов неуплаченной суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основании этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей.
В новой редакции статьи 119 НК РФ отсутствуют пункты.
Согласно пункту 12 статьи 10 Закона N 229-ФЗ налоговые санкции за нарушение законодательства о налогах и сборах, по которым решение налогового органа вынесено до дня вступления в силу настоящего Закона, взимаются в порядке, действовавшем до дня вступления его в силу.
Решение от 14.01.2011 N 13-23/32 принято после вступления в действие новой редакции статьи 119 НК РФ.
В силу статьи 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы; законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
Согласно пункту 2 статьи 5 НК РФ акты законодательства о налогах и сборах, устанавливающие, в частности, новые обязанности или иным образом ухудшающие положения налогоплательщиков или плательщиков сборов, а также иных участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.
В связи с этим в рассматриваемом случае, инспекцией должна быть применена новая редакция статьи 119 НК РФ.
Из пункта 8 статьи 101 НК РФ усматривается, что в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей настоящего Кодекса, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Апелляционная инстанция отмечает, что квалификация нарушения представляет собой установление соответствия признаков конкретного деяния признакам состава нарушения, предусмотренного соответствующей статьей НК РФ, определяющей также вид наказания за данное нарушение. Отсутствие в решении правильной квалификации действий создает неопределенность в правовом положении лица, привлекаемого к налоговой ответственности, нарушает его права и законные интересы.
При таких обстоятельствах требование инспекции о взыскании с комитета 500 рублей штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации по НДС за 3 квартал 2010 года удовлетворению не подлежит.
Оснований для изменения или отмены решения суда, предусмотренных статьей 270 АПК РФ, не имеется.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины, поэтому госпошлина инспекцией в федеральный бюджет не уплачивается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил
решение Арбитражного суда Архангельской области от 08 августа 2011 года по делу N А05-6563/2011 оставить без изменения, апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Архангельску - без удовлетворения.
Председательствующий |
О.Ю. Пестерева |
Судьи |
О.А. Тарасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А05-6563/2011
Истец: ИФНС по г. Архангельску, ИФНС России по г. Архангельску
Ответчик: комитет по науке и профессиональному образованию Архангельской области
Хронология рассмотрения дела:
26.10.2011 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6604/11