город Москва |
|
31 октября 2011 г. |
N 09АП - 26040/2011-АК |
Резолютивная часть постановления объявлена 24.10.2011 г..
Постановление изготовлено в полном объеме 31.10.2011 г..
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
Председательствующего судьи Н.Н. Кольцовой,
Судей Б.С. Веклича, Д.Е. Лепихина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Р.А. Горловым,
рассмотрев апелляционную жалобу
Департамента земельных ресурсов г. Москвы
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2011 г.
по делу N А40-43006/11-144-329, принятое судьей Г.Н. Папелишвили,
по заявлению Закрытого акционерного общества Управляющая компания "Эстейт Инвест" (ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест") (ОГРН 1067760938167, 107078, г. Москва, пер. Орликов, д. 5, стр. 3)
Департаменту земельных ресурсов г. Москвы (ОГРН 1037739510423, 115054, г. Москва, Бахрушина, д. 20)
третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы (ОГРН 1027739900836, 125047, г. Москва, Триумфальная пл., д.1, стр. 1)
о признании незаконным отказа в оформлении договора купли-продажи
при участии в судебном заседании:
от заявителя - Попов С.А. по дов. от 06.06.2011 г. N 33/2011; Бостан О.Н. по дов. от 06.06.2011 г. N 34/2011;
от ответчика - Карнаух О.Т. по дов. от 28.02.2011 г. N 33-И-505/11;
от третьего лица - не явился, извещен;
УСТАНОВИЛ
ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест" обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы, оформленного письмом от 25.02.2011 г. N 33-5Т0-1084/10-(0)-1, в оформлении договора купли-продажи ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест" земельного участка по адресу: г. Москва, Берсеневская набережная, вл.12, стр.1, площадью 131 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0002020:1011; обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы в месячный срок принять решение о предоставлении на праве собственности владельцам инвестиционных паев ЗПИФН "Берсеньевский" в лице ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест" земельного участка по адресу: г. Москва, Берсеневская набережная, вл.12, стр.1, площадью 131 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0002020:1011; обязании Департамента земельных ресурсов г. Москвы в двухмесячный срок подготовить проект договора купли-продажи земельного участка по адресу: г.Москва, Берсеневская набережная, вл.12, стр.1, площадью 131 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0002020:1011, и направить его ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест" с предложением о заключении договора купли-продажи.
В качестве третьего лица привлечен Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы.
Решением от 05.08.2011 г. заявленные требования удовлетворены. При этом суд исходил из неправомерности отказа регистрирующего органа в оформлении договора купли-продажи земельного участка.
Департамент земельных ресурсов г. Москвы не согласился с решением суда и подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, считая их необоснованными, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, в удовлетворении апелляционной жалобы отказать, указывая на незаконность отказа Департамента в оформлении договора купли-продажи земельного участка. Считает, что как представитель владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Берсеньевский" имеет исключительное право на обращение за приватизацией (выкупом) данного земельного участка.
Комитет по архитектуре и градостроительству г. Москвы, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 123, 156, 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
В соответствии со ст.198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно ч.4 ст.200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Как следует из материалов дела ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест" в соответствии с п.29 Правил доверительного управления Закрытым паевым инвестиционным фондом недвижимости "Берсеньевкий", утвержденных приказом генерального директора ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест" от 16.11.2009 г. N 11 и зарегистрированных в ФСФР 15.12.2009 г. за N 1674-94111579, осуществляет доверительное управление паевым инвестиционным фондом недвижимости "Берсеньевский".
В состав имущества Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Берсеньевский" входит, в том числе, здание площадью 107,2 кв.м, расположенное по адресу: г.Москва, Берсеневская набережная, д.12, стр.1, что подтверждается имеющимся в материалах дела свидетельством о государственной регистрации права от 30.12.2009 г. 77АМ N 103233.
07.06.2010 г. ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест" в соответствии со ст.36 ЗК РФ, п.3 ст.11 Федерального закона РФ от 29.11.2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" от имени владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Берсеньевский" обратилось в Территориальное Управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в ЦАО в службу "одного окна" с заявлением об оформлении договора купли-продажи земельного участка площадью 131 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002020:1011, расположенного по адресу: г.Москва, Берсеневская набережная, вл.12, стр.1 с приложением всех необходимых документов вх.N 33-5Т0-1084/10-(0)-0 (л.д.16).
Письмом от 25.02.2011 г. N 33-5Т0-1084/10-(0)-1 Территориальное Управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в ЦАО отказало ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест" в оформлении договора купли-продажи земельного участка площадью 131 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002020:1011, расположенного по адресу: г.Москва, Берсеневская набережная, вл.12, стр.1. В обоснование отказа Территориальное Управление Департамента земельных ресурсов города Москвы в ЦАО указало, что согласно заключению Москомархитектуры часть вышеуказанного земельного участка находится на территории береговой полосы и в соответствии со ст.6 Водного кодекса РФ предназначена для общего пользования. В соответствии со ст.27 Земельного кодекса РФ запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной соответствии с Водным кодексом РФ (л.д.17).
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения заявителя в суд с настоящим заявлением.
В соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст. ст. 9-11 Земельного кодекса РФ.
Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Пунктом 5 ст.36 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в названной статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 названного Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом власти, уполномоченным на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным Перечнем.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления в месячный срок со дня поступления заявления о приобретении прав на земельный участок принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия соответствующего решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Принимая во внимание факт представления ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест" заявления и документов для оформления договора купли-продажи земельного участка площадью 131 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002020:1011, расположенного по адресу: г. Москва, Берсеневская набережная, вл.12, стр.1, суд первой инстанции с учетом Регламента подготовки документов Департамента земельных ресурсов города Москвы в режиме "одного окна", утвержденного Постановлением Правительства Москвы от 13.03.2007 г. N 168-ПП, обоснованно исходил из незаконности отказа Департамента земельный ресурсов г. Москвы в оформлении спорного земельного участка.
Согласно п.4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" при рассмотрении дел о признании незаконными действий (бездействия) органа исполнительной власти по предоставлению земельных участков в собственность, суды оценивают доводы органов государственной власти о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных нужд.
Отказывая в оформления договора купли-продажи спорного земельного участка, ответчик со ссылкой на отрицательное заключение Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы от 20.08.2010 г. N 001-50-2105/0-1, указывает, что часть истребуемого в собственность земельного участка по адресу: г.Москва, Берсеневская набережная, вл.12, стр.1 находится на территории береговой полосы, которая в соответствии со ст.6 Водного кодекса РФ предназначена для общего пользования и не подлежит приватизации в соответствии со ст.27 Земельного кодекса РФ (л.д.108-112).
В соответствии с п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ к земельным участкам, находящимся в государственной или муниципальной собственности и ограниченным в обороте, отнесены, в частности, участки в пределах особо охраняемых природных территорий, а также, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.
Согласно п.1 ст. 94 Земельного кодекса РФ к землям особо охраняемых территорий относятся земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации или решениями органов местного самоуправления полностью или частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.
Частью 5 ст.2 Федерального закона РФ от 14.03.1995 г. N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" установлено, что для объявления земель особо охраняемыми природными территориями органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об их резервировании.
Порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд, установлен ст.70.1 Земельного кодекса РФ и принятым в ее развитие Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, которым утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд, согласно которому для резервирования земель необходимо: принятие решения о резервировании земель; наличие схемы резервируемых земель, а также перечня кадастровых номеров земельных участков, которые полностью или частично расположены в границах резервируемых земель, которые в обязательном порядке прилагаются к решению о резервировании; обязательная государственная регистрация ограничений прав на земельные участки полностью или частично расположенных в границах резервируемых земель в ЕГРП.
Как правомерно установлено судом первой инстанции, согласно имеющемуся в материалах дела кадастровому паспорту земельного участка площадью 131 кв.м с кадастровым номером 77:01:0002020:1011, расположенного по адресу: г. Москва, Берсеневская набережная, вл.12, стр.1, разрешенным использованием данного земельного участка является размещение административных и офисных зданий (л.д.11-15).
В соответствии с п.п. 8.1, 8.2 кадастрового паспорта он не относится к категории земель водного фонда (л.д.14).
Кроме того, в материалах дела имеется схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, согласно которой спорный земельный участок не находится в пределах красных линий и, следовательно, к территориям общего пользования не относится (л.д.19).
Пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрены основания, по которым юридическому лицу может быть отказано в предоставлении земельного участка в собственность в случае изъятия земельных участков из оборота, установления федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков, резервирования земель для государственных нужд.
Судом первой инстанции правомерно установлено, что спорный земельный участок из оборота не изъят; какие-либо ограничения в приватизации спорного земельного участка отсутствовали; доказательств запрета на приватизацию не представлено; доказательств наличия решения уполномоченного органа государственной власти о резервировании земельного участка, а также государственной регистрации данного обременения в порядке, предусмотренном ст.70.1 Земельного кодекса РФ и Положением о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22.07.2008 г. N 561, ответчиком в материалы дела не представлено.
Таким образом, отказ Департамента земельных ресурсов г. Москвы в оформлении договора купли-продажи ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест" земельного участка по адресу: г. Москва, Берсеневская набережная, вл.12, стр.1, площадью 131 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0002020:1011 нарушил права и охраняемые законом интересы заявителя, как представителя владельцев инвестиционных паев Закрытого паевого инвестиционного фонда недвижимости "Берсеньевский", имеющего исключительное право в силу ст.36 ЗК РФ и п.3 ст.11 Федерального закона РФ от 29.11.2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" на обращение от имени указанных выше лиц за приватизацией (выкупом) вышеуказанного земельного участка.
В соответствии с ч.2 ст.201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) незаконными.
Согласно п. 3 ч.5 ст. 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
В связи с признанием незаконным отказа Департамента земельных ресурсов г. Москвы, оформленного письмом от 25.02.2011 г. N 33-5Т0-1084/10-(0)-1, в оформлении договора купли-продажи ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест" земельного участка по адресу: г. Москва, Берсеневская набережная, вл.12, стр.1, площадью 131 кв.м, с кадастровым номером 77:01:0002020:1011 суд первой инстанции правомерно обязал Департамент устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест".
При изложенных обстоятельствах, оснований для отмены решения суда и удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Расходы по государственной пошлине распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г. Москвы от 05.08.2011 г.. по делу N А40-43006/11-144-329 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Федеральном арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья: |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Б.С. Веклич |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-43006/2011
Истец: ЗАО Управляющая компания "Эстейт Инвест"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ЗЕМЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Г. МОСКВЫ, Департамент земельных ресурсов города Москвы
Третье лицо: Комитет по архитектуре и градостроительству города Москвы, МОСКОМАРХИТЕКТУРА
Хронология рассмотрения дела:
31.10.2011 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-26040/11