г. Томск |
|
08 февраля 2011 г. |
Дело N 07АП-11367/10 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2011 г.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2011 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Колупаевой Л.А.
судей: Бородулиной И.И., Журавлёвой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии: от заявителя: Парамонов А.И. по доверенности от 11.01.2011,
от заинтересованного лица: без участия (извещено)
судей: Бородулиной И.И., Журавлёвой В.А.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Чиченковой Ю.А.
с использованием средств аудиозаписи
при участии: от заявителя: Парамонов А.И. по доверенности от 11.01.2011,
от заинтересованного лица: без участия (извещено),
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу
Кузбасского управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел РФ, г.Кемерово ИНН 4209008312, ОГРН 1034205015877
на решение Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2010 г.
по делу N А27-13063/2010 (судья Кудрова Н.О.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Международный Аэропорт Кемерово" ИНН 4205074963, ОГРН 1044205068159
к Кузбасскому управлению внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел РФ, г. Кемерово
о признании незаконным отказа в выдаче лицензии на приобретение служебного оружия, оформленного уведомлением N 2/9-8110 от 06.08.2010 года,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Международный Аэропорт Кемерово (далее по тексту - общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд Кемеровской области с заявлением к Кузбасскому управлению внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее по тексту - КУВДТ МВД РФ, госорган) о признании незаконным, как несоответствующего нормам Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии", отказа в выдаче разрешения на приобретение служебного оружия, оформленного уведомлением N 2/9-8110 от 06.08.2010.
Решением Арбитражного суда Кемеровской области от 01.11.2010 года заявленные обществом требования удовлетворены.
Признан незаконным отказ Кемеровского линейного отдела внутренних дел на транспорте Кузбасского управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации в выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, оформленного уведомлением N 2/9-8110 от 06.08.2010.
Также с Кемеровского линейного отдела внутренних дел на транспорте Кузбасского управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел Российской Федерации в пользу ООО "Международный Аэропорт Кемерово" взысканы 2000 (две тысячи) рублей судебных расходов, в виде уплаченной госпошлины, понесенных заявителем согласно платежному поручению N 1300 от 24.08.2010.
Не согласившись с решением суда в части признания незаконным отказа ЛОВД г.Кемерово в выдаче разрешения ООО "Международный Аэропорт Кемерово" на право приобретения служебного оружия и в части взыскания с ЛОВД г. Кемерово в пользу общества судебных расходов в сумме 2 000 рублей, Кузбасское управление внутренних дел на транспорте обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит в обжалуемой части его отменить.
По мнению заявителя, судом не верно применены нормы материального права, кроме того решение вынесено при не полном выяснении обстоятельств, имеющих значение для дела.
Общество в письменном отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Письменный отзыв приобщен к материалам дела.
Позиция, указанная в отзыве на апелляционную жалобу, поддержана представителем общества в судебном заседании.
В судебное заседание апелляционной инстанции, представители госоргана не явились, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела (суд апелляционной инстанции располагает сведениями о надлежащем извещении).
Апеллянтом заявлено ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя (поступило в суд 31.01.2011).
В порядке части 1, 3 статьи 156, части 1 статьи 266 АПК РФ суд, с учетом мнения представителя общества, считает возможным рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие не явившегося лица.
Рассмотрев материалы дела, изучив апелляционную жалобу и письменный отзыв на нее, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, общество с ограниченной ответственностью "Международный Аэропорт Кемерово" 26.07.2010 года обратилось в Кемеровский линейный отдел внутренних дел на транспорте с заявлением о выдаче разрешения на хранение и использование оружия и патронов к нему, сертифицированного в качестве служебного.
На указанное заявление в адрес ООО "Международный Аэропорт Кемерово" было направлено письмо за подписью начальника Кемеровского ЛОВД на транспорте подполковника милиции Р.А. Мартыненко (N 2/9-8110 от 06.08.2010), на основании которого в выдаче разрешения на право хранения и использования оружия и патронов к нему обществу отказано, а также рекомендовано заключить договор по охране воздушных судов с подразделением вневедомственной охраны при территориальном органе внутренних дел ГУВД по Кемеровской области.
Не согласившись с указанным отказом, общество обжаловало его в арбитражный суд Кемеровской области.
Удовлетворяя требования ООО "Международный Аэропорт Кемерово", суд первой инстанции исходил из того, что общество является юридическим лицом с особыми уставными задачами, осуществляющим деятельность по обеспечению мер авиационной безопасности непосредственно через свое структурное подразделение - службу авиационной безопасности.
Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 83 Воздушного кодекса Российской Федерации (далее - ВК РФ) авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Службы авиационной безопасности аэродромов или аэропортов и службы авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
Согласно статье 84 ВК РФ авиационная безопасность обеспечивается посредством:
1) предотвращения доступа посторонних лиц и транспортных средств в контролируемую зону аэропорта или аэродрома;
2) охраны воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц;
3) исключения возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза;
4) предполетного досмотра, а также послеполетного досмотра в случае его проведения в соответствии с Законом Российской Федерации "О милиции";
5) реализации мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе мер, осуществляемых с участием правоохранительных органов.
Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 28.11.2005 N 142 утверждены Федеральные авиационные правила "Требования авиационной безопасности", пунктом 3 которых также установлено, что авиационная безопасность обеспечивается комплексом мер, предусматривающих создание и функционирование служб авиационной безопасности, охрану аэропортов, воздушных судов и объектов гражданской авиации, досмотр членов экипажей, обслуживающего персонала, пассажиров, ручной клади, багажа, почты, грузов и бортовых запасов, предотвращение и пресечение попыток захвата и угона воздушных судов.
Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности (далее - САБ) аэропортов, подразделениями ведомственной охраны Министерства транспорта Российской Федерации, органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.
САБ аэропортов и САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) являются службами с особыми уставными задачами.
САБ аэропорта, САБ эксплуатантов (авиационных предприятий) оснащаются служебным оружием и специальными средствами в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также техническими средствами досмотра, охраны и контроля доступа, автотранспортом, средствами связи и другими необходимыми материальными средствами.
Вопросы, связанные с оформлением, выдачей, продлением срока действия и аннулированием лицензии на приобретение, в том числе служебного оружия и патронов, регулируются Федеральным законом от 13.12.1996 N 150-ФЗ "Об оружии" (далее - Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ).
В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ приобретение оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации подлежит лицензированию. Лицензии на приобретение оружия и патронов к нему выдаются органами внутренних дел на основании заявлений граждан Российской Федерации. Заявление о выдаче лицензии рассматривается указанными органами в течение месяца со дня его подачи. В заявлении указываются сведения о видах оружия, которое планируется приобрести, и мерах, принятых для обеспечения учета и сохранности оружия. Заявитель также обязан представить учредительные и регистрационные документы юридического лица или документы, удостоверяющие личность гражданина, и другие предусмотренные настоящим Федеральным законом документы.
Основаниями для отказа в выдаче лицензии являются:
- непредставление заявителем необходимых сведений либо представление им неверных сведений;
- невозможность обеспечения учета и сохранности оружия либо не обеспечение этих условий;
- другие предусмотренные настоящим Федеральным законом основания.
Статьей 10 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ определен круг субъектов, имеющих право на приобретение оружия, к которым, в том числе отнесены юридические лица с особыми уставными задачами.
Из материалов дела следует, что к видам деятельности ООО "Международный Аэропорт Кемерово" согласно пункту 4.2 статьи 4 устава общества, отнесено, в том числе обеспечение мер авиационной безопасности.
Во исполнение указанной задачи, в соответствии с нормами ВК РФ, Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности", утвержденных Приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, обществом создано структурное подразделение служба авиационной безопасности (САБ), которая осуществляет комплекс мероприятий по обеспечению гражданской авиации от актов незаконного вмешательства в ее деятельность, а также усиливает меры безопасности в период повышенной угрозы воздушному транспорту или чрезвычайных обстоятельств.
ООО "Международный Аэропорт Кемерово" имеет сертификат соответствия на вид аэропортовой деятельности - авиационная безопасность N ФАВТ А07.00133, сроком действия до 28.04.2011, выданный Федеральной службой по надзору в сфере транспорта.
Кроме того, общество имеет лицензию на осуществление деятельности по обеспечению авиационной безопасности серии АБ N 0907032 от 23.08.2007 сроком действия до 23.08.2012, в том числе на охрану воздушных судов на стоянках в целях исключения возможности проникновения на воздушные суда посторонних лиц, исключение возможности незаконного провоза на воздушном судне оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, отравляющих, легковоспламеняющихся веществ и других опасных предметов и веществ и введения особых мер предосторожности при разрешении их провоза, предполетный досмотр, а также послеполетный досмотр в случае его проведения в соответствии с законом РФ "О милиции", реализацию мер противодействия актам незаконного вмешательства в деятельность в области авиации и иных мер, в том числе осуществляемых с участием правоохранительных органов.
При таких обстоятельствах ООО "Международный Аэропорт Кемерово", имея в своей структуре службу авиационной безопасности, отвечающую всем предъявляемым к ней требованиям законодательства, что подтверждено, в том числе органами по сертификации и лицензионным органом в сфере осуществления деятельности по обеспечению авиационной безопасности, является юридическим лицом с особыми уставными задачами, которое может претендовать на получение лицензии на приобретение оружия и патронов к нему.
Более того, согласно статье 4 Федерального закона от 13.12.1996 N 150-ФЗ к служебному оружию относится оружие, предназначенное для использования должностными лицами государственных органов и работниками юридических лиц, которым законодательством Российской Федерации разрешено ношение, хранение и применение указанного оружия в целях самообороны или для исполнения возложенных на них федеральным законом обязанностей по защите жизни и здоровья граждан, собственности, по охране природы и природных ресурсов, ценных и опасных грузов, специальной корреспонденции.
Предприятия и организации, на которые законодательством Российской Федерации возложены функции, связанные с использованием и применением служебного оружия, являются юридическими лицами с особыми уставными задачами.
При этом, как указано выше, согласно пункту 5 Федеральных авиационных правил "Требования авиационной безопасности", утвержденные Приказом Минтранса России от 28.11.2005 N 142, службы авиационной безопасности аэропорта оснащаются служебным оружием, следовательно, в силу данного обстоятельства обществом относится к юридическим лицам с особыми уставными задачами.
Ссылка госоргана на Постановление Правительства РФ N 568 от 02 ноября 2009 года подлежит отклонению, исходя из следующего.
Во-первых, после издания названного постановления, были внесены изменения, согласно которым норма, касающаяся охраны международных аэропортов подразделениями вневедомственной охраны, отсутствует. В Постановлении Правительства РФ от 02.11.2009 N 886 указано на то, что аэропорты и их инфраструктуры входят в перечень объектов, подлежащих государственной охране.
Во-вторых, подателем жалобы не учтено, что из положений вышеприведенных норм следует, что исполнение требований авиационной безопасности может быть осуществлено, как органами вневедомственной охраны, так и службами авиационной безопасности аэропортов, эксплуатантов.
Суд апелляционной инстанции полагает, что иное толкование заинтересованным лицом правовых норм является ошибочным.
Следовательно, отказ ЛОВД г. Кемерово в выдаче разрешения ООО "Международный Аэропорт Кемерово" на право приобретения служебного оружия является незаконным, о чем правомерно указано судом первой инстанции.
Апелляционный суд учитывает также то, что суд первой инстанции обоснованно взыскал с госоргана судебные расходы по оплате государственной пошлины в силу следующего.
В соответствии со статьей 105 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации льготы по уплате государственной пошлины предоставляются в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно пункту 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются прокуроры, государственные органы, органы местного самоуправления и иные органы, обращающиеся в арбитражные суды в случаях, предусмотренных законом, в защиту государственных и (или) общественных интересов.
Статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившего в действие с 30.01.2009 г., пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации дополнен подпунктом 1.1, в соответствии с которым государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов и ответчиков, освобождаются от уплаты государственной пошлины.
В силу статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Таким образом, после прекращения отношений заявителя с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (заявителем и заинтересованным лицом) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.
При этом суд, взыскивая с ответчика уплаченную заявителем в бюджет государственную пошлину, возлагает на заинтересованное лицо обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебным расходам.
Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу. Напротив, в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации гарантируется возмещение всех понесенных судебных расходов в пользу выигравшей дело стороны независимо от того, является ли проигравшей стороной государственный или муниципальный орган.
Изменения, внесенные статьей 14 Федерального закона от 25.12.2008 г. N 281-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в пункт 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации, не распространяются на распределение судебных расходов.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к заключению о том, что, суд первой инстанции, удовлетворив заявленные обществом требования, принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Кемеровской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Следовательно, оснований для изменения обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба Кузбасского управления внутренних дел на транспорте Министерства внутренних дел РФ г. Кемерово удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьёй 156, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Седьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ
Решение арбитражного суда Кемеровской области 01 ноября 2010 года по делу N А27-13063/2010 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий: |
Колупаева Л. А. |
Судьи |
Бородулина И.И. |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А27-13063/2010
Истец: ООО "Международный Аэропорт Кемерово"
Ответчик: Кузбасское линейное управление внутренних дел на транспорте Министерства Внутренних дел РФ